RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Трижды бежавший из плена
29 апреля 2016 г.

Трижды бежавший из плена

25 лет тому назад 29 апреля 1991 года ушел из жизни один из героев антифашистского сопротивления в концентрационных лагерях смерти лейтенант Красной Армии Турченко Иван Алексеевич — мой отец.
«Хопёр против никеля!»
4 декабря 2013 г.

«Хопёр против никеля!»

В Воронежской области началась «партизанская война»
Сказ об Илюше Муромце
2 ноября 2014 г.

Сказ об Илюше Муромце

Продолжаем публиковать произведения, присланные на конкурс патриотической поэзии-2014, посвященный 700-летию Сергия Радонежского
Духовный витязь Руси
3 мая 2016 г.

Духовный витязь Руси

3 мая 1314 года родился преподобный Сергий РАДОНЕЖСКИЙ
Алексей Очкин: трём смертям назло
2 июля 2017 г.

Алексей Очкин: трём смертям назло

1 июля 2017 года исполнилось 95 лет со дня рождения легендарного "Лейтенанта Огонь"
Главная » Памятные даты » Февраль » Однорукий ас Иван Леонов

Однорукий ас Иван Леонов

1 февраля 1923 года родился Иван Антонович Леонов, единственный в мире боевой лётчик, воевавший в небе с ампутированной рукой

Родился в многодетной крестьянской семье. В 1940 году окончил железнодорожное ФЗУ и аэроклуб Осоавиахима в Брянске, после чего работал в железнодорожном депо Брянск-1.C апреля 1941 года — в Красной Армии; в июле 1941 года окончил ускоренный курс Армавирской школы пилотов истребительной авиации, затем служил в 56-м истребительном авиационном полку (Монголия).

С 1943 года — в боях Великой Отечественной войны, лётчик-истребитель 192-го истребительного авиаполка. На Курской дуге открыл свой боевой счёт, сбив вражеский бомбардировщик Ю-88. К середине июля 1943 года на счету И. А. Леонова было 50 боевых вылетов, 5 сбитых самолётов противника.

15 июля 1943 года, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника, в районе железной дороги на участке Орёл—Поныри самолёт лейтенанта И. А. Леонова был сбит. Пилот получил тяжёлое ранение левого плечевого сустав, повлекшее ампутацию верхней конечности. В порядке исключения командующим 1-й воздушной армией М. М. Громовым был оставлен на лётной работе. С протезом пилотировал По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии, совершил более 60 боевых вылетов. В конце 1944 года в полёте был ранен в ногу, после выздоровления служил в штабе 900-го Оршанского истребительного авиационного полка. В апреле 1946 года уволен в отставку в звании старшего лейтенанта.

Указом Президента РФ от 16 февраля 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, старшему лейтенанту в отставке Леонову Ивану Антоновичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Живёт в городе-герое Туле, является членом городского и областного советов ветеранов.

Летом 1999 года на авиационном празднике, посвященном 10-летию Тульского вертолётного полка, И. А. Леонов вновь поднялся в небо на спортивном самолете «Як-52» в качестве второго пилота.

Ещё в этот день:

История Государства Российского

1 февраля 1818 года поступили в продажу первые 8 томов «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина.

Это 12-томное сочинение описывает российскую историю с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Карамзин писал его до конца жизни, но закончить так и не успел. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611—1612».

Первые восемь томов были напечатаны в 1816—1817 годах и поступили в продажу 1 февраля 1818 года. Огромный для того времени трехтысячный тираж разошёлся менее, чем за месяц,

Совершенно актуально сегодня звучит предисловие Карамзина к многотомнику, в котором речь идет о важности изучения прошлого для настоящего и будущего. Особенно его героической составляющей. При этом автор, подчеркивая, что упадок нравов неминуемо ведёт к краху государственности, настаивал на тезисе о благодетельности для России сильной самодержавной власти.

Подробнее »
Однорукий ас Иван Леонов

Звёзды космонавта Владимира Аксенова

1 февраля 1935 года родился Влади́мир Ви́кторович Аксёнов, 36-й лётчик-космонавт СССР

В 1953 году он окончил Мытищинский машиностроительный техникум, в 1953—1955 годах учился в 10-й военной авиационной школе первоначального обучения в г. Кременчуге, в 1955—1956 годах в Чугуевском военном авиационном училище лётчиков, откуда в декабре 1956 демобилизован в связи с сокращением ВС СССР. В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт (по специальности — инженер-механик).

В 1957—1973 годах работал в ОКБ-1. Принимал участие в разработке и испытаниях космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», станций «Салют». В качестве технического руководителя испытаний и испытателя занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков КК, отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. Разрабатывал методики работы космонавтов и занимался их обучением по выполнению программы полётов.

В отряде космонавтов с марта 1973 года. 15—23 сентября 1976 года совместно с В. Ф. Быковским совершил свой первый полёт в качестве бортинженера на КК «Союз-22» продолжительностью 7 суток 21 час 52 мин 17 сек (позывной — Ястреб-2). Полёт производился по программе сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм В. В. Аксёнову было присвоено звание

Второй космический полёт совершил 5—9 июня 1980 года совместно с Ю. В. Малышевым в качестве бортинженера на КК «Союз Т-2» (позывной — Юпитер-2). Была осуществлена стыковка с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» — «Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции в составе: (Л. И. Попова и В. В. Рюмина). Продолжительность полёта — 3 сут 22 час 19 мин 30 сек. Основная задача — произвести первые испытания в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного КК типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».

За успешное проведение испытания усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм В. В. Аксёнов награждён второй медалью «Золотая Звезда».

С октября 1988 — директор Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов (ГосНИИЦИПР) Госгидромета СССР, который занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли. В 1990—1992 — генеральный директор НПО "Планета", объединившего ГосНИИЦИПР и ряд предприятий. В 1990—1996 — зам. председателя совета директоров Мосбизнесбанка. С 1992 — заместитель председателя исполкома ассоциации "космос". С 1996 — председатель президиума общественной организации "Духовное движение России".

Подробнее »

Военный контрразведчик Сергей Громов

1 февраля 1966 года родился Сергей Сергеевич Громов, военный контрразведчик, Герой России

Указом Президента Российской Федерации № 207 от 27 февраля 1995 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного и воинского долга, капитану Сергею Сергеевичу Громову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Похоронен в Туле на Смоленском кладбище.

Бюст С. С. Громова установлен на мемориальной аллее 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Имя Героя увековечено на Галерее выпускников — Героев Отечества в Институте ФСБ (г. Новосибирск). В Рязани, Новосибирске, Москве и Туле (в 51-м полку, в особом отделе дивизии, в школе № 48) были открыты музеи. C 2005 года в Туле проводится турнир по дзюдо памяти Героя России Сергея Громова. 28 апреля 2010 года Тульская городская Дума приняла решение о присвоении средней общеобразовательной школе № 48 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова.

 

Подробнее »

Западня для бандитов

1 февраля 2000 года в западне, созданной русскими войсками, при попытке выйти из блокированного Грозного истреблено более 1500 чеченских боевиков.

Уничтожены так называемый мэр города Лечи Дудаев, бригадный генерал Хункарпаша Исрапилов и замкомандующего вооруженными силами Ичкерии Асламбек Исмаилов, а Шамиль Басаев лишился ноги.

Подробнее »

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии