RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Гангутская слава
9 августа 2018 г.

Гангутская слава

9 августа - День воинской славы России в честь победы в Гангутском сражении в 1714 году — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
Украина: апогей братоубийства
20 января 2015 г.

Украина: апогей братоубийства

За первые дни 2015 года Русский мир, по данным сайта "Антифашист", потерял в так называемой Украине более 700 душ -в основном русских по сути, по генам, по истории
Кульбиты перевёртыша
14 февраля 2016 г.

Кульбиты перевёртыша

60 лет назад 14 февраля 1956 года в Москве открылся ХХ съезд КПСС, на котором Хрущев отмежевался от И.В. Сталина, выступив с секретным докладом «О культе личности и его последствиях».
Единство в русском понимании
4 ноября 2016 г.

Единство в русском понимании

Купно за едино, а в перспективе – за власть одного
Групповое самопожертвование
2 декабря 2014 г.

Групповое самопожертвование

28 ноября 1942 года шесть советских разведчиков одновременно бросились грудью на амбразуры дзотов и заставили их замолчать, чем спасли сотни своих боевых товарищей
Главная » Памятные даты » Август » Космонавт СССР Светлана Савицкая

Космонавт СССР Светлана Савицкая

8 августа 1948 года родилась Светла́на Евге́ньевна Сави́цкая, дважды Герой Советского Союза, советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.

Родилась в Москве. Отец — Маршал авиации Евгений Савицкий. В 1966 году окончила московскую школу № 637. Поступила в Московский авиационный институт (МАИ), который окончила в 1972 году. Во время учёбы в МАИ также училась в Центральной объединённой лётно-технической школе при ЦК ДОСААФ в Калуге, которую окончила в 1971 году, получив квалификацию «лётчик-инструктор». В период с 1969 года по 1977 год входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. После окончания института работала лётчиком-инструктором, училась в школе лётчиков-испытателей. В 1975 году вступила в КПСС. В 1976 году начала работать лётчиком-испытателем НПО «Взлёт» министерства радиоэлектронной промышленности СССР. Выполняла полёты на самолётах «МиГ-21», Е-155 («МиГ-25»), «Су-7», «Ил-18», «Ил-28». С мая 1978 года по июнь 1981 года работала лётчиком-испытателем Московского машиностроительного завода «Скорость» КБ А. С. Яковлева. В августе 1980 года была командирована в отряд лётчиков-космонавтов. В июне 1981 года назначена космонавтом-исследователем от ММЗ «Скорость». С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». С 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера совершила полет на «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Во время полёта первой из женщин совершила выход в открытый космос. Готовилась к полёту на станцию «Салют-7» в 1986 г. «Союз Т-15C» в качестве командира первого в мире чисто женского экипажа (три женщины-космонавта), но этот полёт не состоялся.

Ещё в этот день:

Моонзундская операция

8 августа 1915 года во время Первой мировой войны началась Моонзундская (Ирбенская) операция по отражению прорыва германского флота в Рижский залив.

Германский флот, принимавший участие в прорыве, вдвое превосходил русский Балтийский флот и во много раз морские силы Рижского залива. Попытка противника протралить Ирбенский пролив 8 августа закончилась неудачей – на минах подорвались 2 тральщика, крейсер и эсминец.
В течение 16 – 19 августа траление фарватера было закончено, но русские корабли оказали ожесточенное сопротивление. После упорных боев 21 августа германский флот, понеся большие потери (2 эсминца и 3 тральщика потоплены, повреждены 2 крейсера, эсминец и тральщик), отступил, не выполнив боевой задачи.

 

Подробнее »

Объявление войны Японии

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, начав ввод войск в Манчжурию.

Правительство СССР  в заявлении японскому правительству подчеркнуло, что в связи с отказом Японии принять требования Потсдамской декларации, прекратить военные действия против США, Англии и Китая Советский Союз, «верный союзническому долгу», с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией.

Подробнее »
Космонавт СССР Светлана Савицкая

Трижды Герой Иван Кожедуб

8 августа 1991 года ушел из жизни Иван Никитович КОЖЕДУБ (род.08.06.1920), прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сбивший в 120 воздушных боях 62 самолета противника.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора. С марта 1943 года — на фронте. 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля - сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

Подробнее »

Снайпер Олег Козлов

8 августа 1972 года родился Олег Анатольевич Козлов — российский военнослужащий, снайпер, Герой России (1994)

Парень совершил подвиг, защищая российские рубежи, являясь военнослужащим Российской армии, но чиновники долго лишали его возможности получить российское гражданство.

Олег родился в городе Куляб Советского Таджикистана. В 1987 году после окончания 8 класса поступил в СПТУ № 32 города Куляб, где получил специальность слесаря-сантехника. ПТУ закончил в 1989 году.

В марте 1993 года был призван на военную службу в 117-й Пограничный отряд. В ночь с 18 на 19 августа 1994 года отряд моджахедов попытался прорваться через заставу, начав её обстрел. В то время, когда основные усилия пограничников-десантников были сосредоточены на правом фланге, левый фланг основной обороны оставался открытым, что создавало угрозу окружения противником. Оценив ситуацию, Козлов решил прикрыть левый фланг обороны. Заняв удобную позицию, он в одиночку вел снайперский огонь по огневым точкам противника, уничтожил расчет РПГ, двух снайперов, подавил расчет пулемета. Своими действиями рядовой Олег Козлов не допустил прорыва противника на левый фланг обороны

Указом Президента Российской Федерации рядовому Козлову Олегу Анатольевичу было присвоено звание Героя России.

Вскоре после этого Козлову было присвоено звание сержанта, а затем и прапорщика.

В 1998 году он начал служить по контракту старшиной мотострелковой роты 191-го мотострелкового полка в Курган-Тюбе. Но вся беда в том, что, служа России, получив высшую награду России, Козлов официально не являлся её гражданином.

В ходе прямого телерадиодиалога Президента России Владимира Путина с россиянами 19 декабря 2002 года, прапорщик Олег Козлов, который к тому времени служил в 201-й российской мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане, пожаловался, что несколько раз подавал документы на российское гражданство, но так и не получил гражданства РФ. Через несколько часов прапорщика пригласил посол РФ в Таджикистане, а через 6 дней Президент России подписал указ о приеме в гражданство РФ проживающих в Республике Таджикистан Козлова Олега Анатольевича, его жену Козлову Светлану Алексеевну, а также их детей Владу и Анастасию. Ещё через 5 дней (31 декабря 2002 года) прапорщик с семьёй въехал в новую трёхкомнатную квартиру (до этого своего жилья не имел), которую ему выделил своим Указом Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов — ключи от квартиры вручил мэр Курган-Тюбе, а над входом в подъезд повесили табличку «Здесь живёт Герой России».
Конечно, приятный зигзаг удачи для Олега Козлова. Но сколько таких, но не попавшихся на глаза Президенту, русских в Таджикистане, служа России, лишены права являться её гражданами только потому, что не по их воле был разрушен подонками СССР.

Подробнее »

Сегодня
26 сентебря
среда
2018

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии