RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поздравление с Праздником Преображения Господня
19 августа 2017 г.

Поздравление с Праздником Преображения Господня

Московские суворовцы прислали в РГК электронное письмо, в котором поздравляют всех православных христиан с Праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
«Партия власти» опять в дерьме
30 марта 2019 г.

«Партия власти» опять в дерьме

Павла Грудинина в думу демократично не пустили
Простите нас за всё!
10 марта 2019 г.

Простите нас за всё!

В понедельник, 11 марта 2019 года, начинается святой Великий пост.
Путин, не обманывай детей!
17 января 2018 г.

Путин, не обманывай детей!

Сатирические заметки публициста Александра Трубицына
День Рождения Церкви
3 июня 2017 г.

День Рождения Церкви

4 июня 2017 года в православном календаре — День Святой Троицы.
Главная » Акцент дня » Казачья вольница

Казачья вольница

На сцене Большого зала Государственного Кремлёвского дворца прошёл концерт, посвященный 80-летию Краснодарского края

Это грандиозное представление творческих коллективов Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко.
Казачья вольница

Зрителям столицы была показана красочная, виртуозная танцевальная, музыкальная и песенная шоу-программа «Во Тамани пир горой». В ней приняли участие широкоизвестные творческие коллективы филармонии: концертный ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница», концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани», концертный ансамбль «Ивушка», ансамбли «Скрыня» и «Гильце», квартет «Адажио». Более трёхсот артистов в более чем тысяче многоцветных и многокрасочных народных и оригинальных костюмах представляли жителям и гостям столицы неповторимое своеобразие многонационального казачьего края, всероссийской житницы Кубани. Народная артистка России, профессор, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко Вероника Ивановна Журавлёва-Пономаренко, отметила, что это уже восьмое выступление коллектива в Москве. Для кубанских артистов филармонии оно стало особенным и потому, что программу составили как давно полюбившиеся, так и новые номера, и потому, что выступление кубанцев в столице посвящено 80-летию образования Краснодарского края.

Чего нельзя было не заметить сразу же, так это того, что значительную часть артистов филармонии составляют молодые люди, выпускники Краснодарского государственного института культуры. Не первый раз доводится мне видеть и слышать «Кубанскую казачью вольницу», коллективы Краснодарской филармонии. Помню необычное ощущение от их прошлогоднего выступления, когда я, давний и непоколебимый приверженец традиционной народной песенной культуры, вдруг с удивлением обнаружил существование иного художественного мира. Но ведь слышал же их и ещё ранее, и такого удивления не было. Значит они достигли такого мастерства и такого сценического совершенства, что не подивиться этому было уже невозможно.

Шоу-представление, как известно, имеет как свои формы проявления, так и свои, вполне сознательно поставленные эстетические задачи. Единый, всеобщий и всенарастающий танцевальный и музыкальный порыв, и, как итог и результат – шумное веселье и многоликое ликование, передающееся и зрителям, готовым улететь за этими дразнящими и искушающими звуками и красками неведомо куда. Здесь – полная безотчётность порыва, кстати, свойственная изначально и народной песне. Или – наоборот, перенимающая это свойство из песни народной. А потому такие шоу-представления и программы мы и должны оценивать с точки зрения их родовых особенностей и стоящих перед ними задач. Нынешняя шоу-программа, представленная в Кремлёвском дворце, эту свою задачу показать веселье и радость бытия – выполнила блестяще. Это, переливающееся красками и звуками ликование, порой как бы и вовсе парящее над сценой кажется таким лёгким, воздушным. И можно лишь догадываться, каких трудов это стоило художественным руководителям, многочисленным артистам, чтобы это многоголосое действо заговорило единогласно. Но нам, зрителям, нет до этого дела, мы и вовсе не задумываемся над этим, так как искренне верим в эту, передающуюся нам радость жизни. Во всяком случае до тех пор, пока она хлещет со сцены, пронизывая и увлекая нас за собой…

Сценическое искусство коллективов Краснодарской филармонии имеет свои, ярко выраженные особенности. Я уж не говорю о высоком темпе исполняемых номеров. Это, что называется, родовое, таков темперамент жителей Северного Кавказа. Ну замечено же ещё в позапрошлом веке, что если посмотреть на разговаривающих друг с другом кубанцев, то со стороны кажется, что они ссорятся. Но есть и своеобразие жанровое, глубоко продуманное и принципиальное как для художественных руководителей, так и для исполнителей. Это не просто соседство, но совмещение вокала и хореографии; песни, танца и музыки являет нечто новое, создаёт своеобразную пограничную эстетическую реальность, конечно же, связанную с народными традициями, но и не чуждую принципам шоу-представлений. С их шумным весельем, изображающим разгульную народную стихию. Понятно, что такого слияния разных видов и жанров сценического искусства можно достичь только продуманной режиссурой. Это редкий, а может быть, единственный случай в современном сценическом искусстве, когда вокальная группа артистов выступает наравне с танцорами. И тут, как мне кажется, раскрылся во всей полноте талант народного артиста России, художественного руководителя «Кубанской казачьей вольницы» Николая Кубаря, можно уверенно сказать, выдающегося хореографа. Поражает широта охвата танцевальных номеров. Не только кубанские казачьи и танцы народов Северного Кавказа, но и исторические реконструкции – боевой скифский и лирический греческий танцы. Но с особым восторгом были встречены зрителями темпераментные танцевальные номера – адыгский и молдавский… Подчас даже кажется, что Николай Кубарь поставил перед собой грандиозную задачу показать танцы народов мира и только временные пределы концерта не позволяют ему сделать этого. А там, за кулисами у него припасено ещё и ещё…

Слушая выступление филармонистов ранее, задавался вопросом: а не вытесняет ли танец песню? Но это выступление убеждает, что найдено оптимальное их соотношение. Художественный руководитель нисколько не опасаясь, включает в программу очень уж широко известные песни: «Вечерний звон», «Не для меня придёт весна», «Каким ты был, таким ты и остался», «Любо, братцы, любо», которые исполняют и другие коллективы. Ведь это оправдано лишь тогда, если находится их исполнительское своеобразие. И эти широкоизвестные песни коллектив исполняет по-своему. Более того, казалось бы, такая давняя, ещё позапрошлого века песня «Рябина» («Что стоишь качаясь, тонкая рябина») вдруг зазвучала совершенно по своему (солистка Вероника Журавлёва-Пономаренко). Смею сказать, что она стала, пожалуй, центральным номером всей концертной программы. Во всяком случае для меня. Песня прозвучала с такой мощью, с какой «Рябина» давно уже не звучала на наших сценах. Видимо, непросто в это искрящееся и пенящееся шоу естественно вплести песню. Но постановщикам данного радостного действа это удаётся. И думается потому, что значительное место в нём занимает блок песен современных, авторских, тематически явно определённых, а также песен народного артиста СССР Григория Пономаренко, из золотого песенного фонда советской поры. Даже у зрителя неискушённого происходит какое-то припоминание того дорогого и заветного, которое, казалось, затерялось где-то во времени и никогда уже не проснётся. Но вот пробуждается, захватываемое неожиданным вихрем звуков… Вовлекаются в это действо и песни народные, давно любимые, которые у многих на слуху, живущие в репертуарах других коллективов. Это, пожалуй, методологически самый сложный и трудный аспект для концертных ансамблей. Ведь шоу-представление и народная песенная традиция если и не конфликтуют, то как правило, не мирятся по самой своей природе. И это не аномалия, а норма. И всё же постановщикам нынешней шоу-программы, как мне кажется, удалось разрешить эту проблему естественного сочетания, казалось, несовместимого. И, как видится, удалось потому, что они обращаются к песне народной лишь в той мере, в какой она необходима для их концертных задач, как бы заимствуя, позычая у народной песни ту энергию, которая в ней всегда есть, – для своего праздничного сценического ликования. Подхваченный этим фейерверком звуков, красок, движений, вдруг ловлю себя на мысли, что в этом восторге находит отдохновение уставшее от тяжких дум сознание. И подхваченная волшебным вихрем, утопает в забвении уже было совсем присмиревшая душа…

Надолго ли мне, искушённому, хватит этого восторга, об этом не хочется думать, пока звенит и переливается это виртуозное сценическое действо. Совершенно очевидно, что Краснодарская филармония сегодня поднимается на ведущее место в общей картине сценического танцевального и песенного искусства края. Если бы меня попросили определить одним словом это завораживающее действо, я бы сказал: там – красиво, там – праздник! Это – ярмарка, в хорошем значении слова. Но этой цели и хотели достичь постановщики представления.

В связи с тем, что основной пафос концерта – прославление родного края, гордость за него и в связи с тем, что в названии шоу-программы «Во Тамани пир горой» звучит дорогое моему сердцу имя Тамань, – как символ Кубани, позволю себе высказать хотя бы кратко своё понимание. Ведь не то что многие годы, но уже десятилетия, я всматриваюсь в это сакральное место, изучая непревзойдённый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». О, эта таинственная Тамань, «вечный город», как говорят о ней древние хроники. Смкерц, Таматарха, а потом – туманная, загадочная Тмутаракань – город и древнерусское княжество, соперничающее с самим Киевом. Впервые помянутая в летописи в год Крещения Руси, она пытает с тех пор душу и сознание русского человека. К ней постоянно обращался безвестный автор «Слова о полку Игореве», из которого ясно, что «поискать града Тмутуракани», значит поискать некоего идеала, смысла бытия. Постоянное пристанище то ли опальных, то ли торжествующих князей. Там князь Мстислав зарезал Редедю пред его полками в 1022 году. И это связано с явлением Божией Матери на Кубани. Там князь Глеб в 1068 году зачем-то мерит по льду расстояние «от Тмутаракани до Корчева», то есть от Тамани до Керчи. Эту надпись на «Тмутараканском камне» находят наши предки, верные черноморцы, пристав к этому берегу 25 августа 1792 года по повелению Екатерины Великой. И там, куда указал тмутараканский князь Глеб почти 940 лет назад, сегодня сооружается грандиозное видение Крымского моста!.. Нет, не так проста эта малая, но таинственная Тамань. Там, вроде бы, случайно, в 1837 году оказывается великий русский поэт и пророк М.Ю. Лермонтов. То ли по военной, служебной надобности, то ли Божье провидение привело его сюда, чтобы он засвидетельствовал о том, что Тамань, то теряющаяся во времени, то опять выникающая из прошлого – на месте. Там – слёзы рекой, там – пир горой. И это всё – Кубань!.. Да что там, как убедительно доказал наш современник, выдающийся лингвист О.Н. Трубачёв, именно где-то там, близ Тмутаракани, Тамани, в «кубанских плавнях» появился корень рус, - давший название народу – русский. И отсюда, с юга на север, а не наоборот, как считали ортодоксы-западники, он распространился на всю страну. Там впервые появилось слово Россия в её нынешнем звучании, что подтверждается международными договорами. Как считают некоторые исследователи – в районе нынешней станицы Голубицкой…

И ещё, – вроде бы игра слов, а на самом деле сокровенных смыслов, столичному зрителю не сразу и понятных. На красочных подсветках, сопровождающих весь концерт, появляется слово «Атамань». Так называется этнографическая станица, музей под открытым небом. Так где же мы были – во Тамани, на Тамани, в Атамани?.. Язык, оказывается, умнее нас. Куда бы не отправлялись, а снова попадаем в вечную и неизменную Тамань. Как мне было не думать об этом в Кремлёвском дворце, со сцены которого, переливаясь и варьируясь, то приближаясь, то удаляясь, то скрываясь, то появляясь, дразнило душу дорогое имя моей малой родины – Кубани.

Источник: "Новая газета Кубани"

 

 

Пётр Ткаченко, литературный критик, публицист, прозаик (г. Москва).
21 октября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 мая
среда
2019

В этот день:

Дарданелльское сражение

22-23 мая 1807 года эскадра Дмитря Сенявина разгромила турецкую эскадру

Дарданелльское сражение

22-23 мая 1807 года эскадра Дмитря Сенявина разгромила турецкую эскадру

Этот славный эпизод произошел во время очередной русско-турецкой войны. Поскольку столица Османской империи (Константинополь) имела значительную зависимость от морских поставок, наша эскадра (10 линейных кораблей и фрегат) установила блокаду пролива Дарданнеллы. Она длилась более двух месяцов, что привело к «голодному» восстанию янычар и низложению Султана Селима III. Новый султан Мустафа IV решил прорвать блокаду во что бы то ни стало. 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных судов под командованием Капудан-паши Сеита-Али направились к острову Тенедос, который служил базой русской эскадры в Эгейском море, с целью высадки на него десанта.

Вице-адмирал Сенявин вышел навстречу турецкой эскадре. После многочасового сражения турецкие корабли были вынуждены ретироваться в Дарданеллы. Сенявин преследовал их до полной темноты. При этом три турецких линейных корабля были повреждены до неспособности к службе, а потери в личном составе превысили 2000 человек. Наша эскадра еще долгое время продолжал блокировать Дарданеллы.

 

Казачье переселение

22 мая 1862 года издано положение "О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками".

Казачье переселение

22 мая 1862 года издано положение "О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками".

Оно явилось естественным правовым финалом полувековой Кавказской войны.После окончания Русско-турецкой войны 1828–1829 годов Закубанье и Черноморское побережье от Анапы до Абхазии согласно Адрианопольскому мирному договору вошло в состав Российской империи. Горцы, проживавшие там, автоматически стали подданными России. Но их малочисленность и нелояльность части населения российской власти не позволяли отдать под контроль горцев огромную территорию. Для освоения новых земель туда было переселено 17000 казачьих семей. Успешное выполнение этого решения позволило за период с 1862 по 1865 год основать 114 казачьих станиц в Закубанье.

 

 

 

Золотая медаль «Серп и Молот»

22 мая 1940 года был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали "Серп и Молот"

Золотая медаль «Серп и Молот»

22 мая 1940 года был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали "Серп и Молот"

 Это — знак отличия Героя Социалистического Труда.
Всего до 1991 года медалью «Серп и Молот» было награждено более 19 000 человек, дважды награждено свыше 160 человек, трижды - 16 человек.

Герой-пожарник Владимир Максимчук

22 мая 1994 года умер от лучевой болезни генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович МАКСИМЧУК

Герой-пожарник Владимир Максимчук

22 мая 1994 года умер от лучевой болезни генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович МАКСИМЧУК

Это первый Герой Российской Федерации среди пожарных, удостоенных этой награды в мирное время. Звание Героя Российской Федерации ему было присвоено посмертно 18 декабря 2003 года за мужество и героизм, проявленные 17 годами раньше.
В мае 1986 года подполковник Максимчук прибыл в Чернобыль, чтобы возглавить штаб пожарной охраны после взрыва 4-го энергоблока АЭС. 23 мая ему пришлось бороться со вспыхнувшим на станции пожаром, который мог привести к еще более опасному ЧП на 3-м блоке. 12 часов Владимир Михайлович лично руководил разведкой и тушением пожара в условиях, когда мощность облучения достигала сотен рентген/час. Максимчук получил лучевые ожоги, ему было проведено несколько операций, он знал, что обречен, но продолжал с честью нести службу. На его боевом счету также тушение пожаров в гостинице «Россия» (1977, 1987), работа в Армении после землетрясения (1987), ликвидация последствий аварии на продуктопроводе Урал — Западная Сибирь (1988) и катастрофы на комбинате минеральных удобрений в Ионаве (Литва) в 1989 году. Последние два года жизни генерал руководил пожарной охраной Москвы.

 

Создатель «Макарова»

22 мая 1914 года родился Николай Федорович МАКАРОВ, оружейный конструктор.

Создатель «Макарова»

22 мая 1914 года родился Николай Федорович МАКАРОВ, оружейный конструктор.

 Знаменитый самозарядный пистолет был разработан советским конструктором Николаем Фёдоровичем Макаровым в 1948 году. А с 1951 года служит личным оружием в советских и постсоветских Вооружённых силах и правоохранительных органах. Гарантийный ресурс 4000 выстрелов.

Интересно, что пистолет Макарова имелся в каждой укладке имущества и оборудования космонавта на корабле «Восток», то есть именно он стал первым стрелковым оружием, побывавшим в космосе.

Еще один «Левша»

22 мая 1816 года родился изобретатель- самоучка Павел Алексеевич ЗАРУБИН

Еще один «Левша»

22 мая 1816 года родился изобретатель- самоучка Павел Алексеевич ЗАРУБИН

Среди придуманных им инструментов были планиметр для измерения площадей, приборы для измерения глубины моря, скорости корабля, жатвенная машина, пожарный насос, водоподъемник. Он также занимался вопросами воздухоплавания и подводного плавания и написал несколько романов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии