RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Первые Герои
3 августа 2015 г.

Первые Герои

С 5 по 7 августа в Московском Доме национальностей пройдет уникальная выставка документов и фотоматериалов "Первые Героои Советского Союза (1934 год) и первые герои подвига самопожертвования (1941 год)".
В российской политике мужиков мало...
13 апреля 2016 г.

В российской политике мужиков мало...

Зато есть великолепная женщина, которая показывает пример героизма мужчинам или тем, кто таковыми называется
Поэтический поклон Алексею Маресьеву
3 ноября 2016 г.

Поэтический поклон Алексею Маресьеву

Итоги конкурса патриотической поэзии, посвященного 100-летию легендарного воздушного аса Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева
Русь - с Богом!
28 июля 2017 г.

Русь - с Богом!

28 июля — праздник Крещения Руси, которое связано с именем русского Великого князя Владимира - Ясно солнышко
Жизнь за товарищей
4 декабря 2014 г.

Жизнь за товарищей

Региональная экспедиция по местам подвигов самопожертвования пополнила базу данных двумя героическими поступками, совершенными 3 декабря 1941 года и 4 декабря 1942 года
Главная » Памятные даты » Апрель » Последний бой танкиста Космодемьянского

Последний бой танкиста Космодемьянского

13 апреля 1945 года погиб Александр Анатольевич КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ, танкист, Герой Советского Союза.

Александр был братом известной разведчицы Зои Космодемьянской. На фронте с 1943 года. Воевал командиром тяжелого танка с названием «За Зою». Освобождал Белоруссию, Прибалтику. В Восточной Пруссии был назначен командиром батареи 350-го гвардейского тяжелого самоходного артиллерийского полка . 13 апреля 1945 года в бою за населенный пункт Фирбруденкруг, северо-западнее Кенигсберга, самоходчики уничтожили четыре вражеские противотанковые пушки, до роты автоматчиков, но фашистам удалось поджечь самоходку, на которой находился гвардии старший лейтенант Космодемьянский. Выбравшись из пылающей машины, Александр вместе с пехотинцами в числе первых ворвался в населенный пункт. Гитлеровцы были выбиты из опорного пункта. Но осколок вражеского снаряда сразил Александра Космодемьянского.

 

Ещё в этот день:

Гибель флотоводца Степана Макарова

13 апреля 1904 года погиб адмирал Степан Осипович МАКАРОВ.

В тот день командующий Российским флотом Тихого океана на броненосце «Петропавловск» в сопровождении броненосца “Полтава”, крейсеров “Баян”, “Аскольд” и “Новик” вышел навстречу японской эскадре, рвавшейся к Порт-Артуру.

В 8 часов 15 минут произошло первое боестолкновение с передовым отрядом противник

Мощный орудийный огонь наших кораблей принудил японцев отойти. Но вскоре подтянулись главные силы противника: шесть броненосцев и два новейших крейсера английской постройки. К русскому отряду тоже подошло пополнение из Порт-Артура - броненосцы “Победа” и “Пересвет”.

Вице-адмирал Макаров построил свою эскадру в боевой ордер и направил ее навстречу японским кораблям. В 9 часов 43 минуты на траверзе полуострова Тигровый Хвост случилось непоправимое: броненосец “Петропавловск” наскочил на мину. От взрыва сдетонировал боезапас главного калибра носовой башни и носовой минный погреб. Броненосец разломился пополам и в течение двух минут затонул. Чудом спаслись находившийся на «Петропавловске» великий князь Кирилл Владимирович, командир броненосца капитан первого ранга Николай Яковлев, 5 младших офицеров и 73 матроса. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров погиб, а вместе с ним нашли свою смерть в морской пучине начальник штаба флота контр-адмирал Михаил Молас, знаменитый русский художник-баталист Василий Верещагин, 27 офицеров и 630 матросов экипажа.

 

Гибель Степана Осиповича Макарова потрясла без преувеличения весь мир. И в России, и за рубежом его считали единственным флотоводцем, способным изменить ход русско-японской войны на море в нашу пользу.

 

Вот, например, что писала английская газета «Таймс» в середине апреля 1904 года: «Россия лишилась прекрасного корабля, но еще более потеряла в лице человека, которому предстояло, вероятно, сделать русский флот важным фактором в войне. Его потеря и род гибели наносит тяжелый удар русскому флоту, не говоря об исчезновении доблестного и вдохновляющего начальника, влияние которого, внося новый элемент в войну, признавалось и японцами. Суждение неприятеля – лучшее доказательство того, что Макаров с признанным обладанием им в совершенстве морской наукой соединял качества великого моряка… Нисколько не желая сомневаться в наличии умственных сил России, мы можем сказать, что с кончиной адмирала Макарова Россия теряет вождя, которого трудно будет заместить».

Подробнее »

Смерть Корнилова

13 апреля 1918 года погиб генерал Лавр Георгиевич Корнилов. Генерал Корнилов фигура в истории России неоднозначная. Современные либералы его почитают.

 Вероятно, потому, что февральскую 1917 года буржуазно-демократическую революции в России этот генерал встретил восторженно. Изменив присяге, данной Царю и Отечеству, он стал служить временному правительству. 7 (20) марта 1917 года лично произвел арест и организовал охрану царской семьи.

Октябрьскую революцию встретил враждебно. Попытался пробиться на Дон, к атаману Каледину, вместе с верным ему Текинским полком. Однако новая власть организовала преследование текинцев, и Корнилову пришлось бросить полк, переодеться в крестьянскую одежду и с фальшивыми документами самостоятельно пробираться на юг.

В декабре 1917 года прибыл в Новочеркасск. Принял активное участие в организации Добровольческой армии. В феврале 1918 года возглавил первый Кубанский поход на Екатеринодар, на подступах к которому и погиб во время осады города. Был тайно похоронен близ Екатеринодара на территории немецкой колонии Гначбау. Но могила была обнаружена большевиками Труп Корнилова они сожгли на городской скотобойне.

Подробнее »

Затертые во льдах

13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению челюскинцев

За одну навигацию пароход «Челюскин» должен был впервые в мире пройти весь Северный морской путь, развезти продовольствие, топливо и снаряжение полярникам по всему побережью и на острове Врангеля. 10 августа 1933 года «Челюскин» вышел в море, на его борту были 52 моряка, 29 ученых, столько же зимовщиков и плотников, которым предстояло возвести на острове Врангеля дома. В ноябре пароход был зажат льдами, а 14 февраля 1934 года был раздавлен ими и затонул. Выскочить на льдину сумели почти все (кроме одного человека). Челюскинцев долго искали, потом была непогода. Спасательная операция с помощью самолетов началась только 7 апреля. Последний челюскинец был вывезен на Большую землю 13 апреля. Многие получили награды. Но люди проявили героизм, преодолевая ошибки руководства. Почетный полярник З.М. Каневский впоследствии писал: «Нужно заявить со всей определенностью, что это было крайне плохо подготовленное, во многом авантюрное и почти наверняка обреченное на неудачу предприятие».

Подробнее »

Освобождение Симферополя

13 апреля 1944 года освобождён от немецких и румынских фашистов Симферополь.

Вена была наша

13 апреля 1945 года советские войска заняли Вену.

После войны Австрия была поделена на четыре окупационные зоны - английскую, американскую, советскую и французскую. Также на четыре зоны была разделена столица - Вена. Власть принадлежала Союзному совету, который включал четыре военных комиссара, которые представляли окупационные страны. Было создано Временное правительство, которое возглавил известный деятель К. Реннер. Позже его выбрали президентом республики. Американцы сумели дипломатически переиграть СССР, в результате чего в 1948 году  Австрия приняла план Маршала. Были проведены масштабные реформы, направленные на демилитаризацию и денацификацию. 15 мая 1955 года в Вене представители четырех окупационных стран приняли Государственный договор о независимой и демакратической Австрии. Окупационные войска были выведены, но политическое влияние США осталось.

Подробнее »
Последний бой танкиста Космодемьянского

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии