RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Сын полка Саша Евсеев
14 апреля 2016 г.

Сын полка Саша Евсеев

14 апреля 1945 года 17-летний мальчишка погиб в бою, унеся на тот свет 37 фашистов
Потомственный десантник Александр Маргелов
19 июля 2016 г.

Потомственный десантник Александр Маргелов

19 июля 2016 года ушел из жизни легендарный десантник, Герой России Александр Маргелов
Воспоминания о лете
8 сентября 2018 г.

Воспоминания о лете

Новые стихи нашего постоянного автора и друга уральского поэта Александра Костенко
С Днем семьи, любви и верности!
8 июля 2018 г.

С Днем семьи, любви и верности!

РОО «Московские суворовцы» поздравляет РГК и наших читателей с одним из самых нежных праздников и прислали ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
Дрожите, русичей враги!
27 октября 2019 г.

Дрожите, русичей враги!

Еще одна подборка стихотворений Игоря Гревцева из книги «Дорога на Русь»
Главная » Памятные даты » Январь » Основоположник космонавтики Сергей Королев

Основоположник космонавтики Сергей Королев

12 января 1907 года родился Сергей Павлович Королёв.

Сергей Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря реализации его идей был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР.

Ещё в этот день:

Родился Игорь Курчатов

12 января 1903 года родился создатель советской атомной бомбы.

 Курчатов - родоначальник советского атомного проекта, он вёл его с самого старта 28 сентября 1942 года до собственной смерти.

В период 1943—1945-х годов работы велись в рамках Лаборатории № 2 АН СССР и носили исключительно исследовательский характер. Курировал работы лично И. В. Сталин, текущими вопросами занимался нарком химической промышленности М. Г. Первухин.

8 декабря 1944 года было подписано постановление ГКО «О мероприятиях по обеспечению развития добычи и переработки урановых руд». И. В. Курчатову удалось усилить лабораторию путём демобилизации из Красной армии и Военно-морского флота специалистов, необходимых для работы лаборатории № 2. Вопрос решался на высоком уровне — членами комиссии стали начальник Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР генерал-полковник Ф. И. Голиков, начальник Главного Управления Генерального штаба Вооруженных сил СССР генерал-полковник И. В. Смородинов, Народный комиссар Военно-морского флота адмирал флота Н. Г. Кузнецов, советский деятель госбезопасности В. В. Чернышев, руководитель атомного проекта А. П. Завенягин и заместитель члена ГКО Л. П. Берии В. А. Махнев.

20 августа 1945 года был создан Специальный комитет при ГКО, который должен был создать атомную отрасль. В тот же день было организовано Первое управление, которое возглавил Б. Л. Ванников, Курчатов возглавил научную часть проекта. Именно Игорь Васильевич встречался с высшими лицами государства в 1946 году, убедил И. В. Сталина в важности и значимости проекта. После этой встречи Сталиным были подписаны около шестидесяти документов, определивших развитие атомной науки и техники. В результате отрасль стала приоритетной, резко повысился уровень жизни физиков-ядерщиков. Для отработки технологий производства атомного топлива были построены реактор Ф-1. По результатам практических экспериментов были построены промышленный реактор А-1, комбинат «Маяк» с заводом Б и заводом В. Работами руководил Л. П. Берия, с И. В. Курчатовым работали Я. Д. Раппопорт, А. Н. Комаровский, С. Н. Круглов, строительством занимались В. А. Сапрыкин, Д. К. Семичастный и другие.

Спустя несколько лет после войны возглавляемая Курчатовым (под кураторством Лаврентия Берия) военная ядерная программа СССР принесла плоды: 29 августа 1949 года был произведён взрыв первой советской атомной бомбы.

 

Подробнее »
Основоположник космонавтики Сергей Королев

Памяти авиаконструктора Владимира Петлякова

12 января 1942 года погиб создатель бомбардировщиков Пе-8 и Пе-2.

12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолётах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полёт проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань — Москва. После того как, самолёты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолёт в котором находился Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Весь экипаж и Петляков погибли.

Владимир Михайлович Петляков родился 15 июня (27 июня по новому стилю) 1891 года в селе Самбек Области Войска Донского (близ города Таганрога) в семье чиновника. После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911 году поступил в

Московское техническое училище. После революции он смог продолжить учёбу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.

В составе конструкторской группы А. Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов КБ Туполева. В 1937 году Петляков был арестован за организацию «Русско-фашистской партии», но как и многие другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Л. П. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобождён в 1940 году за успешную разработку новой машины. В 1941 году он был удостоен Сталинской премии I степени.

Производство самолётов, получивших название Пе-2, было налажено на Казанском авиационном заводе.

 

Подробнее »

Начало Висло-Одерской операции

12 января 1945 года советские войска раньше срока начали Висло-Одерскую операцию.

6 января 1945 года премьер-министр Англии Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ обратился к руководителю Советского Союза И. В. СТАЛИНУ с просьбой оказать срочную помощь в связи с наступлением немецких войск в Арденнах и катастрофическим положением союзничков. Сталину пришлось приложить дополнительные усилия, чтобы спасать англо-саксов, вместо получения от них реальной военной помощи.

Подробнее »

Военная коллегия

12 января 1720 года начала свою деятельность Военная коллегия России

Подчинялась Сенату. Структура Военной коллегии определена указом 1719. Возглавлял Военную коллегию президент (первый — А. Д. Меншиков), назначались также вице-президент и несколько членов из генералитета.

Подробнее »

Космодром Байконур

12 января 1955 года на Байконур прибыли первые строители

Руководителем строительства был назначен строитель генерал-майор Г. М. Шубников. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. В тот же день 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.

Официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона — войсковая часть 11284. К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников, общая численность военнослужащих — 3600 человек.

Для дезориентирования вероятного противника были построены камуфляжные сооружения («ложный космодром») в Карагандинской области вблизи посёлка Байконур (каз. Байкоңыр). После старта космического корабля «Восток» (с Ю. А. Гагариным на борту) это название в открытой печати закрепилось и за настоящим космодромом — НИИП № 5.

Истинное местоположение советского ракетного полигона стало известным американской разведке 5 августа 1957 года в результате очередного полёта над территорией СССР самолёта-разведчика Lockheed U-2. С 1957 года и вплоть до начала 1990-х в западных источниках полигон обозначался как Tyuratam по имени ближайшей железнодорожной станции.

Подробнее »

Сегодня
31 мая
воскресенье
2020

В этот день:

Маршал авиации Федор Фалалеев

31 мая 1899 года родился Федор Яковлевич ФАЛАЛЕЕВ (умер 12.08.1955), маршал авиации.

Маршал авиации Федор Фалалеев

31 мая 1899 года родился Федор Яковлевич ФАЛАЛЕЕВ (умер 12.08.1955), маршал авиации.

Выходец из многодетной крестьянской семьи, он в 19 лет поступил на службу в Красную Армию. Сначала был артиллеристом, закончил курсы красных командиров и попросился в авиацию.

Направлен на учёбу в Первую военную школу лётчиков имени Мясникова, после окончания которой сразу продолжил обучение на оперативном факультете Военно-воздушной академии РККА им. проф. Жуковского, которую окончил в 1934 году. С января 1935 года — командир и военком 4-й дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, с августа 1936 года — командир 116-й смешанной авиационной бригады. В августе 1939 года назначен заместителем командующего по ВВС 3-й армии и одновременно — Витебской армейской группы, на этих постах принимал участие в Польском походе РККА в сентябре 1939 года на территории Западной Белоруссии.

С началом Великой Отечественной войны был назначен командующим ВВС 6-й армии на Юго-Западном фронте. С 1942 года стал командующим ВВС Юго-Западного фронта. Затем был назначен начальником штаба — заместителем командующего Военно-Воздушных сил РККА. За время войны перенес два тяжелейших инфаркта. Умер в 56 лет.

 

Разведчик Анатолий Яцков

31 мая 1913 года родился Анатолий Антонович ЯЦКОВ (умер 26.03.1993), сотрудник советской внешней разведки, полковник, Герой России (1996, посмертно).

Разведчик Анатолий Яцков

31 мая 1913 года родился Анатолий Антонович ЯЦКОВ (умер 26.03.1993), сотрудник советской внешней разведки, полковник, Герой России (1996, посмертно).

Работал в нью-йоркской резидентуре, добывая секретную информацию по созданию атомного оружия. Есть его вклад в то, что советская разведка получила ключевые расчеты, схемы и чертежи по Манхэттенскому проекту. Это значительно ускорило работы советских ученых и инженеров по созданию атомного щита Родины.

 

Первый русский танк

31 мая 1915 года было проведено испытание первого в мире танка «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге.

Первый русский танк

31 мая 1915 года было проведено испытание первого в мире танка «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге.

 В конструкции машины были предусмотрены все элементы современного танка ( в зародыше, конечно): гусеничный движитель, броневой корпус и вооружение, расположенное во вращающейся башне.

Танк развивал скорость до 25 верст в час по довольно глубокому песку. Конструктором танка был 23-летний Александр Александрович ПОРОХОВЩИКОВ, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге.
От дальнейших работ по «Вездеходу» военное ведомство решило отказаться из-за дороговизны проекта ( было истрачено 18090 рублей). Оно обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить на склад.

В сентябре 1916 года в печати появились сообщения о применении англичанами нового оружия — «сухопутного флота» (танки). В Генеральном штабе заволновались. Вспомнили и Пороховщикова (о нем напомнила газета «Новое время», опубликовав 29 сентября1916 года статью «Сухопутный флот — русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия). 19 января 1917 года конструктор представил в ГВТУ проект и модель «Вездехода № 2», более усовершенствованного. Но довести танк до производства помешала революция.

 

От самолетов до саней

31 мая 1946 года в Новосибирске образовано самолётостроительное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-153), впоследствии получившее имя Антонова Олега Константиновича , который до 1984 года был его бессменным Генеральным конструктором.

От самолетов до саней

31 мая 1946 года в Новосибирске образовано самолётостроительное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-153), впоследствии получившее имя Антонова Олега Константиновича , который до 1984 года был его бессменным Генеральным конструктором.

Сначала ОКБ занялось созданием сельскохозяйственного самолёта Ан-2, первый полёт которого состоялся 31 августа 1947 года. Летом 1952 года ОКБ переехало в Киев и получило задание по созданию военно-транспортного самолёта с двумя турбовинтовыми двигателями. В результате был сконструирован самолёт Ан-8, который впервые взлетел 11 февраля 1956 года. К разработке самолётов Ан-10 и Ан-12 ОКБ приступило в 1955 году. 7 марта 1957 года совершил первый полёт пассажирский Ан-10, а 16 декабря того же года на Иркутском авиационном заводе выполнил первый полёт транспортный Ан-12. В 1956 году по заданию Правительства СССР коллектив ОКБ-153 приступил к созданию самолёта Ан-14. Первый полёт на Ан-14 был выполнен 14 марта 1958 года. В период 1957—1959 годов создан пассажирский самолёт Ан-24, впервые взлетевший 20 октября 1959 года. В конце 1960 года ОКБ приступило к разработке самолёта Ан-22 «Антей» — первого в мире широкофюзеляжного самолёта. А потом были многоцелевой самолёт Ан-28, Ан-72, тяжелый дальний транспортный самолёт Ан-124 «Руслан».,

4 апреля 1984 года умер Олег Константинович Антонов. 15 мая Генеральным конструктором назначен Петр Васильевич Балабуев, а 19 ноября предприятию присвоено имя О. К. Антонова.

В 1984 году предприятие приступило к созданию универсального сверхтяжелого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия». 21 декабря 1988 года он совершил первый полёт. В мае 1989 года выполнены полёты с «Бураном» на Байконуре, а в июне самолёт с «Бураном» принял участие в авиационном салоне в Ле Бурже. В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие перевозки в составе «Авиалиний Антонова». Последняя более или менее крупная работа ОКБ - региональный пассажирский самолёт Ан-148, который впервые поднялся в небо 17 декабря 2004 года. Сегодня АНТК «Антонов» в результате великих рыночных реформ разрабатывает большей частью наземный транспорт: троллейбус «Киевский», низкопольный трамвай ЛТ-10А, велорамы и, совсем уж высший пилотаж, - сани для бобслея!

Первый советский авиатаран

31 мая 1938 года советский летчик Антон Губенко над Китаем совершил первый в истории советской авиации таран.

Первый советский авиатаран

31 мая 1938 года советский летчик Антон Губенко над Китаем совершил первый в истории советской авиации таран.

31 мая 1938 года старший лейтенант Губенко вылетел на И-16 в составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Подойдя к противнику вплотную, он знаками предложил ему садиться. Японец попытался оторваться переворотом через левое крыло. Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону. Тогда Губенко решил сбить его таранным ударом. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. A5M2 потерял управление и упал на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот бой он был награждён Золотым Орденом Китайской республики.

Антон Алексеевич Губенко родился 12 февраля 1908 года в селе Чичерино Екатеринославской губернии (ныне Волновахский район, Донецкая область, Новороссия) в крестьянской семье.

В Красной Армии с мая 1927 года. После окончания 1-й Качинской военной авиационной школы лётчиков имени А. Ф. Мясникова служил в истребительной авиации. С 13 марта 1938 года проходил службу в Китае в составе Нанчанской истребительной группы под командованием подполковника А. С. Благовещенского, где воевал до августа 1938 года. В семи воздушных боях сбил семь японских самолётов.
Звание Героя Советского Союза с вручением второго ордена Ленина Антону Алексеевичу Губенко присвоено 22 февраля 1939 года.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии