RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Сталин: «Москву не сдадим!»
1 октября 2017 г.

Сталин: «Москву не сдадим!»

30 сентября 1941 года началась битва за Москву.
Подводная преисподняя
24 февраля 2016 г.

Подводная преисподняя

24 февраля 1972 года на подводной атомной ракетной подводной лодке К-19 произошла страшная авария
Юным преемникам русской славы
3 декабря 2017 г.

Юным преемникам русской славы

Подборка новых стихов поэта Игоря Гревцева - победителя конкурсов поэзии, проведённых РГК в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах
Преподобный Тит — воин
27 февраля 2013 г.

Преподобный Тит — воин

27 февраля отмечается память преподобного Тита Печерского
Закрыл амбразуру в 13 лет!
30 сентября 2015 г.

Закрыл амбразуру в 13 лет!

Петр Алексеевич Филоненко — единственный из героев, повторивших подвиг Александра Матросова, который жив до сих пор
Главная » Памятные даты » Январь » Гибель Марины Расковой

Гибель Марины Расковой

4 января 1943 года погибла Марина Михайловна РАСКОВА (род. 28.03.1912), советская летчица, Герой Советского Союза.

Родилась 28 марта 1912 года в Москве. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1. 24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

В Красной Армии с 1938 года. Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины. В конце октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК (Приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в г. Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бап.

4 января 1943 года Марина Михайловна Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Ещё в этот день:

Освобождение Софии от турок

4 января 1878 года в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов отряд генерала И. В. Гурко в исключительно трудных условиях перешёл через Балканы и занял Софию, освободив её от турецкого владычества.

Отряд Гурко, усиленный IX корпусом и 3-й гвардейской дивизией, в середине декабря в страшную стужу и в бураны перевалил через Балканы. Когда среди начальствующих лиц, подчинённых Гурко, поднялся ропот, он собрал гвардейское начальство и сказал: "Я поставлен над вами волею Государя Императора и только ему, отечеству и истории обязан отчётом в моих действиях. От вас я требую беспрекословного повиновения и сумею заставить всех и каждого в точности исполнять, а не критиковать мои распоряжения. Прошу всех это накрепко запомнить… Если большим людям трудно, я их уберу в резерв, а вперед пойду с маленькими".

Во время похода Гурко всем подавал пример личной выносливости, бодрости и энергии, деля наравне с рядовыми все трудности перехода, лично руководил подъёмом и спуском артиллерии по обледенелым горным тропам, подбадривал солдат живым словом, ночевал у костров под открытым небом, довольствовался, как и они, сухарями.

После 8-дневного тяжёлого перехода Гурко спустился в Софийскую долину, двинулся на запад и 19 декабря после упорного боя овладел Ташкесенской укреплённой позицией турок. Наконец, 23 декабря 1877 года (4 января 1878 по новому стилю) русские войска под предводительством Гурко освободили Софию.

Для организации дальнейшей обороны страны Сулейман-паша привёл с восточного фронта значительные подкрепления армии Шакира-паши, но был разбит Гурко в трёхдневном бою 2-4 января у Филиппополя (Пловдива). 4 января Пловдив был освобождён.

Не теряя времени, Гурко двинул к укреплённому Андрианополю (болг. Одрин, тур. Эдирне) кавалерийский отряд Струкова, который быстро занял его, открыв путь к Константинополю (Стамбулу). В феврале 1878 войска под командованием Гурко заняли местечко Сан-Стефано (ныне Ешилькёй) в западном пригороде Константинополя, где 19 февраля и был подписан Сан-Стефанский мирный договор, положивший конец 500-летнему турецкому игу в Болгарии.

 

Подробнее »

Сражение при Сарыкамыше

4 января 1915 года в ходе Первой мировой воны была завершена Сарыкамышская операция, в итоге которой русские войска взяли в плен весь 9-й турецкий корпус.

 Сражение при Сарыкамыше (9 (22) декабря 1914 года — 4 (17) января 1915 года) — операция русской Кавказской армии против турецких войск в районе населённого пункта Сарыкамыш (ныне Турция) в ходе Первой мировой войны.

2 (15) ноября 1914 русские войска тремя отрядами перешли турецкую границу. Перед началом боевых действий Кавказская армия была рассредоточена на две группы в соответствии с двумя главными операционными направлениями: Карское направление (Карс — Эрзерум) — Сарыкамышский и Ольтинский отряды (всего ок. 6 дивизий), Эриванское направление (Эривань — Алашкерт) — Эриванский отряд (ок. 2 дивизий, усиленных конницей). Фланги прикрывались небольшими самостоятельными отрядами из пограничной стражи, казаков и ополчения: правый фланг — направление вдоль Черноморского побережья к Батуму, а левый — против курдских районов, где с объявлением мобилизации турки начали формировать курдскую иррегулярную конницу, и персидского Азербайджана.

К 6 (19) ноября Сарыкамышский отряд (1-й Кавказский и 2-й Туркестанский корпуса с приданными частями — всего ок. 53 батальонов, 138 орудий и 40 казачьих сотен) овладел Кара-Дербентским горным проходом и Кепри-кейской позицией, находившейся посреди пути от турецкой границы до Эрзерума. Ольтинский отряд (бригада пехоты с артиллерией и 6 казачьих сотен) продвинулся до Ида. На Эриванском направлении русские войска перешли через хребет Агрыдаг и овладели Баязетом, Диадином, Алашкертом и Каракилисой, надёжно прикрыв левый фланг и тыл Сарыкамышского отряда, а также приграничный район от курдской конницы. Одновременно русские отряды, выдвинувшись из персидского Азербайджана, заняли турецкие опорные пункты в районе турецко-персидской границы.

Турки, в спешном порядке собрав резервы, бросили их навстречу Сарыкамышскому отряду, вынудив его 13 (26) ноября отступить на линию Алакилиса — Ардос — Хоросан.

16 (29) ноября турецкие войска сами вторглись в пределы российского Закавказья в прибрежной зоне и при содействии восставших аджарцев, напавших с тыла и флангов на немногочисленные русские войска, заняли плацдарм перед крепостью Батум, что потребовало от русского командования направить сюда усиленный отряд, начавший при поддержке миноносцев вытеснение турок из Южной Аджарии.

К декабрю Кавказская армия занимала фронт от Чёрного моря до озера Ван протяжённостью свыше 350 км по прямой линии, в основном на турецкой территории. При этом почти две трети русских сил были выдвинуты вперёд, находясь между Сарыкамышем и Кепри-Кеем. У турецкой армии появилась возможность попытаться обойти главные русские силы с их правого фланга и ударить в тыл, перерезав железную дорогу Сарыкамыш — Карс.

С фронта действия Сарыкамышского отряда должны были сковать 11-й турецкий корпус, 2-я кавалерийская дивизия и курдский кавалерийский корпус, в то время как 9-й и 10-й турецкий корпуса 9 (22) декабря начали обходной манёвр через Ольты (Олту) и Бардус (Бардиз), намереваясь зайти в тыл Сарыкамышскому отряду.

Оперативный замысел турок был рассчитан на быстроту и скрытность обхода и энергичные демонстративные действия 11-го корпуса; при этом 9-й и 10-й корпуса выдвинулись со слабо организованными тылами в расчёте на получение продовольствия от местного мусульманского населения.

Стремительным ударом турки выбили из Ольты значительно уступающий им по численности Ольтинский отряд (начальник генерал Н. М. Истомин). 10 (23) декабря Сарыкамышский отряд легко отбил фронтальную атаку 11-го турецкого корпуса. 11 (24) декабря в штаб Сарыкамышского отряда из Тифлиса прибыл фактический командующий Кавказской армией генерал А. З. Мышлаевский и его начальник штаба генерал Н. Н. Юденич. Генерал Мышлаевский организовал оборону Сарыкамыша, но в самый ответственный момент, неправильно оценив обстановку, отдал приказ к отступлению, покинул армию и выехал в Тифлис. Генерал Юденич взял на себя командование 2-м Туркестанским корпусом, а действиями всего Сарыкамышского отряда по-прежнему руководил генерал Г. Э. Берхман, командир 1-го Кавказского корпуса.

12 (25) декабря турецкие войска, совершавшие обходной манёвр, заняли Бардус и повернули на Сарыкамыш. Морозная погода, однако, снизила темпы наступления и привела к значительным (многотысячным) небоевым потерям турецких сил.

11-й турецкий корпус продолжал давление на основные русские силы, но делал это недостаточно энергично, что позволило русским отводить с фронта одну за другой наиболее сильные части и перебрасывать назад к Сарыкамышу.

16 (29) декабря с подходом резервов русские войска отбросили противника и перешли в контрнаступление. 20 декабря (2 января) был отбит Бардус, а 22 декабря (4 января) — окружён и пленён весь 9-й турецкий корпус. Остатки 10-го корпуса были вынуждены отступить, и к 4—6 (17—19) января положение на фронте было восстановлено.

Нанеся поражение турецким войскам, русская армия открыла себе дорогу вглубь Анатолийского плоскогорья.

Подробнее »

Сталин — человек года

4 января 1943 года американский журнал «Тайм» подвел итоги 1942 года и назвал Человеком года И. В. СТАЛИНА.

Подавляющее большинство читателей и экспертов издания отдали пальму первенства Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) и Верховному Главнокомандующему Красной Армии — Иосифу Сталину.

В сопроводительной редакционной заметке говорилось: «Ни шагу назад!.. 1942 год был годом крови и силы. Человек, чье имя по-русски означает «сталь», тот, чей словарный запас на английском включает американизм «крутой парень», — это «Человек 1942 года». Только Иосиф Сталин знает, насколько близка была Россия к разгрому в 1942-м. И только Иосиф Сталин знает, как ему удалось спасти Россию…»

Подробнее »
Гибель Марины Расковой

Сегодня
20 января
воскресенье
2019

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии