RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Поможем фронтовикам!
18 декабря 2015 г.

Поможем фронтовикам!

Межгосударственный Союз Городов Героев объявляет сбор пожертвований в пользу ветеранов Великой Отечественной Войны
После молчания Путина
19 июня 2014 г.

После молчания Путина

Президент АНО «Переправа» Александр Нотин о перспективах развития украинского кризиса
Вдохновители неофашизма
5 мая 2014 г.

Вдохновители неофашизма

МИД России представил Владимиру Путину доклад о грубейшем нарушении прав человека на Украине
Русские князья Борис и Глеб
16 мая 2020 г.

Русские князья Борис и Глеб

15 мая 1115 года на Руси были канонизированы первые русские святые
Стихи о войне
7 мая 2020 г.

Стихи о войне

Представляем русского православного поэта Косых Николая Михайловича.
Главная » Памятные даты » Январь » Генерал армии Афанасий Белобородов

Генерал армии Афанасий Белобородов

31 января 1903 года родился Афанасий Павлантьевич Белобородов, генерал армии, дважды Герой Советского Союза

Афанасий Павлантьевич Белобородов родился в деревне Акинино-Баклаши Иркутской губернии (ныне село Баклаши Шелеховского района Иркутской области) в крестьянской семье.

В начале Великой Отечественной войны с октября 1941 года командовал 78-й (с 26 ноября 1941 года — 9-й гвардейской) стрелковой дивизией, которая отличилась в битве за Москву. С октября 1942 года был командиром стрелкового корпуса, а с мая 1944 года командовал 43-й армией, которая участвовала в Белорусской операции, в частности, в операции «Багратион» в июне 1944 года, в результате которой был освобождён Витебск. Во главе этой же армии участвовал в освобождении Литвы и в Восточно-Прусской операции. В период войны против империалистической Японии в августе 1945 года командовал 1-й Краснознамённой армией.

После войны с 1946 по 1953 год командующий армией, затем работал начальником курсов «Выстрел», с 1955 года командовал войсками Воронежского военного округа, а в 1957 году был назначен начальником Главного управления кадров Министерства обороны СССР. С 1963 года являлся командующим войсками Московского военного округа.

Афанасий Павлантьевич Белобородов скончался 1 сентября 1990 года. Похоронен на Мемориальном воинском кладбище «Снегири».

 

Ещё в этот день:

Генерал армии Афанасий Белобородов

Военная летчица Валентина Гризодубова

31 января 1910 года родилась Валентина Степановна Гризодубова, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза

Родилась в Харькове. Уже в 2,5 года Валя поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. 4 ноября 1928 года зачислена в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Подробнее »

Покраснение фельдмаршала Паулюса

31 января 1943 года под Сталинградом сдался в плен командующий 6-й армией вермахта со своим штабом.

Паулюс за год до этого был назначен на эту должность. С сентября 1942 года 6-я армия участвовала в битве под Сталинградом, где была окружена советскими войсками.

30 января 1943 года Гитлер присвоил Паулюсу фельдмаршала. В приветственной радиограмме фюрера говорилось, что «ещё ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен». Но утром 31 января 1943 года он через офицеров штаба передал советским войскам просьбу о приёме сдачи. После дополнительных переговоров с прибывшими начальником штаба 64-й армии генерал-майором И. А. Ласкиным и двумя офицерами Паулюс к 12 часам 31 января 1943 года был доставлен в Бекетовку, где его взял в плен командующий 64-й армией генерал-лейтенант М. С. Шумилов.

Вскоре Паулюса и его генералов привезли в Красногорский оперативный пересыльный лагерь № 27 НКВД в Московской области. В июле 1943 года в красногорском лагере был создан Национальный комитет «Свободная Германия» и так называемый «Союз немецких офицеров» антифашистского характера. Паулюс их поначалу не признал. Но 8 августа 1944 года Старап (кличка Паулюса в НКВД) подписал обращение «К военнопленным немецким солдатам и офицерам и к немецкому народу», в котором говорилось: «Считаю своим долгом заявить, что Германия должна устранить Адольфа Гитлера и установить новое государственное руководство, которое закончит войну и создаст условия, обеспечивающие нашему народу дальнейшее существование и восстановление мирных и дружественных отношений с нынешним противником». Через четыре дня он вступил в «Союз немецких офицеров». Потом — в Национальный комитет «Свободная Германия». С этого момента он становится одним из самых активных пропагандистов в борьбе с нацизмом. Регулярно выступает по радио, ставит свои подписи на листовках, призывая солдат Вермахта переходить на сторону русских.

Это сказалось и на членах семьи Паулюса. Гестапо арестовало его сына, капитана вермахта. Отправило в ссылку его жену, дочь, невестку, внука.

После войны Паулюс выступал в качестве свидетеля обвинения на Нюрнбергском процессе.

По возвращению в СССР начал усиленно изучать труды классиков марксизма-ленинизма, читал партийную литературу. В 1953 году его освободили из плена. За месяц до этого он встречался с руководителем ГДР В. Ульбрихтом и заверил того, что будет жить исключительно в Восточной Германии. В день отъезда «Правда» опубликовала заявление Паулюса, где говорилось, что он в слепом подчинении прибыл в Советский Союз как враг, но покидает эту страну как друг.

В ГДР Паулюс стал преподавателем в высшей школе казарменной народной полиции (предтеча армии ГДР). Все годы после освобождения не прекращал доказывать свою лояльность социалистическому строю. Паулюс выступал с осуждением «западногерманского милитаризма», критиковал политику Бонна, не хотевшего нейтралитета Германии. Скончался Паулюс 1 февраля 1957 года, как раз накануне 14-й годовщины гибели его армии под Сталинградом.

Подробнее »

Памяти авиаконструктора Михаила Миля

31 января 1970 года умер Михаил Леонтьевич Миль, конструктор вертолётов. доктор технических наук, Герой Социалистического Труда

С детства увлекался авиамоделированием, в двенадцатилетнем возрасте сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Новосибирске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, но вскоре перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, поскольку там где была авиационная специализация. После окончания института работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, потом трудилмся на автожирном заводе заместителем Николая Камова.

В годы Великой Отечественной войны Миль был отправлен в эвакуацию в посёлок Билимбай. Там занимался усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости, за что был удостоен пяти правительственных наград.

В 1947 году М. Л. Миль был назначен главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 минавиапрома. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым. В начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление правительства о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1. В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

 

Подробнее »

Запуск "Луны-9"

31 января 1966 года в СССР запущена автоматическая станция «Луна-9»

Она впервые в истории человечества 3 февраля совершила мягкую посадку на луну и начала  передавать изображения района прилунения. 

Подробнее »

Сегодня
15 июля
среда
2020

В этот день:

Невская битва

15 июля 1240 года князь Александр Ярославович (названный впоследствии Невским) со сравнительно небольшой дружиной новгородцев и ладожан нанес поражение шведскому войску, ставшему лагерем при устье Ижоры, на Неве.

Невская битва

15 июля 1240 года князь Александр Ярославович (названный впоследствии Невским) со сравнительно небольшой дружиной новгородцев и ладожан нанес поражение шведскому войску, ставшему лагерем при устье Ижоры, на Неве.

В июле 1240 года шведский флот, на кораблях которого прибыло несколько католических епископов, вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. Князь Александр со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь. Уцелевшие шведы бросились к кораблям и переправились на другой берег. Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем. К имени Александра добавилось почетное звание Невский.

Рождение Уралмаша

15 июля 1933 года пущен в строй Свердловский машиностроительный завод (Уралмаш). Он специализировался на выпуске экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, блюмингов, прокатных станов, гидравлических прессов и др. Также предприятие выпускало продукцию оборонного назначения, в частности, во время Великой Отечественной войны на «Уралмаше» было изготовлено свыше 19 000 бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около 6000 танков и САУ.

Рождение Уралмаша

15 июля 1933 года пущен в строй Свердловский машиностроительный завод (Уралмаш). Он специализировался на выпуске экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, блюмингов, прокатных станов, гидравлических прессов и др. Также предприятие выпускало продукцию оборонного назначения, в частности, во время Великой Отечественной войны на «Уралмаше» было изготовлено свыше 19 000 бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около 6000 танков и САУ.

Сегодня это акционерная компания, специализирующаяся на производстве оборудования для нефтегазовой, металлургической, горнодобывающей, энергетической отраслей.

 

Пуск первого «Токамака»

15 июля 1979 года в советской прессе опубликовано сообщение о пуске первой в мире термоядерной установки типа «Токамак».

Пуск первого «Токамака»

15 июля 1979 года в советской прессе опубликовано сообщение о пуске первой в мире термоядерной установки типа «Токамак».

Он был создан под руководством академика Льва Арцимовича в Институте ядерной энергии им. И.В.Курчатова. Еще с середины прошлого столетия ученые пытались взять под контроль уникальный источник энергии — управляемый термоядерный синтез. Предлагалось использовать реакции, сходные с теми, что происходят в недрах Солнца, где атомы изотопов водорода (дейтерия и трития) сливаются в атом гелия, в результате чего вырабатывается огромное количество энергии. В СССР сумели «запрячь» эту энергию. Первый «Токамак» Льва Арцимовича работал примерно так: в камере, заполненной смесью изотопов водорода, при температуре в сотни миллионов градусов происходила термоядерная реакция синтеза инертного газа гелия с выделением обладающих огромной энергией нейтронов. Но практическое применение «Токомака» до сих пор не осуществлено по разным причинам: технические сложности, дороговизна, противодействие нефтяной мафии и т..п.
Сегодня нефтяной кризис выводит эту проблему на передний план. Мировое научное сообщество строит во Франции грандиозный экспериментальный токамак ITER. К 2030–2050 годам на его базе планируют создать прототип коммерческой термоядерной электростанции. В проекте стоимостью 13 миллиардов долларов принимают участие Евросоюз, Индия, КНР, Россия, США, Южная Корея и Япония.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии