RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Рождество Пресвятой Богородицы
21 сентября 2018 г.

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане отмечают великий, светлый и радостный праздник
США готовят внезапный ядерный удар
27 апреля 2017 г.

США готовят внезапный ядерный удар

Но у нас есть ответ, заявил на брифинге представитель Генштаба Вооруженных сил России генерал-лейтенант Виктор Познихир.
Настоящий Русский Солдат
20 мая 2016 г.

Настоящий Русский Солдат

20 мая 2016 года Россия отмечает 100 - летие со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, сумевшего после падения подбитого фашистами самолета и последующей ампутации обеих ног вновь вернуться в строй
Неблагодарные пшеки
20 августа 2017 г.

Неблагодарные пшеки

В интервью изданию Wpolityce глава МИД Польши Ващиковский заявил, что СССР вместе с Германией несёт ответственность за начало Второй мировой войны
Три сценария войны в Донбассе
12 марта 2018 г.

Три сценария войны в Донбассе

Любой из них грозит многотысячными жертвами с обеих сторон
Главная » Акцент дня » Спасибо, Ту-134!

Спасибо, Ту-134!

Свой последний пассажирский рейс из Иркутска в Мирный недавно совершил легендарный советский самолет Ту-134.

После чего его отправили в Новосибирск - на вечную стоянку в музей авиации и космонавтики.
Спасибо,  Ту-134!

Свой первый пассажирский взлет самолет совершил 29 июля 1963 года. Считается, что Ту-134 – один из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. Насколько хорош был лайнер, говорит тот факт, что он стал одним из самых массовых и популярных в стране. Достаточно вспомнить народное его прозвище «свисток» за длинный узкий профиль фюзеляжа и высокую ноту звука двигателей, а в НАТО его назвали Crysty, то есть «Дерзкий». Кстати, этот характерный нос фюзеляжа имел вполне технологичное назначение – там располагалось рабочее место штурмана.
- Замечательная машина, как и положено по причине морального старения, ушла на заслуженный отдых, - делится своими первыми впечатлениями по поводу прощания с легендой бывший штурман Тбилисского авиапредприятия, Герой советского союза Владимир Гасоян. - Душа болит только от того, что ему не пришла пока достойная отечественная смена - место ближне - и среднемагистральника Ту-134 сегодня занимают машины канадского и бразильского производства. Увы, но гражданское детище «Сухого» - наш суперджет, к сожалению, мягко говоря, ему сильно проигрывает.
Как рассказывает Владимир Бадоевич, Ту-134, в кабину которого он сел после окончания Академии, в 1981 году, стал для него поистине живым существом, добрым и манящим.
- Каждый раз, подходя к нему, я здоровался с ним как с большим другом и обязательно поглаживал носовую часть, в которой мне предстояло работать. Говорил: «Ну что, полетели, друг?» Это был красавец, память о котором я пронес через всю свою жизнь. Тех, кому доводилось на нем летать, он покорял эстетикой и стремительностью полета. Придя на замену Ту-124, самолет обзавелся, в отличие от предшественника двигателями, перемещенными в хвостовую часть, что повысило комфорт пассажиров. Первые образцы выпускались Харьковским авиазаводом без системы реверса, поэтому использовались при посадке парашюты. Нам, штурманам, было еще и приятно то, что в его носовой части конструкторы предусмотрели для нас рабочие места. Современное навигационное оборудование и остекленная часть кабины обеспечивали не только успех нашей работы, но и отличный обзор происходящего в полете и особенно при посадке. Благодаря этому ты ощущал свою причастность к благополучному выполнению каждого рейса. После набора высоты командир делегировал именно штурману контроль за нормальной работой автопилота.
В общей сложности Гасоян налетал на этом самолете около восьми лет. Эти годы, считает он, стали в его жизни основополагающими.
- С этой машиной меня связывают лучшие дни в моей летной судьбе. Она подарила мне не только профессиональное счастье, но и жизнь.
Здесь с Владимиром Бадоевичем можно поспорить насчет того, кто кому подарил жизнь. 18 ноября 1983 года его смелые и решительные действия в сложнейшей обстановке стали решающими в противостоянии с бандой угонщиков, атаковавших экипаж Ту-134 в небе над Тбилиси. Самолет, с 57 пассажирами благополучно приземлился в столице Грузии. А штурман Владимир Гасоян за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сегодня считается хорошим тоном уничижительно отзываться о достижениях советского авиапрома. А ведь тот же Ту-134 стал и первым нашим удачным международным проектом.

Вот фрагменты авиафорума пилотов, которые признаются, что будут скучать по лайнеру:
«Он хоть и громкий, но надежный. А еще достаточно экономичный в сравнении с новыми иностранными моделями».

«…Ту-134 умеет делать практически всё то же, что и эти А320, и Боинги, и кое-что даже лучше, только достигается это чуть большими усилиями экипажа (надо сделать чуть больше движений и включить чуть больше тумблеров). При этом аэродинамика превосходная, по минимальным скоростям, по боковому ветру, по поведению на ВПП (даже при слабеньком сцеплении), по прочности машина прекрасная. Надо было в 1980-е и 90-е не дурью маяться, а модернизировать ее. И цены бы ей не было ещё долго».
«..Я когда лечу на А320, ну не получаю удовольствия от полета, нет его, хоть тресни. Это чисто коммерческий самолет. А на родном Ту лечу - почти кайф чувствую, как он плавно летит, как плотно сидит в воздухе, как приятно реагирует на рули. И наконец, это просто очень красивая машина, а не летающая бочка как Б737-500».
«..Ту-134 - это "учебная парта". Боковой ветер. 20 м/с - это из наших советских машин самый лучший показатель. Да просто поговорите с теми, кто летал на Ту-134 по-настоящему, слов кроме "прекрасный самолет", "исключительная машина" не встретите. На днях говорил с командиром, который из Питера первый рейс на Ту-134 делал в 1968 году (!), спросил, что он сейчас о Ту-134 думает, и он сказал: "Бесподобная машина! Считаю за честь, что летал на ней".
Добавим к этим рассуждениям, что впервые самолёт, выпускаемый в нашей стране, получил международную сертификацию и стал поставляться на экспорт в десятки зарубежных стран. За долгие годы эксплуатации Ту-134 по показателям коэффициента надежности зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке. Всего с конвейера Харьковского авиазавода сошло 852 лайнера.

Последний «свисток» и «стиляга» сошёл с конвейера Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. До начала 1990 годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров. А в 2011 году на тот момент президент России Дмитрий Медведев поручил минтрансу постепенно вывести лайнеры ТУ-134 из эксплуатации на регулярных рейсах.

Несколько любопытных историй из жизни Ту-134.

Как вспоминал главный конструктор Ту-134 лауреат Ленинской премии Леонид Селяков, его едва не сняли с должности, когда он позволил себе в начале 80-х дать интервью «Труду» о проектных работах над сменщиком - новым самолетом Ту-204. За «преступное» разглашение гостайны он получил выговор от министра авиапромышленности и был предупрежден, что в следующий подобный раз его уволят.

В 1973 году Ту-134, управляемый летчиками-испытателями, благополучно приводнился с выпущенными шасси на икшанском водохранилище в Подмосковье. Это дало повод для дальнейших испытаний машины при вынужденных приземлениях.


Любопытна киношная судьба лайнера.

…Именно на нем летели в Москву интуристы из "Невероятных приключений итальянцев в России". Ту-134 совершал экстренную посадку на шоссе... Кстати, конечно, ни на какое шоссе самолет не садился. Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. В общей сложности самолёт сажали шесть раз и каждый раз безупречно. Кадры, где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили, снимали на резервной полосе. Кстати и за рулем автомобилей по требованию руководства школы сидели пилоты – им легче было ориентироваться в сложной аэродромной обстановке.

…Именно на Ту-134 летит «поддатый» Женя Лукашин из Москвы в Питер в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Правда, как заметили дотошные авиаторы, в столице его «грузят» в Ил-62, в полёте показывают Ту-134, а на ленинградскую землю Евгений сходит из Ту-154.

… Да что там кино – Ту -134 в советские годы можно было купить в любом киоске, в честь советского самолета была названа марка самых популярных болгарских сигарет.

Сегодня увидеть легендарный лайнер проще всего в виде музейного экспоната. Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. До последнего времени их можно встретить в аэропортах (например, в Воронеже, Кишинёве, Минске, Могилёве, Муроме, Ульяновске, Полтаве, Риге и т. д.). Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ № 164 при АНТК им. Туполева в Новогиреево. К сожалению, этот самолёт-памятник был снесён и распилен современными варварами в начале апреля 2013 года.

 

Анатолий Журин.
26 мая 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 августа
четверг
2019

В этот день:

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции как официальный государственный символ утверждён указом президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.  Исторически «триколор» являлся торговым или коммерческим флагом Российской Империи.

В артикуле 6 утверждённого Петром Первым 13 января 1720 года Уставе морском было сказано: "Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: белый, синий, красной". В 1885 году бело-сине-красный флаг был подтвержден императором Александром III флагом коммерческих судов: "Флаг для коммерческих судов состоит из трёх горизонтальных полос, считая сверху: белой, синей и красной". В государственной символике Российской Империи преобладали другие цвета. Созданное в 1696 году гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой. В 1742 году в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи (которое являлось одной из государственных регалий наряду с короной, скипетром, печатью и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров). Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли. Как символ российской государственности использовался также флаг из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания. Ельцин и его окружение выбрали коммерческий триколор как символ современной России.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1938 г. был назначен заместителем Народного комиссара Военно-морского Флота. В 1939 г. он вступил в ряды Коммунистической партии.  Незаурядные способности адмирала Исакова как флотоводца и крупного военачальника особенно раскрылись в годы Великой Отечественной войны, которую он встретил на посту первого заместителя Народного комиссара Военно-Морского Флота. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западного направления по морской части. С образованием Северо-Кавказского направления в апреле 1942 г. И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. Организаторский талант Ивана Степановича сыграл большую роль в объединении усилий войск, действовавших в Севастополе, на Керченском полуострове и на Кавказском побережье. Он много внимания уделял боевым действиям Азовской флотилии, Керченской военно-морской базы и других частей Черноморского флота. 4 октября 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь. Зимой Исаков , не покидая палаты, начал работать, а в мае 1943 г. вернулся в Москву. Став инвалидом, Иван Степанович не потерял самообладания и мужества. Он был назначен начальником Главного штаба ВМФ и заместителем главнокомандующего Военно-Морского Флота, впоследствии занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств. И. С. Исаков скончался в 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

13 августа 1945 года - президент США Гарри Трумэн отдал приказ занять порт Дальний до того, как туда высадятся русские. Сделать это американцы собирались на кораблях. Советское командование решило опередить США: пока те доплывут до Ляодунского полуострова, высадить русский десант на гидросамолетах.

22 августа 1945 года 27 самолетов 117-го авиаполка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского Флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. В бухте порта Дальний десант высадился и занял город. Затем совместно с частями

6-й Гвардейской танковой армии и частями 39-й армии освободили весь Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Он снова вернулся в Россию. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

 

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии