RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

«Гордость русского народа»
19 октября 2017 г.

«Гордость русского народа»

170 лет назад, 19 октября 1847 года, родился выдающийся инженер-электротехник и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин.
Подвиг экипажа К-19
4 июля 2017 г.

Подвиг экипажа К-19

4 июля 1961 года на советской атомной подводной лодке под командованием капитана второго ранга Николая Затеева вышел из строя ядерный реактор.
«Победа-70»: поэт Александр Савостьянов
5 апреля 2015 г.

«Победа-70»: поэт Александр Савостьянов

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Победа Троице-Сергиевой лавры
25 января 2016 г.

Победа Троице-Сергиевой лавры

25 января (12 - по "старому стилю") 1610 года торжеством русского духа закончилась 16-месячная осада поляками главной твердыни Православия
Забвению не подлежит!
4 июня 2016 г.

Забвению не подлежит!

2 июня 2016 года в Музее Героев СССР и РФ в Москве состоялась 1-я Конференция Комитета по сохранению памяти героев подвига самопожертвования.
Главная » Памятные даты » Январь » Освобождение Софии от турок

Освобождение Софии от турок

4 января 1878 года в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов отряд генерала И. В. Гурко в исключительно трудных условиях перешёл через Балканы и занял Софию, освободив её от турецкого владычества.

Отряд Гурко, усиленный IX корпусом и 3-й гвардейской дивизией, в середине декабря в страшную стужу и в бураны перевалил через Балканы. Когда среди начальствующих лиц, подчинённых Гурко, поднялся ропот, он собрал гвардейское начальство и сказал: "Я поставлен над вами волею Государя Императора и только ему, отечеству и истории обязан отчётом в моих действиях. От вас я требую беспрекословного повиновения и сумею заставить всех и каждого в точности исполнять, а не критиковать мои распоряжения. Прошу всех это накрепко запомнить… Если большим людям трудно, я их уберу в резерв, а вперед пойду с маленькими".

Во время похода Гурко всем подавал пример личной выносливости, бодрости и энергии, деля наравне с рядовыми все трудности перехода, лично руководил подъёмом и спуском артиллерии по обледенелым горным тропам, подбадривал солдат живым словом, ночевал у костров под открытым небом, довольствовался, как и они, сухарями.

После 8-дневного тяжёлого перехода Гурко спустился в Софийскую долину, двинулся на запад и 19 декабря после упорного боя овладел Ташкесенской укреплённой позицией турок. Наконец, 23 декабря 1877 года (4 января 1878 по новому стилю) русские войска под предводительством Гурко освободили Софию.

Для организации дальнейшей обороны страны Сулейман-паша привёл с восточного фронта значительные подкрепления армии Шакира-паши, но был разбит Гурко в трёхдневном бою 2-4 января у Филиппополя (Пловдива). 4 января Пловдив был освобождён.

Не теряя времени, Гурко двинул к укреплённому Андрианополю (болг. Одрин, тур. Эдирне) кавалерийский отряд Струкова, который быстро занял его, открыв путь к Константинополю (Стамбулу). В феврале 1878 войска под командованием Гурко заняли местечко Сан-Стефано (ныне Ешилькёй) в западном пригороде Константинополя, где 19 февраля и был подписан Сан-Стефанский мирный договор, положивший конец 500-летнему турецкому игу в Болгарии.

 

Ещё в этот день:

Освобождение Софии от турок

Сражение при Сарыкамыше

4 января 1915 года в ходе Первой мировой воны была завершена Сарыкамышская операция, в итоге которой русские войска взяли в плен весь 9-й турецкий корпус.

 Сражение при Сарыкамыше (9 (22) декабря 1914 года — 4 (17) января 1915 года) — операция русской Кавказской армии против турецких войск в районе населённого пункта Сарыкамыш (ныне Турция) в ходе Первой мировой войны.

2 (15) ноября 1914 русские войска тремя отрядами перешли турецкую границу. Перед началом боевых действий Кавказская армия была рассредоточена на две группы в соответствии с двумя главными операционными направлениями: Карское направление (Карс — Эрзерум) — Сарыкамышский и Ольтинский отряды (всего ок. 6 дивизий), Эриванское направление (Эривань — Алашкерт) — Эриванский отряд (ок. 2 дивизий, усиленных конницей). Фланги прикрывались небольшими самостоятельными отрядами из пограничной стражи, казаков и ополчения: правый фланг — направление вдоль Черноморского побережья к Батуму, а левый — против курдских районов, где с объявлением мобилизации турки начали формировать курдскую иррегулярную конницу, и персидского Азербайджана.

К 6 (19) ноября Сарыкамышский отряд (1-й Кавказский и 2-й Туркестанский корпуса с приданными частями — всего ок. 53 батальонов, 138 орудий и 40 казачьих сотен) овладел Кара-Дербентским горным проходом и Кепри-кейской позицией, находившейся посреди пути от турецкой границы до Эрзерума. Ольтинский отряд (бригада пехоты с артиллерией и 6 казачьих сотен) продвинулся до Ида. На Эриванском направлении русские войска перешли через хребет Агрыдаг и овладели Баязетом, Диадином, Алашкертом и Каракилисой, надёжно прикрыв левый фланг и тыл Сарыкамышского отряда, а также приграничный район от курдской конницы. Одновременно русские отряды, выдвинувшись из персидского Азербайджана, заняли турецкие опорные пункты в районе турецко-персидской границы.

Турки, в спешном порядке собрав резервы, бросили их навстречу Сарыкамышскому отряду, вынудив его 13 (26) ноября отступить на линию Алакилиса — Ардос — Хоросан.

16 (29) ноября турецкие войска сами вторглись в пределы российского Закавказья в прибрежной зоне и при содействии восставших аджарцев, напавших с тыла и флангов на немногочисленные русские войска, заняли плацдарм перед крепостью Батум, что потребовало от русского командования направить сюда усиленный отряд, начавший при поддержке миноносцев вытеснение турок из Южной Аджарии.

К декабрю Кавказская армия занимала фронт от Чёрного моря до озера Ван протяжённостью свыше 350 км по прямой линии, в основном на турецкой территории. При этом почти две трети русских сил были выдвинуты вперёд, находясь между Сарыкамышем и Кепри-Кеем. У турецкой армии появилась возможность попытаться обойти главные русские силы с их правого фланга и ударить в тыл, перерезав железную дорогу Сарыкамыш — Карс.

С фронта действия Сарыкамышского отряда должны были сковать 11-й турецкий корпус, 2-я кавалерийская дивизия и курдский кавалерийский корпус, в то время как 9-й и 10-й турецкий корпуса 9 (22) декабря начали обходной манёвр через Ольты (Олту) и Бардус (Бардиз), намереваясь зайти в тыл Сарыкамышскому отряду.

Оперативный замысел турок был рассчитан на быстроту и скрытность обхода и энергичные демонстративные действия 11-го корпуса; при этом 9-й и 10-й корпуса выдвинулись со слабо организованными тылами в расчёте на получение продовольствия от местного мусульманского населения.

Стремительным ударом турки выбили из Ольты значительно уступающий им по численности Ольтинский отряд (начальник генерал Н. М. Истомин). 10 (23) декабря Сарыкамышский отряд легко отбил фронтальную атаку 11-го турецкого корпуса. 11 (24) декабря в штаб Сарыкамышского отряда из Тифлиса прибыл фактический командующий Кавказской армией генерал А. З. Мышлаевский и его начальник штаба генерал Н. Н. Юденич. Генерал Мышлаевский организовал оборону Сарыкамыша, но в самый ответственный момент, неправильно оценив обстановку, отдал приказ к отступлению, покинул армию и выехал в Тифлис. Генерал Юденич взял на себя командование 2-м Туркестанским корпусом, а действиями всего Сарыкамышского отряда по-прежнему руководил генерал Г. Э. Берхман, командир 1-го Кавказского корпуса.

12 (25) декабря турецкие войска, совершавшие обходной манёвр, заняли Бардус и повернули на Сарыкамыш. Морозная погода, однако, снизила темпы наступления и привела к значительным (многотысячным) небоевым потерям турецких сил.

11-й турецкий корпус продолжал давление на основные русские силы, но делал это недостаточно энергично, что позволило русским отводить с фронта одну за другой наиболее сильные части и перебрасывать назад к Сарыкамышу.

16 (29) декабря с подходом резервов русские войска отбросили противника и перешли в контрнаступление. 20 декабря (2 января) был отбит Бардус, а 22 декабря (4 января) — окружён и пленён весь 9-й турецкий корпус. Остатки 10-го корпуса были вынуждены отступить, и к 4—6 (17—19) января положение на фронте было восстановлено.

Нанеся поражение турецким войскам, русская армия открыла себе дорогу вглубь Анатолийского плоскогорья.

Подробнее »

Сталин — человек года

4 января 1943 года американский журнал «Тайм» подвел итоги 1942 года и назвал Человеком года И. В. СТАЛИНА.

Подавляющее большинство читателей и экспертов издания отдали пальму первенства Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) и Верховному Главнокомандующему Красной Армии — Иосифу Сталину.

В сопроводительной редакционной заметке говорилось: «Ни шагу назад!.. 1942 год был годом крови и силы. Человек, чье имя по-русски означает «сталь», тот, чей словарный запас на английском включает американизм «крутой парень», — это «Человек 1942 года». Только Иосиф Сталин знает, насколько близка была Россия к разгрому в 1942-м. И только Иосиф Сталин знает, как ему удалось спасти Россию…»

Подробнее »

Гибель Марины Расковой

4 января 1943 года погибла Марина Михайловна РАСКОВА (род. 28.03.1912), советская летчица, Герой Советского Союза.

Родилась 28 марта 1912 года в Москве. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1. 24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

В Красной Армии с 1938 года. Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины. В конце октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК (Приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в г. Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бап.

4 января 1943 года Марина Михайловна Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Подробнее »

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии