RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гонение на Церковь
17 января 2017 г.

Гонение на Церковь

Клепание лживых обвинений в последние годы стало главным делом для СБУ Украины
Эрдоган в Москве
13 марта 2017 г.

Эрдоган в Москве

10 марта состоялся официальный визит в РФ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Три года украинского позора
21 февраля 2017 г.

Три года украинского позора

21 февраля 2014 года фашистская хунта Киева при поддержке Запада совершила кровавый переворот
Благовещение Пресвятой Богородицы
7 апреля 2017 г.

Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля - один из величайших праздников Православной Церкви
Наследники и банкроты ГОЭЛРО
22 декабря 2018 г.

Наследники и банкроты ГОЭЛРО

22 декабря в России отмечается День энергетика
Главная » Акцент дня » Казачья вольница

Казачья вольница

На сцене Большого зала Государственного Кремлёвского дворца прошёл концерт, посвященный 80-летию Краснодарского края

Это грандиозное представление творческих коллективов Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко.
Казачья вольница

Зрителям столицы была показана красочная, виртуозная танцевальная, музыкальная и песенная шоу-программа «Во Тамани пир горой». В ней приняли участие широкоизвестные творческие коллективы филармонии: концертный ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница», концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани», концертный ансамбль «Ивушка», ансамбли «Скрыня» и «Гильце», квартет «Адажио». Более трёхсот артистов в более чем тысяче многоцветных и многокрасочных народных и оригинальных костюмах представляли жителям и гостям столицы неповторимое своеобразие многонационального казачьего края, всероссийской житницы Кубани. Народная артистка России, профессор, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко Вероника Ивановна Журавлёва-Пономаренко, отметила, что это уже восьмое выступление коллектива в Москве. Для кубанских артистов филармонии оно стало особенным и потому, что программу составили как давно полюбившиеся, так и новые номера, и потому, что выступление кубанцев в столице посвящено 80-летию образования Краснодарского края.

Чего нельзя было не заметить сразу же, так это того, что значительную часть артистов филармонии составляют молодые люди, выпускники Краснодарского государственного института культуры. Не первый раз доводится мне видеть и слышать «Кубанскую казачью вольницу», коллективы Краснодарской филармонии. Помню необычное ощущение от их прошлогоднего выступления, когда я, давний и непоколебимый приверженец традиционной народной песенной культуры, вдруг с удивлением обнаружил существование иного художественного мира. Но ведь слышал же их и ещё ранее, и такого удивления не было. Значит они достигли такого мастерства и такого сценического совершенства, что не подивиться этому было уже невозможно.

Шоу-представление, как известно, имеет как свои формы проявления, так и свои, вполне сознательно поставленные эстетические задачи. Единый, всеобщий и всенарастающий танцевальный и музыкальный порыв, и, как итог и результат – шумное веселье и многоликое ликование, передающееся и зрителям, готовым улететь за этими дразнящими и искушающими звуками и красками неведомо куда. Здесь – полная безотчётность порыва, кстати, свойственная изначально и народной песне. Или – наоборот, перенимающая это свойство из песни народной. А потому такие шоу-представления и программы мы и должны оценивать с точки зрения их родовых особенностей и стоящих перед ними задач. Нынешняя шоу-программа, представленная в Кремлёвском дворце, эту свою задачу показать веселье и радость бытия – выполнила блестяще. Это, переливающееся красками и звуками ликование, порой как бы и вовсе парящее над сценой кажется таким лёгким, воздушным. И можно лишь догадываться, каких трудов это стоило художественным руководителям, многочисленным артистам, чтобы это многоголосое действо заговорило единогласно. Но нам, зрителям, нет до этого дела, мы и вовсе не задумываемся над этим, так как искренне верим в эту, передающуюся нам радость жизни. Во всяком случае до тех пор, пока она хлещет со сцены, пронизывая и увлекая нас за собой…

Сценическое искусство коллективов Краснодарской филармонии имеет свои, ярко выраженные особенности. Я уж не говорю о высоком темпе исполняемых номеров. Это, что называется, родовое, таков темперамент жителей Северного Кавказа. Ну замечено же ещё в позапрошлом веке, что если посмотреть на разговаривающих друг с другом кубанцев, то со стороны кажется, что они ссорятся. Но есть и своеобразие жанровое, глубоко продуманное и принципиальное как для художественных руководителей, так и для исполнителей. Это не просто соседство, но совмещение вокала и хореографии; песни, танца и музыки являет нечто новое, создаёт своеобразную пограничную эстетическую реальность, конечно же, связанную с народными традициями, но и не чуждую принципам шоу-представлений. С их шумным весельем, изображающим разгульную народную стихию. Понятно, что такого слияния разных видов и жанров сценического искусства можно достичь только продуманной режиссурой. Это редкий, а может быть, единственный случай в современном сценическом искусстве, когда вокальная группа артистов выступает наравне с танцорами. И тут, как мне кажется, раскрылся во всей полноте талант народного артиста России, художественного руководителя «Кубанской казачьей вольницы» Николая Кубаря, можно уверенно сказать, выдающегося хореографа. Поражает широта охвата танцевальных номеров. Не только кубанские казачьи и танцы народов Северного Кавказа, но и исторические реконструкции – боевой скифский и лирический греческий танцы. Но с особым восторгом были встречены зрителями темпераментные танцевальные номера – адыгский и молдавский… Подчас даже кажется, что Николай Кубарь поставил перед собой грандиозную задачу показать танцы народов мира и только временные пределы концерта не позволяют ему сделать этого. А там, за кулисами у него припасено ещё и ещё…

Слушая выступление филармонистов ранее, задавался вопросом: а не вытесняет ли танец песню? Но это выступление убеждает, что найдено оптимальное их соотношение. Художественный руководитель нисколько не опасаясь, включает в программу очень уж широко известные песни: «Вечерний звон», «Не для меня придёт весна», «Каким ты был, таким ты и остался», «Любо, братцы, любо», которые исполняют и другие коллективы. Ведь это оправдано лишь тогда, если находится их исполнительское своеобразие. И эти широкоизвестные песни коллектив исполняет по-своему. Более того, казалось бы, такая давняя, ещё позапрошлого века песня «Рябина» («Что стоишь качаясь, тонкая рябина») вдруг зазвучала совершенно по своему (солистка Вероника Журавлёва-Пономаренко). Смею сказать, что она стала, пожалуй, центральным номером всей концертной программы. Во всяком случае для меня. Песня прозвучала с такой мощью, с какой «Рябина» давно уже не звучала на наших сценах. Видимо, непросто в это искрящееся и пенящееся шоу естественно вплести песню. Но постановщикам данного радостного действа это удаётся. И думается потому, что значительное место в нём занимает блок песен современных, авторских, тематически явно определённых, а также песен народного артиста СССР Григория Пономаренко, из золотого песенного фонда советской поры. Даже у зрителя неискушённого происходит какое-то припоминание того дорогого и заветного, которое, казалось, затерялось где-то во времени и никогда уже не проснётся. Но вот пробуждается, захватываемое неожиданным вихрем звуков… Вовлекаются в это действо и песни народные, давно любимые, которые у многих на слуху, живущие в репертуарах других коллективов. Это, пожалуй, методологически самый сложный и трудный аспект для концертных ансамблей. Ведь шоу-представление и народная песенная традиция если и не конфликтуют, то как правило, не мирятся по самой своей природе. И это не аномалия, а норма. И всё же постановщикам нынешней шоу-программы, как мне кажется, удалось разрешить эту проблему естественного сочетания, казалось, несовместимого. И, как видится, удалось потому, что они обращаются к песне народной лишь в той мере, в какой она необходима для их концертных задач, как бы заимствуя, позычая у народной песни ту энергию, которая в ней всегда есть, – для своего праздничного сценического ликования. Подхваченный этим фейерверком звуков, красок, движений, вдруг ловлю себя на мысли, что в этом восторге находит отдохновение уставшее от тяжких дум сознание. И подхваченная волшебным вихрем, утопает в забвении уже было совсем присмиревшая душа…

Надолго ли мне, искушённому, хватит этого восторга, об этом не хочется думать, пока звенит и переливается это виртуозное сценическое действо. Совершенно очевидно, что Краснодарская филармония сегодня поднимается на ведущее место в общей картине сценического танцевального и песенного искусства края. Если бы меня попросили определить одним словом это завораживающее действо, я бы сказал: там – красиво, там – праздник! Это – ярмарка, в хорошем значении слова. Но этой цели и хотели достичь постановщики представления.

В связи с тем, что основной пафос концерта – прославление родного края, гордость за него и в связи с тем, что в названии шоу-программы «Во Тамани пир горой» звучит дорогое моему сердцу имя Тамань, – как символ Кубани, позволю себе высказать хотя бы кратко своё понимание. Ведь не то что многие годы, но уже десятилетия, я всматриваюсь в это сакральное место, изучая непревзойдённый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». О, эта таинственная Тамань, «вечный город», как говорят о ней древние хроники. Смкерц, Таматарха, а потом – туманная, загадочная Тмутаракань – город и древнерусское княжество, соперничающее с самим Киевом. Впервые помянутая в летописи в год Крещения Руси, она пытает с тех пор душу и сознание русского человека. К ней постоянно обращался безвестный автор «Слова о полку Игореве», из которого ясно, что «поискать града Тмутуракани», значит поискать некоего идеала, смысла бытия. Постоянное пристанище то ли опальных, то ли торжествующих князей. Там князь Мстислав зарезал Редедю пред его полками в 1022 году. И это связано с явлением Божией Матери на Кубани. Там князь Глеб в 1068 году зачем-то мерит по льду расстояние «от Тмутаракани до Корчева», то есть от Тамани до Керчи. Эту надпись на «Тмутараканском камне» находят наши предки, верные черноморцы, пристав к этому берегу 25 августа 1792 года по повелению Екатерины Великой. И там, куда указал тмутараканский князь Глеб почти 940 лет назад, сегодня сооружается грандиозное видение Крымского моста!.. Нет, не так проста эта малая, но таинственная Тамань. Там, вроде бы, случайно, в 1837 году оказывается великий русский поэт и пророк М.Ю. Лермонтов. То ли по военной, служебной надобности, то ли Божье провидение привело его сюда, чтобы он засвидетельствовал о том, что Тамань, то теряющаяся во времени, то опять выникающая из прошлого – на месте. Там – слёзы рекой, там – пир горой. И это всё – Кубань!.. Да что там, как убедительно доказал наш современник, выдающийся лингвист О.Н. Трубачёв, именно где-то там, близ Тмутаракани, Тамани, в «кубанских плавнях» появился корень рус, - давший название народу – русский. И отсюда, с юга на север, а не наоборот, как считали ортодоксы-западники, он распространился на всю страну. Там впервые появилось слово Россия в её нынешнем звучании, что подтверждается международными договорами. Как считают некоторые исследователи – в районе нынешней станицы Голубицкой…

И ещё, – вроде бы игра слов, а на самом деле сокровенных смыслов, столичному зрителю не сразу и понятных. На красочных подсветках, сопровождающих весь концерт, появляется слово «Атамань». Так называется этнографическая станица, музей под открытым небом. Так где же мы были – во Тамани, на Тамани, в Атамани?.. Язык, оказывается, умнее нас. Куда бы не отправлялись, а снова попадаем в вечную и неизменную Тамань. Как мне было не думать об этом в Кремлёвском дворце, со сцены которого, переливаясь и варьируясь, то приближаясь, то удаляясь, то скрываясь, то появляясь, дразнило душу дорогое имя моей малой родины – Кубани.

Источник: "Новая газета Кубани"

 

 

Пётр Ткаченко, литературный критик, публицист, прозаик (г. Москва).
21 октября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
31 октября
суббота
2020

В этот день:

Сражение под Чашниками

31 октября 1812 года состоялась битва между русскими войсками под командованием Витгенштейна и французскими под командованием маршала Виктора в ходе Отечественной войны.

Сражение под Чашниками

31 октября 1812 года состоялась битва между русскими войсками под командованием Витгенштейна и французскими под командованием маршала Виктора в ходе Отечественной войны.

Это столкновение было неудавшейся попыткой французов восстановить их северный фронт по линии Двины, который был прорван после взятия Полоцка Витгенштейном.

К моменту падения Полоцка командующий IX корпусом Виктор был расквартирован в районе Смоленска и представлял собой резерв армии Наполеона.
По приказу Наполеона, Виктор с 22 тысячами солдат отправился против Витгенштейна с целью восстановить линию Двины. Около Чашников II французский корпус под командой генерала Леграна, отступая от Витгенштейна, встретился с передовой дивизией Виктора. Легран решил остановиться и занял оборонительную позицию. Объединённые силы французов составляли 36 тыс.

Витгенштейн оставил в Полоцке гарнизон в 9 тыс. солдат и направился навстречу Виктору с 30 тыс. солдатами.

Бой под Чашниками вёлся в основном авангардом Витгенштейна под командованием Льва Яшвиля и 2-м корпусом Леграна. Русские атаковали французов. Легран, отступая, занимал промежуточные позиции, но в конце концов был отовсюду вытеснен и присоединился к корпусу Виктора. Витгенштейн, обнаружив главную позицию Виктора, приказал Яшвилю остановиться, и начал бомбардировку французских позиций. Виктор, обескураженный успешными действиями Яшвиля, решил не продолжать сражение и отступил. Русские не преследовали. Потери французов 1200 против 400 убитых русских.

В результате побед под Полоцком и Чашниками Витгенштейн отправил отряд Гарпе для захвата Витебска. 7 ноября после короткой битвы французский гарнизон Витебска сдался.

Падение Витебска нарушало планы Наполеона, который планировал там разместить на зимние квартиры свои измотанные войска. Узнав о поражении под Чашниками Наполеон приказал Виктору снова немедленно атаковать Витгенштейна и отбросить его к Полоцку. Это привело к ещё одному поражению французов под Смолянами 14 ноября 1812 года.

 

Смерть Фрунзе

31 октября 1925 года в Боткинской больнице после операции на желудке скончался Михаил Васильевич Фрунзе (р. 1885), революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны

Смерть Фрунзе

31 октября 1925 года в Боткинской больнице после операции на желудке скончался Михаил Васильевич Фрунзе (р. 1885), революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны

Причины его смерти до сих пор имеют самые разные толкования у экспертов и историков. Официально в газетах того времени сообщалось, что Михаил Фрунзе болел язвой желудка. 29 октября 1925 года его оперировал опытнейший хирург В. Н. Розанов. По докладу врачей, операция прошла успешно. Но через 39 часов Фрунзе скончался "при явлениях паралича сердца". Спустя 10 минут после его смерти ночью 31 октября в больницу прибыли И. В. Сталин, А. И. Рыков, А. С. Бубнов, И. С. Уншлихт, А. С. Енукидзе и А. И. Микоян. Была произведена экспертиза тела. Прозектор записал: обнаруженные при вскрытии недоразвития аорты и артерий, а также сохранившаяся зобная железа являются основой для предположения о нестойкости организма по отношению к наркозу и плохой сопротивляемости его по отношению к инфекции. Основной вопрос - почему возникла сердечная недостаточность, приведшая к смерти, - остался без ответа. Недоумение по этому поводу просочилось в прессу. Увидела свет заметка "Товарищ Фрунзе выздоравливает", напечатанная "Рабочей газетой" как раз в день его смерти. На рабочих  собраниях спрашивали: зачем делалась операция; почему Фрунзе согласился на нее, если с язвой можно прожить и так; какова причина смерти; почему опубликована дезинформация в популярной газете? В связи с этим врач Греков, ассистировавший Розанову, дал интервью, помещенное с вариациями в разных изданиях. По его словам, операция была необходимой, так как больной находился под угрозой внезапной смерти; Фрунзе сам попросил оперировать его по возможности скорее; операция относилась к разряду сравнительно легких и была выполнена по всем правилам хирургического искусства, но наркоз протекал тяжело. В конце интервью Греков зачем-то сообщил о том, что к больному после операции никого не допускали, но, когда Фрунзе сообщили, что ему прислал записку Сталин, он попросил записку эту прочесть и радостно улыбнулся. Вот ее текст: "Дружок! Был сегодня в 5 ч. вечера у т. Розанова (я и Микоян). Хотели к тебе зайти,— не пустил, язва. Мы вынуждены были покориться силе. Не скучай, голубчик мой. Привет. Мы еще придем, мы еще придем... Коба". Эта концовка еще более разогрела недоверие к официальной версии. Все пересуды на эту тему собрал писатель Пильняк, который написал позже "Повесть непогашеной луны", где в образе командарма Гаврилова, умершего во время операции, все узнали Фрунзе. Часть тиража "Нового мира", где публиковалась повесть, была конфискована, тем самым как бы подтверждалась версия убийства. Если так боятся, то несомненно, Фрунзе был устранен. Версию убийства еще раз повторил режиссер Евгений Цымбал в своем фильме "Повесть непогашеной луны", в котором создал романтический и мученический образ «настоящего революционера», замахнувшегося на незыблемые догмы.

Но, судя по всему, настоящий Фрунзе был далек от романтизма. С февраля 1919 года он последовательно возглавлял несколько армий, действующих на Восточном фронте против Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака. В марте он стал командующим Южной группой этого фронта. Подчиненные ему части настолько увлеклись мародерством и грабежом местного населения, что совершенно разложились, и Фрунзе не раз посылал в Реввоенсовет телеграммы с просьбой прислать ему других солдат. Отчаявшись получить ответ, он стал сам вербовать себе пополнение «натуральным методом»: вывез из Самары эшелоны с хлебом и предложил оставшимся без еды мужикам вступать в Красную армию.

В крестьянском восстании, поднявшемся против Фрунзе в Самарском крае, участвовало более 150 тысяч человек. Восстание было утоплено в крови. Отчеты Фрунзе Реввоенсовету пестрят цифрами расстрелянных под его руководством людей. Например, за первую декаду мая 1919 года им было уничтожено около полутора тысяч крестьян (которых Фрунзе в своем отчете именует «бандитами и кулаками»). В донесении Троцкому Фрунзе пишет: "Тут убито, пока по неполным сведениям, не менее 100 человек. Кроме того, расстреляно свыше 600 главарей и кулаков". В бою — около ста, а потом всех тех, кого сочли ненадежными, просто расстреляли. "Село Усинское, в котором восставшими сначала был истреблен целиком наш отряд 170 человек, сожжено совершенно". Причем, почему это происходит, Фрунзе отлично понимает: "Движение выросло на почве недовольства экономическими тяготами и мероприятиями, а в силу несознательности населения было направлено и использовано должным образом". А с несознательными мы будем поступать вот так — расстреливать потенциальных главарей и сжигать начисто те села, на территории которых произошло убийство красноармейцев. Фрунзе в этом отношении был ничем не лучше Тухачевского, подавлявшего Тамбовское восстание, или Пятакова, Бела Куна и Землячки, которые проводили "красный террор" в Крыму.

В сентябре 1920 года Фрунзе назначили командующим Южным фронтом, действующим против армии генерала П.Н. Врангеля. Он руководил взятием Перекопа и оккупацией Крыма. В ноябре 1920 года Фрунзе обратился к офицерам и солдатам армии генерала Врангеля с обещанием полного прощения в случае, если они останутся в России. После занятия Крыма всем этим военнослужащим было приказано зарегистрироваться (отказ от регистрации карался расстрелом). Затем солдаты и офицеры Белой армии, поверившие Фрунзе, были арестованы и расстреляны прямо по этим регистрационным спискам. Всего во время красного террора в Крыму было расстреляно или утоплено в Черном море 50 - 75 тыс. человек.

Конечно, многие тогда могли и не знать о военных «художествах» Михаила Васильевича. Самые темные стороны своей биографии он тщательно скрывал. Известен его собственноручный комментарий к приказу о награждении Бела Куна и Землячки за зверства в Севастополе. Фрунзе предупреждал, что вручение орденов следует производить тайно, дабы общественность не знала, за что конкретно награждаются эти «герои гражданской войны». Словом, если Фрунзе и помогли уйти в мир иной, то было за что. Ведь паралич сердца у него начался давно и не в физиологическом, а в духовном смысле.

Честно говоря, нередко выглядит так,  что сталинские чистки (когда это относится действительно к вождю, а не является наветом на него) коснулись в первую очередь тех представителей ленинско-троцкистской гвардии, кто с особой жестокостью расправлялся с простыми русскими людьми:                       «репрессированы» Сталиным те же Тухачевский, Пятаков, Бела Кун. Не исключено, что Фрунзе оказался одним из первых в этом списке врагов русского народа, уничтоженных Сталиным. Дело в том, что 1925 год был отмечен целой серией "случайных" катастроф. Вначале — ряд трагических инцидентов с ответственными работниками Закавказья: 19 марта в Москве внезапно умер "от разрыва сердца" председатель Союзного Совета ЗСФСР и один из председателей ЦИК СССР Н. Н. Нариманов. 22 марта в авиационной катастрофе погибли Первый секретарь Заккрайкома РКП(б) А. Ф. Мясников, председатель ЗакЧК С. Г. Могилевский и летевший с ними уполномоченный наркомата почт и телеграфов Г. А. Атарбеков. 27 августа под Нью-Йорком при невыясненных обстоятельствах погибли Э. М. Склянский — бессменный заместитель Троцкого в период гражданской войны, отстраненный от военной деятельности весной 1924 года и назначенный председателем правления треста "Моссукно", и председатель правления акционерного общества "Амторг" И. Я. Хургин. 28 августа на подмосковной станции Парово погиб под поездом давний знакомый Фрунзе член Реввоенсовета 6-й армии во время Перекопской операции, член бюро Иваново-Вознесенского губкома партии, председатель Авиатреста В. Н. Павлов. Примерно в это же время в автоаварии погиб близкий к наркомвоенмору Фрунзе начальник Мосгубмилиции Ф. Я. Цируль. Да и сам Михаил Васильевич в начале сентября выпал на полном ходу из автомобиля, дверца которого почему-то оказалась неисправной, и чудом остался жив. Так что «устранения», судя по всему, уже начались.

Кроме каннибализма, проявленного Фрунзе при подавлении восстания в Самарской области, были и другие причины для его устранения. В английском ежемесячнике "Аэроплан" появилась статья о Фрунзе "Новый русский вождь". "В этом человеке,— говорилось в статье,— объединились все составные элементы русского Наполеона". И это были не просто слова. Фрунзе их подкреплял делом.

Летом 1923 года в гроте недалеко от Кисловодска состоялось законсперированнное совещание партийной верхушки под руководством Зиновьева и Каменева, названного впоследствии «пещерным». На нем присутствовали отдыхающие на Кавказе и приглашенные из ближайших регионов партийные деятели той поры. От Сталина поначалу это скрыли. Хотя обсуждался вопрос именно об ограничении его властных полномочий в связи с тяжелой болезнью Ленина. Ни один из участников этого совещания (кроме Ворошилова, который скорее всего был там глазами и ушами вождя) не умер своей смертью. Фрунзе там присутствовал в качестве военной составляющей «путча».

Другой факт. В 1924 года по инициативе Фрунзе была проведена полная реорганизация Красной армии. Он добился упразднения института политических комиссаров в армии — они были заменены помощниками командиров по политчасти без права вмешиваться в командные решения. В 1925 году Фрунзе произвел ряд перемещений и назначений в командном составе, в результате чего во главе военных округов, корпусов и дивизий оказались военные, подобранные по принципу преданности Троцкому. Бывший секретарь Сталина Б.Г. Бажанов вспоминал: «Я спросил у Мехлиса, что думает Сталин об этих назначениях?» — «Что думает Сталин? — переспросил Мехлис. — Ничего хорошего. Посмотри на список: все эти тухачевские, корки, уборевичи, авксентьевские — какие это коммунисты. Все это хорошо для 18 брюмера, а не для Красной Армии». Спрашивается: какой бы глава государства потерпел такую «лояльность» военного министра? Бажанов (и не только он) считал, что Сталин вынужден был устранить Фрунзе, чтобы на его место назначить своего человека — Ворошилова (Бажанов В.Г. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М., 1990. С. 141). Утверждают, что во время операции была применена как раз та анестезия, которой Фрунзе не мог вынести в следствие особенностей организма. Конечно, эта версия не доказана. Но, на наш взгляд, она достаточно правдоподобна.

Памяти Зельдина

31 октября 2016 года на 102 году жизни скончался Владимир Михайлович Зельдин - артист Центрального академического театра Российской армии (1945—2016). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии (1951). Кавалер Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность»

Памяти Зельдина

31 октября 2016 года на 102 году жизни скончался Владимир Михайлович Зельдин - артист Центрального академического театра Российской армии (1945—2016). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии (1951). Кавалер Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность»

 

. Получая её, Зельдин сказал:
- Я принадлежу к поколению, которое прошло дорогами Великой Отечечственной войны. И победило сильнейшего противника. За свою жизнь я повидал много событий, пережил много испытаний, выпавших на долю моей любимой Родины— России. Они всегда преодолевались нашим народом, благодаря патриотизму, самоотверженной любви к Отечеству. Сегодня - тоже нелегкая полоса в жизни России. Дух мужества и стойкости, который олицетворяют Андрей Первозванный и премия его имени «За Веру и Верность», хочется верить, помогут и нынешним поколениям россиян справиться с трудностями и победить.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии