RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

«Птенцы» подполковника Артура Спрогиса
29 июня 2018 г.

«Птенцы» подполковника Артура Спрогиса

29 июня — в России отмечается День партизан и подпольщиков.
Миссия академика Фортова
18 сентября 2013 г.

Миссия академика Фортова

Реформа Российской академии наук: странная поспешность Государственной Думы
Гитлер готовился серьёзней, а что вышло?
1 октября 2017 г.

Гитлер готовился серьёзней, а что вышло?

Американский журнал The National Interest рассказал об опубликованном в США пособии по ведении войны против РФ
Подвиги преподобного Серафима
15 января 2014 г.

Подвиги преподобного Серафима

Этот святой монах был непревзойденным аскетом, годами жил в затворничестве, бывало питался одной травой и диким медом
Герой без Звезды
20 марта 2018 г.

Герой без Звезды

21 марта 2018 года состоится открытие мемориальной доски в честь героя подвига самопожертвования Анатолия Халина
Главная » Памятные даты » Январь

Памятные события за январь

Автор легендарной песни «Катюша»

19 января 1900 года родился Михаил Исаковский, российский и советский поэт, автор легендарной боевой песни «Катюша», которая помогала побеждать (ум. 1973).

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Подробнее »

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

Подробнее »

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Подробнее »

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Подробнее »

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подробнее »

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Подробнее »

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства.

В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского). Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате знаменитого «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Подробнее »

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

Войну начал рядовым, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, в Западной Украине, Польше, а завершил в Берлине, где командир батальона стрелкового полка майор Артеменко в третий раз был ранен. Свои две Звезды  Героя он получил за прорыв вражеской обороны южнее Варшавы и бои за Берлин.

Подробнее »

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Свой подвиг он совершил в июне 1995 года во время первой чеченской войны, когда батальон майора Романова десантировался с вертолётов в тыл боевиков и занял все господствующие высоты на путях отхода бандформирований.

Сам майор с группой из 40 десантников занял с боем село Шатой, обороняемое силами до полутора сот боевиков, большинство из которых принудил к сдаче. Действия батальона майора Романова способствовали главным силам российских войск успешно завершить намеченную операцию.

Алексей Викторович Романов родился 19 декабря 1962 года в городе Кургане в семье рабочего. После окончания в 1980 году средней школы № 36 работал на Курганском машиностроительном заводе. Сдал нормативы на звание кандидата в мастера спорта по дзюдо и биатлону. В мае 1981 года призван в ряды Вооружённых Сил СССР. После прохождения шестимесячной подготовки в учебном отряде Воздушно-десантных войск служил санинструктором парашютно-десантного взвода 317-го полка 103 гвардейской (Витебской) воздушно-десантной дивизии. В составе полка принимал участие в военных действиях в Демократической Республике Афганистан. В ходе одной из боевых операций был тяжело ранен. За мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, награждён орденом Красной Звезды.

Затем учился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, по окончании которого в звании гвардии лейтенанта продолжил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане заместителем командира разведывательной роты. После вывода советских войск из Афганистана продолжил службу в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на должностях командира роты, начальника противовоздушной обороны полка, исполняющего обязанности начальника штаба полка. Побывал во многих горячих точках Кавказа (ирано-азербайджанская граница, Нагорный Карабах, Баку).

В 1994 году в звании гвардии майора назначен командиром парашютно-десантного батальона. С апреля 1995 года принимал участие в боевых действиях при наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики.

После окончания в 1998 году Военной академии имени М. В. Фрунзе назначен начальником штаба 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ.

С ноября 1999 года в составе сводного разведывательный отряд полка принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В начале марта 2000 года руководил операцией по преследованию и разгрому остатков бандформирований, пытавшихся рассеяться после боя с 6-й ротой псковских десантников на высоте 776. В ходе операции были захвачены в плен 70 боевиков и свыше 200 — уничтожены.

Продолжил службу в должности заместителя начальника Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России. С января 2012 года занимает должность начальника департамента региональной политики Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации. Заместитель председателя межрегиональной общественной организации «Союз десантников».

Подробнее »
Страницы: 1234567891011121314


Сегодня
21 мая
вторник
2019

В этот день:

День Тихоокеанского флота

21 мая 1731 года считается днем создания Тихоокеанского флота России.

День Тихоокеанского флота

21 мая 1731 года считается днем создания Тихоокеанского флота России.

Именно в этот день в Санкт-Петербурге был издан указ об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске — первого военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке. Созданная флотилия несла дозорную службу и охраняла рыбные промыслы, побережье и острова, открытые русскими мореплавателями и землепроходцами. В этот же день Сенатом был учрежден Охотский военный порт - первое постоянно действующее военно-морское подразделение России на Дальнем Востоке. Таким образом, корабли и суда Охотского порта явились начальным звеном в зарождении морских сил России на Дальнем Востоке, которые сыграли решающую роль в обеспечении защиты ее интересов в регионе и впоследствии преобразовались в Тихоокеанский флот.

 

Первый самолет на Северном полюсе

21 мая 1937 года осуществлена первая посадка самолета в районе Северного полюса, которую совершил флагман арктической воздушной экспедиции самолет АНТ-6.

Первый самолет на Северном полюсе

21 мая 1937 года осуществлена первая посадка самолета в районе Северного полюса, которую совершил флагман арктической воздушной экспедиции самолет АНТ-6.

Полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и в 11 часов 35 минут высадила дрейфующую научную станцию "Северный полюс — 1". Станцию возглавил Иван Дмитриевич ПАПАНИН, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович ШИРШОВ, геофизик-астроном Евгений Константинович ФЕДОРОВ и радист Эрнст Теодорович КРЕНКЕЛЬ. Руководил экспедицией Отто Юльевич ШМИДТ, пилотом флагманского самолета Н-170 был Герой Советского Союза Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ.

 

 

Родился космонавт Левченко

21 мая 1941 года родился Анатолий Семенович ЛЕВЧЕНКО (умер 06.08.1988)

Родился космонавт Левченко

21 мая 1941 года родился Анатолий Семенович ЛЕВЧЕНКО (умер 06.08.1988)

Летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, он входил в отряд космонавтов, готовившихся к полетам на корабле «Буран». В конце 1987 года совершил полет на станцию «Мир» на корабле «Союз ТМ-4», а через полгода его сразила скоротечная неизлечимая болезнь.

Герой России Сергей Медведев

21 мая 2005 года погиб Сергей Юрьевич Медведев, Герой Российской Федерации, пограничник, полковник юстиции.

Герой России Сергей Медведев

21 мая 2005 года погиб Сергей Юрьевич Медведев, Герой Российской Федерации, пограничник, полковник юстиции.

Родился 9 сентября 1970 года в Алма-Ате в семье пограничника. В 1987 окончил Уссурийское СВУ, затем — Высшее пограничное командное училище КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского в Алма-Ате. Службу проходил заместителем начальника 11-й пограничной заставы 134-го пограничного отряда Восточного пограничного округа, с февраля 1993 — заместителем начальника 16 пограничной заставы 102 пограничного отряда по работе с личным составом Северо-Западного пограничного округа.

С марта 1994 — заместитель начальника 12-й пограничной заставы по работе с личным составом в Группе пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан (117-й пограничный отряд).

19 августа 1994 возглавил оборону поста боевого охранения, подвергшегося нападению 60 афганских моджахедов. В течение трёх часов, до прибытия группы усиления из состава резерва, руководил боем, несмотря на полученные множественные осколочные ранения. Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1965 за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, старшему лейтенанту С. Ю. Медведеву присвоено звание Героя Российской Федерации.

С 1995 года — офицер отделения воспитательной работы, с 1997 — преподаватель кафедры специальных дисциплин Московского военного института ФПС РФ. Окончил Московскую юридическую академию. Полковник юстиции.

В 2004 году уволен в запас, работал в компании мобильной связи. Являлся одним из соучредителей благотворительной общественной организации «Герои России».

Трагически погиб 21 мая 2005 года.

Нагрудный знак — «Гвардия»

21 мая 1942 года указом президиума Верховного совета СССР для всех военнослужащих гвардейских частей и соединений введены отличительные звания и особый нагрудный знак

Нагрудный знак — «Гвардия»

21 мая 1942 года указом президиума Верховного совета СССР для всех военнослужащих гвардейских частей и соединений введены отличительные звания и особый нагрудный знак

Предтечей русской гвардии стали потешные войска Петра I. Первым русским гвардейцем считается Сергей Леонтьевич Бухвостов, первым записавшимся в потешные в 1683 году.

В 1692 году потешные были сведены в 3-й Московский выборный полк под началом А. М. Головина (уже с разделением на два полка: Преображенский и Семёновский). В 1700 году оба эти полка стали именоваться лейб-гвардейскими.
В 1700 году в битве при Нарве два гвардейских полка в течение трёх часов сдерживали натиск шведов, за что обер-офицеры этих полков награждены знаком отличия с надписью: «1700, ноября 19». В знак того, что гвардейцы сражались по колено в крови, Пётр I приказал заменить их чулки с зелёных на красные.

Преемницей лейб-гвардии стала советская гвардия — воинские части, корабли, соединения и объединения Вооружённых Сил СССР, получившие почётное звание и преобразованные в гвардейские за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство, проявленное в боях во время Великой Отечественной войны, а также части реактивной артиллерии и вновь сформированные соединения (объединения), в состав которых вошли части (соединения), ранее получившие звание гвардейских.
В РККА и РККФ на основании приказов Ставки Верховного Главнокомандования о денежном довольствии личного состава, всему начальствующему (высшему, старшему, среднему и младшему) составу гвардейских формирований был установлен полуторный, а бойцам двойной оклад содержания.
К концу войны советская гвардия включала 11 армий и 6 танковых армий; 40 стрелковых, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 14 авиационных корпусов; 215 дивизий; 18 надводных кораблей, 16 подводных лодок, 13 дивизионов боевых катеров, две авиационные дивизии, два зенитно-артиллерийских полка, одна бригада морской пехоты, одна морская железнодорожная артиллерийская бригада.
Сегодня преобразование объединений, соединений, частей и кораблей в гвардейские не производится. Однако в целях сохранения боевых традиций гвардейские наименования, принадлежащие частям, кораблям, соединениям и объединениям, при их расформировании могут передаваться другим объединениям, соединениям, частям и кораблям.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии