RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Время Плохишей,
14 августа 2017 г.

Время Плохишей,

или Хроника 90-х годов Михаила Захарчука
Спорт — друг молодежи
6 апреля 2017 г.

Спорт — друг молодежи

5 апреля 2017 года в Московском доме национальностей состоялось заседание круглого стола на тему «Спорт – как метод противодействия экстремизму в молодежной среде».
Музыкальное поздравление
1 января 2020 г.

Музыкальное поздравление

Наших читателей поздравили с Новым годом ветеран журналистики Анатолий Яковлевич Журин и его прекрасная жена народная артистка России Ирина Михайловна Журина
Яды третьего рейха
28 декабря 2019 г.

Яды третьего рейха

28 декабря 1947 года была завершена операция союзников по затоплению в Балтийском море химических боеприпасов Германии
Расправа над банкирами
10 августа 2017 г.

Расправа над банкирами

В Западной Европе продолжается череда таинственных убийств высокопоставленных банковских служащих вместе с семьями.
Главная » Акцент дня » Спасибо, Ту-134!

Спасибо, Ту-134!

Свой последний пассажирский рейс из Иркутска в Мирный недавно совершил легендарный советский самолет Ту-134.

После чего его отправили в Новосибирск - на вечную стоянку в музей авиации и космонавтики.
Спасибо,  Ту-134!

Свой первый пассажирский взлет самолет совершил 29 июля 1963 года. Считается, что Ту-134 – один из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. Насколько хорош был лайнер, говорит тот факт, что он стал одним из самых массовых и популярных в стране. Достаточно вспомнить народное его прозвище «свисток» за длинный узкий профиль фюзеляжа и высокую ноту звука двигателей, а в НАТО его назвали Crysty, то есть «Дерзкий». Кстати, этот характерный нос фюзеляжа имел вполне технологичное назначение – там располагалось рабочее место штурмана.
- Замечательная машина, как и положено по причине морального старения, ушла на заслуженный отдых, - делится своими первыми впечатлениями по поводу прощания с легендой бывший штурман Тбилисского авиапредприятия, Герой советского союза Владимир Гасоян. - Душа болит только от того, что ему не пришла пока достойная отечественная смена - место ближне - и среднемагистральника Ту-134 сегодня занимают машины канадского и бразильского производства. Увы, но гражданское детище «Сухого» - наш суперджет, к сожалению, мягко говоря, ему сильно проигрывает.
Как рассказывает Владимир Бадоевич, Ту-134, в кабину которого он сел после окончания Академии, в 1981 году, стал для него поистине живым существом, добрым и манящим.
- Каждый раз, подходя к нему, я здоровался с ним как с большим другом и обязательно поглаживал носовую часть, в которой мне предстояло работать. Говорил: «Ну что, полетели, друг?» Это был красавец, память о котором я пронес через всю свою жизнь. Тех, кому доводилось на нем летать, он покорял эстетикой и стремительностью полета. Придя на замену Ту-124, самолет обзавелся, в отличие от предшественника двигателями, перемещенными в хвостовую часть, что повысило комфорт пассажиров. Первые образцы выпускались Харьковским авиазаводом без системы реверса, поэтому использовались при посадке парашюты. Нам, штурманам, было еще и приятно то, что в его носовой части конструкторы предусмотрели для нас рабочие места. Современное навигационное оборудование и остекленная часть кабины обеспечивали не только успех нашей работы, но и отличный обзор происходящего в полете и особенно при посадке. Благодаря этому ты ощущал свою причастность к благополучному выполнению каждого рейса. После набора высоты командир делегировал именно штурману контроль за нормальной работой автопилота.
В общей сложности Гасоян налетал на этом самолете около восьми лет. Эти годы, считает он, стали в его жизни основополагающими.
- С этой машиной меня связывают лучшие дни в моей летной судьбе. Она подарила мне не только профессиональное счастье, но и жизнь.
Здесь с Владимиром Бадоевичем можно поспорить насчет того, кто кому подарил жизнь. 18 ноября 1983 года его смелые и решительные действия в сложнейшей обстановке стали решающими в противостоянии с бандой угонщиков, атаковавших экипаж Ту-134 в небе над Тбилиси. Самолет, с 57 пассажирами благополучно приземлился в столице Грузии. А штурман Владимир Гасоян за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сегодня считается хорошим тоном уничижительно отзываться о достижениях советского авиапрома. А ведь тот же Ту-134 стал и первым нашим удачным международным проектом.

Вот фрагменты авиафорума пилотов, которые признаются, что будут скучать по лайнеру:
«Он хоть и громкий, но надежный. А еще достаточно экономичный в сравнении с новыми иностранными моделями».

«…Ту-134 умеет делать практически всё то же, что и эти А320, и Боинги, и кое-что даже лучше, только достигается это чуть большими усилиями экипажа (надо сделать чуть больше движений и включить чуть больше тумблеров). При этом аэродинамика превосходная, по минимальным скоростям, по боковому ветру, по поведению на ВПП (даже при слабеньком сцеплении), по прочности машина прекрасная. Надо было в 1980-е и 90-е не дурью маяться, а модернизировать ее. И цены бы ей не было ещё долго».
«..Я когда лечу на А320, ну не получаю удовольствия от полета, нет его, хоть тресни. Это чисто коммерческий самолет. А на родном Ту лечу - почти кайф чувствую, как он плавно летит, как плотно сидит в воздухе, как приятно реагирует на рули. И наконец, это просто очень красивая машина, а не летающая бочка как Б737-500».
«..Ту-134 - это "учебная парта". Боковой ветер. 20 м/с - это из наших советских машин самый лучший показатель. Да просто поговорите с теми, кто летал на Ту-134 по-настоящему, слов кроме "прекрасный самолет", "исключительная машина" не встретите. На днях говорил с командиром, который из Питера первый рейс на Ту-134 делал в 1968 году (!), спросил, что он сейчас о Ту-134 думает, и он сказал: "Бесподобная машина! Считаю за честь, что летал на ней".
Добавим к этим рассуждениям, что впервые самолёт, выпускаемый в нашей стране, получил международную сертификацию и стал поставляться на экспорт в десятки зарубежных стран. За долгие годы эксплуатации Ту-134 по показателям коэффициента надежности зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке. Всего с конвейера Харьковского авиазавода сошло 852 лайнера.

Последний «свисток» и «стиляга» сошёл с конвейера Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. До начала 1990 годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров. А в 2011 году на тот момент президент России Дмитрий Медведев поручил минтрансу постепенно вывести лайнеры ТУ-134 из эксплуатации на регулярных рейсах.

Несколько любопытных историй из жизни Ту-134.

Как вспоминал главный конструктор Ту-134 лауреат Ленинской премии Леонид Селяков, его едва не сняли с должности, когда он позволил себе в начале 80-х дать интервью «Труду» о проектных работах над сменщиком - новым самолетом Ту-204. За «преступное» разглашение гостайны он получил выговор от министра авиапромышленности и был предупрежден, что в следующий подобный раз его уволят.

В 1973 году Ту-134, управляемый летчиками-испытателями, благополучно приводнился с выпущенными шасси на икшанском водохранилище в Подмосковье. Это дало повод для дальнейших испытаний машины при вынужденных приземлениях.


Любопытна киношная судьба лайнера.

…Именно на нем летели в Москву интуристы из "Невероятных приключений итальянцев в России". Ту-134 совершал экстренную посадку на шоссе... Кстати, конечно, ни на какое шоссе самолет не садился. Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. В общей сложности самолёт сажали шесть раз и каждый раз безупречно. Кадры, где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили, снимали на резервной полосе. Кстати и за рулем автомобилей по требованию руководства школы сидели пилоты – им легче было ориентироваться в сложной аэродромной обстановке.

…Именно на Ту-134 летит «поддатый» Женя Лукашин из Москвы в Питер в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Правда, как заметили дотошные авиаторы, в столице его «грузят» в Ил-62, в полёте показывают Ту-134, а на ленинградскую землю Евгений сходит из Ту-154.

… Да что там кино – Ту -134 в советские годы можно было купить в любом киоске, в честь советского самолета была названа марка самых популярных болгарских сигарет.

Сегодня увидеть легендарный лайнер проще всего в виде музейного экспоната. Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. До последнего времени их можно встретить в аэропортах (например, в Воронеже, Кишинёве, Минске, Могилёве, Муроме, Ульяновске, Полтаве, Риге и т. д.). Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ № 164 при АНТК им. Туполева в Новогиреево. К сожалению, этот самолёт-памятник был снесён и распилен современными варварами в начале апреля 2013 года.

 

Анатолий Журин.
26 мая 2019 г.

Комментарии:

Денис 06.03.2020 в 20:01 # Ответить
Здравствуйте
Не удалось дозвониться, вот мой телефон. 8 (953) 367-35-45 Антон

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 июля
среда
2020

В этот день:

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии