RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Генералы Победы
13 марта 2020 г.

Генералы Победы

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день восемнадцатый.
Западня для Басаева
1 февраля 2018 г.

Западня для Басаева

1 февраля 2000 года при попытке выйти из блокированного Грозного истреблено более 1500 чеченских боевиков.
Государственный переворот — 1991: начало цветной революции
18 августа 2018 г.

Государственный переворот — 1991: начало цветной революции

В августе 1991 года проамериканская «пятая колонна» в СССР разрушила великую страну
Архистратиг Александр Суворов
24 ноября 2018 г.

Архистратиг Александр Суворов

24 ноября 1730 года родился великий русский полководец Александр Васильевич Суворов
По самой грани...
26 сентября 2020 г.

По самой грани...

Публикуем новую подборку «военных» стихотворений православного поэта Николая Михайловича Косых.
Главная » Памятные даты » Август » «Белая лилия» Лидии Литвяк

«Белая лилия» Лидии Литвяк

1 августа 1943 года в воздушном бою погибла младший лейтенант Лидия Литвяк

Ей было  22 года от роду, но она — самая результативная из летчиц-истребителей. На ее счету 12 сбитых самолетов противника.

Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. В 1942 году была зачислена в 586 ИАП. Освоила истребитель Як-1. Уже во втором боевом вылете 13 сентября 1942 года над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. Потом было сбито подряд несколько «мессеров» и «юнкерсов». В это время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.

В одном из боёв самолёт Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лётчиков-штурмовиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт. В другом бою она была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром.

После госпиталя Лида сбила еще несколько самолетов противника и аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени.

1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично 2 самолёта противника и 1 в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась. Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено.

В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитриевка, Шахтерского района Донецкой области. 5 мая 1990 года был подписан указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза (посмертно).

 

Ещё в этот день:

1 августа - День тыла Вооруженных Сил Росии

Этот профессиональный военный праздник установлен приказом министра обороны РФ от 7 мая 1998 года.

Именно 1 августа в 1941 году приказом НКО № 0257 было создано Главное управление тыла Красной Армии (генерал-лейтенант Л В. Хрулсв). Введены должности начальника тыла на фронтах и в армиях. За время войны воины тыла приняли от народного хозяйства и доставили в действующую армию непосредственно на огневые позиции, миллионы единиц различного вооружения и боевой техники, более 10 млн.т боеприпасов, около 16,4 млн.т горючего и огромное количество других материальных средств. Только автомобильным транспортом перевезено 145 млн. т снабженческих грузов. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн. вагонов, что эквивалентно почти 300 млн. т грузов. Дорожной службой Советской Армии построено и восстановлено около 100 тыс. км автомобильных дорог. Силами железнодорожных войск и спецформирований НКПС восстановлено и перешито около 120 тыс. км железнодорожных путей. Для нужд авиации было оборудовано свыше 6 тыс. аэродромов, обеспечено 4 млн. самолето-вылетов. Ремонтные органы Советской Армии и Военно-Морского Флота отремонтировали сотни тысяч единиц разнообразной техники и военного имущества. Работники медицинской службы вернули в строй более 72 процентов раненых и 90,6 процента больных. Личный состав частей и кораблей в самой сложной обстановке обеспечивался полноценным питанием. За годы войны ему четырежды было выдано новое летнее и зимнее обмундирование.

 

Подробнее »

Сражение при Кагуле

1 августа 1770 г. русский отряд в 38 тыс. человек разгромил 150 тысячные силы турок.

Это произошло во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. 1-я русская армия П. А. Румянцева (38 тыс. человек, 149 орудий) у р. Кагул (левый приток Дуная) атаковала главные силы турецких войск великого визиря Халиль-паши (до 150 тыс. человек, 180 орудий).

Успех был достигнут благодаря сосредоточению сил на главном направлении, применению Румянцевым боевого порядка в виде линий дивизионного каре, искусному маневру на поле боя, а также умело организованному преследованию противника.

Русские трофеи состояли из 140 пушек на лафетах со всеми принадлежностями, всего турецкого багажа, обозов и лагеря. Даже денежная казна визиря была оставлена в ходе битвы, но казаки успели разграбить её до того, как об этом узнало начальство. Румянцев велел отыскать захвативших казну, но безуспешно. Потери турок были велики: 20 000 человек. Российские потери составили: убитыми 353 человека, без вести пропавшими 11, ранеными 550 человек.

Подробнее »

Россия вступила в Первую мировую войну

1 августа 1914 года опубликован манифест Николая II об объявлении войны Германии.

Россия вступила в Первую мировую войну. Фактически Первая мировая война началась 28 июля, когда Австро-Венгрия в ответ на убийство эрцгерцога Фердинанда (формальный повод) объявила Сербии войну. Россия вступила в Первую мировую войну. Фактически Первая мировая война началась 28 июля, когда Австро-Венгрия в ответ на убийство эрцгерцога Фердинанда (формальный повод) объявила Сербии войну.

29 июля Николай II отправил Вильгельму II телеграмму с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию» (в международный третейский суд в Гааге). Вильгельм II не ответил на эту телеграмму. 1 августа Германия объявила войну России, в тот же день немцы безо всякого объявления войны вторглись в Люксембург. 3 августа Германия объявила войну Франции. 6 августа Австро-Венгрия объявила войну России. Маховик мировой войны был запущен.

Война началась между 8 государствами Европы и со временем охватила 38 государств (на стороне Антанты воевало 34). Война длилась 51 месяц и 2 недели. Численность участвовавших в ней военнослужащих — около 37 млн. человек (январь 1917 г.). Протяженность фронтов достигла 2,5–4 тыс. км, людские потери сторон составили более 10 млн убитыми солдат, около 12 млн убитыми мирных жителей, около 55 млн были ранены.

Подробнее »
«Белая лилия» Лидии Литвяк

Флотилия Северного Ледовитого океана

1 августа 1916 года из отряда кораблей обороны Кольского залива и Архангельского района началось формирование флотилии Северного Ледовитого океана.

Оно закончилось к сентябрю 1916 года. Флотилия включала линкор «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг», 6 миноносцев, 3 подводные лодки, до 10 тральщиков, минный заградитель «Уссури», 7 ледоколов и более 20 вспомогательных судов. В феврале 1918 года флотилия перешла на сторону советской власти. В августе боевое ядро флотилии в Кольском заливе оказалось в руках англо-американских интервентов. Часть судов, находившихся в Архангельске, удалось увести по Северной Двине к Котласу, где из них была сформирована Северо-Двинская военная флотилия, оказывавшая поддержку частям Красной Армии. После изгнания белогвардейцев 13.05.1920 г. 6ыла расформирована.

Подробнее »

Медаль «Золотая Звезда»

1 августа 1939 года учреждена медаль «Герой Советского Союза» (с 16.10.1939 г. — медаль «Золотая Звезда»).

Сегодня
16 января
суббота
2021

В этот день:

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна
IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».

Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

 

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.

С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.

Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии