RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Казачья вольница
21 октября 2017 г.

Казачья вольница

На сцене Большого зала Государственного Кремлёвского дворца прошёл концерт, посвященный 80-летию Краснодарского края
Путин обогнал не только Грудинина, но и Брежнева
21 марта 2018 г.

Путин обогнал не только Грудинина, но и Брежнева

Владимир Владимирович "правит" уже дольше, чем Леонид Ильич, только результаты разные
Первомай – праздник труда, но не капитала!
1 мая 2017 г.

Первомай – праздник труда, но не капитала!

Он возник в середине XIX века в рабочем движении и получил название Дня международной солидарности трудящихся
Как власть «мочит» Грудинина
26 января 2018 г.

Как власть «мочит» Грудинина

Провластные СМИ действуют по западным лекалам двойных стандартов
Встреча с корейскими друзьями
18 февраля 2017 г.

Встреча с корейскими друзьями

Делегация Региональной общественной организации «Бородино 2012-2045» посетила посольство КНДР
Главная » Акцент дня » Алексей Маресьев: начало подвига

Алексей Маресьев: начало подвига

4 апреля 1942 года в воздушном бою в районе Старой Руссы истребитель, пилотируемый лейтенантом Алексеем Маресьевым, был подбит.

Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки..
Алексей Маресьев: начало подвига

Впереди в гуще леса блеснул белый островок - занесённое снегом болото. Алексей направил туда падающий самолёт, но запаса скорости у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели...

Дальнейшая судьба лётчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью - всё это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей. От неменуемой гибели его спасли жители деревни Плавни - подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Через линию фронта его вывез на связном У-2 командир эскадрильи Андрей Дехтяренко.
Всё, что произошло со старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом - госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно - врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти - возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле - непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, 3 курса рабфака. Работал механиком - дизелистом в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. С августа 1941 года лейтенант А. П. Маресьев в действующей армии. По март 1942 года сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 года - в 580-м ИАП; с июля 1943 года по апрель 1944 года - в 63-м Гвардейском ИАП. К концу марта 1942 года лётчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант А. П. Маресьев в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток лётчик пробирался к своим войскам.
После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 года вернулся в строй. Во время боёв на Курской дуге заместитель командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев сбил 3 самолёта противника. 25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1946 году Гвардии майор А. П. Маресьев уволен из армии по состоянию здоровья. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук. Кандидат исторических наук. В 1956 - 1983 годах ответственный секретарь, с 1983 года 1-й заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны. Автор сочинений: "На Курской дуге" и других. Умер 18 мая 2001 года, похоронен в Москве.

О подвиге Маресьева мы подробно писали: http://rosgeroika.ru/100-let-maresevu

 

Сергей Турченко
3 апреля 2018 г.

Комментарии:

Галина Слезко 19.05.2016 в 12:21 # Ответить
Камышин.
Небольшой уютный городок в Волгоградской области с богатой историей. Что о нём можно было бы рассказать? А многое, как оказалось. Так часто бывает. Попадаешь в небольшой город, останавливаешься у памятника герою, родившемуся на этой земле, и перед тобой открываются яркие картины истории. Одна, другая, третья...
Камышин –родной город Алексея Маресьева. Герой Великой Отечественной Войны, военный лётчик, он с детства мечтал летать. Местные жители рассказывают такую легенду: парнишкой Алексей как то пошел за водой к местной речке Камышинке. В то время водопровода в домах не было. И воду брали непосредственно из речки. Наклонившись к воде, паренёк увидел там отражение летящего в небе самолёта. И понял, что с небом хотел бы связать всю свою жизнь. Это в наше время летящим в небе самолётом никого не удивишь. А в двадцатые годы это было событием. В годы зарождения авиации , эпохи , которая характеризуется величением скорости истребительной авиации, созданием многомоторных бомбардировщиков и появление гражданских самолётов вместо пассажирских дирижаблей самолёт в небе всё равно был достаточной редкостью. Явлением, аналогичному увидеть в небе космический корабль. Добавлю, что в это время гражданская авиация характеризовалась развитием типа самолета «летающие лодка», основоположником которого был И.И. Сикорский. Кстати, они занимали лидирующее положение в гражданской авиации того времени. И впоследствии, было незаслуженно забыто.
Своё упорство в достижении цели он проявил уже тогда, когда стал лётчиком, хотя, по здоровью он не смог сразу поступить в лётное училище. Его преследовали дикие суставные боли, возможно, ревматизм. Парень по комсомольской путёвке уехал на Дальний Восток, где строился в это время город Комсомольск- на -Амуре. И работал там обычным лесорубом. Город строился в тайге. Трудно сказать, что помогла ему восстановить здоровье на Амурской земле. Климат? Таёжные травы? Уникальный мёд или всё это вместе сыграло на оздоровление? Природа там действительно удивительная, а климат- особенный. В любом случае, парню хватало сил, что бы после работы ещё и заниматься в аэроклубе. Кстати, такие аэроклубы просуществовали в разных городах до 80х годов прошлого века, открыв дорогу в небо многим молодым парням и девушкам. В 1940 м году Алексей Петрович заканчивает Батайское лётное училище в звании младшего лейтенанта и работает там инструктором. А в 1941 м году он уже воюет на Юго- Западном фронте. Но в начале апреля 1942 года Маресьев оказывается на Северо-Западном фронте. И там, в районе Новгородской области его самолёт был подбит,во время одного из боевых вылетов. Удивительно, что лётчик остался жив после падения самолёта. Он упал в лесу, на территории врага и деревья смягчили падение. Но, как оказалось, у лётчика были повреждены ноги. Задумайтесь, многие ли из нас заставляли бы себя восемнадцать суток ползти, превозмогая боль и голод , в надежде на то, что тебя найдут люди? Именно столько это человек находился в лесу, в снегу, на холодной земле, заставляя себя двигаться. И его нашли. Ребятишки. Потом была крестьянская изба, где его выхаживали колхозники и далее - госпиталь. Ноги спасти не удалось. Впереди маячили протезы и тыловая, спокойная жизнь. Но могла ли такая жизнь устроить человека, строившего молодой город в тайге, научившегося летать и выжившего в зимнем лесу? И вполне логичным кажется его поступок, когда он добивается права снова встать в строй и подняться в небо. На протезах, после постоянных жёстких тренировок, он научился не только ходить, но и управлять боевой машиной.
А чего стоило ему добиться этого возвращения в строй? Доказать всевозможным комиссиям , что человек с протезами может управлять боевой машиной. И показать на своём примере тысячам раненых молодых мальчишек, что жизнь на ранении не кончается. (Кстати, помимо Алексея Петровича Маресьева, снова подняться в воздух без ног, смогли ещё восемь человек. Семеро из них были лётчиками-истребителями. Это гвардии полковник А. И. Грисенко, гвардии подполковник И. С. Любимов, майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, гвардии капитан З. А. Сорокин, гвардии капитан Г. П. Кузьмин, старший лейтенант И. М. Киселёв. Старший лейтенант И. А. Маликов, служил в бомбардировочной авиации). Интересно, что в царской России был случай, когда лётчик смог вернуться в строй , потеряв правую ногу. Запомните имя: авиатор Александр Прокофьев-Северский , который в 1915 году потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся к полноценной службе.
К памяти лётчика - героя в городе относятся бережно. В краеведческом музее Камышина собраны и представлены уникальные экспонаты, рассказывающие о жизни и подвиге Алексея Маресьева. Его вещи собираются в уникальную коллекцию и выставляются постоянно, обновляя уже имеющуюся экспозицию. К примеру, сохранилась даже его школьная парта. В музее также можно увидеть протезы лётчика и его письменный стол. Не буду далее перечислять. Приезжайте. Смотрите. Прогуляйтесь по городу. Вам будут рады. Скажу только, что была приятно удивлена, когда увидела экспозицию, посвященную подвигу горожан, совершенному уже в наше время. Я говорю о ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В сквере, рядом с парком лётной техники установлен памятник герою Советского Союза. У горожан стало уже доброй традицией приходить к памятнику в день свадьбы, окончания школы или в день другого знаменательного для себя события.
А в Парке Победы, по инициативе горожан в 2015 м году, возникла Стена Памяти. Каждый горожанин может принести и оставить на специальной стене фотографию своего родственника-фронтовика. Люди живут, пока о них помнят. А в Камышине о своих фронтовиках помнят.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 июля
воскресенье
2018

В этот день:

Первый царь рода Романовых

22 июля 1596 года родился Михаил Федорович РОМАНОВ, избранный впоследствии первым царем из романовского рода.

Первый царь рода Романовых

22 июля 1596 года родился Михаил Федорович РОМАНОВ, избранный впоследствии первым царем из романовского рода.

На царство он был избран народом в лице Земского собора 1613 года, решившего что только 16-летний Романов по своему родству может быть преемником прежних царей Рюриковичей. После Смуты он почти заново построил Московское государство, укрепил самодержавную власть. Дом Романовых простял 300 лет на созданном им фундаменте.

Военный воздухоплаватель Михаил Лавров

22 июля 1873 года родился Михаил Иванович ЛАВРОВ - один из первых воздухоплавателей в Российском ВМФ.

Военный воздухоплаватель Михаил Лавров

22 июля 1873 года родился Михаил Иванович ЛАВРОВ - один из первых воздухоплавателей в Российском ВМФ.

 

Лейтенант Михаил Иванович Лавров накануне русско-японской войны был назначен заведующим морским воздухоплавательным парком в Порт-Артуре. Так как оборудование парка было захвачено японцами, вынужден был создавать его заново в осажденной крепости. Изготовил два сферических аэростата: “Попугай” и “Орел”. Из-за недостатка водорода совершил лишь один подъем. Предложил переоборудовать коммерческий пароход типа “Шилка” в воздухоплавательный корабль. Смертельно ранен 22 ноября 1904 г. при защите горы Высокой. Скончался в госпитале на следующий день.

Кстати, в годы русско-японской войны в списки отечественного флота был зачислен необычный корабль - воздухоплавательный крейсер (по официальной классификации - крейсер II ранга) "Русь". История этого уникального корабля, имевшего на борту оборудование для ведения разведки с помощью воздушных шаров, печальна. Он так и не дошел до Порт-Артура.

Авиаконструктор Павел Сухой

22 июля 1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ - один из основателей советской реактивной авиации.

Авиаконструктор Павел Сухой

22 июля 1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ - один из основателей советской реактивной авиации.

 

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. В 1940—1949 — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949—1953 — заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработан ряд не реализованных проектов, например Су-13. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.

Генерал армии Владимир Лобов

22 июля 1935 года родился Владимир Николаевич ЛОБОВ, последний начальник Генштаба ВС СССР

Генерал армии Владимир Лобов

22 июля 1935 года родился Владимир Николаевич ЛОБОВ, последний начальник Генштаба ВС СССР

Окончил Рязанское артиллерийское училище, Военную академию имени М. В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Служил в Туркестанском, Московском, Забайкальском, Ленинградском, Белорусском, Среднеазиатском военных округах, Группе советских войск в Германии.За годы службы командовал взводом, батальоном, полком, дивизией, корпусом, армией, войсками округа. Был первым заместителем начальника Генштаба ВС СССР, начальником штаба Объединенных вооруженных сил государств — участников Варшавского договора, начальником академии имени М. В. Фрунзе. В августе 1991 года назначен начальником Генерального штаба ВС СССР. В декабре того же года без объяснения причин был смещен президентом СССР М. Горбачевым с должности.Доктор военных наук, профессор, автор и руководитель многих трудов.

 

Первые собаки в космосе

22 июля 1951 года дворняжки ДЕЗИК и ЦЫГАН — поднялись в космос.

Первые собаки в космосе

22 июля 1951 года дворняжки ДЕЗИК и ЦЫГАН — поднялись в космос.

Целью эксперимента по запуску собак было наблюдение за поведением высокоорганизованных животных в условиях ракетного полёта на баллистических ракетах, а также изучение сложных физических явлений в околоземном пространстве. Кроме этого, проводились испытания системы аварийного спасения головной части ракеты с пассажирами.

Ракета поднялась на высоту около 101 км, достигнув линии Кармана (условной границы атмосферы Земли и космоса). Полёт продолжался около 20 минут, контейнер с собаками благополучно приземлился в нескольких километрах от стартовой площадки. Дезик и Цыган стали первыми в истории животными, осуществившими полёт на ракете на огромную по тем временам высоту, и благополучно вернувшимися обратно.

Примерно в это же время в США на ракете «Аэроби», которая способна была поднять полезную нагрузку до 60 кг на высоту до 70 км были запущены три белые мыши с аппаратурой, обеспечивающей их жизнедеятельность и способной регистрировать отдельные моменты поведения животных в полёте. Однако это достижение сильно не дотягивало по грандиозности до разработок СССР, что придавало уверенности исследователям в правильности направления к осуществлению планов по запуску на орбиту человека.

К сожалению, Дезик после своего первого старта прожил всего одну неделю. 29 июля 1951 года он и его новая напарница по кабине — собака по кличке Лиса, принимали участие во втором испытательном полёте. Ракета В-1Б (Р-1Б) штатно поднялась в небо, однако в назначенное время у отделившейся от ракеты головной части, которая находилась в свободном падении, не раскрылся парашют (он остался запакованным в контейнере). Падая с высоты в 110 км, кабина на огромной скорости врезалась в землю. Собаки погибли.

Дезик стал одним из первых покорителей космоса и первой жертвой, только начинающей развиваться, космической программы.

Председатель Госкомиссии Анатолий Аркадьевич Благонравов приказал напарника Дезика — Цыгана больше к полётам не допускать. Его решили пожалеть и оставить для истории. Кроме того, необходимо было проследить, не выявятся ли последствия полётов на геофизических ракетах через продолжительное время. По рассказам очевидцев, Цыган оказался на редкость злым псом. Виварий, в котором он жил некоторое время после полёта, однажды инспектировал генерал. Цыган имел право разгуливать по помещению, когда захочет, и когда увидел проверяющего, который почему-то пришёлся ему не по душе, спокойно подошел к нему и укусил за ногу. Разозлённый генерал решил задать Цыгану трёпку, однако его попросили этого не делать с первооткрывателем космоса. На всякий случай Благонравов забрал пса с собой в Москву. У него Цыган прожил более десяти лет.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии