RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Прекратите убивать Россию!
11 февраля 2020 г.

Прекратите убивать Россию!

11 февраля 2020 года в ИА «Интерфакс» состоялась пресс-конференция руководства КПРФ на тему «Стране нужна Конституция справедливости».
Трамп: от дочки к «матери»
14 апреля 2017 г.

Трамп: от дочки к «матери»

США неожиданно применили в Афганистане сверхмощную фугасную бомбу, которая получила прозвище «мать всех бомб»
Воровать так миллиарды?
18 апреля 2018 г.

Воровать так миллиарды?

17 апреля 2018 года освобожден от наказания бывший президент банка «Евротраст» Крысин, облопошивший страну на сумму не менее 3,4 млрд рублей.
 Четверть века любви и счастья
3 августа 2020 г.

Четверть века любви и счастья

4 августа 2020 года у Александра и Оксаны Макаровых — серебряная свадьба! Поздравляем!
1 млн 260 тысяч подписей «За жизнь!»
22 января 2018 г.

1 млн 260 тысяч подписей «За жизнь!»

26 января в Москве состоятся Международные рождественские чтения «Перспективы развития помощи семье и противоабортной деятельности в России»
Главная » Акцент дня » Алексей Маресьев: начало подвига

Алексей Маресьев: начало подвига

4 апреля 1942 года в воздушном бою в районе Старой Руссы истребитель, пилотируемый лейтенантом Алексеем Маресьевым, был подбит.

Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки..
Алексей Маресьев: начало подвига

Впереди в гуще леса блеснул белый островок - занесённое снегом болото. Алексей направил туда падающий самолёт, но запаса скорости у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели...

Дальнейшая судьба лётчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью - всё это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей. От неменуемой гибели его спасли жители деревни Плавни - подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Через линию фронта его вывез на связном У-2 командир эскадрильи Андрей Дехтяренко.
Всё, что произошло со старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом - госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно - врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти - возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле - непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, 3 курса рабфака. Работал механиком - дизелистом в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. С августа 1941 года лейтенант А. П. Маресьев в действующей армии. По март 1942 года сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 года - в 580-м ИАП; с июля 1943 года по апрель 1944 года - в 63-м Гвардейском ИАП. К концу марта 1942 года лётчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант А. П. Маресьев в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток лётчик пробирался к своим войскам.
После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 года вернулся в строй. Во время боёв на Курской дуге заместитель командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев сбил 3 самолёта противника. 25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1946 году Гвардии майор А. П. Маресьев уволен из армии по состоянию здоровья. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук. Кандидат исторических наук. В 1956 - 1983 годах ответственный секретарь, с 1983 года 1-й заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны. Автор сочинений: "На Курской дуге" и других. Умер 18 мая 2001 года, похоронен в Москве.

О подвиге Маресьева мы подробно писали: http://rosgeroika.ru/100-let-maresevu

 

Сергей Турченко
3 апреля 2018 г.

Комментарии:

Галина Слезко 19.05.2016 в 12:21 # Ответить
Камышин.
Небольшой уютный городок в Волгоградской области с богатой историей. Что о нём можно было бы рассказать? А многое, как оказалось. Так часто бывает. Попадаешь в небольшой город, останавливаешься у памятника герою, родившемуся на этой земле, и перед тобой открываются яркие картины истории. Одна, другая, третья...
Камышин –родной город Алексея Маресьева. Герой Великой Отечественной Войны, военный лётчик, он с детства мечтал летать. Местные жители рассказывают такую легенду: парнишкой Алексей как то пошел за водой к местной речке Камышинке. В то время водопровода в домах не было. И воду брали непосредственно из речки. Наклонившись к воде, паренёк увидел там отражение летящего в небе самолёта. И понял, что с небом хотел бы связать всю свою жизнь. Это в наше время летящим в небе самолётом никого не удивишь. А в двадцатые годы это было событием. В годы зарождения авиации , эпохи , которая характеризуется величением скорости истребительной авиации, созданием многомоторных бомбардировщиков и появление гражданских самолётов вместо пассажирских дирижаблей самолёт в небе всё равно был достаточной редкостью. Явлением, аналогичному увидеть в небе космический корабль. Добавлю, что в это время гражданская авиация характеризовалась развитием типа самолета «летающие лодка», основоположником которого был И.И. Сикорский. Кстати, они занимали лидирующее положение в гражданской авиации того времени. И впоследствии, было незаслуженно забыто.
Своё упорство в достижении цели он проявил уже тогда, когда стал лётчиком, хотя, по здоровью он не смог сразу поступить в лётное училище. Его преследовали дикие суставные боли, возможно, ревматизм. Парень по комсомольской путёвке уехал на Дальний Восток, где строился в это время город Комсомольск- на -Амуре. И работал там обычным лесорубом. Город строился в тайге. Трудно сказать, что помогла ему восстановить здоровье на Амурской земле. Климат? Таёжные травы? Уникальный мёд или всё это вместе сыграло на оздоровление? Природа там действительно удивительная, а климат- особенный. В любом случае, парню хватало сил, что бы после работы ещё и заниматься в аэроклубе. Кстати, такие аэроклубы просуществовали в разных городах до 80х годов прошлого века, открыв дорогу в небо многим молодым парням и девушкам. В 1940 м году Алексей Петрович заканчивает Батайское лётное училище в звании младшего лейтенанта и работает там инструктором. А в 1941 м году он уже воюет на Юго- Западном фронте. Но в начале апреля 1942 года Маресьев оказывается на Северо-Западном фронте. И там, в районе Новгородской области его самолёт был подбит,во время одного из боевых вылетов. Удивительно, что лётчик остался жив после падения самолёта. Он упал в лесу, на территории врага и деревья смягчили падение. Но, как оказалось, у лётчика были повреждены ноги. Задумайтесь, многие ли из нас заставляли бы себя восемнадцать суток ползти, превозмогая боль и голод , в надежде на то, что тебя найдут люди? Именно столько это человек находился в лесу, в снегу, на холодной земле, заставляя себя двигаться. И его нашли. Ребятишки. Потом была крестьянская изба, где его выхаживали колхозники и далее - госпиталь. Ноги спасти не удалось. Впереди маячили протезы и тыловая, спокойная жизнь. Но могла ли такая жизнь устроить человека, строившего молодой город в тайге, научившегося летать и выжившего в зимнем лесу? И вполне логичным кажется его поступок, когда он добивается права снова встать в строй и подняться в небо. На протезах, после постоянных жёстких тренировок, он научился не только ходить, но и управлять боевой машиной.
А чего стоило ему добиться этого возвращения в строй? Доказать всевозможным комиссиям , что человек с протезами может управлять боевой машиной. И показать на своём примере тысячам раненых молодых мальчишек, что жизнь на ранении не кончается. (Кстати, помимо Алексея Петровича Маресьева, снова подняться в воздух без ног, смогли ещё восемь человек. Семеро из них были лётчиками-истребителями. Это гвардии полковник А. И. Грисенко, гвардии подполковник И. С. Любимов, майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, гвардии капитан З. А. Сорокин, гвардии капитан Г. П. Кузьмин, старший лейтенант И. М. Киселёв. Старший лейтенант И. А. Маликов, служил в бомбардировочной авиации). Интересно, что в царской России был случай, когда лётчик смог вернуться в строй , потеряв правую ногу. Запомните имя: авиатор Александр Прокофьев-Северский , который в 1915 году потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся к полноценной службе.
К памяти лётчика - героя в городе относятся бережно. В краеведческом музее Камышина собраны и представлены уникальные экспонаты, рассказывающие о жизни и подвиге Алексея Маресьева. Его вещи собираются в уникальную коллекцию и выставляются постоянно, обновляя уже имеющуюся экспозицию. К примеру, сохранилась даже его школьная парта. В музее также можно увидеть протезы лётчика и его письменный стол. Не буду далее перечислять. Приезжайте. Смотрите. Прогуляйтесь по городу. Вам будут рады. Скажу только, что была приятно удивлена, когда увидела экспозицию, посвященную подвигу горожан, совершенному уже в наше время. Я говорю о ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В сквере, рядом с парком лётной техники установлен памятник герою Советского Союза. У горожан стало уже доброй традицией приходить к памятнику в день свадьбы, окончания школы или в день другого знаменательного для себя события.
А в Парке Победы, по инициативе горожан в 2015 м году, возникла Стена Памяти. Каждый горожанин может принести и оставить на специальной стене фотографию своего родственника-фронтовика. Люди живут, пока о них помнят. А в Камышине о своих фронтовиках помнят.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 сентебря
вторник
2020

В этот день:

Аляска — русская земля

22 сентября 1784 года русские первопроходцы основали первое постоянное поселение на Аляске. Это послужило началом образования Русской Америки (совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшая Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаг и поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс).

Аляска — русская земля

22 сентября 1784 года русские первопроходцы основали первое постоянное поселение на Аляске. Это послужило началом образования Русской Америки (совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшая Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаг и поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс).

Первыми русскими, которые со стороны Сибири открыли Аляску (Америку), были члены экспедиции Семена Дежнева в 1648 году. В 1732 году Михаил Гвоздев на боте «Святой Гавриил» совершил плавание к берегам «Большой земли» (северо-западной Америки), первым из европейцев достиг побережья Аляски в районе мыса Принца Уэльского. Гвоздев определил координаты и нанес на карту около 300 км побережья полуострова Сьюард, описал берега пролива и острова, лежащие в нём. В 1741 году экспедиция Беринга на двух пакетботах «Святой Петр» (Беринг) и «Святой Павел» (Чириков) исследовала Алеутские острова и берега Аляски. В 1784 году на остров Кадьяк (Бухта Трех Святителей) прибыла экспедиция Шелихова в составе трех галиотов («Три святителя», «Св. Симеон» и «Св. Михаил»). «Шелиховцы» основали здесь первое постоянное поселение (Северо-восточная компания), начали усиленно осваивать остров, подчиняя местных эскимосов (конягов), способствуя распространению православия среди туземцев и внедряя ряд сельскохозяйственных культур (картофель, репа).

Параллельно с компанией Шелихова Аляску осваивала конкурирующая с ним компания купца Лебедева-Ласточкина. Снаряженный им галиот «Св. Георгий» (Коновалов) прибыл в 1791 году в залив Кука, а его экипаж основал Николаевский редут. В 1792 году «лебедевцы» основали поселение на берегах озера Илиамна и снарядили экспедицию Василия Иванова к берегам реки Юкон.

С 1808 года столицей русской Америки становится Ново-Архангельск. Фактически управление американскими территориями ведется Российско-американской компанией, главный штаб которой находился в Иркутске, официально Русская Америка включена в состав сначала Сибирского генерал-губернаторства, а после его разделения в 1822 году на Западное и Восточное, в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.

11 сентября 1812 года русский купец Иван Кусков основал Форт-Росс (в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии), ставший самым южным форпостом русской колонизации Америки. Формально эта земля принадлежала Испании, однако Кусков купил её у индейцев. Вместе с собой он привел 95 русских и 80 алеутов.

C 9 июля 1799 по 18 октября 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании.

Начало Крымской войны (1853—1856) ставило русские колонии в Северной Америке в чрезвычайно трудное положение, поскольку русская Аляска граничила с британской Канадой. Боевые действия на Дальнем Востоке в этот период показали абсолютную незащищённость восточных земель Российской империи и в особенности Аляски. Дабы не потерять даром территорию, которую невозможно было защитить и освоить в обозримом будущем, было принято решение о её продаже. В январе 1841 года Форт-Росс был продан гражданину Мексики Джону Саттеру. А в 1867 году США выкупили Аляску за 7 200 000 долларов.

 

Александр Суворов - «Генерал Вперед»

22 сентября 1789 года осуществелен разгром турецкой армии русско-австрийскими войсками под командованием генерала А. В. Суворова в битве при Рымнике в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов.

Александр Суворов - «Генерал Вперед»

22 сентября 1789 года осуществелен разгром турецкой армии русско-австрийскими войсками под командованием генерала А. В. Суворова в битве при Рымнике в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов.

 Османская империя планировала в этой войне вернуть себе земли, отошедшие к России в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, в том числе и Крым. Война закончилась победой России и заключением Ясского мира. Битва при Рымнике - одно из главных сражений Русско-турецкой войны 1787—1791 годов.

В состав отряда Суворова входили 9 не полностью укомплектованных батальонов пехоты, 9 эскадронов карабинеров, 2 казачьих полка и тысяча арнаутов (итого около 6,5 тыс. человек). Корпус принца Кобургского включал в себя 10 батальонов пехоты и 30 эскадронов кавалерии (всего около 18 тыс. человек). Таким образом, численность объединённых русско-австрийских войск составляла приблизительно 25 тыс. солдат и офицеров.

В составе объединенных отрядов Юсуф-паши было более 100 тысяч штыков и сабель. Но Суворов, переправившись через Рымну в ночь на 22 сентября, сразу же повел войска в наступление. Турки не ожидали такой отваги и дрогнули. Значительная часть войск рассеялась, преследуемая русскими отрядами. За смелые и решительные наступательные действия против превосходящих сил противника австрийцы прозвали Суворова «Генерал Вперёд».

Потери войска Юсуф-паши только убитыми в день сражения составили не менее 15 тысяч человек. Потери русско-австрийских войск не превышали 500 человек.

Победа при Рымнике стала одной из наиболее блистательных побед Александра Суворова. За победу в ней он был возведён Екатериной II в графское достоинство с названием Рымникский, получил бриллиантовые знаки Андреевского ордена, шпагу, осыпанную бриллиантами с надписью «Победителю визиря», бриллиантовый эполет, драгоценный перстень и Орден Святого Георгия 1-й степени.

 

Форсирование Днепра

22 сентября 1943 года на рассвете войска Центрального и Воронежского фронта начали переправу и захват плацдармов на правом берегу Днепра. К этому моменту Советские войска заняли противоположный от немецких войск берег практически на протяжении 300 километров.

Форсирование Днепра

22 сентября 1943 года на рассвете войска Центрального и Воронежского фронта начали переправу и захват плацдармов на правом берегу Днепра. К этому моменту Советские войска заняли противоположный от немецких войск берег практически на протяжении 300 километров.

Все немногие штатные плавсредства были использованы войсками, но их катастрофически не хватало. Поэтому основные силы форсировали Днепр на подручных средствах: рыбацких лодках, импровизированных плотах из бревен, бочек, стволов деревьев и досок.

Большой проблемой была переправа тяжёлой техники: на многих плацдармах войска не смогли быстро переправлять её в достаточном количестве на плацдармы, что вело к затяжным боям по их обороне и расширению и увеличивало потери советских войск.

Первый плацдарм на правом берегу Днепра был завоёван 22 сентября 1943 в районе слияния Днепра и реки Припяти, в северной части фронта. Почти одновременно 3-я гвардейская танковая армия и 40-я армия Воронежского фронта добились такого же успеха южнее Киева. 24 сентября ещё одна позиция на западном берегу была отвоевана недалеко от Днепродзержинска, 28 сентября — ещё одна рядом с Кременчугом. К концу месяца было создано 23 плацдарма на противоположном берегу Днепра, некоторые из них — 10 километров в ширину и 1-2 километра в глубину. Всего Днепр к 30 сентября форсировали 12 советских армий. Так же было организовано множество ложных плацдармов цель которых была имитация массовой переправы и рассредоточение огневой мощи немецкой артиллерии.

После этого советские войска практически создали новый укрепрайон на завоеванных плацдармах, фактически закопавшись в землю от огня противника, и прикрывая своим огнем подход новых сил.

Значительную помощь советским войскам в ходе форсирования Днепра оказали партизаны: в общей сложности, в Битве за Днепр приняли участие 17 332 украинских советских партизан, которые совершали нападения на подразделения немецких войск, вели разведку, служили проводниками для переправившихся подразделений советских войск.

За форсирование Днепра 2438 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, что больше, чем суммарное количество награждённых за всю предыдущую историю награды. Такое массовое награждение за одну операцию было единственным за всю историю войны. Беспрецедентное количество награждённых также отчасти объясняется директивой Ставки ВГК от 9 сентября 1943, гласившей: "В ходе боевых операций войскам Красной Армии приходится и придётся преодолевать много водных преград. Быстрое и решительное форсирование рек, особенно крупных, подобных реке Десна и реке Днепр, будет иметь большое значение для дальнейших успехов наших войск. За форсирование такой реки, как река Десна в районе Богданове (Смоленской области) и ниже, и равных Десне рек по трудности форсирования представлять к наградам:

1. Командующих армиями — к ордену Суворова 1-й степени.

2. Командиров корпусов, дивизий, бригад — к ордену Суворова 2-й степени.

3. Командиров полков, командиров инженерных, сапёрных и понтонных батальонов — к ордену Суворова 3-й степени.

За форсирование такой реки, как река Днепр в районе Смоленск и ниже, и равных Днепру рек по трудности форсирования названных выше командиров соединений и частей представлять к присвоению звания Героя Советского Союза".

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии