RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Танковые тараны
27 июня 2019 г.

Танковые тараны

Первый одиночный танковый таран совершил 26 июня 1941 года в районе города Дубно Герой Советского Союза капитан Василий Гаврилович БОГАЧЕВ.
Хроника украинского Сопротивления: 1941-2016
14 ноября 2016 г.

Хроника украинского Сопротивления: 1941-2016

14 ноября 1941 года в Харькове взлетел на воздух особняк, в котором размещался командир 68-й пехотной фашистской дивизии генерал-лейтенант фон Браун
НАТО-Россия: соотношение сил
26 января 2015 г.

НАТО-Россия: соотношение сил

С первых дней 2015 года Североатлантический альянс активно продвигает свои вооруженные соединения к границам нашей страны
Зверская казнь архиепископа Тихона
9 января 2019 г.

Зверская казнь архиепископа Тихона

9 января 1919 года владыка был повешен взбесившимися атеистами на Царских вратах Благовещенского храма
Воин Христов
5 октября 2019 г.

Воин Христов

РГК открывает новую рубрику «Литературная гостиная поэта Игоря Гревцева»
Главная » Памятные даты » Январь » Командир «Катюш»

Командир «Катюш»

8 января 1975 года скончался Юрий Павлович БАЖАНОВ (род. 23.04.1905), маршал артиллерии (1965).

В июне 1941 года начальник 1-го Московского артиллерийского училища полковник БАЖАНОВ за три дня сформировал первую батарею реактивной артиллерии — «Катюш», которая в середине июля под Оршей уже громила врага.

Завершил Великую Отечественную Юрий Павлович командующим артиллерией 39-й армии, потом принимал участие в разгроме Квантунской армии в Манчжурии. В 1955—73 был начальником располагавшейся в Харькове Военно-инженерной радиотехнической академии противовоздушной обороны им. Маршала Советского Союза Л. А. Говорова.

Ещё в этот день:

Крым стал русским

8 января 1784 года между Россией и Турцией был заключен акт о присоединении к России Крыма, Кубани и Тамани. Тем самым Османская империя признала свое поражение в борьбе за эти территории.

Великий флотоводец Степан Макаров

8 января 1849 года родился Степан Осипович Макаров, великий русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель (погиб в 1904).

 Заслуги Макарова преуменьшить невозможно: он положил начало миноносному флоту и торпедным катерам, изобрел бронебойные наконечники, руководил постройкой первого мощного ледокола "Ермак", совершил два кругосветных плавания, проявил себя как океанограф и флотоводец.

Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре (1865). Учёный и военно-морской теоретик, герой русско-турецкой войны 1877—1878, во время войны впервые в мире успешно применил торпедное оружие, потопив турецкое сторожевое судно «Интибах», участник Ахал-текинской экспедиции (1880—1881), организовывавший доставку снабжения водным путем из Астрахани в Красноводск. Возглавлявший экспедицию генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами (своеобразный вариант братания у георгиевских кавалеров), с этим крестом Макаров погиб в 1904 году.

Командовал пароходом «Тамань» (1881—1882), фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (1886—1889), на котором совершил кругосветное плавание. С.Макаров внёс значительный вклад в развитие отечественной океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, им был сконструирован один из первых надёжных батометров.

Макаров внес множество предложений по совершенствованию флота, буквально заваливая рапортами военно-морское министерство, однако лишь немногие из них получили развитие.

Наиболее важной его разработкой была теория непотопляемости корабля. Степан Осипович настаивал на выделении непотопляемости в отдельную научную дисциплину.

Один из инициаторов идеи использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Руководитель комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897—1898). В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа.

Главный командир Кронштадтского порта, губернатор Кронштадта (6 декабря 1899— 9 февраля 1904). В этом качестве составил за четыре дня до начала русско-японской войны записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни, равно как и о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже и были использованы японцами при атаке на рейд Порт-Артура 26 января 1904 года.

После начала русско-японской войны (1904—1905) назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине.

 

Подробнее »

Ржевско-Вяземская операция

8 января 1942 года началась Ржевско-Вяземская операция - наступательная операция Калининского и Западного фронтов, проведённая по 31 марта 1942 года. Одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны.

Ставка ВГК в своей директиве от 7 января 1942 года приказала охватывающими ударами армий правого крыла Калининского фронта из района северо-западнее Ржева на Сычёвку, Вязьму и войск левого крыла Западного фронта из района Калуги в направлении Юхнов, Вязьма с одновременным наступлением остальных армий Западного фронта на Сычёвку и Гжатск окружить, расчленить и уничтожить основные силы группы армий «Центр» в районе Ржев, Вязьма, Юхнов, Гжатск.

8 января в наступление перешли ударные группировки Калининского фронта. На следующий день войска левого крыла Северо-Западного фронта (3-я и 4-я Ударные армии) начали Торопецко-Холмскую операцию. К середине января войска Калининского фронта глубоко охватили с запада и востока оленинскую группировку, 39-я армия вышла в её тыл, в район Сычёвки.

10 января началось наступление войск Западного фронта. Сломив упорное сопротивление врага, они освободили города Можайск, Верею, Медынь, Киров, Людиново и Сухиничи. Осуществление прорыва обороны противника на правом крыле силами 1-й ударной, 20-й и 16-й армий под Волоколамском и Шаховской с целью выйти на Сычевку и с востока отсечь Ржевскую группировку, а также прорыв в центре Западного фронта создали предпосылки для рассечения обороны врага на вяземском направлении и охвата вяземской группировки противника с юго-востока.

Гитлер снял с постов командующего 4-й танковой армией генерал-полковника Э. Гёпнера (8 января), командующий 9-й армией генерал-полковник А. Штраус 15 января был сменён генералом В. Моделем. 20 января на посту командующего 4-й армией Кюблера сменил Г. Хейнрици.

В результате энергичных мер нового командующего 9-й армией В. Моделя был закрыт прорыв в обороне западнее Ржева и перерезаны коммуникации 39-й армии, части сил 29-й армии и 11-го кавалерийского корпуса.

22 января Ставка передала в состав Калининского фронта 3-ю и 4-ю ударные армии Северо-Западного фронта. Наступление войск Западного фронта (33-й армии, 1-го гвардейского кавалерийского корпуса и 4-го воздушно-десантного корпуса) на Вязьму, начавшееся 26 января во взаимодействии с 11-м кавалерийским корпусом Калининского фронта, успеха не имело.

1 февраля была восстановлена должность главнокомандующего западным направлением, на которую был назначен генерал армии Г. К. Жуков, сохранивший пост командующего Западным фронтом. Ставка потребовала завершить разгром основных сил группы армий «Центр».

С 1 января по 30 марта 1942 группа армий «Центр» потеряла более 330 тыс. человек — около половины личного состава. Потери советских войск в операции, согласно официальным данным, составили 272,320, или 25,7 %.

Несмотря на незавершённость, операция имела важное значение в ходе общего наступления Красной Армии. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80—250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей. Результатом операции стало образование ржевско-вяземского выступа.

 

Подробнее »
Командир «Катюш»

Сегодня
30 марта
понедельник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

В 1926 году Сергей Ильюшин закончил Военно-воздушную Академию имени профессора Н. Е. Жуковского. С ноября 1931 года на руководящей конструкторской работе. Первым его самолетом стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ). Затем в ОКБ Ильюшина были сконгструированы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне. С 1943 года ОКБ Ильюшина по приказу Сталина приступило к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. Потом последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.

 

Партизанский «батя» Алексей Фёдоров

30 марта 1901 года родился Алексей Федорович ФЁДОРОВ (умер 09.09.1989 года), руководитель партизанского движения, дважды Герой Советского Союза.

Подводник Анатолий Коняев

30 марта 1909 года родился Анатолий Михайлович КОНЯЕВ (умер 13.5.1992 года), офицер-подводник, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза.

Космонавт Елена Кондакова

30 марта 1957 года родилась Елена Владимировна КОНДАКОВА, космонавт, Герой России.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Василий Борисов родился 10 января 1929 года в деревне Чернобровкина Белоярского района Свердловской области в семье крестьянина. В 1947 году был призван на службу в Советскую Армию. В 1950 году Борисов окончил военное авиационное училище лётчиков в Омске, был лётчиком в частях ВВС СССР.

В 1959 году в звании подполковника был уволен в запас. В 1960 году, не желая уходить с лётной работы, окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на работу в ОКБ Туполева. Участвовал в испытаниях 80 разновидностей самолётов, в том числе: «Ту-104», «Ту-134», «Ту-144», «Ту-154», «Ту-22», «Ту-22М», «Ту-22М2» и их модификации. В 1994 году Борисов вышел на пенсию. Проживал в городе Жуковском Московской области. 30 марта 2001 года был убит в подъезде своего дома в стычке с грабителями.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии