RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Памяти Народного Ополчения Москвы
16 октября 2017 г.

Памяти Народного Ополчения Москвы

19-20 октября 2017 года состоится Межрегиональная научно-практическая конференция «МОСКОВСКОЕ НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ 1941 года: ИСТОРИЯ. ПОДВИГ. ПАМЯТЬ»
Талант человечности
28 августа 2015 г.

Талант человечности

27 августа 2015 года исполнилось 85 лет народному артисту СССР, лауреату Государственной премии Владимиру Алексеевичу Андрееву
Дважды тёзка графа Толстого
6 апреля 2017 г.

Дважды тёзка графа Толстого

6 апреля 2017 года исполнилось бы 80 лет моему большому другу Льву Быковских
Дивный праздник Рождества
7 января 2016 г.

Дивный праздник Рождества

7 января весь православный люд радуется приходу в наш мир Иисуса Христа, открывшему человечеству Путь к Богу Отцу
Певец единой России
23 мая 2020 г.

Певец единой России

23 мая 1958 года на Кубани родился легендарный русский кобзарь и бандурист Василий Жданкин
Главная » Памятные даты » Апрель » Отпор «пятой колонне»

Отпор «пятой колонне»

17 апреля 1923 года открылся XII съезд РКП(б), который дал бой апологетам западных ценностей

Съезд работал в условиях достаточно мощной прослойки в партии «пятой колонны», которая имела исключительно западные ориентиры. Радек и Красин выступили с инициативой пойти на большие уступки иностранным капиталистам в развитии экономики. Но здоровые силы РКП (б) отстояли ориентацию на восстановление и развитие хозяйства страны собственными силами и поставили заслон экономическоу закабалению России западными «благодетелями». В принятых съездом решениях указывалось, что успех возможен только на основе планового развития хозяйства страны. Причем фундаментом экономики должна стать тяжёлая индустрия, что даст гарантию независимости от западного капитала. Тогда апологеты западных ценностей атаковали государственников с другой стороны. Бухарин и Сокольников попытались протащить резолюцию о частичной отмене монополии внешней торговли. Съезд большинством отверг это послабление «денежным мешкам».

Острые споры на съезде возникли и вокруг национального вопроса. Наиболее уродливые формы местный национализм приобрел в Грузии, где по отношению к другим народам Закавказья проводилась откровенно шовинистическая политика. Раковский и Бухарин призвали оставить подобные явления на усмотрение местных властей и дать «побольше суверенитета» окраинам. Выступившие по этому вопросу Сталин, Фрунзе, Орджоникидзе, Микоян предупредили о страшных последствиях для государственности и внутреннего мира подобной «мягкотелости», что не менее актуально звучит для России и сегодня.

Ещё в этот день:

Транссиб — ударная стройка царизма

17 апреля 1891 года Александр III подписал Рескрипт о строительстве Великого Сибирского пути (Транссиба).

Строительство началось 31 мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь). Рабочее движение поездов по Транссибу открылось 3 ноября 1901 года, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги (формально окончание строительства относят к 1916 году, когда был пущен мост через Амур в районе Хабаровска).

Транссиб соединила Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими Восточно-Сибирскими и Дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Южный Урал,Челябинская область) до Владивостока. Её длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1901 годы. За десять лет! Для сравнения, примерно за такой же период в 1990-х — 2000-х годах был проведён всего лишь ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали, в частности, реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска. Примечательно еще и то, что все строительство Транссиба больше века назад было осуществлено за счет казны, без каких-либо иностранных заимствований.

 

Подробнее »

Десант на Босфор

17 апреля 1833 года Российским флотом была произведена десантная операция на Босфоре

 Высадилось более 10000 пехотинцев на азиатский берег.

В августе 1832 года египетский паша Мухаммед-Али поднял восстание против турецкого султана. Турция обратилась за помощью к Англии и Франции. Англии было выгодно вытеснить турок из Египта. Франция тоже не стала поддерживать Турцию. В случае победы в этой войне Египта, Франция получала контроль над Босфором.

Тогда турецкий султан обратился к России. Император Николай Первый, всё взвесив, решил прийти на помощь туркам, усматривая в египетском мятеже французское влияние.

20 февраля 1833 года 4 линкора, 3 фрегата, корвет и бриг под командованием контр-адмирала М.П.Лазарева покинули Севастополь и 26 февраля стали на якорь в Буюк-дере у Стамбула. Султан под давлением трепещущих от страха французов и ещё не совсем осознающих ситуацию англичан, предложил Лазареву покинуть Босфор. М.П.Лазарев ответил: "Русский адмирал выполняет приказы только русского царя!" И эскадра осталась на месте.

В начале марта 1833 года египетская армия начала новое наступление, нанося ощутимый урон турецким войскам. Турецкий султан, предчувствуя поражение, обратился к России с просьбой оставить эскадру Лазарева и прислать русские войска.

В марте 1833 года из Севастополя в Турцию прибыли ещё две эскадры под командованием контр-адмирала М.Н.Кумани и контр-адмирала И.О.Стожевского с четырнадцатитысячным десантом. Наши высадились на анатолийском берегу. Это стимулировало заключение мира между Турцией и Египтом 24 апреля 1833 года. 26 июня 1833 года Турция и Россия подписали Ункяр-Искелесийский договор, по которому Россия обязывалась оказывать Турции военную помощь, в обмен на это Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для всех стран!Тем самым обеспечивалась безопасность южных границ России.

Англия и Франция были шокированы. Они ещё некоторое время пытались найти на свою пользу хоть какие-нибудь уловки в Ункяр-Искелесийском договоре, но ничего не найдя, признавать договор отказались.

28 июня 1833 года эскадра М.П.Лазарева покинула Босфор. В июле 1833 года русский десант вернулся из Босфора в Феодосию, а в августе - в Севастополь.

За удачную экспедицию император Николай Первый произвёл М.П.Лазарева в вице-адмиралы. Всем русским офицерам матросам и солдатам, принимавшим участие в походе 1833 года, были вручены специально отчеканенные турецкие медали "Русскому десанту на Босфоре 1833 г."

Подробнее »
Отпор «пятой колонне»

Чех — Герой Советского Сроюза

17 апреля 1943 года капитану чехословацкого батальона Отакару ЯРОШУ присвоено звание Героя Советского Союза.

Он стал первым иностранцем, удостоенным этого высокого звания.

Отакар Ярош, профессиональный военный, с началом Второй мировой войны эмегрировал в Советский Союз. Когда в феврале 1942 года в Бузулуке из числа чехословацких патриотов стал формироваться 1-й чехословацкий батальон, Отакар Ярош был назначен командиром 1-й роты этого батальона. 30 января 1943 года чешское подразделение было отправлено на фронт. 8 марта 1943 года оно вступило в бой с фашистами у села Соколово Змиевского района Харьковской области. В 13 часов около 60 танков и несколько бронетранспортёров противника атаковали село. Бойцы роты Отакара Яроша подбили 19 танков и 6 бронетранспортёров с автоматчиками. Было уничтожено около 300 солдат и офицеров противника. Ярош был дважды ранен, но продолжал командовать ротой и вести огонь по наступающему противнику. В ходе боя Ярош сорвал с пояса связку гранат и бросился к прорвавшемуся немецкому танку. Очередью танкового пулемёта он был убит, но танк, наехав на тело Яроша, подорвался на гранатах.

17 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Отакару Ярошу первому из иностранных граждан было присвоено звание Героя Советского Союза.

Подробнее »

Подвиги танкиста Хохрякова

17 апреля 1945 года погиб в бою Семен Васильевич ХОХРЯКОВ, танкист, дважды Герой Советского Союза.

Хохряков воевал с 1939 года. Сначала на Халхин-Голе политруком, потом в Великую отечественную комиссаром танкового батальона . А в 1944 году стал командиром танкового батальона 54-й гвардейской танковой бригады 3-й гвардейской танковой армии. В одном из боев батальон Хохрякова, состоявший из 7-ми танков с приданной ему ротой автоматчиков, вступил в сражение против 40 танков и батальона пехоты, при этом уничтожил 10 танков, 22 САУ и более 300 солдат и офицеров. В том числе сам Хохряков уничтожил 4 танка и 6 САУ. За умелое командование батальоном в этом бою и личный героизм удостоен звания Героя Советского Союза.

За подвиги, совершённые при форсировании рек Нида, Пилица, Варта и в боях за город Ченстохова, награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Погиб в бою 17 апреля 1945 года во время Берлинской операции на территории Германии.

Подробнее »

Сегодня
3 декабря
четверг
2020

В этот день:

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега. Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34-85)- состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

 

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в посёлке Венцы-Заря, ныне Гулькевичского района Краснодарского края. В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1956 году — Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В отряд космонавтов зачислен в 1960 году. В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1987 году стал начальником факультета этой академии.

Первый космический полёт совершил 12—17 октября 1969 года на космическом корабле «Союз-7» (продолжительность 4 суток 23 часа). Второй — в феврале 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5». Третий старт состоялся в июле 1980 года на космических кораблях «Союз-36», «Союз-37» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с гражданином Вьетнама Фам Туаном.

 

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час. Согласно Указу Президента № 1297от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии