RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Европа против СССР
22 июня 2018 г.

Европа против СССР

Некоторые факты и мнения по поводу начального периода Великой Отечественной войны
Памяти полковника Ивана Иванюка
7 мая 2019 г.

Памяти полковника Ивана Иванюка

Он ушел из этой жизни рано — в 63 года, но оставил долгую память в коллективе редакции и у читателей центральной военной газеты «Красная звезда»
Белое солнце пустыни
30 марта 2015 г.

Белое солнце пустыни

30 марта 1970 года на экраны вышел кинофильм, который до сих пор является любимым произведением и наших военнослужащих, и наших космонавтов, и всех, кому дорого понятие «защита Отечества»
Поединок на Поле  Куликовом
20 сентября 2019 г.

Поединок на Поле Куликовом

20-21 сентября Православная Церковь и вся Россия вспоминают подвиг Александра Пересвета, Андрея Осляби
Воин Христов
5 октября 2019 г.

Воин Христов

РГК открывает новую рубрику «Литературная гостиная поэта Игоря Гревцева»
Главная » Памятные даты » Февраль » Звёзды космонавта Владимира Аксенова

Звёзды космонавта Владимира Аксенова

1 февраля 1935 года родился Влади́мир Ви́кторович Аксёнов, 36-й лётчик-космонавт СССР

В 1953 году он окончил Мытищинский машиностроительный техникум, в 1953—1955 годах учился в 10-й военной авиационной школе первоначального обучения в г. Кременчуге, в 1955—1956 годах в Чугуевском военном авиационном училище лётчиков, откуда в декабре 1956 демобилизован в связи с сокращением ВС СССР. В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт (по специальности — инженер-механик).

В 1957—1973 годах работал в ОКБ-1. Принимал участие в разработке и испытаниях космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», станций «Салют». В качестве технического руководителя испытаний и испытателя занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков КК, отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. Разрабатывал методики работы космонавтов и занимался их обучением по выполнению программы полётов.

В отряде космонавтов с марта 1973 года. 15—23 сентября 1976 года совместно с В. Ф. Быковским совершил свой первый полёт в качестве бортинженера на КК «Союз-22» продолжительностью 7 суток 21 час 52 мин 17 сек (позывной — Ястреб-2). Полёт производился по программе сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм В. В. Аксёнову было присвоено звание

Второй космический полёт совершил 5—9 июня 1980 года совместно с Ю. В. Малышевым в качестве бортинженера на КК «Союз Т-2» (позывной — Юпитер-2). Была осуществлена стыковка с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» — «Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции в составе: (Л. И. Попова и В. В. Рюмина). Продолжительность полёта — 3 сут 22 час 19 мин 30 сек. Основная задача — произвести первые испытания в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного КК типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».

За успешное проведение испытания усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм В. В. Аксёнов награждён второй медалью «Золотая Звезда».

С октября 1988 — директор Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов (ГосНИИЦИПР) Госгидромета СССР, который занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли. В 1990—1992 — генеральный директор НПО "Планета", объединившего ГосНИИЦИПР и ряд предприятий. В 1990—1996 — зам. председателя совета директоров Мосбизнесбанка. С 1992 — заместитель председателя исполкома ассоциации "космос". С 1996 — председатель президиума общественной организации "Духовное движение России".

Ещё в этот день:

История Государства Российского

1 февраля 1818 года поступили в продажу первые 8 томов «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина.

Это 12-томное сочинение описывает российскую историю с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Карамзин писал его до конца жизни, но закончить так и не успел. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611—1612».

Первые восемь томов были напечатаны в 1816—1817 годах и поступили в продажу 1 февраля 1818 года. Огромный для того времени трехтысячный тираж разошёлся менее, чем за месяц,

Совершенно актуально сегодня звучит предисловие Карамзина к многотомнику, в котором речь идет о важности изучения прошлого для настоящего и будущего. Особенно его героической составляющей. При этом автор, подчеркивая, что упадок нравов неминуемо ведёт к краху государственности, настаивал на тезисе о благодетельности для России сильной самодержавной власти.

Подробнее »

Однорукий ас Иван Леонов

1 февраля 1923 года родился Иван Антонович Леонов, единственный в мире боевой лётчик, воевавший в небе с ампутированной рукой

Родился в многодетной крестьянской семье. В 1940 году окончил железнодорожное ФЗУ и аэроклуб Осоавиахима в Брянске, после чего работал в железнодорожном депо Брянск-1.C апреля 1941 года — в Красной Армии; в июле 1941 года окончил ускоренный курс Армавирской школы пилотов истребительной авиации, затем служил в 56-м истребительном авиационном полку (Монголия).

С 1943 года — в боях Великой Отечественной войны, лётчик-истребитель 192-го истребительного авиаполка. На Курской дуге открыл свой боевой счёт, сбив вражеский бомбардировщик Ю-88. К середине июля 1943 года на счету И. А. Леонова было 50 боевых вылетов, 5 сбитых самолётов противника.

15 июля 1943 года, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника, в районе железной дороги на участке Орёл—Поныри самолёт лейтенанта И. А. Леонова был сбит. Пилот получил тяжёлое ранение левого плечевого сустав, повлекшее ампутацию верхней конечности. В порядке исключения командующим 1-й воздушной армией М. М. Громовым был оставлен на лётной работе. С протезом пилотировал По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии, совершил более 60 боевых вылетов. В конце 1944 года в полёте был ранен в ногу, после выздоровления служил в штабе 900-го Оршанского истребительного авиационного полка. В апреле 1946 года уволен в отставку в звании старшего лейтенанта.

Указом Президента РФ от 16 февраля 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, старшему лейтенанту в отставке Леонову Ивану Антоновичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Живёт в городе-герое Туле, является членом городского и областного советов ветеранов.

Летом 1999 года на авиационном празднике, посвященном 10-летию Тульского вертолётного полка, И. А. Леонов вновь поднялся в небо на спортивном самолете «Як-52» в качестве второго пилота.

Подробнее »
Звёзды космонавта Владимира Аксенова

Военный контрразведчик Сергей Громов

1 февраля 1966 года родился Сергей Сергеевич Громов, военный контрразведчик, Герой России

Указом Президента Российской Федерации № 207 от 27 февраля 1995 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного и воинского долга, капитану Сергею Сергеевичу Громову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Похоронен в Туле на Смоленском кладбище.

Бюст С. С. Громова установлен на мемориальной аллее 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Имя Героя увековечено на Галерее выпускников — Героев Отечества в Институте ФСБ (г. Новосибирск). В Рязани, Новосибирске, Москве и Туле (в 51-м полку, в особом отделе дивизии, в школе № 48) были открыты музеи. C 2005 года в Туле проводится турнир по дзюдо памяти Героя России Сергея Громова. 28 апреля 2010 года Тульская городская Дума приняла решение о присвоении средней общеобразовательной школе № 48 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова.

 

Подробнее »

Западня для бандитов

1 февраля 2000 года в западне, созданной русскими войсками, при попытке выйти из блокированного Грозного истреблено более 1500 чеченских боевиков.

Уничтожены так называемый мэр города Лечи Дудаев, бригадный генерал Хункарпаша Исрапилов и замкомандующего вооруженными силами Ичкерии Асламбек Исмаилов, а Шамиль Басаев лишился ноги.

Подробнее »

Союз против неофашистов

1 февраля 2014 года в Харькове участники слета руководителей первичных организаций Партии регионов приняли решение о создании союза "Украинский фронт"

По данным корреспондента "Интерфакса-Украина", предложение, озвученное на слете в Харькове главой правления ХОО "Союз ветеранов Афганистана" Владимиром Рыжковым, было поддержано единогласно.

"Наш фронт начнет зачищать и очищать украинскую землю от тех, кто пришел сюда с оккупационными планами. Так было тогда (во время Великой Отечественной войны — С.Т.), так происходит сейчас. Наши деды и прадеды с этой задачей справились, сегодня наша очередь. И я думаю, что мы будем достойны тех, кто нас родил, кто нас воспитывал и кто давал нам основы характера и хорошее правильное патриотическое воспитание", - заявил глава Харьковской областной организации Партии регионов, глава Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин.

Он призывал воспользоваться "даже минимальным и призрачным шансом", чтобы не допустить гражданской войны. "Пока есть возможность мирно разрешить сегодняшнее противостояние в обществе, мы обязаны воспользоваться даже минимальным и призрачным шансом, чтобы сохранить мир, спокойствие в нашей стране, не допустить гражданской войны и кровопролития", - сказал Добкин.

Вместе с тем он допустил использование и других "методов наведения порядка", когда все мирные варианты урегулирования кризиса будут исчерпаны. "Терпение наше небезгранично. И те вызовы, которые нам бросают, принимаются. Когда мы поймем, что мирный способ наведения порядка в нашей стране исчерпан, мы, опираясь на законы и Конституцию Украины, будем это делать по-другому", - заявил глава Харьковской облгосадминистрации.

"Одна часть населения боится, другая часть населения ждет объявления чрезвычайного положения в стране. На самом деле оно давно уже наступило. Если не чрезвычайное положение, то чрезвычайная ситуация сегодня происходит во многих регионах нашей некогда спокойной и мирной Украины. Нас с вами сегодня пытаются сделать участниками событий, сценарий которых написан не здесь, не в Украине. Но действующие лица этой пока еще поганой пьески оказались доморощенными, имеют удостоверения депутатов всевозможных рад, в том числе и Верховной. Кучка оголтелых националистов, спустившись с Говерлы (гора в Карпатах — С.Т.), вооружившись не только сценарием, но и дубинками, решила, что они и есть тот единственный украинский демос, который способен продуцировать национальную идею и провозглашать ее от имени всего украинского народа. А их национальная идея - это пример площадного мышления, где сила аргумента зависит от размера камня на мостовой и от высоты катапульты", - сказал он.

Глава Харьковской облгосадминистрации обвинил оппозиционные СМИ в создании информационной блокады Партии регионов и искусственном разделении страны на Восток и Запад, на "бюджетников и свiдомых".

"Партия регионов не может стоять в стороне от мракобесия, ведущего страну в пропасть. Мы должны взять на себя ответственность. Через вас, руководителей первичных партийных организаций вести разъяснительную работу, исправляя ошибки, в том числе, и информационной политики... Партия регионов должна стать тем остовом, тем фундаментом, который объединит все здравые силы общества", - сказал Добкин.

По данным организаторов, в слете приняли участие около 6000 человек в составе 20 делегаций представителей областных организаций Партии регионов, народные депутаты Украины Олег Царев, Дмитрий Святаш, Дмитрий Добкин, Анатолий Денисенко, представители Коммунистической партии Украины, более 50 общественных организаций и объединений.

 

 

Подробнее »

Сегодня
3 июня
среда
2020

В этот день:

Российско-китайский секретный договор

3 июня 1896 года подписан секретный договор между Россией и Китаем, по которому началось строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

Российско-китайский секретный договор

3 июня 1896 года подписан секретный договор между Россией и Китаем, по которому началось строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

Эта южная ветка Транссибирской магистрали была построена всего за шесть лет. Она на 100 процентов принадлежала России и обслуживалась только её гражданами. Введение в строй КВЖДС позволило усилить влияниен Российской империи на Дальнем Востоке.

31 декабря 1952 года КВЖД была безвозмездно передана Китаю в знак вечной дружбы.

Математик, политик, публицист

3 июня 1923 года родился Игорь Ростиславович ШАФАРЕВИЧ, выдающийся математик и политический деятель оппозиционной направленности.

Математик, политик, публицист

3 июня 1923 года родился Игорь Ростиславович ШАФАРЕВИЧ, выдающийся математик и политический деятель оппозиционной направленности.

До того, как Шафаревич начал гласно заниматься политикой, он был превознесен не только в СССР, России, но и за рубежом: академик РАН по Секции математики, механики, информатики (математика), член Национальной академии деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», член Лондонского Королевского общества, член Национальной академии наук США.

Все резко изменилось после опубликования Шафаревичем эссе «Русофобия». В этой работе ученый развил теорию о «малом народе» — антинациональной элите, навязывающей «большому народу» свои эгоистические идеи. По Шафаревичу, российское воплощение феномена «малого народа» сыграло большую роль в революции в России. При этом «малый народ» не является, считает Шафаревич, каким-либо национальным течением (в нём присутствуют представители разных наций), но он содержит влиятельное ядро, связанное с евреями. Работа «Русофобия» содержит также поддержку версии, согласно которой расстрел царской семьи является «ритуальным убийством».

Опубликование эссе превратило Шафаревича в персону non grata в среде либеральной интеллигенции. Национальная академия наук США, обвинив Шафаревича в антисемитизме, даже потребовала от него покинуть её ряды. Математик активно занялся политикой: участвовал в 1-м съезде Российского общенародного союза (РОС), был избран членом Центральной Думы Российского Народного собрания, входил в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС), в редколлегию газеты «День» Александра Проханова (после запрещения в 1993 году она стала издаваться как газета «Завтра»). Является членом редколлегии журнала «Наш современник».

 

«Железная» сударыня

3 июня 1947 года родилась Светлана Петровна ГОРЯЧЕВА, юрист, политический деятель оппозиционной направленности.

«Железная» сударыня

3 июня 1947 года родилась Светлана Петровна ГОРЯЧЕВА, юрист, политический деятель оппозиционной направленности.

На I Съезде народных депутатов РСФСР 1 июня 1990 года была избрана заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР. С осени 1990 года находилась в оппозиции Ельцину и Хасбулатову вместе с заместителем Председателя Верховного Совета Борисом Исаевым, председателями обеих палат Владимиром Исаковым и Рамазаном Абдулатиповым и их заместителями Александром Вешняковым и Виталием Сыроватко. Подписала вместе с ними «письмо шести», где резко критиковались позиция и деятельность Ельцина. 21 февраля 1991 года выступила с этим заявлением на заседании Верховного Совета, в марте 1991 года на III съезде народных депутатов РФ выступила против предоставления Ельцину дополнительных полномочий. В сентябре 1993 года выступила против роспуска Верховного совета. Принимала активное участие в Х чрезвычайном Съезде народных депутатов и митингах в защиту парламента. Находилась в Доме Советов вплоть до штурма его 4 октября. 4 октября 1993 года в "Белом доме" приняла православное крещение. По утверждению Юрия Воронина, заместителя председателя Верховного Совета, после ухода из "Белого дома" была избита омоновцами.

17 декабря 1995 года была избрана депутатом Государственной Думы РФ второго созыва по федеральному списку избирательного объединения КПРФ, была членом фракции КПРФ, заместителем Председателя Государственной Думы. 25 мая 2002 года на внеочередном пленуме ЦК КПРФ была исключена из партии за отказ выполнить её требование о сложении полномочий председателя Комитета Государственной Думы. Ныне является депутатом Государственной Думы от партии «Справедливая Россия».

Трагедия под Уфой

3 июня 1989 года в 23 часа 10 минут по московскому времени под Уфой из-за утечки газа из магистрального продуктопровода произошел взрыв в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». В огне погибли 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.

Трагедия под Уфой

3 июня 1989 года в 23 часа 10 минут по московскому времени под Уфой из-за утечки газа из магистрального продуктопровода произошел взрыв в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». В огне погибли 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.

В районе 1710-го километра Транссибирской магистрали в 900 метрах от железнодорожного пути проходила труба газопровода «Западная Сибирь—Урал—Поволжье». По какой-то причине в трубе образовалась узкая щель длиной 1,7 метров. Дежурный персонал участка трубопровода обнаружил падение давления, но вместо организации поиска утечки газа увеличил его подачу в трубу. Из-за отсутствия ветра газовое облако, будучи тяжелее воздуха, начало скапливаться в низине, где как раз проходила железная дорога.

В 23 часа 10 минут по московскому времени 3 июня 1989 года именно в этом месте встретились два пассажирских поезда «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». Они стали притормаживать. Одной искры при этом оказалось достаточно для того, чтобы произошел объемный взрыв. Как потом подсчитали его сила составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. По официальным данным, в поездах следовало 1284 пассажира (в т.ч. 383 - дети) и 86 членов поездных и локомотивных бригад, но истинное число находившихся в вагонах людей установить не удалось, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет на которых билеты не брались. Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, а 26 - выгорели изнутри. Длина фронта пламени составляла 1,5 – 2,0 километра. Зарево было видно за десятки километров. Оказание помощи было затруднено, поскольку катастрофа произошла в труднодоступном малонаселенном районе. Но спасатели и местные жители проявили самые лучшие качества советского человека, работали самоотверженно и мужественно. На месте катастрофы было собрано 258 трупов, 806 человек доставлены в медучреждения с ожогами и травмами различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего по официальным данным погибло 575 человек (181 из них — дети).

Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы вспоминал: "Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать. Особо хочу сказать о местных жителях. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами".

Салават Абдулин, отец погибшей Лены Абдулиной, сопредседатель Ассоциации родственников погибших и пострадавших в катастрофе: «Следствие по этому делу вела союзная прокуратура, и уже с самого начала следствие вышло на весьма именитые персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями, на Донгаряна, заместителя министра нефтяной промышленности, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Я видел этот документ за его подписью. Раньше был вертолёт, который облетал всю трассу, его тоже отменили. Был обходчик — убрали и обходчика, тоже из экономии. А потом следствие почему-то переключилось на строителей: это они неправильно смонтировали, они во всём виноваты. Строило этот продуктопровод уфимское управление «Нефтепроводмонтаж». Поначалу привлекли руководителей, а потом амнистировали, поскольку они орденоносцы, и они проходили только как свидетели. А обвиняли во всём начальника участка, прораба… «Стрелочников», в общем».

Существует еще одна версия причин катастрофы: якобы она является одной из многих техногенных катастроф в последние годы существования СССР, связанных с деятельностью американских спецслужб, которым была поставлена задача максимально дестабилизировать обстановку в СССР. В качестве обоснования приводится книга Томаса Рида — бывшего главкома ВВС США, входившего при Рейгане в состав Совета национальной безопасности США. В ней описывается операция ЦРУ США по взрыву газопровода в СССР, однако конкретно уфимский газопровод не называется, хотя приведенные технические данные полностью соответствуют трагедии 3 июня 1989 года.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии