RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Уроки советско-финской войны
29 ноября 2017 г.

Уроки советско-финской войны

30 ноября 1939 года на Карельском перешейке начались боевые действия, которые сегодня имеют неоднозначные оценки в обществе
Герой Крыма
30 апреля 2014 г.

Герой Крыма

30 апреля 2014 года Владимир Путин подписал указ о награждении Орденом Мужества Руслана Казакова
Александр Проханов: русская доля
26 февраля 2015 г.

Александр Проханов: русская доля

В день 77- летия (родился 26 февраля 1938 года) этого выдающегося писателя-патриота и общественного деятеля публикуем несколько его высказываний
Русский солдат Креста не снимает
23 мая 2016 г.

Русский солдат Креста не снимает

20 лет назад 23 мая 1996 года совершил высокий подвиг рядовой Евгений Родионов, предпочтя жестокую смерть унижению Веры и предательству Отечества
О Героях для героев
14 октября 2015 г.

О Героях для героев

Состоялся очередной этап выставки "Первые Герои Советского Союза и первые герои подвига самопожертвования".
Главная » Памятные даты » Июль » Авиаконструктор Павел Сухой

Авиаконструктор Павел Сухой

22 июля 1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ

Он - один из основателей советской реактивной авиации.

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. В 1940—1949 — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949—1953 — заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработан ряд не реализованных проектов, например Су-13. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.

Ещё в этот день:

Первый царь рода Романовых

22 июля 1596 года родился Михаил Федорович РОМАНОВ

На царство он был избран народом в лице Земского собора 1613 года, решившего что только 16-летний Романов по своему родству может быть преемником прежних царей Рюриковичей. После Смуты он почти заново построил Московское государство, укрепил самодержавную власть. Дом Романовых простял 300 лет на созданном им фундаменте.

Подробнее »

Военный воздухоплаватель Михаил Лавров

22 июля 1873 года родился Михаил Иванович ЛАВРОВ

Это - один из первых воздухоплавателей в Российском ВМФ.

Лейтенант Михаил Иванович Лавров накануне русско-японской войны был назначен заведующим морским воздухоплавательным парком в Порт-Артуре. Так как оборудование парка было захвачено японцами, вынужден был создавать его заново в осажденной крепости. Изготовил два сферических аэростата: “Попугай” и “Орел”. Из-за недостатка водорода совершил лишь один подъем. Предложил переоборудовать коммерческий пароход типа “Шилка” в воздухоплавательный корабль. Смертельно ранен 22 ноября 1904 г. при защите горы Высокой. Скончался в госпитале на следующий день.

Кстати, в годы русско-японской войны в списки отечественного флота был зачислен необычный корабль - воздухоплавательный крейсер (по официальной классификации - крейсер II ранга) "Русь". История этого уникального корабля, имевшего на борту оборудование для ведения разведки с помощью воздушных шаров, печальна. Он так и не дошел до Порт-Артура.

Подробнее »
Авиаконструктор Павел Сухой

Генерал армии Владимир Лобов

22 июля 1935 года родился Владимир Николаевич ЛОБОВ, последний начальник Генштаба ВС СССР

Окончил Рязанское артиллерийское училище, Военную академию имени М. В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Служил в Туркестанском, Московском, Забайкальском, Ленинградском, Белорусском, Среднеазиатском военных округах, Группе советских войск в Германии.За годы службы командовал взводом, батальоном, полком, дивизией, корпусом, армией, войсками округа. Был первым заместителем начальника Генштаба ВС СССР, начальником штаба Объединенных вооруженных сил государств — участников Варшавского договора, начальником академии имени М. В. Фрунзе. В августе 1991 года назначен начальником Генерального штаба ВС СССР. В декабре того же года без объяснения причин был смещен президентом СССР М. Горбачевым с должности.Доктор военных наук, профессор, автор и руководитель многих трудов.

 

Подробнее »

Василий Порик — герой французского Сопротивления

22 июля 1944 года погиб Василий Васильевич ПОРИК, лейтенант Советской Армии, участник движения Сопротивления во Франции.

В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Харьковское пехотное училище. На фронтах Великой Отечественной войны воевал в составе 6 армии Юго-Западного фронта. В июле 1941 года попал в окружение под Уманью, воевал до последнего патрона. Был ранен, попал в плен. Летом 1942 года был отправлен в концлагерь Бомон в провинции Артуа, департамента Па-де-Кале (Франция). В плену Василий Порик участвовал в организации подпольного комитета военнопленных и групп по подготовке побегов. Установил связь с французским Сопротивлением. Сумел сбежать из концлагеря. После побега создал партизанский отряд, воевавший против оккупантов в Северной Франции. В одном из боёв был ранен, схвачен гестаповцами, посажен в тюрьму Сен-Никез. Совершил побег и он вновь возглавил отряд. В начале апреля 1944 года отряд Василия Порика взорвал 2 вражеских эшелона, уничтожил более 200 гитлеровцев, разгромил охрану концлагеря Бомон и освободил всех узников. 22 июля 1944 года под городом Аррас отряд попал в засаду: Василий Порик был схвачен и в тот же день расстрелян. Похоронен на кладбище посёлка Энен-Льетар. Звание Героя Советского Союза было присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР 21 июля 1964 года. В том же году был также удостоен почётного звания «Национальный герой Франции».

Подробнее »

Первые собаки в космосе

22 июля 1951 года дворняжки ДЕЗИК и ЦЫГАН — поднялись в космос.

Целью эксперимента по запуску собак было наблюдение за поведением высокоорганизованных животных в условиях ракетного полёта на баллистических ракетах, а также изучение сложных физических явлений в околоземном пространстве. Кроме этого, проводились испытания системы аварийного спасения головной части ракеты с пассажирами.

Ракета поднялась на высоту около 101 км, достигнув линии Кармана (условной границы атмосферы Земли и космоса). Полёт продолжался около 20 минут, контейнер с собаками благополучно приземлился в нескольких километрах от стартовой площадки. Дезик и Цыган стали первыми в истории животными, осуществившими полёт на ракете на огромную по тем временам высоту, и благополучно вернувшимися обратно.

Примерно в это же время в США на ракете «Аэроби», которая способна была поднять полезную нагрузку до 60 кг на высоту до 70 км были запущены три белые мыши с аппаратурой, обеспечивающей их жизнедеятельность и способной регистрировать отдельные моменты поведения животных в полёте. Однако это достижение сильно не дотягивало по грандиозности до разработок СССР, что придавало уверенности исследователям в правильности направления к осуществлению планов по запуску на орбиту человека.

К сожалению, Дезик после своего первого старта прожил всего одну неделю. 29 июля 1951 года он и его новая напарница по кабине — собака по кличке Лиса, принимали участие во втором испытательном полёте. Ракета В-1Б (Р-1Б) штатно поднялась в небо, однако в назначенное время у отделившейся от ракеты головной части, которая находилась в свободном падении, не раскрылся парашют (он остался запакованным в контейнере). Падая с высоты в 110 км, кабина на огромной скорости врезалась в землю. Собаки погибли.

Дезик стал одним из первых покорителей космоса и первой жертвой, только начинающей развиваться, космической программы.

Председатель Госкомиссии Анатолий Аркадьевич Благонравов приказал напарника Дезика — Цыгана больше к полётам не допускать. Его решили пожалеть и оставить для истории. Кроме того, необходимо было проследить, не выявятся ли последствия полётов на геофизических ракетах через продолжительное время. По рассказам очевидцев, Цыган оказался на редкость злым псом. Виварий, в котором он жил некоторое время после полёта, однажды инспектировал генерал. Цыган имел право разгуливать по помещению, когда захочет, и когда увидел проверяющего, который почему-то пришёлся ему не по душе, спокойно подошел к нему и укусил за ногу. Разозлённый генерал решил задать Цыгану трёпку, однако его попросили этого не делать с первооткрывателем космоса. На всякий случай Благонравов забрал пса с собой в Москву. У него Цыган прожил более десяти лет.

 

Подробнее »

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии