RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Зачем вы врёте Президенту?»
14 июля 2017 г.

«Зачем вы врёте Президенту?»

Открытое письмо главе профсоюза работников связи господину Назейкину
Сталин растворился в будущем
30 июня 2017 г.

Сталин растворился в будущем

30 июня 1956 года вышло хрущевское постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности».
Путин обогнал не только Грудинина, но и Брежнева
21 марта 2018 г.

Путин обогнал не только Грудинина, но и Брежнева

Владимир Владимирович "правит" уже дольше, чем Леонид Ильич, только результаты разные
Языки Украины: естественный и навязанный
25 июля 2017 г.

Языки Украины: естественный и навязанный

В современной Киевской Руси (несмотря на запрет всего русского) мало желающих общаться на «новоязе» галичанского разлива
Слава Советскому Флагу!
25 декабря 2016 г.

Слава Советскому Флагу!

Четверть века назад 25 декабря 1991 года в 19.38 на куполе Кремлевского дворца был спущен флаг СССР и поднят трехцветный, так называемый, триколор.
Главная » Акцент дня » Сокровища Антарктиды

Сокровища Антарктиды

1 декабря 1959 года был заключён Договор, согласно которому запрещено использование "пятого континента» в каких бы то ни было военных целях.

Его подписали 12 стран (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, ЮАР, Япония).
Сокровища Антарктиды

 

Антарктида была открыта в 1820 году русскими мореплавателями Ф.Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Затем последовали английские, французские и другие научно-исследовательские экспедиции.
Начало современного освоения Антарктики стимулировалось геополитическими интересами. Первыми туда устремились фашисты. Еще перед началом второй мировой войны «орлы Геринга» забросали территорию Земли королевы Мод жестяными флажками со свастикой, как бы провозглашая ее собственностью рейха. Потом между германским портом Киль и побережьем Земли королевы Мод было установлено постоянное курсирование научно-исследовательских, транспортных судов, боевых кораблей и подводных лодок. Одна из явных целей — обеспечение китобойного промысла. Ведь китовый жир использовался для производства взрывчатых веществ, которые требовались Германии во все больших количествах. Но были и другие цели, до сих пор остающиеся до конца не проясненными. Есть, например, документальные свидетельства о том, что в последний период войны в Антарктиду на подводных лодках были переправлены реликвии третьего рейха, оккультные святыни, которым поклонялся Гитлер. Они якобы были размещены в хранилищах специальной базы, построенной в районе оазиса Ширмахера.
После войны Землей королевы Мод вплотную занялись американцы. В 1946 году туда отправился отряд боевых кораблей ВМС США в составе 30 вымпелов под командованием адмирала Берда. Чем они там занимались, достоверно неизвестно — материалы экспедиции до сих пор засекречены.

СССР боевые корабли в Антарктиду не посылал и поисками реликвий третьего рейха не занимался. Но сразу же после окончания войны, несмотря на разруху и проблемы восстановления народного хозяйства, наша страна была вынуждена выделить средства на освоение Антарктики. Подготовка к первой советской антарктической экспедиции длилась несколько лет. Лишь в ноябре 1955 года из Калининграда к берегам Антарктиды вышел дизель-электроход «Обь» с участниками экспедиции на борту. Затем туда отправились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор с продовольствием. В январе 1956 года полярники высадились на берег в районе моря Дэвиса. Всего их было 229 человек, из которых 74 представителя министерства обороны и 90 строителей для возведения первого советского антарктического городка.
Возглавлял Первую Советскую антарктическую экспедицию сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института, доктор географических наук, Герой Советского Союза М.М. Сомов. Начальником морской части экспедиции был назначен профессор В.Г. Корт.
15 января началась выгрузка строительных материалов и экспедиционного оборудования, доставленного на «Оби». Грузы непрерывным потоком подавались из раскрытых трюмов корабля на большие тракторные сани. Стоящие на льду. Разгрузка велась круглые сутки. Строители, распланировав поселок, начали собирать металлические фундаменты, на которых вскоре стали появляться стены первых домов поселка. Всего в Мирном Первой экспедицией было сооружено 21 здание.
От солнца, вспоминали ветераны, обгорала кожа на лице, губы трескались, распухали. Невозможно было ходить без темных очков! Так получилось, что контейнер, где были очки, находился на «Лене», которая пришла позднее «Оби». Пришлось засвечивать фотопленку и применять ее вместо стекло черных очков. Труднее было привыкать к постоянной опасности на ледниках. От бездонной глубины трещин многим становилось не по себе. В январе появился первый погибший тракторист Иван Хмара. Родился он на Полтавщине, а жил и работал в Низовском лесопункте Шенкурского района Архангельской области. 21 января 1956 года при выгрузке с дизель-электрохода «Обь» трактор с санями, на котором работал Н.Кудряшов, прорезал левой гусеницей лед и застыл над проломом. Двигатель заглох. Тракторист выскочил из кабины. Все бросились к трактору. Хмара успел первым. Он запрыгнул в кабину, завел двигатель и включил передачу, но тут лед не выдержал, машина провалилась в воду. Иван не успел выскочить из кабины. Было ему всего двадцать лет. Полярники потом пытались поднять трактор, но безрезультатно. Глубина моря в том месте достигала 72 метров. По чистой случайности корреспондент «Комсомольской правды» Павел Барашев, который находился с кинокамерой на льду, заснял момент той трагедии. До сих пор, когда по телевидению показывают эти кадры, полярники не скрывают слез. Огромная гранитная глыба с пятиконечной звездой наверху, установленная на скалистом мысе, названном в память об Иване мысом Хмары, стала памятником отважному трактористу.

В ХХ веке в Антарктиду приходили экспедиции разных стран, чтобы организовать свои базы. До нашей первой советской экспедиции там уже действовало 19 международных станций.

Конечно, не только китовый жир интересовал ведущие страны мира. Недра Антарктиды таили в себе несметные богатства полезных ископаемых, и каждое государство стремилось застолбить здесь свою «делянку» на будущее. Шестой континент интересовал ученых и с точки зрения изучения прошлого Земли, а также — современного прогнозирования погоды. Особый интерес к Ледовому материку проявляли военные. Ведь размещение там ракетных баз обеспечивало бы возможность держать под прицелом всю планету. Забегая вперед, нужно сказать, что человечеству очень повезло в том, что оно нашло силы подписать договор о провозглашении Антарктиды континентом мира, где никаких военных баз, никаких испытаний оружия не допускается.
Геологические исследования Советские антарктические экспедиции проводили начиная с 1956 года преимущественно в Восточной Антарктиде. За прошедшие годы обследовано более 40 участков побережья между 6º западной долготы и 165º восточной долготы (более одной трети всего побережья Антарктиды), выполнено геологическое картирование обширных районов Земель Эндерби, Королевы Мод, Уилкса и других участков материка. Значительные территории охвачены гравиметрической и магнитной съемкой. На Земле Королевы Мод, в районе станции Новолазаревская и шельфового ледника Эймери, впервые в Антарктиде было выполнено глубинное сейсмическое зондирование. Кроме того, советские геологи, принимавшие участие в антарктических экспедициях США и Англии, обследовали некоторые районы Трансантарктических гор, Земли Мэри Бэрд, Антарктического полуострова и близлежащих островов.

Что же удалось геологам обнаружить в недрах ледяного континента?
Кроме залежей каменного угля, найденных в начале века на Земле Виктории и в долине ледника Бирдмора в Трансантарктических горах, в последующие годы уголь был обнаружен во многих других районах Антарктиды. По оценке американского геолога Л.Гулда, его на Южнополярном материке больше, чем на всех остальных континентах вместе взятых. Богата Антарктида железными рудами. Залежи магнитного железняка с 30—40-процентным содержанием руды в породе найдены на Земле Эндерби, Земле Королевы Мод, в оазисе Бангера и других районах Восточной Антарктиды. В центральной части гор Земли Королевы Мод советские геологи нашла гранат-магнетитовые жилы, залежи магнетита, а также титано-магнетитовые руды. В последние годы советским геологам, обследовавшим хребет принца Чарльза на Земле Мак-Робертсона, удалось обнаружить толщу осадочных пород с железорудными пластами на площади около 10000 квадратных километров. Ближе к побережью под толщей льда оказалось скрытым другое месторождение руд, простирающееся на 120 километров. В этом районе расположена крупная железорудная провинция, по своим запасам не уступающая таким месторождениям, как известная Курская аномалия или Криворожский железорудный бассейн.
Во многих районах Восточной Антарктиды найден медный колчедан.

На Земле Адели и Земле Мэри Бэрд найден галенит (свинцовый блеск), содержащий свинец. Во внутренних районах антарктического полуострова и на его северо-западном побережье в районе залива Маргерит найдены минералы, содержащие марганец и молибден.
Советские геологи, обследовавшие горы Земли Королевы Мод, открыли многочисленные залежи графита. В этом же районе, а также на Земле Эндерби они нашли рудопроявления слюд — мусковита и флогопита, которые могут иметь промышленное значение. Представляют интерес также месторождения берилла, топаза и горного хрусталя, обнаруженные в центральной части гор Земли Королевы Мод. Проявления платиновых металлов, золота, серебра, цинка, ванадия, кобальта и никеля найдены в массиве Дуфека.

Имеются достоверные сведения о следах редких металлов — урана, тория, ниобия, тантала и других, — обнаруженных в многочисленных пегматитовых жилах в различных районах материка.
Многие геологи считают, что крупные месторождения нефти могут быть обнаружены в Западной Антарктиде, особенно в Тихоокеанском секторе, а также в пределах депрессии между морями Уэдделла и Росса. Здесь, по расчетам Геологической службы США, потенциальные ресурсы нефти составляют около 6,5 миллиарда тонн, а природного газа — более 4 триллионов кубических метров. Эти запасы приблизительно равны ресурсам, обнаруженным на территории США.
В комплексе минеральных ресурсов Антарктиды особое место занимает самый распространенный минерал на поверхности Земли — лед. На этом материке в законсервированном виде хранится более 80 процентов всей пресной воды, имеющейся на нашей планете. Есть открытия и сенсационного плана, например, озеро Восток, образовавшееся в доисторические времена и законсервировавшее в себе микроорганизмы, которым миллионы лет.

Сегодня в исследованиях Антарктиды имеется ряд проблем.
— После 1991 года, — рассказал исследователь Антарктиды Владимир Крюков, — наступил сложный период для исследователей Антарктиды. Работы выполнялись только по ежегодным постановлениям правительства России, поскольку системного финансирования не было. В 1997 году вышло базовое постановление правительства «О работе в Антарктике в режиме минимально допустимых параметров». Наша деятельность стала компактной, достаточной лишь для того, чтобы сохранить присутствие на шестом континенте. Обеспечение было крайне скудным, многое делалось на энтузиазме наших исследователей. И только с июля 2005 года ситуация стала резко меняться в лучшую сторону. Вышло сбалансированное постановление правительства, которое вывело работы в Антарктике на оптимальный режим. 51-ю антарктическую экспедицию мы сформировали в таком составе: 30 геологов, работающих на материке, и 70 специалистов — на научно-исследовательском судне «Академик Карпинский».

 

Сергей Турченко
1 декабря 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии