RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

СУВОРОВ - Гордость России!
26 августа 2015 г.

СУВОРОВ - Гордость России!

Поможем восстановить Храм, который построил великий русский полководец
Американский террор
13 января 2014 г.

Американский террор

Главная опасность 2014 года — кровожадная политика Соединенных Штатов
Юбилей «Красного Моцарта»
29 января 2015 г.

Юбилей «Красного Моцарта»

30 января исполняется 115 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского
Поклон Серафиму Саровскому
15 января 2016 г.

Поклон Серафиму Саровскому

15 января 1833 года скончался Серафим САРОВСКИЙ, русский святой, иеромонах — пустынножитель и чудотворец.
Грудью - на орудие
8 января 2015 г.

Грудью - на орудие

8 января 1995 года во время первой чеченской войны совершил уникальный подвиг командир разведывательной роты капитан Юрий Никитич, закрыв собой огневую точку боевиков
Главная » Памятные даты » Февраль » Командир сверхглубоководного атомохода

Командир сверхглубоководного атомохода

15 февраля 1945 года родился Анатолий Григорьевич Зайцев, офицер-подводник, капитан 1-го ранга, Герой Российской Федерации.

Уроженец города Клинцы Брянской области. В 1964 году окончил среднюю школу в городе Хабаровске. В 1970 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова. Продолжил службу на атомных подводных лодках Краснознамённого Тихоокеанского флота на Камчатке: с октября по декабрь 1970 года — командир группы 1-го дивизиона электромеханической боевой части (БЧ-5) подводной лодки К-23; с декабря 1970 года по август 1972 года — командир электронавигационной группы, с августа 1972 года по октябрь 1973 года — командир штурманской боевой части (БЧ-1), с октября 1973 по сентябрь 1975 года — помощник командира К-399; с сентября 1975 года по ноябрь 1977 года — старший помощник командира К-451. С августа 1978 года продолжил службу в 10-м отряде гидронавтов войсковой части № 45707 Министерства обороны СССР. С 1979 года — командир строящейся опытной сверхглубоководной атомной подводной лодки. В 1986 году окончил Военно-морскую академию имени А. А. Гречко (заочно).

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1993 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряженных с риском для жизни», капитану 1-го ранга Зайцеву Анатолию Григорьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 25).

Вместе с ним этим же указом были награждены капитан 1-го ранга В. Ю. Терехов (медаль № 27), капитан 1-го ранга Г. Л. Попов (медаль № 26) и капитан 1-го ранга М. В. Грицко (медаль № 24).

После увольнения в запас был заместителем директора пансионата «Ленинградец», возглавлял муниципальный совет № 74 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. С 2005 года является руководителем представительства при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Входит в состав Совета Героев Советского Союза и РФ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, является руководителем фонда Героев «Звезда». Живёт в городе-герое Санкт-Петербурге.

Ещё в этот день:

Взятие Полоцка Иваном Грозным

15 февраля 1563 года во время войны с Литвой взят после трехнедельной осады Полоцк. В плен попал весь полоцкий гарнизон. Полоцкий воевода Довойна и епископы были отправлены в Москву, всех проживавших в Полоцке евреев утопили в Двине.

 Наемным воинам подарили шубы и отпустили, дав им волю: вступать ли в царскую службу, ехать ли к польскому королю или в другие земли. Забрав себе артиллерию и казну, ИВАН IV все остальное богатство отдал своему воинству. Переход Полоцка под русскую власть поставил под ее контроль торговый путь по Западной Двине.

Подробнее »

399 островов мореплавателя Коцебу

15 февраля 1846 года скончался Отто Евстафьевич Коцебу, мореплаватель, капитан 1-го ранга.

В юности был участником первой русской кругосветной экспедиции, потом совершил два самостоятельных кругосветных путешествия на бриге «Рюрик» и шлюпе «Предприятие», во время которых открыл 399 новых островов.

Подробнее »
Командир сверхглубоководного атомохода

Десантный генерал Анатолий Шаманов

15 февраля 1957 года родился Владимир Анатольевич Шама́нов, генерал-полковник, недавний командующий ВДВ России.

Эта беседа состоялась в московском госпитале во время второй чеченской войны. Владимир Анатольевич был ранен, но согласился на достаточно длительное интервью, которое частично было опубликовано в газете «Труд». Генерал начал рассказ с простых вещей:


- Родился в 1957 году в городе Барнауле. Когда было 5 лет, родители по комсомольскому призыву отправились в Узбекистан для освоения целинных земель. В 1974 году окончил десять классов и поступил в Ташкентское танковое училище в десантную роту. Через два года нашу роту перевели в Рязанское высшее воздушно-десантное училище. В 1978 году окончил его и женился на рязанской девушке, которая сегодня является моей женой и матерью двоих детей: сына и дочери. Зовут ее Людмила Михайловна.
Служил в семи военных округах бывшего Советского Союза. Командовал взводом САУ, курсантскими подразделениями, парашютно-десантным батальоном Псковской дивизии, полком, дивизией. Возглавлял группировку Министерства обороны в Чеченской республике. В августе прошлого года назначен командующим 58-й общевойсковой армии со штабом в городе Владикавказе.
Жена у меня до 1991 года работала по специальности - техником-строителем. Затем призвалась на военную службу и по сей день служит прапорщиком в одной из частей. Сын курсант четвертого курса военного института, дочь в этом году окончила школу (этот разговор шел в 2001 году — С.Т.).

- Известно, что за вашу голову боевики обещают большие деньги. Идет охота и за вашими близкими. Выделена ли им охрана?

- Нет. Мои друзья из охранной фирмы выделили мне охрану. Сегодня Россия, к сожалению, не способна охранять своих командармов. Так называемые бизнесмены, которые наворовали миллионы, имеют охрану, а командарм, которого вместе с семьей чеченцы приговорили к смерти, - нет. Семья, как мне сказали представители спецслужб, находится в общей системе оперативного наблюдения. Сами понимаете, что это такое. Поэтому приходится близких, как говорится, прятать.

- Как прятать? У вас что, несколько квартир?

- Личной квартиры у меня нет вообще. Есть служебное жилье во Владикавказе, недавно была выделена опять же служебная квартира в Москве. На всем постсоветском пространстве у меня имеется в личной собственности лишь недостроенная `вилла` в Ульяновске, которая представляет собой 4 сотки и кирпичные стены без крыши.

- Хочу спросить вас как участника обеих чеченских войн: что помешало в1996 году решить там бандитскую проблему?

- Очень тяжело я перенес события 1996 года, когда политики по существу предали свою армию, не дали генералу Пуликовскому завершить то, что он продекларировал. Ультиматум боевикам мог бы быть реализован в 48 часов. И Россия не имела бы сегодня столь острой чеченской проблемы.

- Слышал, что вы дружили с генералом Лебедем, но ведь именно он сыграл едва ли не первую скрипку в подписании позорного Хасавюртовского соглашения.

- Мы с Лебедем служили примерно в одно время в училище, правда, он окончил раньше, чем я. Мы вместе командовали ротами, дружили семьями. Роль Лебедя в чеченских событиях я оцениваю как негативную. Свое мнение я ему высказывал, он изложил свою точку зрения, правда, на мой взгляд, неубедительно. В то время объединенную группировку возглавлял генерал Тихомиров, бывший начальник штаба 14-й армии, которой командовал Лебедь. Почему Александр Иванович не прибыл в Чечню, когда мы там воевали и на месте с нами не разобрался в ситуации? Много странного в тех событиях. Вначале убывает Тихомиров, его заменяет Пуликовский, а через неделю вытесняют Шаманова. И еще через неделю приезжает Лебедь, принимает решение о `замирении`. Здесь больше вопросов, чем ответов.

- Судя по вашей реакции на действия Лебедя, вы человек бескомпромиссный?

- Я бы не стал так однозначно говорить. Это скорее образ, созданный средствами массовой информации. Компромиссы возможны, иногда нужны, но не тогда, когда они приносят вред интересам России. Скажем, мне непонятны постоянные компромиссы с теми, кто проводит политику пособничества бандитам. В частности, это касается некоторых ингушских руководителей. Конкретный пример. Мы проводим контртеррористическую операцию, и я принимаю решение закрыть границу с Ингушетией. Война уже идет месяц. А в это время за сутки из Чечни въезжает 362 машины в Ингушетию, а оттуда в Чечню по пяти дорогам 464 машины. Едут боевики, большие грузы перевозятся и все остальное.

- Какое качество вы считаете первостепенно важным для полководца?

- Если ставить на чашу весов волю и ум полководца, то, как это ни странно, - воля перевесит. Не вполне обоснованный приказ, но твердо проведенный в жизнь, обходится меньшими жертвами, чем гениальное решение, но вяло реализованное.
Вспоминается моя первая атака на Бамут. Ситуация сложнейшая: завершается президентская гонка, Бамут должен быть взят. До этого федеральные войска трижды пытались сделать это, но, понеся большие потери, не смогли. В войсках сложился какой-то комплекс недосягаемости Бамута. Бандиты присвоили ему звание непобедимой крепости. И в этой обстановке мы подходим к Бамуту. Даю возможность подчиненным командирам изучить обстановку и принять решение. Вскоре они докладывают: наступать не готовы. Я же вижу, что по объективным, профессиональным критериям мы готовы. Мы неожиданно для противника перегруппировались и отсекли возможные подтоки подкрепления бандитам с прилегающих территорий. А промедление окажется на руку врагу. Ведь лишние сутки давали бы бандитам возможность сманеврировать, потому что с южной стороны Бамут не был закрыт. Пришлось проявить командирскую волю, заставить подчиненных идти в бой. В итоге с минимальными потерями мы овладели `неприступной крепостью`. Умение профессионально проанализировать обстановку, навязать свою волю подчиненным, взять на себя персональную ответственность - первостепенная обязанность военачальника.

- Воля - природный дар или результат воспитания?

- Наверное, и то и другое. Самовоспитанием приходится заниматься постоянно.

- Не могли бы привести конкретный пример на этот счет?

- Скажем, такой случай. Накануне моего отъезда на учебу в академию проходили плановые прыжки с парашютом. И вот у меня не раскрылся основной парашют. Пришлось приводить в действие запасной. А когда он стал набирать воздух, вдруг начал раскрываться и основной. Еле справился с ними. И страху, конечно, натерпелся немало. Оставить в душе такую психологическую травму не посчитал возможным. Заставил себя в тот день сделать еще один прыжок. Это было нелегко, но полезно.

- Вас называют `Генерал-сорвиголова`, рассказывают, что, даже будучи тяжело раненным, не покинули поля боя и угрожали пистолетом полковнику медслужбы, пытавшемуся увезти вас в тыл?

- Преувеличивают. 21 мая 1995 года машина, на которой я перемещался, подорвалась на противотанковой мине. С множественными осколочными ранениями меня эвакуировали в медицинский отряд специального назначения, где была проведена операция. Командующий Северо-Кавказским военным округом прислал самолет для моей эвакуации в Ростов. Командир медицинского отряда пришел и сказал, что ему приказали меня вывезти. Я ответил, что отказываюсь. Он - настаивает. У меня больше аргументов не осталось. Не угрожая ему, просто положил на стол пистолет и говорю: `Ты что, не понимаешь, что я сказал?` Я должен был остаться со своими подчиненными, нам предстояли тяжелые горные операции. И медик был вынужден со мной согласиться.

- Как, по-вашему, дала ли что-то положительное война в Чечне для Российской армии?

- Безусловно. К первой войне мы пришли не готовые. А сегодня имеем бесценный боевой опыт. Может быть, самое великое, что есть сейчас у России - это ее солдат. Храбрый, неприхотливый, приспосабливается к любой обстановке. Первые месяцы - январь, февраль 1995 года были очень трудными. Офицеры, солдаты были необстрелянными. Но начиная с марта месяца, армия не давала в себе усомниться. Да, ее много раз останавливали политики, под прикрытием каких-то мнимых переговоров позволяли бандитам перегруппироваться. К концу мая 1995 года мы террористов загнали в горы. В дальнейшем опять же по решению Кремля были вынуждены с позором покинуть Чечню. При всей трагичности ситуации мы нюни не распустили и за три последующих года очень многое сделали. По личной инициативе начальника Генерального штаба были сформированы части и соединения, находящиеся в постоянной боевой готовности, которые прошли несколько циклов военной подготовки. В это время многие командиры закончили обучение в академиях. И сегодня мы умеем побеждать. Хотя на боевую подготовку не выдавали и не выдают никаких средств. В стране, которая отправляет за границу нефть немереными потоками, нет топлива на боевую подготовку - это дикость, но это сегодняшние реалии. Надеемся, что нынешний президент изменит данную ситуацию.
Война выкристаллизовала и проблему смены поколений в армии. В боевой обстановке выросли новые командиры, но управляют из центра старые. Они пытаются заставить вести прямолинейные атаки, штурмы, а сегодня этого уже не надо делать. Очаговая оборона позволяет охватить, ударить в тыл, создать условия для окружения. Бандиты при окружении ни разу не проявляли ни храбрости, ни мужества. Это обыкновенные трусы и негодяи, которых уничтожали на путях отхода, как кур ощипанных.

 

Ныне легендарный генерал Владимир Шаманов командует ВДВ. Именно благодаря ему,

Воздушно-десантные войска вывернулись из под сердюковских реформ, сохранили боеготовность и самостоятельность, поскольку они являются резервом Верховного командования, то есть президента РФ, и должны быть всегода в наивысшей боевой готовности.

По словам Шаманова, в СССР у ВДВ была такая возможность - десантировать парашютным способом дивизию в полном составе. Сейчас вопрос заключается только в степени готовности существующего парка военно-транспортных самолетов Ил-76, а также в том, какие будут эти возможности после реализации Государственной программы вооружений, рассчитанной до 2020 года. Командующий ВДВ о перспективах «крылатой пехоты» сказал так:

- Идет модернизация существующего парка самолетов Ил-76 и увеличение их числа. Предусмотрена закупка российско-украинских самолетов Ан-70, восстановление существующих самолетов Ан-124 и строительство 20 новых самолетов этого типа.

Мы добились решения о развертывании десантно-штурмовой бригады в Московском военном округе и третьего полка в 76-й дивизии ВДВ в Пскове. Исходя из опыта грузинской агрессии в Южной Осетии, вместо отдельных разведывательных рот в дивизиях ВДВ теперь развернуты батальоны разведназначения. Для эффективности их действий будут применяться новейшие средства координации и целенаведения – беспилотные летательные аппараты.

 

Подробнее »

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии