RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Антирыночник император Александр III
1 ноября 2016 г.

Антирыночник император Александр III

1 ноября – день поминовения русского царя, которого еще при жизни прозвали сначала Миротворцем
9 дней после катастрофы Ту-154
2 января 2017 г.

9 дней после катастрофы Ту-154

Для порядочных людей продолжается траур, но сопли распускать нельзя
ГРАСИЭЛЛА (рассказ)
15 апреля 2013 г.

ГРАСИЭЛЛА (рассказ)

Эту кубинскую девушку я буду носить в сердце всю жизнь
Улица имени Евгения Родионова
4 января 2017 г.

Улица имени Евгения Родионова

Накануне Нового года принято решение о присвоении одной из улиц в поселении Щаповское имени воина-мученика Евгения Родионова
Гранты и фигуранты
2 июня 2018 г.

Гранты и фигуранты

Завершилось подведение итогов распределения президентских грантов в первой половине 2018 года.
Главная » Памятные даты » Январь » Запуск "Луны-9"

Запуск "Луны-9"

31 января 1966 года в СССР запущена автоматическая станция «Луна-9»

Она впервые в истории человечества 3 февраля совершила мягкую посадку на луну и начала  передавать изображения района прилунения. 

Ещё в этот день:

Генерал армии Афанасий Белобородов

31 января 1903 года родился Афанасий Павлантьевич Белобородов, генерал армии, дважды Герой Советского Союза

Афанасий Павлантьевич Белобородов родился в деревне Акинино-Баклаши Иркутской губернии (ныне село Баклаши Шелеховского района Иркутской области) в крестьянской семье.

В начале Великой Отечественной войны с октября 1941 года командовал 78-й (с 26 ноября 1941 года — 9-й гвардейской) стрелковой дивизией, которая отличилась в битве за Москву. С октября 1942 года был командиром стрелкового корпуса, а с мая 1944 года командовал 43-й армией, которая участвовала в Белорусской операции, в частности, в операции «Багратион» в июне 1944 года, в результате которой был освобождён Витебск. Во главе этой же армии участвовал в освобождении Литвы и в Восточно-Прусской операции. В период войны против империалистической Японии в августе 1945 года командовал 1-й Краснознамённой армией.

После войны с 1946 по 1953 год командующий армией, затем работал начальником курсов «Выстрел», с 1955 года командовал войсками Воронежского военного округа, а в 1957 году был назначен начальником Главного управления кадров Министерства обороны СССР. С 1963 года являлся командующим войсками Московского военного округа.

Афанасий Павлантьевич Белобородов скончался 1 сентября 1990 года. Похоронен на Мемориальном воинском кладбище «Снегири».

 

Подробнее »

Военная летчица Валентина Гризодубова

31 января 1910 года родилась Валентина Степановна Гризодубова, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза

Родилась в Харькове. Уже в 2,5 года Валя поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. 4 ноября 1928 года зачислена в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Подробнее »

Покраснение фельдмаршала Паулюса

31 января 1943 года под Сталинградом сдался в плен командующий 6-й армией вермахта со своим штабом.

Паулюс за год до этого был назначен на эту должность. С сентября 1942 года 6-я армия участвовала в битве под Сталинградом, где была окружена советскими войсками.

30 января 1943 года Гитлер присвоил Паулюсу фельдмаршала. В приветственной радиограмме фюрера говорилось, что «ещё ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен». Но утром 31 января 1943 года он через офицеров штаба передал советским войскам просьбу о приёме сдачи. После дополнительных переговоров с прибывшими начальником штаба 64-й армии генерал-майором И. А. Ласкиным и двумя офицерами Паулюс к 12 часам 31 января 1943 года был доставлен в Бекетовку, где его взял в плен командующий 64-й армией генерал-лейтенант М. С. Шумилов.

Вскоре Паулюса и его генералов привезли в Красногорский оперативный пересыльный лагерь № 27 НКВД в Московской области. В июле 1943 года в красногорском лагере был создан Национальный комитет «Свободная Германия» и так называемый «Союз немецких офицеров» антифашистского характера. Паулюс их поначалу не признал. Но 8 августа 1944 года Старап (кличка Паулюса в НКВД) подписал обращение «К военнопленным немецким солдатам и офицерам и к немецкому народу», в котором говорилось: «Считаю своим долгом заявить, что Германия должна устранить Адольфа Гитлера и установить новое государственное руководство, которое закончит войну и создаст условия, обеспечивающие нашему народу дальнейшее существование и восстановление мирных и дружественных отношений с нынешним противником». Через четыре дня он вступил в «Союз немецких офицеров». Потом — в Национальный комитет «Свободная Германия». С этого момента он становится одним из самых активных пропагандистов в борьбе с нацизмом. Регулярно выступает по радио, ставит свои подписи на листовках, призывая солдат Вермахта переходить на сторону русских.

Это сказалось и на членах семьи Паулюса. Гестапо арестовало его сына, капитана вермахта. Отправило в ссылку его жену, дочь, невестку, внука.

После войны Паулюс выступал в качестве свидетеля обвинения на Нюрнбергском процессе.

По возвращению в СССР начал усиленно изучать труды классиков марксизма-ленинизма, читал партийную литературу. В 1953 году его освободили из плена. За месяц до этого он встречался с руководителем ГДР В. Ульбрихтом и заверил того, что будет жить исключительно в Восточной Германии. В день отъезда «Правда» опубликовала заявление Паулюса, где говорилось, что он в слепом подчинении прибыл в Советский Союз как враг, но покидает эту страну как друг.

В ГДР Паулюс стал преподавателем в высшей школе казарменной народной полиции (предтеча армии ГДР). Все годы после освобождения не прекращал доказывать свою лояльность социалистическому строю. Паулюс выступал с осуждением «западногерманского милитаризма», критиковал политику Бонна, не хотевшего нейтралитета Германии. Скончался Паулюс 1 февраля 1957 года, как раз накануне 14-й годовщины гибели его армии под Сталинградом.

Подробнее »

Памяти авиаконструктора Михаила Миля

31 января 1970 года умер Михаил Леонтьевич Миль, конструктор вертолётов. доктор технических наук, Герой Социалистического Труда

С детства увлекался авиамоделированием, в двенадцатилетнем возрасте сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Новосибирске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, но вскоре перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, поскольку там где была авиационная специализация. После окончания института работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, потом трудилмся на автожирном заводе заместителем Николая Камова.

В годы Великой Отечественной войны Миль был отправлен в эвакуацию в посёлок Билимбай. Там занимался усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости, за что был удостоен пяти правительственных наград.

В 1947 году М. Л. Миль был назначен главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 минавиапрома. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым. В начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление правительства о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1. В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

 

Подробнее »
Запуск "Луны-9"

Сегодня
21 февраля
четверг
2019

В этот день:

Адмирал Алексей Епанчин

21 февраля 1823 года родился Алексей Павлович Епанчин, адмирал (1909), начальник Морского училища и Николаевской морской академии.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков уроженец Минска. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

По заданию и под руководством В. И. Ленина она разработала государственный план электрификации РСФСР. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.
Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии