RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Давно пора!
24 сентября 2018 г.

Давно пора!

Министр обороны Сергей Шойгу выступил с заявлением по поводу трагедии с самолетом Ил-20
Преемники фашистского культа
6 мая 2017 г.

Преемники фашистского культа

От третьего рейха до «укрорейха» оказалось не так уж далеко
Вербное воскресенье
21 апреля 2019 г.

Вербное воскресенье

Сегодня мы отмечаем Вход Господень в Иерусалим - один из самых трагических праздников церковного года.
Три сценария войны в Донбассе
12 марта 2018 г.

Три сценария войны в Донбассе

Любой из них грозит многотысячными жертвами с обеих сторон
Трамп оказался бабой
18 июля 2018 г.

Трамп оказался бабой

Президент США, вернувшись на родину после встречи с Путиным, на 180 градусов изменил свою позицию в отношении «вмешательства России» в его выборы
Главная » Акцент дня » Поэтический поклон столице

Поэтический поклон столице

9 сентября 2017 года — отмечается 870-летие Москвы

Правда, по известным «демократическим» причинам, её сегодня называют Путинобадом, но прежнюю столицу продолжают любить и писать о ней стихи...

 

Обожаю тебя, Москва!

 

Нет, не в пробках, бензином чадящая,
не угрюмая с нравами жёсткими, –
мне Москва вспоминается та ещё, –
шелестящая перекрёстками.

Та, до мозга костей – советская,
гомонящая, многолюдная,
та, невычурная и простецкая,
бескорыстная, дружелюбная…

«Иностранкой» в метро зачитывающаяся,
к Моне Лизе всю ночь стоящая,
«роял бургерами» не пресытившаяся, –
не лубочная – настоящая!

Я бывал в той Москве мальчишкою.
И, созвучно составу тряскому,
заходилось от счастья сердчишко моё,
когда мы подъезжали к Казанскому!

Мы гуляли по Красной с мамою,
а с сестрой – не с утра – с самой ночи ведь! –
в рань невообразимую самую
к Ильичу занимали очередь…

Эскимо покупали у Красных ворот
и, пленённые магазинами,
ЦУМ и ГУМ снизу вверх и наоборот
добросовестно бороздили мы…

Ах, как здорово было на ВДНХ,
задыхаясь от восхищения,
высоты сладкий воздух московский вдыхать
в колесе обозрения!

Хоть какие терзанья, Судьба, уготовь,
пусть хоть небо на землю рухнет! –
знай, столица моя, что к тебе любовь
только вместе со мной потухнет.

Не тобой ли я брежу сызмальства?
Ближе нет на Земле родства!
Солнце застишь собой – уж не ты ль, Москва?
Обожаю тебя, Москва!

Тебя здесь больше нет

Привет вам, Удальцовские пруды!
Подумать только, 40 лет без малого,
как мы расстались, в ваши воды кануло!
Бесследно в Лету канули следы
того незабываемого времени.
Но в факте поседевшей бороды
и плеши, разметавшейся по темени,
свидетельства прямые без подвоха:
промчалась жизнь.
Как минимум – эпоха…

Привет тебе, дружище ДСВ!*
Ты тоже молодеть не собираешься.
Но, вижу, хорохориться пытаешься,
как все мы, старики. Почти что все.
Морщинок-трещин по фасаду сеточки…
Во всей короткоюбочной красе, –
смотри, какие юные студенточки
по лестничным твоим спешат пролётам!
Быть стариком?
Да лучше идиотом!

Сюда я добирался на метро.
Динамик возвестил: «Проспект Вернадского».
И явно от волнения дурацкого
закоченело всё моё нутро.
Но вот уже и в прошлом путешествие.
Никто – никак, не «contra» и не «pro»
вокруг – меня и моего пришествия.
Слезою наполняются глаза.
И всем, кто видит, ясно –
как я «за»!

В глубинах ген проложенный маршрут!
Но до чего ж решительно и жёстко
в ста метрах – от метро до перекрёстка – 
всё кардинально поменялось тут!
Превыше всех строений был наш «плюсик».
А нынче небоскрёбы в небо прут.
И ДСВ в глазах их – жалкий пупсик!
Как в речку больше раза не войти, –
так не найдёшь и в Прошлое пути…

Вот парадокс: всё знаемо, знакомо:
ступеней сколы, зелень витражей…
И кажется – да так и есть! – ты дома.
Но нет здесь никого тебя чужей!
Ты убедишься в этом очень скоро,
без лишних слов готового взашей
тебя наружу выпихнуть вахтёра
когда увидишь.
Много-много лет – 
(печальный факт)
– тебя здесь больше нет!

Здесь нет тебя. И что ты был когда-то –
здесь ничего давно не говорит.
Из памяти подножных серых плит
всё о тебе давным-давно изъято.
А если, паче чаянья, прорвёшься,
протиснувшись сквозь вахту воровато,
и сядешь в лифт, и лихо вознесёшься
на свой родной 12-й этаж, –
он отшатнётся от тебя: не наш!

Не брежу ль я? Не может быть и речи.
Топорщится Москва частицей «не».
И мой визит не нужен ей. Но мне,
увы-увы, от этого не легче.
Зачем, какого, собственно, рожна,
своею безучастностью калеча,
она мне так желанна, так нужна?

И эта безответная любовь
не леденит – воспламеняет кровь!

* ДСВ – Дом студентов МГУ на проспекте Вернадского. Он же – «плюсик», он же – «кресты».

 

Александр Костенко
8 сентября 2017 г.

Комментарии:

Max 09.09.2017 в 19:14 # Ответить
Отлично, очень понравилось! Одно из лучших стихотворений о Москве!
Н.Асташкин 09.09.2017 в 19:27 # Ответить
Саша, привет! Хорошие стихи. Я тоже вспомнил "свою" Москву (на рубеже 80-90-х), когда заканчивал академию. Это была уже другая столица, полная недовольства и драматизма.
Валерий Монастырев 09.09.2017 в 22:52 # Ответить
Да, Саша, затронул воспоминания конкретно! Четыре года учился в ВПА им. В.И.Ленина на ф-те журналистики и Москва на всех нас смотрела "недоверчиво". О ней, о столице, можно без устали писать! А твой штрих хорош тем, что он индивидуален и близок все-таки тем, что (штрих этот) СОВЕТСКИЙ - тех лет.... Это подкупает, особенно тех, кому сегодня отнюдь не 18 лет... Спасибо за маленькое путешествие в юность в то время переходящую в зрелость.
Игорь Вачков 10.09.2017 в 08:10 # Ответить
Прекрасный и очень талантливый поэт Александр Костенко написал о Москве так, как мало кто о ней сумел написать (при том, что стихов о столице написаны тонны). Саша, как бы Москва не менялась при разных властях, в ней остается все то, что ты так точно подметил. Не думаю, что ты пишешь о "Москве советской". Скорее - о Москве вечной... Ее черты всегда узнаваемы, они проступают через рекламные щиты и безобразные новоделы, они никуда не денутся.
Александр Ушар 10.09.2017 в 10:16 # Ответить
Цепляет: пару минут читал, а потом пару часов ностальгировал - не отпускало. Потому что автор не только удивительно бережно сохранил, но и поразительно точно передал настоящие чувства о настоящей Москве... Спасибо, Александр. И спасибо, РГК!
В.Коптев 15.09.2017 в 16:07 # Ответить
Саша, привет! Прочитал с удовольствием. Всё живо, образно, красочно, правдиво, талантливо! Ты умница. Сполна выполняешь заповедь: душа обязана трудиться...

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 ноября
воскресенье
2019

В этот день:

День участкового

17 ноября в России отмечается День участкового-уполномоченного милиции. Это праздник многотысячной армии милицейских трудяг, которые находятся на переднем крае борьбы за общественный порядок.

День участкового

17 ноября в России отмечается День участкового-уполномоченного милиции. Это праздник многотысячной армии милицейских трудяг, которые находятся на переднем крае борьбы за общественный порядок.

6 сентября 2002 года Министерство внутренних дел Российской Федерации издало приказ № 868 «Об объявлении дня участковых уполномоченных милиции». В нем говорилось следующее: «В настоящее время в горрайорганах внутренних дел служат более 54 тыс. участковых уполномоченных милиции. Ими раскрывается каждое второе преступление по линии милиции общественной безопасности и около четверти преступлений по линии криминальной милиции. Под их контролем находится более 4 млн лиц, состоящих на профилактических учетах органов внутренних дел. В целях сохранения преемственности в работе участковых уполномоченных милиции, пропаганды и распространения положительного опыта и сложившихся традиций их деятельности, а также учитывая их существенную роль в реализации задач, выполняемых органами внутренних дел, приказываю: 1. Считать 17 ноября 1923 года датой начала формирования в органах внутренних дел участковых уполномоченных милиции. 2. Объявить 17 ноября «Днем участковых уполномоченных милиции». 3. ГУООП СОБ МВД России разработать план соответствующих организационных и практических мероприятий по празднованию Дня участковых уполномоченных милиции. 4. В установленном порядке ежегодно отмечать в «День участковых уполномоченных милиции» особо отличившихся сотрудников и работников, а также ветеранов, внесших большой личный вклад в укрепление правопорядка».

Руководство МВД Российской Федерации выбрало 17 ноября для празднования «Дня участковых уполномоченных милиции» не случайно. именно в этот день, в 1923 году, в Советском Союзе была утверждена «Инструкция участковому надзирателю». Появление этого нормативного правового акта и положило де-юре начало формированию института участковых в СССР.

Первый бой пароходо-фрегатов

17 ноября 1853 года произошло первое в истории сражение военных пароходов. Русский пароходо-фрегат "Владимир" капитан-лейтенанта Григория БУТАКОВА атаковал и захватил турецкий пароход "Перваз-Бахри".

Первый бой пароходо-фрегатов

17 ноября 1853 года произошло первое в истории сражение военных пароходов. Русский пароходо-фрегат "Владимир" капитан-лейтенанта Григория БУТАКОВА атаковал и захватил турецкий пароход "Перваз-Бахри".

Пароходо-фрегат — фрегат, имевший кроме парусного вооружения паровой двигатель и гребные колёса в качестве движителя.

Первый пароходофрегат («Медея») появился в Англии в 1832 году. Первым построенным в России пароходофрегатом стал «Богатырь» (спущен на воду со стапеля Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1836 году, вооружение — 28 пушек, мощность паровой машины — 260 л. с.).

К началу Крымской войны в составе Российского флота имелось 16 пароходо фрегатов. Среди них - «Владимир». Его трёхчасовой бой с турком закончился победой: «Перваз-Бахри» был вынужден спустить флаг. Правда, русские моряки едва не «перестарались» — они с большим трудом смогли довести свой трофей до Севастополя. Турецкий пароход потом отремонтировали и он вошел в состав Черноморского флота под названием «Корнилов».

Г. И. Бутаков после этого боя был произведён в капитаны 2-го ранга и награждён орденом св. Георгия IV степени.

Крейсер «Аврора» продолжает бой

17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был установлен на вечную стоянку у Петроградской набережной на Большой Невке.

Крейсер «Аврора» продолжает бой

17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был установлен на вечную стоянку у Петроградской набережной на Большой Невке.

Он вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года. В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток, крейсер "Аврора" принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Возвратившись в Балтийское море, "Аврора" длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны крейсер "Аврора" принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 года был поставлен на ремонт в Петрограде. В 1917 году экипаж "Авроры" активно участвовал в революционных событиях, потом крейсер стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940 года, проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. С началом Великой Отечественной войны крейсер "Аврора" и его экипаж встали на защиту Ленинграда. Весь период ленинградской блокады "Аврора" стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), обстреливала из своих орудий противника и сама подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944 года крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт.

В 1948 году крейсер "Аврора" был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища. В 1956 году на "Авроре" был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. В июле 1992 года на нем был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг - символ морской мощи России.

В ночь с 5-го на 6-е июня 2009 года издаваемый на деньги олигарха Михаила Прохорова журнал «Русский пионер» широко отпраздновал свою годовщину на борту легендарного корабля. Среди гостей вечера оказался тогдашний полпред президента РФ Илья Клебанов, глава «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров, пивной магнат Олег Тиньков, главный редактор русского «Форбса» Максим Кашулинский, владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико, тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Их развлекали телеведущая Тина Канделаки и Сергей Шнуров, известный тем, что балует подобную публику песнями с нецензурной лексикой.

Возможно, это мерзкое мероприятие так и осталось бы незамеченным, но каким-то образом эта (наверняка далеко не первая и уж точно не последняя) «невинная шалость» зажравшихся и одуревших от собственного всесилия и безнаказанности чинуш, повязанных родственными, деловыми и дружескими связями с олигархией, оказалась известна прессе. И целый ряд как печатных, так и электронных СМИ выступили с публикациями и репортажами о данном событии. Как писала тогда газета «Фонтанка», «Аврора» преобразилась по случаю пьянки невообразимо: крейсер оброс прожекторами, звуковыми колонками, куда-то подевались вахтенные матросы и офицеры, а их места заняли игривые официанты, наряженные в гламурненькие тельняшечки, разносящие «сливкам нового российского общества» шампанское.

Скандал неожиданно ударил по самой «Авроре». Было принято решение вывести «Аврору» из состава Военно-морского флота России и заменить экипаж гражданским персоналом. Оно было встречено в штыки не только ветеранами, но и обычными жителями Петербурга. В защиту крейсера поднялись многие, и бывший министр обороны пошел на попятную. Военное ведомство сообщило в прессе: «Приказом Минобороны внесены изменения в директиву: экипаж крейсера «Аврора» не расформировывается, а переформировывается. Статус и подчиненность корабля останутся прежними».

«Луноход-1»

17 ноября 1970 года после мягкой посадки на поверхность Луны в районе Моря Дождей космической станции «Луна-17» в путешествие по спутнику Земли отправляется «Луноход-1».

«Луноход-1»

17 ноября 1970 года после мягкой посадки на поверхность Луны в районе Моря Дождей космической станции «Луна-17» в путешествие по спутнику Земли отправляется «Луноход-1».

Это — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луне. Принадлежит к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов «Луноход» для исследования Луны (проект Е-8), проработал на Луне одиннадцать лунных дней (10,5 земных месяцев). Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Масса планетохода составила 756 кг, длина с открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. Диаметр колёс — 510 мм, ширина — 200 мм, колёсная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм.

В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса (3 месяца). За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 м2, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 км/час. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ.

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.

Но через 40 лет «Луноход-1» вновь дал о себе знать. На нем был установлен уголковый отражатель, с помощью которого ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Отражатель «Лунохода-1» в первые полтора года работы обеспечил порядка 20 наблюдений, но затем его точное положение утерялось. В марте 2010 года «Луноход-1» был обнаружен исследователями на снимках. 22 апреля 2010 года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи сообщила, что смогла впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя «Лунохода-1»

 

Нейтронная бомба

17 ноября 1978 года в Советском Союзе проведено успешное испытание нейтронной бомбы. Это был ответ на разработки в США этого оружия.

Нейтронная бомба

17 ноября 1978 года в Советском Союзе проведено успешное испытание нейтронной бомбы. Это был ответ на разработки в США этого оружия.

Работы над нейтронным оружием велись в нескольких странах с 1960-х годов. Впервые технология его производства была разработана в США во второй половине 1970-х. Сейчас возможностью выпуска такого оружия обладают также Россия, Франция и Китай.

Опасность нейтронного оружия, как и вообще ядерного оружия малой и сверхмалой мощности, заключается не столько в возможности массового уничтожения людей (это можно сделать и многими другими, в том числе давно существующими и более эффективными для этой цели видами ОМП), сколько в стирании грани между ядерной и обычной войной при его использовании. Поэтому в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН отмечаются опасные последствия появления новой разновидности оружия массового поражения — нейтронного, и содержится призыв к его запрещению. В 1978 году СССР предложил договориться об отказе от его применения и внёс на рассмотрение Комитета по разоружению проект международной конвенции о его запрещении. Проект не нашёл поддержки у США и других западных стран. Тогда СССР и произвёл испытание нейтронной бомбы. Но э

то не сдержало мирового агрессора. В 1981 году в США начато производство нейтронных зарядов, хотя в настоящее время они и не стоят на вооружении.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии