RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Что может защитить реформированная ПВО
31 июля 2013 г.

Что может защитить реформированная ПВО

65 лет назад войска ПВО страны были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР.
Куда девался Стрелков?
16 августа 2014 г.

Куда девался Стрелков?

Игорь Иванович был и остается народным лидером Новороссии. Вполне возможно, его отставка — некий хитрый кадровый маневр Путина. Дай бы Бог!
Василий Белов: месть и Честь
20 ноября 2017 г.

Василий Белов: месть и Честь

В 2017 году мы отмечаем 85-летие великого русского писателя и 5-летие его ухода из этой жизни
Победа Троице-Сергиевой лавры
25 января 2016 г.

Победа Троице-Сергиевой лавры

25 января (12 - по "старому стилю") 1610 года торжеством русского духа закончилась 16-месячная осада поляками главной твердыни Православия
Прими меня грешного...
13 октября 2019 г.

Прими меня грешного...

Стихотворения из сборника Игоря Дмитриевича Гревцева «Дорога на Русь»
Главная » Памятные даты » Январь » Гибель стратостата «Осоавиахим-1»

Гибель стратостата «Осоавиахим-1»

30 января 1934 года стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. При спуске он, к несчастью, потерпел катастрофу.

Командира экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин погибли.

 

Ещё в этот день:

Создатель парашюта Глеб Котельников

30 января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, создатель авиационного ранцевого парашюта.

Он родился в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта. До этого лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.

Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. Лишь при Советской власти парашюты Котельникова получили применение. В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён памятник с изображением парашюта.

Глеб Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы лоскутки от своих парашютов.

Подробнее »

Дважды партизан Кирилл Орловский

30 января 1895 года родился Кирилл Прокофьевич Орловский

В 20-е годы Орловский проявил себя как умелый командир партизанского отряда, действовавшего в Полесье против панской Польши. В первой половине 30-х годов он на нелегальной работе, затем принимает участие в борьбе с фашистами на стороне республиканцев в Испании. С началом Великой Отечественной войны командует крупным партизанским отрядом в Белоруссии, в одном из боев ему отрывает правую руку, но он не прекращает руководства. Ему присваивают звание Героя Советского Союза.

После войны он возглавляет отстающий колхоз «Рассвет» в своем родном селе Мышковичи Могилевской области и выводит его в передовые, делает хозяйство одним из лучших в стране. Рядом с первой Звездой появляется вторая — Героя Социалистического Труда. Его жизнь легла в основу повести Юрия Нагибина «Страницы жизни Трубникова», которая была экранизирована как фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли.

 

Подробнее »

Танковый конструктор Иван Алексенко

30 января 1904 года родился Иван Никанорович Алексенко, конструктор танков Т-12, Т-24 .

С 1922 по 1926 годы работал инженером-конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. После службы в РККА в 1927 году вернулся на работу в ХПЗ. В декабре 1927 года на ХПЗ из числа конструкторов тракторного производства был создан новый коллектив — танковая конструкторская группа. Алексенко стал её первым руководителем.

В 1928 году в Москве в ГКБ ОАТ под руководством С. П. Шукалова участвовал в проектировании манёвренного танка Т-12. В мае 1929 года был назначен заведующим КБ танкостроения по танку Т-24 на ХПЗ.

1 июня 1931 года года председатель НТК УММ РККА И. А. Лебедев направляет директору ХПЗ Л. С. Владимирову утверждённое начальником УММ РККА И. А. Халепским, задание на проектирование колёсно-гусеничного лёгкого танка БТ («Кристи»). Это указание означало свёртывание всех работ по Т-24, что встретило резкую негативную реакцию в коллективе.

Возглавляющий КБ И. Н. Алексенко подал заявление об уходе, считая, что КБ должно продолжать усовершенствовать узлы Т-24 и выпускать свои средние гусеничные танки, а не «навязанные» иностранные — лёгкие, колёсно-гусеничные.

В 1932 году перешёл на работу в Опытный конструкторско-машиностроительный отдел завода № 174, затем на Опытный завод Спецмаштреста им. Кирова (завод № 185), где работал в должности старшего инженера-конструктора.

В июле 1941 году ушёл на фронт. После ранения работал на танкоремонтном заводе. После демобилизации учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института. С сентября 1948 года преподавал на кафедре «Теория машин и механизмов» в Военно-воздушной академии им. Можайского.

Подробнее »
Гибель стратостата «Осоавиахим-1»

Атака века С-13

30 января 1945 года экипаж подводной лодки С-13 под командованием Александра Ивановича Маринеско потопил германский суперлайнер «Вильгельм Густлофф».

На его борту  находились офицеры нескольких экипажей германского подводного флота. По неофициальным данным, Гитлер объявил Маринеско личным врагом.

Подробнее »

Старт и гибель «Коронас-Фотона»

30 января 2009 года с космодрома Плесецк был запущен российский космический аппарат «Коронас-Фотон». .

Космический аппарат был разработан по заказу Роскосмоса и РАН в рамках российской космической программы КОРОНАС, рассчитанной на запуск на околоземную орбиту трёх солнечно-ориентированных космических аппаратов. Он был  предназначен для фундаментальных исследований Солнца.

Менее чем через год, 1 декабря 2009 года, вся научная аппаратура на спутнике была выключена из-за технических проблем с электропитанием. Причиной поломки спутника стали ошибки при расчетах системы питания. 18 апреля 2010 года Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца констатировала «окончательную смерть» спутника «с большой долей вероятности». Общая продолжительность целевой работы спутника составила 278 дней: с 26 февраля 2009 (день включения научной аппаратуры) до 30 ноября 2009 года (день последнего получения научной информации).

 

Подробнее »

Сегодня
20 октября
воскресенье
2019

В этот день:

Стояние на Угре

20 октября 1480 года началось «стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, закончившееся окончательным освобождением России от монголо-татарского ига.

Стояние на Угре

20 октября 1480 года началось «стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, закончившееся окончательным освобождением России от монголо-татарского ига.

 

В 1476 году хан Большой Орды Ахмат послал в Москву посольство, которое возглавил Ахмет Садык, с грозным требованием полностью восстановить даннические отношения. Понимая, что отрицательный ответ означает войну, Великий Князь Иван III тянул время, переговоры шли долго. Есть сведения, что окончательное решение Иван III принял под воздействием своей жены византийской принцессы Софьи Фоминичны Палеолог, которая якобы с гневом заявила мужу: «Я вышла замуж за Великого Князя Русского, а не ордынского холопа».

На встрече с послами Иван III разорвал ханскую грамоту, сломал и растоптал ногами басму (коробочка, заполненная воском с оттиском пятки хана, выдававшаяся послам как верительная грамота). Князь велел умертвить послов, кроме одного, которого отпустил и сказал: «Ступай объяви хану: что случилось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое».

В 1480 году на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. Им навстречу выступили русские войска. Две армии встретились на реке Угре – левом притоке Оки. 23 июня 1480 года, горячо помолившись Владимирской иконе Божией Матери, к армии в Коломну прибыл и безвыездно находился в ней по 30 сентября Великий Князь Иван III. А вся Москва тем временем молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник Великого Князя архиепископ Ростовский Вассиан молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Никто не хотел нападать первым, происходили стычки, было сражение в нижнем течении реки, но оба войска – и русское, и татарское – по-прежнему занимали свои позиции на разных берегах Угры. В мелких стычках, дипломатических переговорах прошло несколько месяцев, наступила осень.
В начале ноября Иван III отдал приказ отойти на зимние квартиры к Боровску. На берегу Угры он оставил сторожу для наблюдения за татарами. Однако татары вместо того, чтобы атаковать русских, чего опасались московские военачальники, сами бежали. Утром 11 (24) ноября стража увидела, что правый берег Угры пуст. Татары скрытно ночью снялись с позиций и ушли на юг. Стремительное отступление татар более походило на бегство. А вскоре хан Ахмат был убит в Орде.

Историки объясняют бегство татар тем, что Ахмат получил известия о набеге русских и их союзников на оставленную Ахматом Орду, наступлением холодов и т.п.

Русские православные люди видели в этом факте особое покровительство Небесной Владычицы земле Русской. Река Угра нашими предками была названа «поясом Пресвятой Богородицы». «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, - писал летописец. - Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию». Так, без всякой битвы, закончилось на Руси монголо-татарское иго. В честь этого события было установлено празднование Владимирской иконе Божией Матери с Крестным ходом в Сретенский монастырь.
Эта история прорастает важным назиданием в сегодняшний день: с молитвой, чистой и непреклонной перед врагом душой русские побеждают любого врага! Тем более это актуально в нынешней битве с англо-саксонским сатанизмом.

 

 

Навариинское морское сражение 1827 года

20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря состоялось крупное морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой.

Навариинское морское сражение 1827 года

20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря состоялось крупное морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой.

 Оно продолжалось около 4 часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота.

Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и несколько тысяч человек убитыми и ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери убитыми и ранеными составили от 600 до 800 человек. В сражении отличился флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева. Флагман уничтожил 5 турецких кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Корабль получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. На «Азове» во время битвы проявили себя будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854—1855 годов: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

Разгром турецкого флота в Наваринском сражении значительно ослабил морские силы Турции, что послужило значимым вкладом в победу России в дальнейшей русско-турецкой войне 1828—1829 года. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции.

Гибель линкора «Императрица Мария»

20 октября (7 по ст. ст.) 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул линейный корабль Российского Императорского флота «Императрица Мария».

Гибель линкора «Императрица Мария»

20 октября (7 по ст. ст.) 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул линейный корабль Российского Императорского флота «Императрица Мария».

 Он имел водоизмещение 25 465 тонн, длина линкора составляла 168 метров, ширина 27,4 метра, осадка 8,7 метра. Мощность 4-вальной паротурбинной установки - 26 000 л.с., скорость 21 узел. Броня до 262 мм. Вооружение: двенадцать 305-мм и двадцать 130-мм орудий, восемь 75-мм зенитных пушек, 4 торпедных аппарата.

Поздравляем военных связистов

20 октября 1919 года были созданы Советские войска связи.

Поздравляем военных связистов

20 октября 1919 года были созданы Советские войска связи.

 С тех пор этот день отмечается как профессиональный праздник военных связистов.

Материалы и средства для обеспечения военной связи в разные времена были совершенно различными. Начиная от простейшей передачи зрительных и звуковых сигналов, до изобретения новейших технологий военной связи, передающих информацию всех категорий секретности.Сегодня системы связи полностью автоматизированы. Они позволяют передавать данные на огромные расстояния и поддерживать связь между несколькими объектами одновременно. Обслуживают такие системы специально обученные военные — связисты, которые сформированы в отдельный род войск — войска связи РФ.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии