RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Расстрел пионера
8 февраля 2016 г.

Расстрел пионера

8 февраля отмечается День памяти юных героев-антифашистов
Соколы умирают в небе
29 января 2016 г.

Соколы умирают в небе

Памяти нашего выдающегося летчика Николая Майданова, погибшего смертью героя при выполнении боевой задачи в Чечне
Ангел-хранитель России
16 июля 2014 г.

Ангел-хранитель России

Начались торжества в честь 700-летия преподобного Сергия игумена Радонежского — Крестный Ход во главе с Патриархом всея Руси прибыл в Лавру
Преподобный Тит — воин
27 февраля 2013 г.

Преподобный Тит — воин

27 февраля отмечается память преподобного Тита Печерского
Подвиг самопожертвования Риммы Шершнёвой
28 июля 2015 г.

Подвиг самопожертвования Риммы Шершнёвой

90 лет назад 28 июля 1925 года родилась единственная в мире женщина, которая закрыла своим телом амбразуру вражеского дзота
Главная » Памятные даты » Январь » Покорение Антарктиды

Покорение Антарктиды

5 января 1956 года к берегам Антарктиды доставлена первая советская Комплексная Антарктическая экспедиция, проект которой был утвержден Советом министров СССР. 13 июля 1955 года.

Начальником экспедиции назначили М.М.Сомова. Задачами экспедиции были изучение атмосферных процессов в Антарктиде, а также создание научной станции на побережье материка и организация базы в его центральной области.

30 ноября 1955 года флагман первой экспедиции дизель-электроход «Обь» покинул Калининград. Позже к нему присоединились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор № 7. Первая высадка на берег Антарктиды произошла 5 января 1956 года, а уже 13 февраля 1956 года была основана станция Мирный.

25 февраля самолет с Мирного побывал в районе Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию «Восток». В начале марта состоялся разведывательный полет в зону, где намечалось построить станцию «Советская». В начале апреля из Мирного в глубь континента вышел первый санно-тракторный поезд. Он прошел за месяц больше 370 км и участники похода основали внутриконтинентальную станцию «Пионерская». Это была первая в мире внутриматериковая антарктическая станция. В октябре к востоку от Мирного на побережье была создана база «Оазис».

Ещё в этот день:

Генерал-аншеф Орлов-Чесменский

5 января 1808 года скончался Алексей Григорьевич ОРЛОВ-ЧЕСМЕНСКИЙ (род. 5.10.1737), генерал-аншеф, граф. Происходил из дворянского рода Орловых. Службу начал рядовым солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, в начале 1762 года был сержантом, а в 1769 уже стал генерал-аншефом.

«Взлет» имеет одной из причин то, что Орлов был одним из руководителей дворцового переворота 28 июня 1762 года, в результате которого на российский престол взошла императрица Екатерина II. Вскоре после восшествия Екатерины на престол, получил чин генерал-майора.

Орлов не получил хорошего образования и воспитания, он не знал иностранных языков, а его дурные манеры шокировали придворных дам. Несмотря на это, он интересовался наукой, покровительствовал М. Ломоносову и Д. И. Фонвизину, состоял в переписке с Ж. Ж. Руссо. Был одним из основателей Вольного экономического общества и первым его выборным председателем.

Не занимая формально видных должностей, Орлов долгое время оказывал сильное влияние на государственные дела. В 1768—1769 годах он разработал план военной операции против Турции в Средиземном море (Первая Архипелагская Экспедиция). В 1769 году командовал эскадрой русского флота; за победу в Чесменском бою генерал-аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов награждён 22 сентября (3 октября) 1770 года орденом Св. Георгия 1 класса, а также получил право присоединить к фамилии своей проименование «Чесменский» и именоваться графом Орловым-Чесменским.
Генерал-аншеф, согласно Воинскому уставу Петра I, принятому в 1716 году, генеральское звание, обозначающее главенство над «консилией» нижестоящих генералов.

Скончался Орлов 24 декабря 1807 года (5 января 1808) в Москве.

 

Подробнее »
Покорение Антарктиды

На БМД с парашютом

5 января 1972 года на парашютодроме «Слободка» близ Тулы с самолета Ан-12Б совершено первое в мире десантирование боевой машины десанта (БМД) с экипажем внутри машины. Командиром и механиком-водителем был подполковник Леонид Гаврилович ЗУЕВ, наводчиком - старший лейтенант Александр МАРГЕЛОВ, сын командующего Воздушно-десантными войсками.

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии