RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Звезда из 45-го
28 марта 2016 г.

Звезда из 45-го

25 марта 1920 года родился Герой Российской Федерации АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДОРОФЕЕВ
Диктатура предательства
2 июня 2014 г.

Диктатура предательства

Что будет, если Украины не будет? Об этом размышляет известный политик генерал-полковник Леонид Ивашов
Жизнь в диалогах о любви
14 февраля 2016 г.

Жизнь в диалогах о любви

Психолог Ирина Рахимова о том, как возрождаются семьи
Единство в русском понимании
4 ноября 2016 г.

Единство в русском понимании

Купно за едино, а в перспективе – за власть одного
Подвиг гвардейца Сергея Орешкова
20 июня 2016 г.

Подвиг гвардейца Сергея Орешкова

20 июня 1916 года родился Сергей Николаевич Орешков, гвардии младший лейтенант, который 16 августа 1943 года в бою за деревню Васищево Харьковской области закрыл собой амбразуру вражеского дзота
Главная » Памятные даты » Август » «Белая лилия» Лидии Литвяк

«Белая лилия» Лидии Литвяк

1 августа 1943 года в воздушном бою погибла младший лейтенант Лидия Литвяк

Ей было  22 года от роду, но она — самая результативная из летчиц-истребителей. На ее счету 12 сбитых самолетов противника.

Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. В 1942 году была зачислена в 586 ИАП. Освоила истребитель Як-1. Уже во втором боевом вылете 13 сентября 1942 года над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. Потом было сбито подряд несколько «мессеров» и «юнкерсов». В это время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.

В одном из боёв самолёт Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лётчиков-штурмовиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт. В другом бою она была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром.

После госпиталя Лида сбила еще несколько самолетов противника и аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени.

1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично 2 самолёта противника и 1 в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась. Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено.

В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитриевка, Шахтерского района Донецкой области. 5 мая 1990 года был подписан указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза (посмертно).

 

Ещё в этот день:

1 августа - День тыла Вооруженных Сил Росии

Этот профессиональный военный праздник установлен приказом министра обороны РФ от 7 мая 1998 года.

Именно 1 августа в 1941 году приказом НКО № 0257 было создано Главное управление тыла Красной Армии (генерал-лейтенант Л В. Хрулсв). Введены должности начальника тыла на фронтах и в армиях. За время войны воины тыла приняли от народного хозяйства и доставили в действующую армию непосредственно на огневые позиции, миллионы единиц различного вооружения и боевой техники, более 10 млн.т боеприпасов, около 16,4 млн.т горючего и огромное количество других материальных средств. Только автомобильным транспортом перевезено 145 млн. т снабженческих грузов. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн. вагонов, что эквивалентно почти 300 млн. т грузов. Дорожной службой Советской Армии построено и восстановлено около 100 тыс. км автомобильных дорог. Силами железнодорожных войск и спецформирований НКПС восстановлено и перешито около 120 тыс. км железнодорожных путей. Для нужд авиации было оборудовано свыше 6 тыс. аэродромов, обеспечено 4 млн. самолето-вылетов. Ремонтные органы Советской Армии и Военно-Морского Флота отремонтировали сотни тысяч единиц разнообразной техники и военного имущества. Работники медицинской службы вернули в строй более 72 процентов раненых и 90,6 процента больных. Личный состав частей и кораблей в самой сложной обстановке обеспечивался полноценным питанием. За годы войны ему четырежды было выдано новое летнее и зимнее обмундирование.

 

Подробнее »

Сражение при Кагуле

1 августа 1770 г. русский отряд в 38 тыс. человек разгромил 150 тысячные силы турок.

Это произошло во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. 1-я русская армия П. А. Румянцева (38 тыс. человек, 149 орудий) у р. Кагул (левый приток Дуная) атаковала главные силы турецких войск великого визиря Халиль-паши (до 150 тыс. человек, 180 орудий).

Успех был достигнут благодаря сосредоточению сил на главном направлении, применению Румянцевым боевого порядка в виде линий дивизионного каре, искусному маневру на поле боя, а также умело организованному преследованию противника.

Русские трофеи состояли из 140 пушек на лафетах со всеми принадлежностями, всего турецкого багажа, обозов и лагеря. Даже денежная казна визиря была оставлена в ходе битвы, но казаки успели разграбить её до того, как об этом узнало начальство. Румянцев велел отыскать захвативших казну, но безуспешно. Потери турок были велики: 20 000 человек. Российские потери составили: убитыми 353 человека, без вести пропавшими 11, ранеными 550 человек.

Подробнее »

Россия вступила в Первую мировую войну

1 августа 1914 года опубликован манифест Николая II об объявлении войны Германии.

Россия вступила в Первую мировую войну. Фактически Первая мировая война началась 28 июля, когда Австро-Венгрия в ответ на убийство эрцгерцога Фердинанда (формальный повод) объявила Сербии войну. Россия вступила в Первую мировую войну. Фактически Первая мировая война началась 28 июля, когда Австро-Венгрия в ответ на убийство эрцгерцога Фердинанда (формальный повод) объявила Сербии войну.

29 июля Николай II отправил Вильгельму II телеграмму с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию» (в международный третейский суд в Гааге). Вильгельм II не ответил на эту телеграмму. 1 августа Германия объявила войну России, в тот же день немцы безо всякого объявления войны вторглись в Люксембург. 3 августа Германия объявила войну Франции. 6 августа Австро-Венгрия объявила войну России. Маховик мировой войны был запущен.

Война началась между 8 государствами Европы и со временем охватила 38 государств (на стороне Антанты воевало 34). Война длилась 51 месяц и 2 недели. Численность участвовавших в ней военнослужащих — около 37 млн. человек (январь 1917 г.). Протяженность фронтов достигла 2,5–4 тыс. км, людские потери сторон составили более 10 млн убитыми солдат, около 12 млн убитыми мирных жителей, около 55 млн были ранены.

Подробнее »
«Белая лилия» Лидии Литвяк

Флотилия Северного Ледовитого океана

1 августа 1916 года из отряда кораблей обороны Кольского залива и Архангельского района началось формирование флотилии Северного Ледовитого океана.

Оно закончилось к сентябрю 1916 года. Флотилия включала линкор «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг», 6 миноносцев, 3 подводные лодки, до 10 тральщиков, минный заградитель «Уссури», 7 ледоколов и более 20 вспомогательных судов. В феврале 1918 года флотилия перешла на сторону советской власти. В августе боевое ядро флотилии в Кольском заливе оказалось в руках англо-американских интервентов. Часть судов, находившихся в Архангельске, удалось увести по Северной Двине к Котласу, где из них была сформирована Северо-Двинская военная флотилия, оказывавшая поддержку частям Красной Армии. После изгнания белогвардейцев 13.05.1920 г. 6ыла расформирована.

Подробнее »

Медаль «Золотая Звезда»

1 августа 1939 года учреждена медаль «Герой Советского Союза» (с 16.10.1939 г. — медаль «Золотая Звезда»).

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии