RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Семь лет РГК
3 апреля 2020 г.

Семь лет РГК

1 апреля 2013 года начался ежедневный выход интернет-издания «Российский героический календарь»
Фронтовик Брежнев
26 марта 2020 г.

Фронтовик Брежнев

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день тридцать первый.
Белоруссию натравливают на Россию
25 декабря 2016 г.

Белоруссию натравливают на Россию

Как минская «оппозиция» готовит украинский сценарий в республике
Аресты в Дагестане
7 февраля 2018 г.

Аресты в Дагестане

Генерал-полковник Леонид Ивашов о долгожданной попытке Владимира Путина навести порядок в стране
Судьба казака
30 октября 2017 г.

Судьба казака

30 октября – День памяти жертв политических репрессий
Главная » Акцент дня » 2020 » "Железный" еврей Сталина

"Железный" еврей Сталина

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День сорок четвёртый.

Ежедневно в РГК и соцсетях я публикую материалы о самом масштабном и значимом событии не только ушедшего ХХ века, но и всей человеческой цивилизации. Мой сегодняшний рассказ о железном еврее Сталина, члене Государственного Комитета Обороны – Лазаре Моисеевиче Кагановиче.

 

Начало войны застало его в должности наркома путей сообщения. Когда враг нахраписто рвался к Москве, Каганович подписал распоряжение подорвать строящуюся Сокольническую ветку метрополитена. 15 - 16 октября 1941 года в Москве началась паника. Решено эвакуировать в Куйбышев все министерства, посольства, культурные объекты, многие промышленные предприятия и заводы. Каганович лично руководил эвакуацией. Не работали многие магазины и булочные. На сутки закрыли метрополитен. Началось разграбление магазинов. Силами войск НКВД в столице восстановили правопорядок. По приговору трибуналов мародёров приговаривали к расстрелу. В этих экстремальных условиях свыше 2,5 млн москвичей и 0,5 млн ленинградцев эвакуированы в Сибирь, на Южный Урал, и в Среднюю Азию. И, тем не менее, 25 марта 1942 года ГКО принял постановление «О НКПС», в котором говорилось, что нарком путей сообщения Л. М. Каганович «не сумел справиться с работой в условиях военного времени», и его освободили от поста наркома. Но фактически он оставался во главе НКПС до 1944 года. Его главная заслуга - эвакуация промышленных предприятий и населения в восточные районы страны. В 1942 году Каганович - член Военного совета Северо-Кавказского, а затем Закавказского фронтов. Участвовал в организации обороны Кавказа. 4 октября 1942 года командный пункт Черноморской группы войск под Туапсе, на котором находился Каганович, разбомбили. Несколько генералов погибло на месте. Наркома ранило осколком в руку. До самой Победы Каганович - член Государственного Комитета Обороны.

 

… Впервые в жизни я услышал фамилию Кагановича как раз именно тогда, когда с ним не на жизнь – на смерть схлестнулся Хрущёв. Случилось это летом 1957 года. Был я уже десятилетним пацаном и отлично помню, как в круглом из чёрной бумаги репродукторе с утра до вечера склонялись фамилии Молотова, Кагановича, Маленкова, Ворошилова, Булганина, Первухина, Сабурова и примкнувшего ним Шепилова. Именно в такой последовательности они перечислялись. Тогда же появились анекдоты. Самая длинная фамилия в СССР - «Ипримкнувшийкнимшепилов».

 

На Одесском причале стоят два старых еврея-одессита. Видят: плывёт теплоход «Сергей Есенин». «Хаим! Это что за такое - «Сергей Есенин»?» - «Как, Мойша, неужели ты не знаешь? Это же бывший «Лазарь Каганович»!

 

Но самое удивительное не это. Пройдёт более трёх десятков лет и щедрая жизнь подарит мне добрые отношения с писателями Иваном Стаднюком и Феликсом Чуевым. Они по многу общались с Молотовым и Кагановичем. Иван Фотиевич, когда готовил к изданию свою книгу «Война», то её правили, и довольно существенно, оба сталинские сподвижники. А Феликс Иванович вообще написал книги «Так говорил Каганович» и «Сто сорок бесед с Молотовым». Так вот, и Стаднюк, и Чуев, не сговариваясь, рассказывали мне о том, что Хрущёва во власть привёл именно Каганович. Причём как – да почти вопреки желанию Сталина! И об этом читателям, наверняка, станет известно лишь из этих строк. Оказывается, разбитной курянин Никитка сначала уговорил жену Сталина Алилуеву замолвить перед мужем о нём словечко. И Надежда Сергеевна якобы даже их познакомила. Только на Иосифа Виссарионовича будущий его ниспровергатель не произвёл ни малейшего впечатления, и он грубо попенял супругу: дескать, привела тупицу – двух слов связать, как следует, не может. Оно и понятно: примитивизм Никиты Сергеевича, его интеллектуальная ограниченность – вещи общеизвестные, лежащие на поверхности. Тогда Алилуева и обратилась к Кагановичу, зная, что к его мнению супруг обычно прислушивается.

 

«Если бы я мог предположить,- сокрушался Лазарь Моисеевич,- что он впоследствии так себя подло поведёт. Но он тогда мне даже понравился. Было видно, что способный человек. Я так Сталину и доложил, что, мол, способный парень. А Иосиф Виссарионович мне говорит: «Слишком он простецкий какой-то. Но у тебя, Лазарь, слабость к рабочему классу». У меня действительно была такая слабость на выдвижение рабочих, потому что тогда было мало способных рабочих. Которые бы из самых низов к нам приходил. Я сам был из трудовых низов. Мне поэтому и Никита понравился. Он, что ж, безусловно, на общем фоне выделялся, выделялся... Самоуверенный такой, упёртый. Да вот попал не на своё место. В качестве секретаря обкома, даже крайкома он мог бы работать и работать. А попал на пост секретаря ЦК и голова у него закружилась. Он уже на Украине, когда нас вместе туда Сталин направил после войны, стал мне палки в колёса совать. Но я не очень на него обращал внимание. Но главное, что потом он линию непартийную повел очень шумно, крикливо очень. То же самое о Сталине можно было и даже нужно было, но по-другому провести. Вы возьмите китайцев. Они о своём вожде как решили после смерти: 70 процентов признали за ним побед и 30 процентов ошибок. Да у Сталина 95 процентов побед и лишь 5 процентов ошибок. Вот как надо было дело повернуть. А Хрущёв, дурак, столько дров наломал».

 

Откровенно говоря, Лазарь Моисеевич слукавил перед моими старшими товарищами, ставя себя на одну доску с Хрущёвым относительно социального происхождения «из самых низов». То же самое он написал и в книге «Памятные записки рабочего, коммуниста-большевика, профсоюзного, партийного и советско-государственного деятеля». Очень, кстати, интересный, пятисот страничный труд. Пытливым людям с ним следует непременно познакомиться. Так вот в «записках» Каганович утверждает, что его отец работал на смоляном заводе: «Жили очень бедно - в хибаре, где раньше был сарай. Все семь человек спали в одной комнате на лавках». На самом деле Моисей был прасолом - скупал скот и гуртами, иной раз до сотни голов, отправлял его на бойни Киева. То есть семья Кагановичей из деревни Кабаны, что невдалеке от Чернобыля, считалась самой зажиточной на всю округу.

 

В семье Кагановичей было тринадцать детей. Выжили шестеро: Рахиль, Михаил, Израиль, Арон, Лазарь и Яша-Юлий. Дореволюционными членами РСДРП были Лазарь, Юлий и старший брат Михаил, вступивший в партию ещё в 1905 году. Однако вряд ли кто знает их ближайшего родственника – двоюродного брата Петра Кириллович Кагановича, тоже дореволюционного члена РСДРП, побывавшего в длительной ссылке за подпольную работу. Вероятно, ради облегчения своей политической деятельности, он крестился. После революции Пётр стал комиссаром продовольствия в Симбирской губернии. В 1918 году избран делегатом 7 Всероссийского съезда Советов. Для того, чтобы его не путали с более известными родственниками, носил приставку Воронежский. Так вот этот Каганович слыл ярым сторонником Троцкого, в 1927 году подписавший известную платформу 83-х. За что впоследствии был расстрелян.

 

Так на примере лишь одной фамилии как бы в миниатюре виден расклад еврейских сил, участвующих в той сложнейшей борьбе за власть в стране советов. Большинство всё же было на стороне большевизма (да простится мне сей невольный каламбур), а, значит, на стороне Сталина. Во всяком случае, Лазарь Моисеевич всегда, во всём решительно и безоговорочно поддерживал Иосифа Виссарионовича. Подчёркиваю: всегда. Даже тогда, когда в 1941 году под неопровержимыми доказательствами своей виновности застрелился его старший брат Михаил. Так называемые «мировые силы сионизма» и в период жестоких сражений Сталина с Троцким, и много позже, да, честно говоря, и по день нынешний не могут простить Кагановичу его беззаветной преданности «тирану». В любой еврейской библиотеке Америки есть книга для детей - «Великие евреи». В ней - Абрам, Яков, Моисей, царь Давид, Маймонид, Моисей Мендельсон и обязательно Лев Давыдович Бронштейн - Троцкий. «Демон революции» стоит в первом ряду важнейших личностей еврейской нации. Миллионы еврейских детей во всех странах учатся на его примере. Но про Кагановича они никогда не узнают.

 

Эти самые «силы» понять того не в состоянии или не хотят принципиально, что Лазарь Моисеевич никогда не кривил душой относительно своего нравственного, идеологического, а, стало быть, и политического выбора. Сражаясь за победу социализма в «одной отдельно взятой стране», он никогда не держал в уме своего еврейского происхождения, никогда не делал реверансов в сторону во всех отношениях более привлекательного партийного лидера, своего соплеменника Троцкого. Ему бы и в голову не пришло выкреститься, как это сделал шустрый двоюродный брат, чтобы понадёжнее мимикрироваться в сложнейшей обстановке. Каганович всегда сражался за свои идеалы с открытым забралом, будучи абсолютно убеждённым в своей личной, политической и исторической правоте. Он был, как и написал в своей книге: рабочим, коммунистом-большевиком, профсоюзным, партийным и советско-государственным работником, а уже потом - евреем. Он был одним из настоящих вождей пролетариата, утверждавшего свою диктатуру на одной шестой части планеты. И уже отсюда проистекают всего его положительные и отрицательные свершения. Тех и других, как уже говорилось, немало…

 

В развернувшейся после смерти Ленина острой внутрипартийной борьбе Сталину было крайне важно обеспечить себе поддержку Украины. В главном и решающем Каганович со своим поручением справился. Был безжалостен ко всему, что казалось ему украинским национализмом – с этим «злом» всю жизнь воевал. Отсюда – его частые конфликты с председателем СНК Украины Власом Чубарём и нарком просвещения Украины Александром Шумским. Последний в 1926 году добился приёма у Сталина и упрашивал того отозвать негибкого Кагановича с Украины. С некоторыми доводами Шумского Генсек согласился, но одновременно поддержал и твёрдость Кагановича, направив специальное письмо в Политбюро ЦК Украины, в котором призвал обе стороны к консенсусу. Тем более, что Каганович проделал действительно впечатляющую работу по восстановлению и развитию промышленности Украины. Однако в 1928 году «проклятого еврея» пришлось всё-таки убирать с берегов седого Днепра. Нюансов и тонкостей при решении сложнейших национальных проблем Лазарь Моисеевич, увы, не чувствовал. Зато «закручивать гайки» был мастаком. Так в процессе знаменитого Шахтинского дела, уже находясь, как говорится, на чемоданах, он писал Сталину: «В частности, мне кажется, необходимо усилить роль ГПУ примерно так, чтобы в крупных трестах были бы крупные работники, уполномоченные ГПУ, как вроде транспортных органов ГПУ. Эту реорганизацию надо провести под наблюдением и непосредственным руководством руководящих работников ЦК и ЦКК, иначе, я боюсь, как бы у нас на деле в смысле структуры и методов работы не осталось по-старому».

 

Без малого десять лет затем Каганович занимается сложнейшим комплексом столичных проблем. Прежде всего, как первый секретарь Московского областного, затем и городского комитетов партии, но и как полноправный член Политбюро ЦК ВКП(б). Это он первый пустил по нескольким маршрутам троллейбус, который в народе так и нарекли «Лазарем Кагановичем». Это ему принадлежит идея строительства метрополитена, с которой выступил ещё летом 1931 года. Главный коммунист столицы, что называется, дневал и ночевал на ударной стройке. И когда через пять лет ветка от Сокольников до Парка культуры была пущена, ни у кого не возникло сомнений, чьим именем следует назвать первое в стране метро – только Кагановича. Лишь через двадцать лет его поменяют на Ленина. Кстати, нынешняя станция «Охотный ряд» тоже носила имя Кагановича. Вообще его роль в реконструкции «пролетарской столицы» невозможно переоценить. Лазарь Моисеевич давал указания архитекторам, спорил с ними. Естественно, и дров наломал.

 

Из воспоминаний Ф.Чуева: «Прямо с трибуны Дома литераторов было сказано: Каганович нажал рычаг и сказал: «Задерём подол матушке-России!» - «Какая ерунда! Первым Калинин сказал, что есть мнение архитекторов - строить Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя. Щусев и Жолтовский говорили, что храм не представляет художественной ценности. Разве что народ собирал на него деньги. Но Щусев говорил, что храм бездарный. Представляли проект именно на это место. Я же предлагал на Воробьевых горах. Я лично сомневался. Скажу откровенно: я никогда не руководствовался в своей работе национальными мотивами. Я интернационалист. Я исходил из того, что это решение вызовет прилив антисемитизма. Поэтому я и сомневался и высказывал сомнения. Да и Сталин сразу не решился принять это предложение. Он выявлял мнения, колебался. Говорят, Киров это тоже поддержал. Я этого не знаю. Когда составили план, подписали: Сталин, Молотов, Каганович, Калинин, Булганин. Когда мы выходили, Киров, Орджоникидзе и я, я говорю: «Ну хорошо, все черносотенцы эту историю в первую очередь свалят на меня!» Киров хлопнул меня по плечу: «Эх ты! Я и не думал, что ты такой трусливый! Волков бояться - в лес не ходить!» Зря, зря, мы это сделали. Я это знал. Я был против этого дела. Не потому что такой уж святой... А просто я знал, чем это кончится».

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
пятница
2020

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии