RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Так начинался Байконур
2 июня 2018 г.

Так начинался Байконур

2 июня - день рождения первого в мире и самого крупного на планете космодрома
Обыкновенный подвиг?
13 февраля 2016 г.

Обыкновенный подвиг?

Лечь под поезд, чтобы спасти совершенно постороннего человека...
В тылу у Шойгу — «десант» США
8 марта 2018 г.

В тылу у Шойгу — «десант» США

Как в Солнечногорском санатории Министерства обороны отпраздновали Восьмое марта
Рисунок на черепе
9 октября 2017 г.

Рисунок на черепе

Экспедиция поискового объединения „Миус-Фронт” стала свидетелем трудно объяснимого чуда
Не забудем!
12 октября 2016 г.

Не забудем!

18 октября 2016 года в Московском Доме национальностей состоится Интернациональный патриотический вечер, посвященный памяти Героев подвига самопожертвования
Главная » Памятные даты » Январь » Гибель стратостата «Осоавиахим-1»

Гибель стратостата «Осоавиахим-1»

30 января 1934 года стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. При спуске он, к несчастью, потерпел катастрофу.

Командира экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин погибли.

 

Ещё в этот день:

Создатель парашюта Глеб Котельников

30 января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, создатель авиационного ранцевого парашюта.

Он родился в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта. До этого лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.

Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. Лишь при Советской власти парашюты Котельникова получили применение. В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён памятник с изображением парашюта.

Глеб Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы лоскутки от своих парашютов.

Подробнее »

Дважды партизан Кирилл Орловский

30 января 1895 года родился Кирилл Прокофьевич Орловский

В 20-е годы Орловский проявил себя как умелый командир партизанского отряда, действовавшего в Полесье против панской Польши. В первой половине 30-х годов он на нелегальной работе, затем принимает участие в борьбе с фашистами на стороне республиканцев в Испании. С началом Великой Отечественной войны командует крупным партизанским отрядом в Белоруссии, в одном из боев ему отрывает правую руку, но он не прекращает руководства. Ему присваивают звание Героя Советского Союза.

После войны он возглавляет отстающий колхоз «Рассвет» в своем родном селе Мышковичи Могилевской области и выводит его в передовые, делает хозяйство одним из лучших в стране. Рядом с первой Звездой появляется вторая — Героя Социалистического Труда. Его жизнь легла в основу повести Юрия Нагибина «Страницы жизни Трубникова», которая была экранизирована как фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли.

 

Подробнее »

Танковый конструктор Иван Алексенко

30 января 1904 года родился Иван Никанорович Алексенко, конструктор танков Т-12, Т-24 .

С 1922 по 1926 годы работал инженером-конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. После службы в РККА в 1927 году вернулся на работу в ХПЗ. В декабре 1927 года на ХПЗ из числа конструкторов тракторного производства был создан новый коллектив — танковая конструкторская группа. Алексенко стал её первым руководителем.

В 1928 году в Москве в ГКБ ОАТ под руководством С. П. Шукалова участвовал в проектировании манёвренного танка Т-12. В мае 1929 года был назначен заведующим КБ танкостроения по танку Т-24 на ХПЗ.

1 июня 1931 года года председатель НТК УММ РККА И. А. Лебедев направляет директору ХПЗ Л. С. Владимирову утверждённое начальником УММ РККА И. А. Халепским, задание на проектирование колёсно-гусеничного лёгкого танка БТ («Кристи»). Это указание означало свёртывание всех работ по Т-24, что встретило резкую негативную реакцию в коллективе.

Возглавляющий КБ И. Н. Алексенко подал заявление об уходе, считая, что КБ должно продолжать усовершенствовать узлы Т-24 и выпускать свои средние гусеничные танки, а не «навязанные» иностранные — лёгкие, колёсно-гусеничные.

В 1932 году перешёл на работу в Опытный конструкторско-машиностроительный отдел завода № 174, затем на Опытный завод Спецмаштреста им. Кирова (завод № 185), где работал в должности старшего инженера-конструктора.

В июле 1941 году ушёл на фронт. После ранения работал на танкоремонтном заводе. После демобилизации учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института. С сентября 1948 года преподавал на кафедре «Теория машин и механизмов» в Военно-воздушной академии им. Можайского.

Подробнее »
Гибель стратостата «Осоавиахим-1»

Атака века С-13

30 января 1945 года экипаж подводной лодки С-13 под командованием Александра Ивановича Маринеско потопил германский суперлайнер «Вильгельм Густлофф».

На его борту  находились офицеры нескольких экипажей германского подводного флота. По неофициальным данным, Гитлер объявил Маринеско личным врагом.

Подробнее »

Старт и гибель «Коронас-Фотона»

30 января 2009 года с космодрома Плесецк был запущен российский космический аппарат «Коронас-Фотон». .

Космический аппарат был разработан по заказу Роскосмоса и РАН в рамках российской космической программы КОРОНАС, рассчитанной на запуск на околоземную орбиту трёх солнечно-ориентированных космических аппаратов. Он был  предназначен для фундаментальных исследований Солнца.

Менее чем через год, 1 декабря 2009 года, вся научная аппаратура на спутнике была выключена из-за технических проблем с электропитанием. Причиной поломки спутника стали ошибки при расчетах системы питания. 18 апреля 2010 года Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца констатировала «окончательную смерть» спутника «с большой долей вероятности». Общая продолжительность целевой работы спутника составила 278 дней: с 26 февраля 2009 (день включения научной аппаратуры) до 30 ноября 2009 года (день последнего получения научной информации).

 

Подробнее »

Сегодня
18 ноября
воскресенье
2018

В этот день:

Создание русской регулярной армии

18 ноября 1699 года Петр I подписал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Создание русской регулярной армии

18 ноября 1699 года Петр I подписал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Фактически это было началом создания русской регулярной армии и флота. Подавив стрелецкое восстание в Москве (1698), царь своим указом распустил стрелецкие полки и приступил к созданию армии по системе рекрутского набора. Новая армия строилась на добровольной основе — в нее записывались свободные люди, годные к воинской службе. Пожелавшим стать солдатами выдавалось годовое жалованье в 11 рублей и «хлебные и кормовые запасы».

Итогом первого набора «прямого регулярного войска» стало создание трех пехотных дивизий, которыми командовали генералы Головин, Вейде и Репнин. Первоначально полки назывались «новоприборными тысячными» и состояли из 1152 солдат. Одновременно шло формирование регулярной кавалерии — драгунских полков. Продолжив военные реформы своего отца — царя Алексея Михайловича, — Петр I стал основателем русской регулярной армии и флота. И хоть попытки создания такой армии в России предпринимались еще задолго до реформ Петра, именно при Петре I она превратилась в одну из самых мощных в Европе и оказалась способной наносить сокрушительные удары по самому сильному противнику.

Личная гвардия императоров

18 ноября 1796 года был сформирован лейб-гвардии Гусарский полк, который покрыл себя славой в боях, будучи личной гвардией русских императоров.

Личная гвардия императоров

18 ноября 1796 года был сформирован лейб-гвардии Гусарский полк, который покрыл себя славой в боях, будучи личной гвардией русских императоров.

В конце 1774 года императрица Екатерина II повелела князю Потёмкину сформировать для службы при Её Величестве гусарский эскадрон в составе 130 человек и две казачьи конвойные команды. Эскадрон был назван Лейб-Гусарским (лейб означает — состоящий при монархе), а казачьи команды: одна — Донской, другая — Чугуевской. И повелено им было состоять им при высочайшем дворе. В течение всего царствования Екатерины II эскадрон и конвойные команды несли охрану Её Величества.

В ноябре 1796 года из Лейб-Гусарского эскадрона, казачьих конвойных команд и находившихся в составе гатчинских войск гусарского полка и казачьего эскадрона был сформирован сводный Лейб-Гусарский казачий полк с правами и преимуществами старой гвардии. В полку было 2 гусарских и 2 казачьих эскадрона. 15 апреля 1797 года был сформирован 3 гусарский эскадрон. 24 января 1798 года Лейб-Гусарский казачий полк был разделён на 2 полка: гусарские эскадроны составили лейб-гвардии Гусарский полк, а казачьи — лейб-гвардии Казачьий полк.

Эти полки не раз отличались в боях. Например, 2 июня 1807 года в сражении под Фридландом. В истории конницы фридландская баталия интересна тем, что здесь на широком и ровном пространстве перед городом Фридландом, между Сортлакским и Домераусским лесом, произошла рукопашная схватка значительных отрядов русской и французской кавалерии (в общей сложности на поле действовало 85 эскадронов). Причем французскую армию представляли кирасиры и драгуны, то есть тяжелая конница, а русскую — гусары, уланы и казаки, то есть легкая конница. В ходе длительного боя, в котором пехота не участвовала, верх одержали русские всадники, показавшие отличную выучку, смелость и стойкость. Особенно отличился при этом лейб-эскадрон: четыре раза атаковал он и опрокидывал неприятеля. При встречной атаке дивизии генерала Латур-Мобура командующий эскадроном полковник Загряжский получил несколько ран и без чувств упал с лошади. В это время ротмистр князь Абамелек немедленно принял командование над оставшимися без начальника гусарами, личной неустрашимостью ободрил подчиненных и бросился с ними вперед, остановил неприятеля и вместе с штабс-ротмистрами Бороздиным и Забелиным увез три пушки, которые французы захватили ранее у Воронежского мушкетерского полка.

Полк потерял убитыми 52 нижних чина и 88 строевых лошадей. За смелость, проявленную в бою, орден Святого Георгия 4-й степени получили: полковники Тутолмин и Загряжский, ротмистры Трощинский и князь Абамелек, штабс-ротмистры князь Багратион и граф Салтыков.

26 августа 1812 года полк в составе 1-го кавалерийского корпуса генерала Ф. П. Уварова отличился в Бородинском сражении. В первой линии шли два полка: Елисаветградский гусарский и лейб-гвардии Казачий, во второй линии: лейб-гвардии Гусарский, лейб-гвардии Драгунский, лейб-гвардии Уланский и Нежинский драгунский полки. Кавкорпус перешел вброд реку Колочу при селе Малом, атаковал кавалерийскую дивизию генерала Орнано, опрокинул ее и стремительно прошел за ручей Войну почти до села Бородино. В этом боевом эпизоде особенно отличились офицеры лейб-гвардии Гусарского полка: полковник Трощинский (ранен пулею в грудь), ротмистр Андреевский (ранен картечью), ротмистр Бороздин (тяжело ранен пулями, впоследствии от ран умер), поручик Юшков (ранен пулею в грудь), штабс-ротмистр Дьяков 1-й (контужен ядром). Кроме того, было убито 2 унтер-офицера, 1 трубач и 21 рядовой, 43 строевые лошади. (А. Бегунова "Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I").

После Октябрьской революции 1917 года полк был расформирован. В июне 2003 года на территории Софийского собора в Царском Селе был установлен памятный знак полку.

 

Мичманы и прапорщики

18 ноября 1971 года в Советских Вооруженных силах учрежден институт мичманов и прапорщиков.

Мичманы и прапорщики

18 ноября 1971 года в Советских Вооруженных силах учрежден институт мичманов и прапорщиков.

В русской армии по указу царя Алексея Михайловича в 1649 году впервые прапорщиками стали называться знаменосцы, назначавшиеся из числа наиболее мужественных воинов, физически крепких и проверенных в боях. Пётр I в 1712 году ввёл воинское звание прапорщика как самый младший чин офицерского состава в пехоте и кавалерии.

В 1917−1946 гг. в Красной, затем до 1972 года в Советской Армии звания прапорщик или аналогичного ему не существовало.

В русском флоте (до 1917 года) мичман — первое офицерское звание — соответствовало поручику в армии. Звание мичмана присваивалось гардемаринам (воспитанники военно-морских училищ), успешно выдержавшим теоретический и практический экзамены. Мичманы назначались на должности командиров артиллерийских башен кораблей, штурманами малых боевых кораблей и так далее.

В советское время воинское звание мичмана впервые было введено Постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ. Это постановление действовало до 1972 года. В связи с введением в Вооружённых Силах СССР института прапорщиков и мичманов в 1972 году военнослужащие в звании мичмана стали представлять собой отдельную категорию личного состава ВМФ и морских частей пограничных войск. По своему служебному положению, обязанностям и правам они так же, как и прапорщики, имели статус, близкий к младшим офицерам, являлись их ближайшими помощниками и начальниками для матросов (солдат) и старшин (сержантов) одного с ними корабля (части).

В ходе сердюковских реформ институт мичманов и прапорщиков ликвидирован. Сейчас воссоздается снова.

 

Памяти супердиверсанта Ильи Старинова

18 ноября 2000 года скончался Илья Григорьевич Старинов (р. 1900), руководитель диверсионных групп в годы Великой Отечественной войны

Памяти супердиверсанта Ильи Старинова

18 ноября 2000 года скончался Илья Григорьевич Старинов (р. 1900), руководитель диверсионных групп в годы Великой Отечественной войны

Гитлер объявил этого человека врагом нации за то, что от сконструированных им мин пошли под откос около 12 тысяч составов с живой силой и боеприпасами. Сын простого железнодорожника из Орловской губернии, он поднялся на самую вершину военного дела, участвовал в четырех войнах, лично пустил под откос 18 вражеских эшелонов, взорвал около 400 мостов, в конце концов, стал одним из руководителей партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Илья Григорьевич был одним из наиболее талантливых конструкторов мин и взрывных устройств. На сконструированных им минах подорвано более 12 тысяч фашистских железнодорожных составов. Это самый выдающийся результат в истории войн! МПС (противопоездная мина Старинова) признана самым эффективным подрывным устройством Второй мировой войны. Его авторитет в минно - взрывном деле непререкаем, как в нашей стране, так и за рубежом.

 

Опасный дрейф матроса Щура

18 ноября 2000 года моряки российского танкера спасли в Беринговом море матроса Ивана Щура, который более 20 суток штормовал на дрейфующей барже.

Опасный дрейф матроса Щура

18 ноября 2000 года моряки российского танкера спасли в Беринговом море матроса Ивана Щура, который более 20 суток штормовал на дрейфующей барже.

28 октября баржу "Меридиан" порывом ветра оторвало от причала, расположенного недалеко от арктического поселка Энурмино. На ней находился матрос Иван Щур. 20 суток он дрейфовал на своей барже по Чукотскому и Беринговому морям. За время дрейфа "Меридиан" прошел около 500 км. Каждый день Иван Щур по судовой радиостанции, работавшей на ультракоротких волнах, выходил в эфир и сообщал о себе. Благодаря этому, пропавшую в море баржу запеленговали российские пограничники. По этим данным к "Меридиану" вышел российский танкер "Вентспилс".

Спасательная операция в Беринговом море проходила в сложных метеорологических условиях - при сильном ветре и метели. Танкер "Вентспилс", обнаруживший баржу в проливе Сенявина, не смог "по причине ледовой обстановки" подойти к ней ближе, чем на 150 метров. В этой ситуации старший помощник капитана "Вентспилса" Роман Боровой и второй помощник капитана Михаил Стародубцев в гидрокостюмах, рискуя жизнью, добрались до баржи по льду , применив в качестве страховки обычные доски. Им удалось снять матроса с борта "Меридиана" и доставить его на танкер.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии