RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Настоящий Русский Солдат
20 мая 2016 г.

Настоящий Русский Солдат

20 мая 2016 года Россия отмечает 100 - летие со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, сумевшего после падения подбитого фашистами самолета и последующей ампутации обеих ног вновь вернуться в строй
Собчак как зеркало коррупции
10 августа 2017 г.

Собчак как зеркало коррупции

10 августа 2017 года - 80 лет со дня рождения первого мэра Ленинграда, которому "благодарные" горожане в своё время посвятили слоган «Победили Колчака, победим и Собчака»
Спорт — друг молодежи
6 апреля 2017 г.

Спорт — друг молодежи

5 апреля 2017 года в Московском доме национальностей состоялось заседание круглого стола на тему «Спорт – как метод противодействия экстремизму в молодежной среде».
Испытание на достоинство
11 декабря 2017 г.

Испытание на достоинство

Пройдут ли его наши спортсмены?
Эрдоган в Москве
13 марта 2017 г.

Эрдоган в Москве

10 марта состоялся официальный визит в РФ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Главная » Акцент дня » Спасибо, Ту-134!

Спасибо, Ту-134!

Свой последний пассажирский рейс из Иркутска в Мирный недавно совершил легендарный советский самолет Ту-134.

После чего его отправили в Новосибирск - на вечную стоянку в музей авиации и космонавтики.
Спасибо,  Ту-134!

Свой первый пассажирский взлет самолет совершил 29 июля 1963 года. Считается, что Ту-134 – один из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. Насколько хорош был лайнер, говорит тот факт, что он стал одним из самых массовых и популярных в стране. Достаточно вспомнить народное его прозвище «свисток» за длинный узкий профиль фюзеляжа и высокую ноту звука двигателей, а в НАТО его назвали Crysty, то есть «Дерзкий». Кстати, этот характерный нос фюзеляжа имел вполне технологичное назначение – там располагалось рабочее место штурмана.
- Замечательная машина, как и положено по причине морального старения, ушла на заслуженный отдых, - делится своими первыми впечатлениями по поводу прощания с легендой бывший штурман Тбилисского авиапредприятия, Герой советского союза Владимир Гасоян. - Душа болит только от того, что ему не пришла пока достойная отечественная смена - место ближне - и среднемагистральника Ту-134 сегодня занимают машины канадского и бразильского производства. Увы, но гражданское детище «Сухого» - наш суперджет, к сожалению, мягко говоря, ему сильно проигрывает.
Как рассказывает Владимир Бадоевич, Ту-134, в кабину которого он сел после окончания Академии, в 1981 году, стал для него поистине живым существом, добрым и манящим.
- Каждый раз, подходя к нему, я здоровался с ним как с большим другом и обязательно поглаживал носовую часть, в которой мне предстояло работать. Говорил: «Ну что, полетели, друг?» Это был красавец, память о котором я пронес через всю свою жизнь. Тех, кому доводилось на нем летать, он покорял эстетикой и стремительностью полета. Придя на замену Ту-124, самолет обзавелся, в отличие от предшественника двигателями, перемещенными в хвостовую часть, что повысило комфорт пассажиров. Первые образцы выпускались Харьковским авиазаводом без системы реверса, поэтому использовались при посадке парашюты. Нам, штурманам, было еще и приятно то, что в его носовой части конструкторы предусмотрели для нас рабочие места. Современное навигационное оборудование и остекленная часть кабины обеспечивали не только успех нашей работы, но и отличный обзор происходящего в полете и особенно при посадке. Благодаря этому ты ощущал свою причастность к благополучному выполнению каждого рейса. После набора высоты командир делегировал именно штурману контроль за нормальной работой автопилота.
В общей сложности Гасоян налетал на этом самолете около восьми лет. Эти годы, считает он, стали в его жизни основополагающими.
- С этой машиной меня связывают лучшие дни в моей летной судьбе. Она подарила мне не только профессиональное счастье, но и жизнь.
Здесь с Владимиром Бадоевичем можно поспорить насчет того, кто кому подарил жизнь. 18 ноября 1983 года его смелые и решительные действия в сложнейшей обстановке стали решающими в противостоянии с бандой угонщиков, атаковавших экипаж Ту-134 в небе над Тбилиси. Самолет, с 57 пассажирами благополучно приземлился в столице Грузии. А штурман Владимир Гасоян за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сегодня считается хорошим тоном уничижительно отзываться о достижениях советского авиапрома. А ведь тот же Ту-134 стал и первым нашим удачным международным проектом.

Вот фрагменты авиафорума пилотов, которые признаются, что будут скучать по лайнеру:
«Он хоть и громкий, но надежный. А еще достаточно экономичный в сравнении с новыми иностранными моделями».

«…Ту-134 умеет делать практически всё то же, что и эти А320, и Боинги, и кое-что даже лучше, только достигается это чуть большими усилиями экипажа (надо сделать чуть больше движений и включить чуть больше тумблеров). При этом аэродинамика превосходная, по минимальным скоростям, по боковому ветру, по поведению на ВПП (даже при слабеньком сцеплении), по прочности машина прекрасная. Надо было в 1980-е и 90-е не дурью маяться, а модернизировать ее. И цены бы ей не было ещё долго».
«..Я когда лечу на А320, ну не получаю удовольствия от полета, нет его, хоть тресни. Это чисто коммерческий самолет. А на родном Ту лечу - почти кайф чувствую, как он плавно летит, как плотно сидит в воздухе, как приятно реагирует на рули. И наконец, это просто очень красивая машина, а не летающая бочка как Б737-500».
«..Ту-134 - это "учебная парта". Боковой ветер. 20 м/с - это из наших советских машин самый лучший показатель. Да просто поговорите с теми, кто летал на Ту-134 по-настоящему, слов кроме "прекрасный самолет", "исключительная машина" не встретите. На днях говорил с командиром, который из Питера первый рейс на Ту-134 делал в 1968 году (!), спросил, что он сейчас о Ту-134 думает, и он сказал: "Бесподобная машина! Считаю за честь, что летал на ней".
Добавим к этим рассуждениям, что впервые самолёт, выпускаемый в нашей стране, получил международную сертификацию и стал поставляться на экспорт в десятки зарубежных стран. За долгие годы эксплуатации Ту-134 по показателям коэффициента надежности зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке. Всего с конвейера Харьковского авиазавода сошло 852 лайнера.

Последний «свисток» и «стиляга» сошёл с конвейера Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. До начала 1990 годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров. А в 2011 году на тот момент президент России Дмитрий Медведев поручил минтрансу постепенно вывести лайнеры ТУ-134 из эксплуатации на регулярных рейсах.

Несколько любопытных историй из жизни Ту-134.

Как вспоминал главный конструктор Ту-134 лауреат Ленинской премии Леонид Селяков, его едва не сняли с должности, когда он позволил себе в начале 80-х дать интервью «Труду» о проектных работах над сменщиком - новым самолетом Ту-204. За «преступное» разглашение гостайны он получил выговор от министра авиапромышленности и был предупрежден, что в следующий подобный раз его уволят.

В 1973 году Ту-134, управляемый летчиками-испытателями, благополучно приводнился с выпущенными шасси на икшанском водохранилище в Подмосковье. Это дало повод для дальнейших испытаний машины при вынужденных приземлениях.


Любопытна киношная судьба лайнера.

…Именно на нем летели в Москву интуристы из "Невероятных приключений итальянцев в России". Ту-134 совершал экстренную посадку на шоссе... Кстати, конечно, ни на какое шоссе самолет не садился. Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. В общей сложности самолёт сажали шесть раз и каждый раз безупречно. Кадры, где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили, снимали на резервной полосе. Кстати и за рулем автомобилей по требованию руководства школы сидели пилоты – им легче было ориентироваться в сложной аэродромной обстановке.

…Именно на Ту-134 летит «поддатый» Женя Лукашин из Москвы в Питер в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Правда, как заметили дотошные авиаторы, в столице его «грузят» в Ил-62, в полёте показывают Ту-134, а на ленинградскую землю Евгений сходит из Ту-154.

… Да что там кино – Ту -134 в советские годы можно было купить в любом киоске, в честь советского самолета была названа марка самых популярных болгарских сигарет.

Сегодня увидеть легендарный лайнер проще всего в виде музейного экспоната. Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. До последнего времени их можно встретить в аэропортах (например, в Воронеже, Кишинёве, Минске, Могилёве, Муроме, Ульяновске, Полтаве, Риге и т. д.). Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ № 164 при АНТК им. Туполева в Новогиреево. К сожалению, этот самолёт-памятник был снесён и распилен современными варварами в начале апреля 2013 года.

 

Анатолий Журин.
26 мая 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июня
среда
2019

В этот день:

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

У русской эскадры Д.Н. Сенявина имелось10 линейных кораблей, у турецкой эскадры под командованием капудан-паши Сейит-Али - 9 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 других судов. В Афонском сражении турецкий флот потерял 3 линейных корабля и 4 фрегата. Хотя полного уничтожения турецкого флота достичь не удалось, он надолго перестал существовать как серьезная боевая сила. Русская эскадра потерь в судах не имела. Победа русского флота в Афонском сражении заставила Турцию ускорить подписание перемирия с Россией.

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Всего было сформировано два женских пехотных «батальона смерти» и несколько команд. В них вошли более трех тысяч женщин. Один из этих батальонов оказался в числе последних защитников Временного правительства в дни Октябрьского переворота в Петрограде. В январе 1918 года женские батальоны формально распустили, но многие их участницы продолжили службу в частях белогвардейских армий.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

В 1971 году совершил полет в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии