RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Странное торжество
16 марта 2017 г.

Странное торжество

Владимир Путин наградил Наину Ельцину орденом "Святой великомученицы Екатерины"
Неблагодарные пшеки
20 августа 2017 г.

Неблагодарные пшеки

В интервью изданию Wpolityce глава МИД Польши Ващиковский заявил, что СССР вместе с Германией несёт ответственность за начало Второй мировой войны
Настоящий Русский Солдат
20 мая 2016 г.

Настоящий Русский Солдат

20 мая 2016 года Россия отмечает 100 - летие со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, сумевшего после падения подбитого фашистами самолета и последующей ампутации обеих ног вновь вернуться в строй
Трамп: от дочки к «матери»
14 апреля 2017 г.

Трамп: от дочки к «матери»

США неожиданно применили в Афганистане сверхмощную фугасную бомбу, которая получила прозвище «мать всех бомб»
Празднество Креста Господня
14 августа 2017 г.

Празднество Креста Господня

14 августа Православная Церковь совершает Происхождение, то есть изнесение или вынос для поклонения честных древ Животворящего Креста Господня.
Главная » Акцент дня » Казачья вольница

Казачья вольница

На сцене Большого зала Государственного Кремлёвского дворца прошёл концерт, посвященный 80-летию Краснодарского края

Это грандиозное представление творческих коллективов Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко.
Казачья вольница

Зрителям столицы была показана красочная, виртуозная танцевальная, музыкальная и песенная шоу-программа «Во Тамани пир горой». В ней приняли участие широкоизвестные творческие коллективы филармонии: концертный ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница», концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани», концертный ансамбль «Ивушка», ансамбли «Скрыня» и «Гильце», квартет «Адажио». Более трёхсот артистов в более чем тысяче многоцветных и многокрасочных народных и оригинальных костюмах представляли жителям и гостям столицы неповторимое своеобразие многонационального казачьего края, всероссийской житницы Кубани. Народная артистка России, профессор, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко Вероника Ивановна Журавлёва-Пономаренко, отметила, что это уже восьмое выступление коллектива в Москве. Для кубанских артистов филармонии оно стало особенным и потому, что программу составили как давно полюбившиеся, так и новые номера, и потому, что выступление кубанцев в столице посвящено 80-летию образования Краснодарского края.

Чего нельзя было не заметить сразу же, так это того, что значительную часть артистов филармонии составляют молодые люди, выпускники Краснодарского государственного института культуры. Не первый раз доводится мне видеть и слышать «Кубанскую казачью вольницу», коллективы Краснодарской филармонии. Помню необычное ощущение от их прошлогоднего выступления, когда я, давний и непоколебимый приверженец традиционной народной песенной культуры, вдруг с удивлением обнаружил существование иного художественного мира. Но ведь слышал же их и ещё ранее, и такого удивления не было. Значит они достигли такого мастерства и такого сценического совершенства, что не подивиться этому было уже невозможно.

Шоу-представление, как известно, имеет как свои формы проявления, так и свои, вполне сознательно поставленные эстетические задачи. Единый, всеобщий и всенарастающий танцевальный и музыкальный порыв, и, как итог и результат – шумное веселье и многоликое ликование, передающееся и зрителям, готовым улететь за этими дразнящими и искушающими звуками и красками неведомо куда. Здесь – полная безотчётность порыва, кстати, свойственная изначально и народной песне. Или – наоборот, перенимающая это свойство из песни народной. А потому такие шоу-представления и программы мы и должны оценивать с точки зрения их родовых особенностей и стоящих перед ними задач. Нынешняя шоу-программа, представленная в Кремлёвском дворце, эту свою задачу показать веселье и радость бытия – выполнила блестяще. Это, переливающееся красками и звуками ликование, порой как бы и вовсе парящее над сценой кажется таким лёгким, воздушным. И можно лишь догадываться, каких трудов это стоило художественным руководителям, многочисленным артистам, чтобы это многоголосое действо заговорило единогласно. Но нам, зрителям, нет до этого дела, мы и вовсе не задумываемся над этим, так как искренне верим в эту, передающуюся нам радость жизни. Во всяком случае до тех пор, пока она хлещет со сцены, пронизывая и увлекая нас за собой…

Сценическое искусство коллективов Краснодарской филармонии имеет свои, ярко выраженные особенности. Я уж не говорю о высоком темпе исполняемых номеров. Это, что называется, родовое, таков темперамент жителей Северного Кавказа. Ну замечено же ещё в позапрошлом веке, что если посмотреть на разговаривающих друг с другом кубанцев, то со стороны кажется, что они ссорятся. Но есть и своеобразие жанровое, глубоко продуманное и принципиальное как для художественных руководителей, так и для исполнителей. Это не просто соседство, но совмещение вокала и хореографии; песни, танца и музыки являет нечто новое, создаёт своеобразную пограничную эстетическую реальность, конечно же, связанную с народными традициями, но и не чуждую принципам шоу-представлений. С их шумным весельем, изображающим разгульную народную стихию. Понятно, что такого слияния разных видов и жанров сценического искусства можно достичь только продуманной режиссурой. Это редкий, а может быть, единственный случай в современном сценическом искусстве, когда вокальная группа артистов выступает наравне с танцорами. И тут, как мне кажется, раскрылся во всей полноте талант народного артиста России, художественного руководителя «Кубанской казачьей вольницы» Николая Кубаря, можно уверенно сказать, выдающегося хореографа. Поражает широта охвата танцевальных номеров. Не только кубанские казачьи и танцы народов Северного Кавказа, но и исторические реконструкции – боевой скифский и лирический греческий танцы. Но с особым восторгом были встречены зрителями темпераментные танцевальные номера – адыгский и молдавский… Подчас даже кажется, что Николай Кубарь поставил перед собой грандиозную задачу показать танцы народов мира и только временные пределы концерта не позволяют ему сделать этого. А там, за кулисами у него припасено ещё и ещё…

Слушая выступление филармонистов ранее, задавался вопросом: а не вытесняет ли танец песню? Но это выступление убеждает, что найдено оптимальное их соотношение. Художественный руководитель нисколько не опасаясь, включает в программу очень уж широко известные песни: «Вечерний звон», «Не для меня придёт весна», «Каким ты был, таким ты и остался», «Любо, братцы, любо», которые исполняют и другие коллективы. Ведь это оправдано лишь тогда, если находится их исполнительское своеобразие. И эти широкоизвестные песни коллектив исполняет по-своему. Более того, казалось бы, такая давняя, ещё позапрошлого века песня «Рябина» («Что стоишь качаясь, тонкая рябина») вдруг зазвучала совершенно по своему (солистка Вероника Журавлёва-Пономаренко). Смею сказать, что она стала, пожалуй, центральным номером всей концертной программы. Во всяком случае для меня. Песня прозвучала с такой мощью, с какой «Рябина» давно уже не звучала на наших сценах. Видимо, непросто в это искрящееся и пенящееся шоу естественно вплести песню. Но постановщикам данного радостного действа это удаётся. И думается потому, что значительное место в нём занимает блок песен современных, авторских, тематически явно определённых, а также песен народного артиста СССР Григория Пономаренко, из золотого песенного фонда советской поры. Даже у зрителя неискушённого происходит какое-то припоминание того дорогого и заветного, которое, казалось, затерялось где-то во времени и никогда уже не проснётся. Но вот пробуждается, захватываемое неожиданным вихрем звуков… Вовлекаются в это действо и песни народные, давно любимые, которые у многих на слуху, живущие в репертуарах других коллективов. Это, пожалуй, методологически самый сложный и трудный аспект для концертных ансамблей. Ведь шоу-представление и народная песенная традиция если и не конфликтуют, то как правило, не мирятся по самой своей природе. И это не аномалия, а норма. И всё же постановщикам нынешней шоу-программы, как мне кажется, удалось разрешить эту проблему естественного сочетания, казалось, несовместимого. И, как видится, удалось потому, что они обращаются к песне народной лишь в той мере, в какой она необходима для их концертных задач, как бы заимствуя, позычая у народной песни ту энергию, которая в ней всегда есть, – для своего праздничного сценического ликования. Подхваченный этим фейерверком звуков, красок, движений, вдруг ловлю себя на мысли, что в этом восторге находит отдохновение уставшее от тяжких дум сознание. И подхваченная волшебным вихрем, утопает в забвении уже было совсем присмиревшая душа…

Надолго ли мне, искушённому, хватит этого восторга, об этом не хочется думать, пока звенит и переливается это виртуозное сценическое действо. Совершенно очевидно, что Краснодарская филармония сегодня поднимается на ведущее место в общей картине сценического танцевального и песенного искусства края. Если бы меня попросили определить одним словом это завораживающее действо, я бы сказал: там – красиво, там – праздник! Это – ярмарка, в хорошем значении слова. Но этой цели и хотели достичь постановщики представления.

В связи с тем, что основной пафос концерта – прославление родного края, гордость за него и в связи с тем, что в названии шоу-программы «Во Тамани пир горой» звучит дорогое моему сердцу имя Тамань, – как символ Кубани, позволю себе высказать хотя бы кратко своё понимание. Ведь не то что многие годы, но уже десятилетия, я всматриваюсь в это сакральное место, изучая непревзойдённый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». О, эта таинственная Тамань, «вечный город», как говорят о ней древние хроники. Смкерц, Таматарха, а потом – туманная, загадочная Тмутаракань – город и древнерусское княжество, соперничающее с самим Киевом. Впервые помянутая в летописи в год Крещения Руси, она пытает с тех пор душу и сознание русского человека. К ней постоянно обращался безвестный автор «Слова о полку Игореве», из которого ясно, что «поискать града Тмутуракани», значит поискать некоего идеала, смысла бытия. Постоянное пристанище то ли опальных, то ли торжествующих князей. Там князь Мстислав зарезал Редедю пред его полками в 1022 году. И это связано с явлением Божией Матери на Кубани. Там князь Глеб в 1068 году зачем-то мерит по льду расстояние «от Тмутаракани до Корчева», то есть от Тамани до Керчи. Эту надпись на «Тмутараканском камне» находят наши предки, верные черноморцы, пристав к этому берегу 25 августа 1792 года по повелению Екатерины Великой. И там, куда указал тмутараканский князь Глеб почти 940 лет назад, сегодня сооружается грандиозное видение Крымского моста!.. Нет, не так проста эта малая, но таинственная Тамань. Там, вроде бы, случайно, в 1837 году оказывается великий русский поэт и пророк М.Ю. Лермонтов. То ли по военной, служебной надобности, то ли Божье провидение привело его сюда, чтобы он засвидетельствовал о том, что Тамань, то теряющаяся во времени, то опять выникающая из прошлого – на месте. Там – слёзы рекой, там – пир горой. И это всё – Кубань!.. Да что там, как убедительно доказал наш современник, выдающийся лингвист О.Н. Трубачёв, именно где-то там, близ Тмутаракани, Тамани, в «кубанских плавнях» появился корень рус, - давший название народу – русский. И отсюда, с юга на север, а не наоборот, как считали ортодоксы-западники, он распространился на всю страну. Там впервые появилось слово Россия в её нынешнем звучании, что подтверждается международными договорами. Как считают некоторые исследователи – в районе нынешней станицы Голубицкой…

И ещё, – вроде бы игра слов, а на самом деле сокровенных смыслов, столичному зрителю не сразу и понятных. На красочных подсветках, сопровождающих весь концерт, появляется слово «Атамань». Так называется этнографическая станица, музей под открытым небом. Так где же мы были – во Тамани, на Тамани, в Атамани?.. Язык, оказывается, умнее нас. Куда бы не отправлялись, а снова попадаем в вечную и неизменную Тамань. Как мне было не думать об этом в Кремлёвском дворце, со сцены которого, переливаясь и варьируясь, то приближаясь, то удаляясь, то скрываясь, то появляясь, дразнило душу дорогое имя моей малой родины – Кубани.

Источник: "Новая газета Кубани"

 

 

Пётр Ткаченко, литературный критик, публицист, прозаик (г. Москва).
21 октября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 ноября
среда
2017

В этот день:

Конструктор вертолётов Михаил Миль

22 ноября 1909 года родился Михаил Леонтьевич Миль (умер в 1970), конструктор вертолётов. доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Конструктор вертолётов Михаил Миль

22 ноября 1909 года родился Михаил Леонтьевич Миль (умер в 1970), конструктор вертолётов. доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Коллективом конструкторов под его руководством были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

С детства увлекался авиамоделированием, в двенадцатилетнем возрасте сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Новосибирске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, но вскоре перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, поскольку там где была авиационная специализация. После окончания института работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, потом трудилмся на автожирном заводе заместителем Николая Камова.

В годы Великой Отечественной войны Миль был отправлен в эвакуацию в посёлок Билимбай. Там занимался усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости, за что был удостоен пяти правительственных наград.

В 1947 году М. Л. Миль был назначен главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 минавиапрома. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым. В начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление правительства о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1. В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

Первая радиосвязь самолёта с землей

22 ноября 1911 года инженер-подполковник Д. М. Сокольцов осуществил радиопередачу с самолёта, пилотируемого летчиком А. В. Панкратьевым, на землю. До этого для корректировки артиллерийской стрельбы с аэроплана приходилось передавать информацию артиллеристам эволюциями самолета, сбрасыванием вымпелов и т. д.

Первая радиосвязь самолёта с землей

22 ноября 1911 года инженер-подполковник Д. М. Сокольцов осуществил радиопередачу с самолёта, пилотируемого летчиком А. В. Панкратьевым, на землю. До этого для корректировки артиллерийской стрельбы с аэроплана приходилось передавать информацию артиллеристам эволюциями самолета, сбрасыванием вымпелов и т. д.

Аппаратура, на которой работал Сокольцов, состояла из закрепленного на груди передатчика, отдельного приемника и установленного под сиденьем электромотора. Антенной служил спущенный с хвоста самолета оголенный провод длиной 35 м, заканчивавшийся металлическим кругом метрового диаметра. Общий вес системы составлял около 30 килограммов.

Непокорённая полтавчанка Елена Убийвовк

22 ноября 1918 года родилась Елена Константиновна Убийвовк (расстреляна фашистами 26.05.1942), одна из руководителей комсомольского антифашистского подполья в Полтаве в годы Великой Отечественной войны, создательница подпольной группы «Непокорённая полтавчанка». Елена Константиновна Убийвовк была посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Непокорённая полтавчанка Елена Убийвовк

22 ноября 1918 года родилась Елена Константиновна Убийвовк (расстреляна фашистами 26.05.1942), одна из руководителей комсомольского антифашистского подполья в Полтаве в годы Великой Отечественной войны, создательница подпольной группы «Непокорённая полтавчанка». Елена Константиновна Убийвовк была посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

После окончания Полтавской школы поступила в Харьковский университет. Будучи студенткой, познакомилась с Сергеем Сапиго (учился в школе красных комиссаров), с которым позже в годы оккупации работала в Полтавском подполье. Летом 1941 года, закончив 4 курса университета, приехала в Полтаву к родителям, где её и застала война. Создала подпольную группу «Непокорённая полтавчанка», в которую первоначально вошло девять комсомольцев. Вместе с товарищами она собирала оружие, вела антифашистскую агитацию среди жителей города. Подпольщики установили связь с партизанским отрядом под командованием коммуниста Жарова, который действовал в Диканьских лесах. Выполняя указания Жарова, регулярно принимали по радио из Москвы сводки Совинформбюро, печатали листовки (в течение шести месяцев распространили более 2 тысяч листовок). Кроме того, изготавливали различные документы и справки для членов подпольной организации, дававшие возможность свободно передвигаться по городу и окрестным селам.

Группа постепенно увеличилась до 20 человек; начальником штаба подпольной организации был Сергей Сапиго. Проводили диверсии: вывели из строя электростанцию, повреждали станки на механическом заводе, где ремонтировались немецкие танки. Организовали помощь военнопленным, находившимся в лагере: снабжали их штатской одеждой и продуктами питания, 18 военнопленным помогли бежать и переправиться в партизанский отряд. Подпольщики готовились к вооружённому выступлению в Полтаве, для чего приобрели винтовки и гранаты. Оккупационные власти в поиске подпольщиков задействовали группу «Цеппелин», карательные отряды эсэсовской дивизии «Мёртвая голова», шпионскую школу «Орион-00220». 6 мая 1942 года одновременно были арестованы и подвергнуты пыткам наиболее активные члены подполья. Елену Убийвовк пытали и допрашивали 26 раз.

26 мая 1942 года за городским кладбищем в Полтаве были расстреляны: Елена Константиновна Убийвовк, Сергей Терентьевич Сапиго, Борис Поликарпович Серга, Сергей Антонович Ильевски, Валентин Дмитриевич Сорока и Леонид Иванович Пузанов.

Из гестаповской тюрьмы Елене Убийвовк удалось переслать родителям предсмертные письма. Заверенные их копии до 1991 года хранились в Центральном архиве ЦК ВЛКСМ (материалы по Полтаве, 1942 г., л. 1—5), где сейчас — неизвестно. К счастью, они были частично опубликованы в сборнике «Советские партизаны» (М., 1961, стр. 513—514). И мы имеем возможность ознакомить читателей с этими свидетельствами душевной чистоты и величия этой советской патриотки.

ПИСЬМО ОТЦУ 12—13 мая 1942 г.

Папа, родной!

Ты мужчина и должен перенести все, что будет, как мужчина. У меня один на сто шансов выйти отсюда. Виноват в этом не Сергей,— он сделал все, что мог, чтобы спасти меня.

Я пишу не сгоряча, а хорошо все обдумав. Надежду не теряю до последней минуты и присутствия духа. Но если я погибну, помни — вот мое завещание: мама, верно, не переживет моей смерти, но ты должен жить и мстить, когда будет возможность.

Отсюда, из самого сердца фашизма, я ясно вижу, что это такое — все это утонченное зверство.

Смерти я не боюсь, но хочу, если не будет выхода, погибнуть от своей руки, поэтому заклинаю тебя всем, что для тебя свято, твоею любовью ко мне — принести мне, и сегодня же, опию, у нас дома есть в бутылке, ровно столько, сколько это нужно, чтобы умереть, ни больше, ни меньше, чтобы не промазать.

Я верю, что любя меня, это сделаешь. Помни, что я пишу не сгоряча и поспешности тоже не сделаю. Налей пузырек и вложи в хлеб. Лучше в кастрюлю с супом, супя вылью вон.

Я выполню свой долг — не впутаю невинных людей и, если нужно, стойко умру. . Но, чтобы избавить меня от мук, передай сегодня же, пока можно видеть, опий или морфий — тебе виднее, смертельную дозу — и будь молодцом, чтобы не сделать мне хуже. К пяти часам меня привезут в тюрьму, и там меня можно увидеть.

Друзьям передай: я уверена, что моя смерть будет отомщена. Валя — предательница, она наговорила на меня и Сергея. Сергей — молодец, и все это не забудь передать.

Каждое это слово — завещание, и если я буду знать, что все будет выполнено, буду спокойна.

Еще надежда есть, но решение мое неизменно, если ее не будет. Маму пока не волнуй.

Целую вас всех от всего сердца.
Привет друзьям.

 

ПИСЬМО РОДНЫМ

24—25 мая 1942 г.

Родные мои мама, папа, Верочка, Глафира.

Сегодня, завтра — я не знаю когда — меня расстреляют за то, что я не могу идти против своей совести, за то, что я комсомолка. Я не боюсь умирать и умру спокойно.

Я твердо знаю, что выйти отсюда я не могу. Поверьте — я пишу не сгоряча, я совершенно спокойна. Обнимаю вас всех в последний раз и крепко, крепко целую. Я не одинока и чувствую вокруг себя много любви и заботы. Умирать не страшно.

Целую всех от всего сердца.

Ляля.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии