RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Карающий меч Сталинграда
22 августа 2013 г.

Карающий меч Сталинграда

23 августа 1942 года началась героическая оборона города имени вождя советского народа
Морской пехотинец Александр Позынич
25 января 2016 г.

Морской пехотинец Александр Позынич

25 января 1986 года родился Александр Михайлович Позынич, матрос, награжденный орденом Мужества (посмертно) за подвиг, совершенный в Сирии в ходе операции по поиску и спасению экипажа Су-24, сбитого турками.
Этот двуликий Райкин
24 октября 2016 г.

Этот двуликий Райкин

24 октября 2016 года – 105 лет А.И.Райкину
Поклон Великому Сергию
18 июля 2014 г.

Поклон Великому Сергию

18 июля православные верующие празднуют обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.
Герои Великого Новгорода
20 января 2015 г.

Герои Великого Новгорода

16 советских воинов в боях за Великий Новгород были удостоены звания Героя Советского Союза
Главная » Памятные даты » Апрель » Последний бой танкиста Космодемьянского

Последний бой танкиста Космодемьянского

13 апреля 1945 года погиб Александр Анатольевич КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ, танкист, Герой Советского Союза.

Александр был братом известной разведчицы Зои Космодемьянской. На фронте с 1943 года. Воевал командиром тяжелого танка с названием «За Зою». Освобождал Белоруссию, Прибалтику. В Восточной Пруссии был назначен командиром батареи 350-го гвардейского тяжелого самоходного артиллерийского полка . 13 апреля 1945 года в бою за населенный пункт Фирбруденкруг, северо-западнее Кенигсберга, самоходчики уничтожили четыре вражеские противотанковые пушки, до роты автоматчиков, но фашистам удалось поджечь самоходку, на которой находился гвардии старший лейтенант Космодемьянский. Выбравшись из пылающей машины, Александр вместе с пехотинцами в числе первых ворвался в населенный пункт. Гитлеровцы были выбиты из опорного пункта. Но осколок вражеского снаряда сразил Александра Космодемьянского.

 

Ещё в этот день:

Гибель флотоводца Степана Макарова

13 апреля 1904 года погиб адмирал Степан Осипович МАКАРОВ.

В тот день командующий Российским флотом Тихого океана на броненосце «Петропавловск» в сопровождении броненосца “Полтава”, крейсеров “Баян”, “Аскольд” и “Новик” вышел навстречу японской эскадре, рвавшейся к Порт-Артуру.

В 8 часов 15 минут произошло первое боестолкновение с передовым отрядом противник

Мощный орудийный огонь наших кораблей принудил японцев отойти. Но вскоре подтянулись главные силы противника: шесть броненосцев и два новейших крейсера английской постройки. К русскому отряду тоже подошло пополнение из Порт-Артура - броненосцы “Победа” и “Пересвет”.

Вице-адмирал Макаров построил свою эскадру в боевой ордер и направил ее навстречу японским кораблям. В 9 часов 43 минуты на траверзе полуострова Тигровый Хвост случилось непоправимое: броненосец “Петропавловск” наскочил на мину. От взрыва сдетонировал боезапас главного калибра носовой башни и носовой минный погреб. Броненосец разломился пополам и в течение двух минут затонул. Чудом спаслись находившийся на «Петропавловске» великий князь Кирилл Владимирович, командир броненосца капитан первого ранга Николай Яковлев, 5 младших офицеров и 73 матроса. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров погиб, а вместе с ним нашли свою смерть в морской пучине начальник штаба флота контр-адмирал Михаил Молас, знаменитый русский художник-баталист Василий Верещагин, 27 офицеров и 630 матросов экипажа.

 

Гибель Степана Осиповича Макарова потрясла без преувеличения весь мир. И в России, и за рубежом его считали единственным флотоводцем, способным изменить ход русско-японской войны на море в нашу пользу.

 

Вот, например, что писала английская газета «Таймс» в середине апреля 1904 года: «Россия лишилась прекрасного корабля, но еще более потеряла в лице человека, которому предстояло, вероятно, сделать русский флот важным фактором в войне. Его потеря и род гибели наносит тяжелый удар русскому флоту, не говоря об исчезновении доблестного и вдохновляющего начальника, влияние которого, внося новый элемент в войну, признавалось и японцами. Суждение неприятеля – лучшее доказательство того, что Макаров с признанным обладанием им в совершенстве морской наукой соединял качества великого моряка… Нисколько не желая сомневаться в наличии умственных сил России, мы можем сказать, что с кончиной адмирала Макарова Россия теряет вождя, которого трудно будет заместить».

Подробнее »

Смерть Корнилова

13 апреля 1918 года погиб генерал Лавр Георгиевич Корнилов. Генерал Корнилов фигура в истории России неоднозначная. Современные либералы его почитают.

 Вероятно, потому, что февральскую 1917 года буржуазно-демократическую революции в России этот генерал встретил восторженно. Изменив присяге, данной Царю и Отечеству, он стал служить временному правительству. 7 (20) марта 1917 года лично произвел арест и организовал охрану царской семьи.

Октябрьскую революцию встретил враждебно. Попытался пробиться на Дон, к атаману Каледину, вместе с верным ему Текинским полком. Однако новая власть организовала преследование текинцев, и Корнилову пришлось бросить полк, переодеться в крестьянскую одежду и с фальшивыми документами самостоятельно пробираться на юг.

В декабре 1917 года прибыл в Новочеркасск. Принял активное участие в организации Добровольческой армии. В феврале 1918 года возглавил первый Кубанский поход на Екатеринодар, на подступах к которому и погиб во время осады города. Был тайно похоронен близ Екатеринодара на территории немецкой колонии Гначбау. Но могила была обнаружена большевиками Труп Корнилова они сожгли на городской скотобойне.

Подробнее »

Затертые во льдах

13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению челюскинцев

За одну навигацию пароход «Челюскин» должен был впервые в мире пройти весь Северный морской путь, развезти продовольствие, топливо и снаряжение полярникам по всему побережью и на острове Врангеля. 10 августа 1933 года «Челюскин» вышел в море, на его борту были 52 моряка, 29 ученых, столько же зимовщиков и плотников, которым предстояло возвести на острове Врангеля дома. В ноябре пароход был зажат льдами, а 14 февраля 1934 года был раздавлен ими и затонул. Выскочить на льдину сумели почти все (кроме одного человека). Челюскинцев долго искали, потом была непогода. Спасательная операция с помощью самолетов началась только 7 апреля. Последний челюскинец был вывезен на Большую землю 13 апреля. Многие получили награды. Но люди проявили героизм, преодолевая ошибки руководства. Почетный полярник З.М. Каневский впоследствии писал: «Нужно заявить со всей определенностью, что это было крайне плохо подготовленное, во многом авантюрное и почти наверняка обреченное на неудачу предприятие».

Подробнее »

Освобождение Симферополя

13 апреля 1944 года освобождён от немецких и румынских фашистов Симферополь.

Вена была наша

13 апреля 1945 года советские войска заняли Вену.

После войны Австрия была поделена на четыре окупационные зоны - английскую, американскую, советскую и французскую. Также на четыре зоны была разделена столица - Вена. Власть принадлежала Союзному совету, который включал четыре военных комиссара, которые представляли окупационные страны. Было создано Временное правительство, которое возглавил известный деятель К. Реннер. Позже его выбрали президентом республики. Американцы сумели дипломатически переиграть СССР, в результате чего в 1948 году  Австрия приняла план Маршала. Были проведены масштабные реформы, направленные на демилитаризацию и денацификацию. 15 мая 1955 года в Вене представители четырех окупационных стран приняли Государственный договор о независимой и демакратической Австрии. Окупационные войска были выведены, но политическое влияние США осталось.

Подробнее »
Последний бой танкиста Космодемьянского

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии