RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Сто лет без царя
17 марта 2017 г.

Сто лет без царя

Отмечая 100-летие буржуазной революции, многие начинают понимать, что свержение самодержавия было катастрофой
Великая суббота
15 апреля 2017 г.

Великая суббота

15 апреля 2017 года — Великая суббота Страстной недели
Программы Путина и Грудинина
14 марта 2018 г.

Программы Путина и Грудинина

Эти политики, судя по всему, самые «перспективные» кандидаты в президенты, поэтому предлагаем сравнительные выдержки из их заявлений
«Матильду» - вон из России!
18 июня 2017 г.

«Матильду» - вон из России!

Либерасты настойчиво пытаются внедрить этот пошлый фильм в культурную жизнь общества
Белоруссию натравливают на Россию
25 декабря 2016 г.

Белоруссию натравливают на Россию

Как минская «оппозиция» готовит украинский сценарий в республике
Главная » Акцент дня » Поэтический поклон столице

Поэтический поклон столице

9 сентября 2017 года — отмечается 870-летие Москвы

Правда, по известным «демократическим» причинам, её сегодня называют Путинобадом, но прежнюю столицу продолжают любить и писать о ней стихи...

 

Обожаю тебя, Москва!

 

Нет, не в пробках, бензином чадящая,
не угрюмая с нравами жёсткими, –
мне Москва вспоминается та ещё, –
шелестящая перекрёстками.

Та, до мозга костей – советская,
гомонящая, многолюдная,
та, невычурная и простецкая,
бескорыстная, дружелюбная…

«Иностранкой» в метро зачитывающаяся,
к Моне Лизе всю ночь стоящая,
«роял бургерами» не пресытившаяся, –
не лубочная – настоящая!

Я бывал в той Москве мальчишкою.
И, созвучно составу тряскому,
заходилось от счастья сердчишко моё,
когда мы подъезжали к Казанскому!

Мы гуляли по Красной с мамою,
а с сестрой – не с утра – с самой ночи ведь! –
в рань невообразимую самую
к Ильичу занимали очередь…

Эскимо покупали у Красных ворот
и, пленённые магазинами,
ЦУМ и ГУМ снизу вверх и наоборот
добросовестно бороздили мы…

Ах, как здорово было на ВДНХ,
задыхаясь от восхищения,
высоты сладкий воздух московский вдыхать
в колесе обозрения!

Хоть какие терзанья, Судьба, уготовь,
пусть хоть небо на землю рухнет! –
знай, столица моя, что к тебе любовь
только вместе со мной потухнет.

Не тобой ли я брежу сызмальства?
Ближе нет на Земле родства!
Солнце застишь собой – уж не ты ль, Москва?
Обожаю тебя, Москва!

Тебя здесь больше нет

Привет вам, Удальцовские пруды!
Подумать только, 40 лет без малого,
как мы расстались, в ваши воды кануло!
Бесследно в Лету канули следы
того незабываемого времени.
Но в факте поседевшей бороды
и плеши, разметавшейся по темени,
свидетельства прямые без подвоха:
промчалась жизнь.
Как минимум – эпоха…

Привет тебе, дружище ДСВ!*
Ты тоже молодеть не собираешься.
Но, вижу, хорохориться пытаешься,
как все мы, старики. Почти что все.
Морщинок-трещин по фасаду сеточки…
Во всей короткоюбочной красе, –
смотри, какие юные студенточки
по лестничным твоим спешат пролётам!
Быть стариком?
Да лучше идиотом!

Сюда я добирался на метро.
Динамик возвестил: «Проспект Вернадского».
И явно от волнения дурацкого
закоченело всё моё нутро.
Но вот уже и в прошлом путешествие.
Никто – никак, не «contra» и не «pro»
вокруг – меня и моего пришествия.
Слезою наполняются глаза.
И всем, кто видит, ясно –
как я «за»!

В глубинах ген проложенный маршрут!
Но до чего ж решительно и жёстко
в ста метрах – от метро до перекрёстка – 
всё кардинально поменялось тут!
Превыше всех строений был наш «плюсик».
А нынче небоскрёбы в небо прут.
И ДСВ в глазах их – жалкий пупсик!
Как в речку больше раза не войти, –
так не найдёшь и в Прошлое пути…

Вот парадокс: всё знаемо, знакомо:
ступеней сколы, зелень витражей…
И кажется – да так и есть! – ты дома.
Но нет здесь никого тебя чужей!
Ты убедишься в этом очень скоро,
без лишних слов готового взашей
тебя наружу выпихнуть вахтёра
когда увидишь.
Много-много лет – 
(печальный факт)
– тебя здесь больше нет!

Здесь нет тебя. И что ты был когда-то –
здесь ничего давно не говорит.
Из памяти подножных серых плит
всё о тебе давным-давно изъято.
А если, паче чаянья, прорвёшься,
протиснувшись сквозь вахту воровато,
и сядешь в лифт, и лихо вознесёшься
на свой родной 12-й этаж, –
он отшатнётся от тебя: не наш!

Не брежу ль я? Не может быть и речи.
Топорщится Москва частицей «не».
И мой визит не нужен ей. Но мне,
увы-увы, от этого не легче.
Зачем, какого, собственно, рожна,
своею безучастностью калеча,
она мне так желанна, так нужна?

И эта безответная любовь
не леденит – воспламеняет кровь!

* ДСВ – Дом студентов МГУ на проспекте Вернадского. Он же – «плюсик», он же – «кресты».

 

Александр Костенко
8 сентября 2017 г.

Комментарии:

Max 09.09.2017 в 19:14 # Ответить
Отлично, очень понравилось! Одно из лучших стихотворений о Москве!
Н.Асташкин 09.09.2017 в 19:27 # Ответить
Саша, привет! Хорошие стихи. Я тоже вспомнил "свою" Москву (на рубеже 80-90-х), когда заканчивал академию. Это была уже другая столица, полная недовольства и драматизма.
Валерий Монастырев 09.09.2017 в 22:52 # Ответить
Да, Саша, затронул воспоминания конкретно! Четыре года учился в ВПА им. В.И.Ленина на ф-те журналистики и Москва на всех нас смотрела "недоверчиво". О ней, о столице, можно без устали писать! А твой штрих хорош тем, что он индивидуален и близок все-таки тем, что (штрих этот) СОВЕТСКИЙ - тех лет.... Это подкупает, особенно тех, кому сегодня отнюдь не 18 лет... Спасибо за маленькое путешествие в юность в то время переходящую в зрелость.
Игорь Вачков 10.09.2017 в 08:10 # Ответить
Прекрасный и очень талантливый поэт Александр Костенко написал о Москве так, как мало кто о ней сумел написать (при том, что стихов о столице написаны тонны). Саша, как бы Москва не менялась при разных властях, в ней остается все то, что ты так точно подметил. Не думаю, что ты пишешь о "Москве советской". Скорее - о Москве вечной... Ее черты всегда узнаваемы, они проступают через рекламные щиты и безобразные новоделы, они никуда не денутся.
Александр Ушар 10.09.2017 в 10:16 # Ответить
Цепляет: пару минут читал, а потом пару часов ностальгировал - не отпускало. Потому что автор не только удивительно бережно сохранил, но и поразительно точно передал настоящие чувства о настоящей Москве... Спасибо, Александр. И спасибо, РГК!
В.Коптев 15.09.2017 в 16:07 # Ответить
Саша, привет! Прочитал с удовольствием. Всё живо, образно, красочно, правдиво, талантливо! Ты умница. Сполна выполняешь заповедь: душа обязана трудиться...

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
среда
2018

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии