RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Смерть предателя
26 марта 2018 г.

Смерть предателя

Найден мёртвым украинский лётчик, подозреваемый в том, что он сбил Boeing МН17
Трамп оказался ... бабой
7 апреля 2017 г.

Трамп оказался ... бабой

7 апреля США нанесли ракетный удар по авиабазе Шайрат правительственних войск в Сирии
«Старый» Новый год
13 января 2019 г.

«Старый» Новый год

Нас поздравляет общественная организация «Московские суворовцы»
Дети нуждаются в защите от евросодомии
31 мая 2017 г.

Дети нуждаются в защите от евросодомии

1 июня в более чем 30 странах мира отмечается Международный день защиты детей
Террор после Дня Победы
15 мая 2017 г.

Террор после Дня Победы

На Украине свирепствует фашистская хунта во главе с Парашенко
Главная » Акцент дня » Спасибо, Ту-134!

Спасибо, Ту-134!

Свой последний пассажирский рейс из Иркутска в Мирный недавно совершил легендарный советский самолет Ту-134.

После чего его отправили в Новосибирск - на вечную стоянку в музей авиации и космонавтики.
Спасибо,  Ту-134!

Свой первый пассажирский взлет самолет совершил 29 июля 1963 года. Считается, что Ту-134 – один из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. Насколько хорош был лайнер, говорит тот факт, что он стал одним из самых массовых и популярных в стране. Достаточно вспомнить народное его прозвище «свисток» за длинный узкий профиль фюзеляжа и высокую ноту звука двигателей, а в НАТО его назвали Crysty, то есть «Дерзкий». Кстати, этот характерный нос фюзеляжа имел вполне технологичное назначение – там располагалось рабочее место штурмана.
- Замечательная машина, как и положено по причине морального старения, ушла на заслуженный отдых, - делится своими первыми впечатлениями по поводу прощания с легендой бывший штурман Тбилисского авиапредприятия, Герой советского союза Владимир Гасоян. - Душа болит только от того, что ему не пришла пока достойная отечественная смена - место ближне - и среднемагистральника Ту-134 сегодня занимают машины канадского и бразильского производства. Увы, но гражданское детище «Сухого» - наш суперджет, к сожалению, мягко говоря, ему сильно проигрывает.
Как рассказывает Владимир Бадоевич, Ту-134, в кабину которого он сел после окончания Академии, в 1981 году, стал для него поистине живым существом, добрым и манящим.
- Каждый раз, подходя к нему, я здоровался с ним как с большим другом и обязательно поглаживал носовую часть, в которой мне предстояло работать. Говорил: «Ну что, полетели, друг?» Это был красавец, память о котором я пронес через всю свою жизнь. Тех, кому доводилось на нем летать, он покорял эстетикой и стремительностью полета. Придя на замену Ту-124, самолет обзавелся, в отличие от предшественника двигателями, перемещенными в хвостовую часть, что повысило комфорт пассажиров. Первые образцы выпускались Харьковским авиазаводом без системы реверса, поэтому использовались при посадке парашюты. Нам, штурманам, было еще и приятно то, что в его носовой части конструкторы предусмотрели для нас рабочие места. Современное навигационное оборудование и остекленная часть кабины обеспечивали не только успех нашей работы, но и отличный обзор происходящего в полете и особенно при посадке. Благодаря этому ты ощущал свою причастность к благополучному выполнению каждого рейса. После набора высоты командир делегировал именно штурману контроль за нормальной работой автопилота.
В общей сложности Гасоян налетал на этом самолете около восьми лет. Эти годы, считает он, стали в его жизни основополагающими.
- С этой машиной меня связывают лучшие дни в моей летной судьбе. Она подарила мне не только профессиональное счастье, но и жизнь.
Здесь с Владимиром Бадоевичем можно поспорить насчет того, кто кому подарил жизнь. 18 ноября 1983 года его смелые и решительные действия в сложнейшей обстановке стали решающими в противостоянии с бандой угонщиков, атаковавших экипаж Ту-134 в небе над Тбилиси. Самолет, с 57 пассажирами благополучно приземлился в столице Грузии. А штурман Владимир Гасоян за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сегодня считается хорошим тоном уничижительно отзываться о достижениях советского авиапрома. А ведь тот же Ту-134 стал и первым нашим удачным международным проектом.

Вот фрагменты авиафорума пилотов, которые признаются, что будут скучать по лайнеру:
«Он хоть и громкий, но надежный. А еще достаточно экономичный в сравнении с новыми иностранными моделями».

«…Ту-134 умеет делать практически всё то же, что и эти А320, и Боинги, и кое-что даже лучше, только достигается это чуть большими усилиями экипажа (надо сделать чуть больше движений и включить чуть больше тумблеров). При этом аэродинамика превосходная, по минимальным скоростям, по боковому ветру, по поведению на ВПП (даже при слабеньком сцеплении), по прочности машина прекрасная. Надо было в 1980-е и 90-е не дурью маяться, а модернизировать ее. И цены бы ей не было ещё долго».
«..Я когда лечу на А320, ну не получаю удовольствия от полета, нет его, хоть тресни. Это чисто коммерческий самолет. А на родном Ту лечу - почти кайф чувствую, как он плавно летит, как плотно сидит в воздухе, как приятно реагирует на рули. И наконец, это просто очень красивая машина, а не летающая бочка как Б737-500».
«..Ту-134 - это "учебная парта". Боковой ветер. 20 м/с - это из наших советских машин самый лучший показатель. Да просто поговорите с теми, кто летал на Ту-134 по-настоящему, слов кроме "прекрасный самолет", "исключительная машина" не встретите. На днях говорил с командиром, который из Питера первый рейс на Ту-134 делал в 1968 году (!), спросил, что он сейчас о Ту-134 думает, и он сказал: "Бесподобная машина! Считаю за честь, что летал на ней".
Добавим к этим рассуждениям, что впервые самолёт, выпускаемый в нашей стране, получил международную сертификацию и стал поставляться на экспорт в десятки зарубежных стран. За долгие годы эксплуатации Ту-134 по показателям коэффициента надежности зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке. Всего с конвейера Харьковского авиазавода сошло 852 лайнера.

Последний «свисток» и «стиляга» сошёл с конвейера Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. До начала 1990 годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров. А в 2011 году на тот момент президент России Дмитрий Медведев поручил минтрансу постепенно вывести лайнеры ТУ-134 из эксплуатации на регулярных рейсах.

Несколько любопытных историй из жизни Ту-134.

Как вспоминал главный конструктор Ту-134 лауреат Ленинской премии Леонид Селяков, его едва не сняли с должности, когда он позволил себе в начале 80-х дать интервью «Труду» о проектных работах над сменщиком - новым самолетом Ту-204. За «преступное» разглашение гостайны он получил выговор от министра авиапромышленности и был предупрежден, что в следующий подобный раз его уволят.

В 1973 году Ту-134, управляемый летчиками-испытателями, благополучно приводнился с выпущенными шасси на икшанском водохранилище в Подмосковье. Это дало повод для дальнейших испытаний машины при вынужденных приземлениях.


Любопытна киношная судьба лайнера.

…Именно на нем летели в Москву интуристы из "Невероятных приключений итальянцев в России". Ту-134 совершал экстренную посадку на шоссе... Кстати, конечно, ни на какое шоссе самолет не садился. Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. В общей сложности самолёт сажали шесть раз и каждый раз безупречно. Кадры, где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили, снимали на резервной полосе. Кстати и за рулем автомобилей по требованию руководства школы сидели пилоты – им легче было ориентироваться в сложной аэродромной обстановке.

…Именно на Ту-134 летит «поддатый» Женя Лукашин из Москвы в Питер в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Правда, как заметили дотошные авиаторы, в столице его «грузят» в Ил-62, в полёте показывают Ту-134, а на ленинградскую землю Евгений сходит из Ту-154.

… Да что там кино – Ту -134 в советские годы можно было купить в любом киоске, в честь советского самолета была названа марка самых популярных болгарских сигарет.

Сегодня увидеть легендарный лайнер проще всего в виде музейного экспоната. Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. До последнего времени их можно встретить в аэропортах (например, в Воронеже, Кишинёве, Минске, Могилёве, Муроме, Ульяновске, Полтаве, Риге и т. д.). Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ № 164 при АНТК им. Туполева в Новогиреево. К сожалению, этот самолёт-памятник был снесён и распилен современными варварами в начале апреля 2013 года.

 

Анатолий Журин.
26 мая 2019 г.

Комментарии:

Денис 06.03.2020 в 20:01 # Ответить
Здравствуйте
Не удалось дозвониться, вот мой телефон. 8 (953) 367-35-45 Антон

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 октября
вторник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Генрих Новожилов

27 октября 1925 года родился Генрих Васильевич НОВОЖИЛОВ, авиаконструктор (ОКБ имени Ильюшина), академик (1984), лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Авиаконструктор Генрих Новожилов

27 октября 1925 года родился Генрих Васильевич НОВОЖИЛОВ, авиаконструктор (ОКБ имени Ильюшина), академик (1984), лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Он родился в Москве в семье военнослужащих. Отец, Василий Васильевич, был военным инженером, мать — Ираида Ивановна — военнослужащая. В 1943 году Генрих стал

студентом самолётостроительного факультета МАИ. С 1949 года работал в ОКБ С. В. Ильюшина. В 1956—1958 годах Новожилов — секретарь партийного комитета завода, затем заместитель главного конструктора Ил-18, в 1964 году — первый заместитель генерального конструктора, руководил организацией серийного производства Ил-62, за что с группой работников ОКБ стал лауреатом Ленинской премии 1970 года.

 

Геройская гибель Виктора Талалихина

27 октября 1941 года погиб Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (род. 18.09.1918), летчик-истребитель, Герой Советского Союза.

Геройская гибель Виктора Талалихина

27 октября 1941 года погиб Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (род. 18.09.1918), летчик-истребитель, Герой Советского Союза.

 Первым во время Великой Отечественной войны применил ночной таран. Погиб 23 лет от роду, защищая небо Москвы.

Он родился в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что в 20 лет был награждён орденом Красной Звезды.

В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревни Мансурово (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов. Погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Дело было так.

27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары ( 85 км западнее Москвы ). При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "мессер" лично, а другой - в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулемётная очередь пришлась и по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову и вскоре чёрный столб дыма отметил место падения его машины...

Виктор Васильевич Талалихин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Отважный лётчик навечно зачислен в списки воинской части.

В городе Подольске после войны ему поставлен величественный памятник, а в Москве - бюст. Его именем названы также улицы в городах Калининграде ( Московской области ), Волгограде, Борисоглебске и многих других.

 

Карибский кризис: воздушный шпионаж

27 октября 1962 года советской системой ПВО над Кубой был сбит разведывательный самолёт U-2 ВВС США: пилот майор Рудольф Андерсон погиб.

Карибский кризис: воздушный шпионаж

27 октября 1962 года советской системой ПВО над Кубой был сбит разведывательный самолёт U-2 ВВС США: пилот майор Рудольф Андерсон погиб.

Недавно опубликован рассекреченный документ ЦРУ, датируемый 02:00, 28 октября 1962 года: "Причиной потери U-2 над Баном была, вероятно, атака SA-2, или гипоксия пилота. Первая причина более вероятна, так как базируется на переданной пилотом информации".

Инцидент произошел на фоне самой острой стадии Карибского кризиса. До сентября 1962 самолёты ВВС США облетали Кубу дважды в месяц. С 5 сентября по 14 октября полёты были прекращены. С одной стороны из-за плохой погоды, с другой — президент США Кеннеди запретил их из опасения эскалации конфликта в случае, если американский самолёт будет сбит советской зенитной ракетой. Первый после перерыва полёт состоялся 14 октября (стоит отметить, что до 5 сентября полеты выполнялись с ведома ЦРУ, теперь же такие полёты перешли под контроль ВВС США) — самолет-разведчик U-2 4080-го стратегического разведывательного крыла, пилотируемый майором Ричардом Хейзером, взлетел около 3 часов ночи с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Через час после восхода солнца Хейзер достиг Кубы. Полёт до Мексиканского залива занял у него 5 часов. Хейзер облетел Кубу с запада и пересек береговую линию с юга в 7:31 утра. Самолёт пересёк всю Кубу почти точно с юга на север, пролетев над городами Тако-Тако, Сан-Кристобаль, Бахиа-Хонда. Приземлившись на авиабазе в южной Флориде, Хейзер вручил пленку ЦРУ. 15 октября аналитики ЦРУ установили, что на фотографиях — советские баллистические ракеты средней дальности Р-12 («SS-4» по классификации НАТО). Вечером того же дня эта информация была доведена до сведения высшего военного руководства США. Утром 16 октября в 8:45 фотографии показали президенту. После этого по приказу Кеннеди полёты над Кубой участились в 90 раз: с двух раз в месяц до шести раз в день.

В конце концов, это должно было привести к конфликту. 27 октября в одно из подразделений ПВО пришло сообщение, что на подлёте к Гуантанамо замечен американский самолёт-разведчик U-2. Начальник штаба зенитного ракетного дивизиона С-75 капитан Антонец позвонил в штаб Группы советских войск на Кубе (ГСВК) генералу армии Иссе Плиеву за инструкциями, но того на месте не оказалось. Заместитель командующего ГСВК по боевой подготовке генерал-майор Леонид Гарбуз приказал капитану ждать появления Плиева. Через несколько минут Антонец вновь позвонил в штаб — никто не взял трубку. Когда U-2 был уже над Кубой, Гарбуз сам прибежал в штаб и, не дождавшись Плиева, отдал приказ уничтожить самолёт. Пуск был осуществлён в 10:22 по местному времени. Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон погиб. Примерно в это же время другой U-2 был почти перехвачен над Сибирью, так как генерал ЛеМей, начальник штаба ВВС США, пренебрёг приказом президента США прекратить все полёты над советской территорией. Ещё через несколько часов два самолёта фоторазведки ВМС США RF-8A «Крусейдер» были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы на малой высоте. Один из них был повреждён, однако пара благополучно вернулась на базу. Кеннеди снова приказал прекратить полеты.

Подвиг взрывотехника Михаила Чеканова

27 октября 1994 года в Москве при обезвреживании взрывного устройства на основе мины МОН-50 с часовым механизмом у магазина «Контур-Авто» на шоссе Энтузиастов, 27, погиб подполковник ФСК Михаил Чеканов.

Подвиг взрывотехника Михаила Чеканова

27 октября 1994 года в Москве при обезвреживании взрывного устройства на основе мины МОН-50 с часовым механизмом у магазина «Контур-Авто» на шоссе Энтузиастов, 27, погиб подполковник ФСК Михаил Чеканов.

27 октября 1994 года в дежурную службу управления ФСК поступило сообщение об обнаружении подозрительного пакета у магазина на шоссе Энтузиастов. В тот день Михаил Чеканов вышел на дежурство не в свою смену - подменил коллегу. Он почему-то сразу понял, что это не ложный вызов: интуиция. Скорее всего - взрывное устройство, результат тогдашних криминальных разборок. По прибытии ситуацию оценил сразу: противопехотная осколочная мина направленного действия. Сектор действия - до 100 метров. Мину дополняла канистра с бензином, что значительно усилит взрыв. А рядом - самая обычная жизнь, проходят сотни людей. Чеканов первым делом убрал канистру. О том, сколько времени взрывное устройство находится в зависшем состоянии, в тот момент он знать не мог. Специальных роботов на вооружении еще не было. Выход один: обезвредить бомбу вручную. Чеканов успел развернуть пакет к стене и этим спас жизнь тем, кто находился у него за спиной со стороны улицы.

Как потом определили специалисты, обезвредить то устройство было невозможно. Оставалось рискнуть своей жизнью, чтобы спасти другие. Чеканов это отлично понимал. Коллеги считали его зубром взывотехники. Счет в таких случаях идет на секунды. «Зависшее» устройство непредсказуемо. В действие его может привести даже дуновение ветра или вибрация от проходящего рядом трамвая.

Михаил Чеканов посмертно награжден орденом «За личное мужество». После этой трагедии взрывотехники стали применять для разминирования роботы-манипуляторы ирландского производства «Хобо».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии