RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Англия и США против России: глубинные причины агрессии
29 марта 2018 г.

Англия и США против России: глубинные причины агрессии

Почему англосаксы одинаково ненавидят и древнюю Русь, и царскую Империю, и сталинский СССР, и путинскую РФ?
Рождество Пресвятой Богородицы
21 сентября 2018 г.

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане отмечают великий, светлый и радостный праздник
Расправа над банкирами
10 августа 2017 г.

Расправа над банкирами

В Западной Европе продолжается череда таинственных убийств высокопоставленных банковских служащих вместе с семьями.
Грудинин вызвал Путина на дуэль
1 марта 2018 г.

Грудинин вызвал Путина на дуэль

Кандидат в президенты России от народно-патриотических сил покинул студию первого канала в прямом эфире
С Рождеством Пресвятой Богородицы!
21 сентября 2017 г.

С Рождеством Пресвятой Богородицы!

РОО "Московские суворовцы" прислали нам поздравление с этим великим праздником, который отмечается 21 сентября
Главная » Акцент дня » С Днём Николая Угодника!

С Днём Николая Угодника!

19 декабря - День Святителя Николая Чудотворца. Это один из наиболее почитаемых у славян христианских святых.

Общественная организация «Московские суворовцы» поздравляет читателей РГК с большим православным праздником
С Днём Николая Угодника!

Поздравляем с Днем Святого угодника Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца!
Святитель Николай - самый удивительный святой, который есть в христианской Церкви, и не только в православной. Его почитают и православные, и католики, и представители других религий - настолько он велик в своем стоянии перед Богом, в защите за мир, за всех, кто к нему обращается.
Божиим промыслом, впервые за 930 лет, летом 2017 года мощи Святителя Николая прибыли в Россию и около двух с половиной миллионов христиан и представителей других религий смогли поклониться святыне.
Русский народ исторически почитает Николая угодника, а в домашнем иконостасе большинства семей икона Святого Николая всегда стоит рядом с иконой Спасителя.
Обратимся же соборно к Святому Божьему угоднику Николаю, и попросим его святых молитв о нашем здравии, вразумлении и спасении.

С уважением,
Московские суворовцы

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.
Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.
Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость.
Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.
Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.
Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием!
Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.
Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.
Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.
Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.
Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода.
Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.
По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов мест-ных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.
По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села — православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.
Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.
Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом.
Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кели он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.
Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!»
Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!»
Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.
Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы.
С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!»
По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»
При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»
Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала.
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.
Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.
Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.)
Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.
Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.
Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего.

Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели. Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, — стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.
В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.
Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступни-чества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»
«Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»
Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных.
Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.
«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» — спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.
«Мы не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!»
Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.
Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.
Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!»

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.
Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже — 22 июня 1197 года.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.
Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый Четверг, особыми песнопениями.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

 

По материалам сайта Православие.Ру

 

.
19 декабря 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 ноября
четверг
2018

В этот день:

День призывника

15 ноября в России отмечается Всероссийский день призывника

День призывника

15 ноября в России отмечается Всероссийский день призывника

Он  установлен указом президента РФ в 1992 году «в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы, улучшения военно патриотического воспитания молодежи».

В этот день военкоматы устраивают празднично-патриотические мероприятия, организуют для призывников экскурсии в воинские части, проводят разъяснительную работу среди родителей призывников. Призывники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, а также участниками контртеррористических операций, посещают памятники воинам-героям, музеи, выставки оружия, места наиболее известных баталий. В Федеральном законе № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», в частности, говорится, что «военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации,...». Призыв новобранцев в Вооруженные Силы РФ проходит 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу призывников включает: явку на медицинское освидетельствование; явку на заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы; нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Избиение французов под Красным

15 ноября 1812 года началось боевое столкновение в районе поселка Красное между русской армией М. И. Кутузова и отступающей из России бывшей «Великой армией» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

Избиение французов под Красным

15 ноября 1812 года началось боевое столкновение в районе поселка Красное между русской армией М. И. Кутузова и отступающей из России бывшей «Великой армией» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

 Суммарные потери французов сравнимы с потерями при Бородине. Французы потеряли более 200 орудий и практически все орудийные заряды.

Впоследствии Клаузевиц оценил потери французской армии за 4 дня боёв в 33 тыс. человек и 230 орудий. В надписи на 24-й стене Храма Христа Спасителя (Галерея воинской славы) указано, что с 15 по 18 ноября в боях под Красным у русских выбыло немногим более 2 тысяч солдат и офицеров.

Фактически бывшая «Великая армия» потеряла способность к сопротивлению. Это было избиение младенцев. Из воспоминаний Дениса Давыдова: «Целые толпы французов при одном появлении небольших наших отрядов на большой дороге поспешно бросали оружие».

 

Стечкин и его пистолет

15 ноября 1922 года родился Игорь Яковлевич Стечкин (ум. 2001), конструктор автоматического оружия, в первую очередь, знаменитого АПС.

Стечкин и его пистолет

15 ноября 1922 года родился Игорь Яковлевич Стечкин (ум. 2001), конструктор автоматического оружия, в первую очередь, знаменитого АПС.

По окончании школы в 1941 году Стечкин стал студентом Тульского механического института. В 1948 году защитил диплом на тему «Самозарядный пистолет калибра 7,65 мм», консультантом его был знаменитый Н. Ф. Макаров. По окончании института Стечкин был распределен в ЦКБ-14, где занимался разработкой стрелкового оружия.

Самая известная работа конструктора 9-миллиметровый автоматический пистолет Стечкина (АПС). Эффективная дальность его стрельбы составляет: при стрельбе одиночными выстрелами с примкнутой кобурой-прикладом — 150 м; при стрельбе очередями с примкнутой кобурой-прикладом — 100 м; при стрельбе одиночными выстрелами без кобуры-приклада — 50 м. Он был принят на вооружение в 1951 году, но до сих пор широко применяется в спецслужбах. После распада СССР пистолет стал использоваться в различных локальных конфликтах. Пистолет АПС брали с собой на боевые вылеты в Чечне российские летчики вместе с АКС-74У. Для обороны и ближнего боя АПС предпочитали и снайперы из-за малых габаритов, по сравнению с тем же АКС-74У и пистолетами-пулеметами, и большой эффективности стрельбы на коротких дистанциях. АПС постепенно стал пользоваться популярностью в МВД. Пистолет Стечкина использует СОБР, ОМОН, различные спецподразделения ФСБ и ФСО.

В общей же сложности на счету Стечкина — более 60 разработок и свыше 50 изобретений.

Стечкин участвовал в создании противотанковых управляемых ракет «Фагот» и «Конкурс», среди его разработок — автоматы «Модерн», «Абакан», револьверы «Кобальт» и «Гном» и другое оружие. В последние годы он разработал несколько моделей пистолетов («Дротик», «Бердыш», «Пернач»), предлагавшихся для замены пистолета Макарова и автоматического пистолета Стечкина.
Скончался И. Я. Стечкин 28 ноября 2001 года, похоронен в Туле на Смоленском (1-м Городском) кладбище.

К-19 против “Гэтоу”: подводный таран

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской субмариной.

К-19 против “Гэтоу”: подводный таран

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской субмариной.

Причина банальная: американцы, в нарушение международных норм, вели разведку нашего побережья и подставились.

Когда К-19 решила увеличить глубину с 60 до 90 метров, она неожиданно для самой себя во что-то врезалась. Командир приказал всплыть. Выяснилось, что получены значительные повреждения носовой части. Тем не менее лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было.

Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

В то время командиром К-19 был Валерий Шабанов. На сайте http://k19.ru/2007/10/08/konec-xirosimy/ имеются его воспоминания: “Гэтоу” (USS Gato) занималась разведкой у наших берегов. Как потом выяснилось, у нее была сверхсовременная разведывательная аппаратура, она нарушала и ей было разрешено их командованием нарушать международные воды. Она подходила к острову Кильдин на 1,5–2 мили, чуть ли не вплотную. Занималась разведкой, прослушивала официально якобы для определения места. А гидрология, то есть подводная слышимость, была такая, что ни американские станции, ни наша в общем-то ничего не слышали. Фон такой, что гидроакустика бессильна. Есть тонкий слой наверху, когда можно прослушать, поэтому, наверно, у командира их лодки создалась иллюзия, что он все слышит.

Мы шли в подводном положении, я отдыхал. У них командир Буркхардт тоже спал. У них был старший помощник, у меня был замкомдива на центральном посту. И мы очень мягко столкнулись – как в вахтенном журнале записано, “после чего нос лодки приобрел форму бульдозера”. Конечно, вся акустика вообще вышла из строя. Но всплыли и ничего не обнаружили. Слышать ничего не слышим уже, а увидеть увидели: что-то вроде ватника плавало. Ну, мало ли что в море плавает.

А их действия, оказывается, были такие: с перепугу их командир БЧ-3 привел оружие в готовность. И ракету-торпеду “Саброк” уже приготовил выпустить по нам. Слава богу, командира подняли. Авария очень серьезная была у них, лодка уже не могла выполнять боевых задач. У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал. Хотя в общем-то особой заслуги не вижу, потому что я в это время дрых.

Это все стало известно через 10 лет. Буркхардт описал, как все было, но сильно врал. Якобы следил за мной с самого Белого моря, а я там и не был. Видно, разведка потом донесла, что это была наша К-19".

 

Космический челнок «Буран»

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур запущен первый советский космический челнок «Буран».

Космический челнок «Буран»

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур запущен первый советский космический челнок «Буран».

Работа над этим проектом началась в 1976 году. Челнок (длина - 36,4 м, высота - 16,5 м, размах крыла - 23,9 м) позволял разместить в своей кабине до 4 членов экипажа и 6 пассажиров, вывести на орбиту до 30 и вернуть на Землю до 20 т груза. Первый полет носил испытательный характер и выполнялся без экипажа. По его завершении «Буран первым из космических аппаратов такого класса совершил посадку в автоматическом режиме. Весь полет длился 206 минут.
Предназначавшийся для выполнения как прикладных, так и военных задач, корабль был рассчитан на 100 полетов, но первый стал для него и последним. Рыночные российские власти в 1992 году приняли решение закрыть программу развития космических кораблей многоразового использования. Трагичной оказалась судьба и большинства первых пилотов, которых готовили для полетов на «Буране»: кто погиб, кто преждевременно скончался.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии