RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Памяти Константина Рокоссовского
3 августа 2018 г.

Памяти Константина Рокоссовского

3 августа 1968 года ушел из этой жизни Маршал Советского Союза и маршал Польши Константин Константинович Рокоссовский
Трижды космонавт страны
3 декабря 2015 г.

Трижды космонавт страны

3 декабря 1934 года на Кубани родился великий космонавт СССР и России, дважды Герой Советского Союза Виктор Васильевич Горбатко
«Победа-70»: поэтесса Татьяна Шорохова
7 марта 2015 г.

«Победа-70»: поэтесса Татьяна Шорохова

Продолжаем традиционный конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
С Днем семьи, любви и верности!
8 июля 2018 г.

С Днем семьи, любви и верности!

РОО «Московские суворовцы» поздравляет РГК и наших читателей с одним из самых нежных праздников и прислали ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
Подвиг связиста Анатолия Живова
4 апреля 2019 г.

Подвиг связиста Анатолия Живова

4 апреля 1944 года в боях за Тернополь, закрыв своим телом амбразуру, погиб смертью героя Анатолий Павлович Живов
Главная » Памятные даты » Апрель » Десант на Босфор

Десант на Босфор

17 апреля 1833 года Российским флотом была произведена десантная операция на Босфоре

 Высадилось более 10000 пехотинцев на азиатский берег.

В августе 1832 года египетский паша Мухаммед-Али поднял восстание против турецкого султана. Турция обратилась за помощью к Англии и Франции. Англии было выгодно вытеснить турок из Египта. Франция тоже не стала поддерживать Турцию. В случае победы в этой войне Египта, Франция получала контроль над Босфором.

Тогда турецкий султан обратился к России. Император Николай Первый, всё взвесив, решил прийти на помощь туркам, усматривая в египетском мятеже французское влияние.

20 февраля 1833 года 4 линкора, 3 фрегата, корвет и бриг под командованием контр-адмирала М.П.Лазарева покинули Севастополь и 26 февраля стали на якорь в Буюк-дере у Стамбула. Султан под давлением трепещущих от страха французов и ещё не совсем осознающих ситуацию англичан, предложил Лазареву покинуть Босфор. М.П.Лазарев ответил: "Русский адмирал выполняет приказы только русского царя!" И эскадра осталась на месте.

В начале марта 1833 года египетская армия начала новое наступление, нанося ощутимый урон турецким войскам. Турецкий султан, предчувствуя поражение, обратился к России с просьбой оставить эскадру Лазарева и прислать русские войска.

В марте 1833 года из Севастополя в Турцию прибыли ещё две эскадры под командованием контр-адмирала М.Н.Кумани и контр-адмирала И.О.Стожевского с четырнадцатитысячным десантом. Наши высадились на анатолийском берегу. Это стимулировало заключение мира между Турцией и Египтом 24 апреля 1833 года. 26 июня 1833 года Турция и Россия подписали Ункяр-Искелесийский договор, по которому Россия обязывалась оказывать Турции военную помощь, в обмен на это Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для всех стран!Тем самым обеспечивалась безопасность южных границ России.

Англия и Франция были шокированы. Они ещё некоторое время пытались найти на свою пользу хоть какие-нибудь уловки в Ункяр-Искелесийском договоре, но ничего не найдя, признавать договор отказались.

28 июня 1833 года эскадра М.П.Лазарева покинула Босфор. В июле 1833 года русский десант вернулся из Босфора в Феодосию, а в августе - в Севастополь.

За удачную экспедицию император Николай Первый произвёл М.П.Лазарева в вице-адмиралы. Всем русским офицерам матросам и солдатам, принимавшим участие в походе 1833 года, были вручены специально отчеканенные турецкие медали "Русскому десанту на Босфоре 1833 г."

Ещё в этот день:

Транссиб — ударная стройка царизма

17 апреля 1891 года Александр III подписал Рескрипт о строительстве Великого Сибирского пути (Транссиба).

Строительство началось 31 мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь). Рабочее движение поездов по Транссибу открылось 3 ноября 1901 года, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги (формально окончание строительства относят к 1916 году, когда был пущен мост через Амур в районе Хабаровска).

Транссиб соединила Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими Восточно-Сибирскими и Дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Южный Урал,Челябинская область) до Владивостока. Её длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1901 годы. За десять лет! Для сравнения, примерно за такой же период в 1990-х — 2000-х годах был проведён всего лишь ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали, в частности, реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска. Примечательно еще и то, что все строительство Транссиба больше века назад было осуществлено за счет казны, без каких-либо иностранных заимствований.

 

Подробнее »
Десант на Босфор

Отпор «пятой колонне»

17 апреля 1923 года открылся XII съезд РКП(б), который дал бой апологетам западных ценностей

Съезд работал в условиях достаточно мощной прослойки в партии «пятой колонны», которая имела исключительно западные ориентиры. Радек и Красин выступили с инициативой пойти на большие уступки иностранным капиталистам в развитии экономики. Но здоровые силы РКП (б) отстояли ориентацию на восстановление и развитие хозяйства страны собственными силами и поставили заслон экономическоу закабалению России западными «благодетелями». В принятых съездом решениях указывалось, что успех возможен только на основе планового развития хозяйства страны. Причем фундаментом экономики должна стать тяжёлая индустрия, что даст гарантию независимости от западного капитала. Тогда апологеты западных ценностей атаковали государственников с другой стороны. Бухарин и Сокольников попытались протащить резолюцию о частичной отмене монополии внешней торговли. Съезд большинством отверг это послабление «денежным мешкам».

Острые споры на съезде возникли и вокруг национального вопроса. Наиболее уродливые формы местный национализм приобрел в Грузии, где по отношению к другим народам Закавказья проводилась откровенно шовинистическая политика. Раковский и Бухарин призвали оставить подобные явления на усмотрение местных властей и дать «побольше суверенитета» окраинам. Выступившие по этому вопросу Сталин, Фрунзе, Орджоникидзе, Микоян предупредили о страшных последствиях для государственности и внутреннего мира подобной «мягкотелости», что не менее актуально звучит для России и сегодня.

Подробнее »

Чех — Герой Советского Сроюза

17 апреля 1943 года капитану чехословацкого батальона Отакару ЯРОШУ присвоено звание Героя Советского Союза.

Он стал первым иностранцем, удостоенным этого высокого звания.

Отакар Ярош, профессиональный военный, с началом Второй мировой войны эмегрировал в Советский Союз. Когда в феврале 1942 года в Бузулуке из числа чехословацких патриотов стал формироваться 1-й чехословацкий батальон, Отакар Ярош был назначен командиром 1-й роты этого батальона. 30 января 1943 года чешское подразделение было отправлено на фронт. 8 марта 1943 года оно вступило в бой с фашистами у села Соколово Змиевского района Харьковской области. В 13 часов около 60 танков и несколько бронетранспортёров противника атаковали село. Бойцы роты Отакара Яроша подбили 19 танков и 6 бронетранспортёров с автоматчиками. Было уничтожено около 300 солдат и офицеров противника. Ярош был дважды ранен, но продолжал командовать ротой и вести огонь по наступающему противнику. В ходе боя Ярош сорвал с пояса связку гранат и бросился к прорвавшемуся немецкому танку. Очередью танкового пулемёта он был убит, но танк, наехав на тело Яроша, подорвался на гранатах.

17 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Отакару Ярошу первому из иностранных граждан было присвоено звание Героя Советского Союза.

Подробнее »

Подвиги танкиста Хохрякова

17 апреля 1945 года погиб в бою Семен Васильевич ХОХРЯКОВ, танкист, дважды Герой Советского Союза.

Хохряков воевал с 1939 года. Сначала на Халхин-Голе политруком, потом в Великую отечественную комиссаром танкового батальона . А в 1944 году стал командиром танкового батальона 54-й гвардейской танковой бригады 3-й гвардейской танковой армии. В одном из боев батальон Хохрякова, состоявший из 7-ми танков с приданной ему ротой автоматчиков, вступил в сражение против 40 танков и батальона пехоты, при этом уничтожил 10 танков, 22 САУ и более 300 солдат и офицеров. В том числе сам Хохряков уничтожил 4 танка и 6 САУ. За умелое командование батальоном в этом бою и личный героизм удостоен звания Героя Советского Союза.

За подвиги, совершённые при форсировании рек Нида, Пилица, Варта и в боях за город Ченстохова, награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Погиб в бою 17 апреля 1945 года во время Берлинской операции на территории Германии.

Подробнее »

Сегодня
18 июля
четверг
2019

В этот день:

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

 В 16 центральных губерниях России и 4 губерниях Малороссии во исполнение манифеста были сформированы дружины народного ополчения. Их основной контингент сотавляли крепостные крестьяне, которых принимали только с ведома помещика. Всего было собрано около 400 000 ополченцев, которые сыграли значительную роль в разгроме наполеоновских войск.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

 Экипаж погиб. Таран завершился благополучно для советского летчика. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

Это был второй случай реактивного тарана в мировой практике. Впервые это сделал 28 ноября 1973 года капитан Геннадий Николаевич ЕЛИСЕЕВ.

 

28 ноября 1973 года системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский офицер Мохаммад Шокуния. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом применил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев решился на таран. Оба самолета взорвались. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота оказались более удачливыми. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. Генндию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валентин Куляпин, конечно, знал об этом случае. «Я учился на третьем курсе Высшего военного лётного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывал впоследствии Валентин Александрович. - Мы все, 19-летние, в те дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог ?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге ? Но про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолёте. Так когда-то Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный приём оружием в войне с врагом, и более 600 советских лётчиков - наследников Нестерова - насчитывает сегодня история авиации».

Нужно сказать, что у реактивного сверхзвукового самолёта нет разящего винта и мощных плоскостей - крыльев. Таран казался на нём технически невозможным, тем более после гибели лётчика Елисеева. И всё же через 8 лет капитан Валентин Куляпин на сверхзвуковом реактивном самолёте совершил второй такой таран, уничтожив самолёт, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

18 Июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший контрабандой партию оружия в Иран. На перехват были подняты 2 пары истребителей Су-15ТМ. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён Валентин Куляпин. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт - нарушитель на высоте 11000 метров, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда - "Нарушителя сбить !".
Су-15ТМ Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом - нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж погиб.

За этот подвиг Валентин Александрович был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но... получил орден Красного Знамени.

Больше никто во всем мире не решился повторить подвиг капитана Елисеева.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии