Подпольная организация «Юные мстители»
Организация возникла в Шумилинском районе Витебской области Белоруссии зимой 1941 г. и включала юношей и девушек из деревень Ушалы, Зуи, Мостище, Ферма и станции Оболь — учеников 7—10-х классов местной школы. Состав организации: Зенькова Ефросинья Савельевна (Фруза Зенькова), Дементьева Мария, Езавитов Владимир, Езавитов Илья, Езавитов Евгений, Лузгина Мария, Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова), Азолина Нина Адольфовна, Шашкова Валентина, Алексеев Николай, Барбашев Аркадий, Давыдова Нина, Слышанков Федор, Лузгина Антонина, Хребтенко Мария, Хребтенко Дмитрий, Антоник Нина, Дементьева Надежда...
Они поддерживали связь с Сиротинскими подпольными райкомами ВКП(б) и комсомола и партизанским отрядом имени Ворошилова, которому направляли добытое у немцев оружие, медикаменты и разведывательную информацию, взамен получая сводки Совинформбюро и взрывчатку. Члены организации были зачислены в партизанский отряд, в котором они приняли присягу на верность Родине. По заданиям партизан, подпольщики устраивались в немецкие учреждения: Нина Азолина поступила в комендатуру, Зина Портнова и Нина Давыдова — в офицерскую столовую, юноши — на торфяной, кирпичный и льняной заводы.
Организация начала свою деятельность с расклейки листовок, затем перешла к более активным действиям — подпольщики совершили 21 диверсию. Летом 1942 года комсомольцы сожгли несколько мостов на дороге Оболь — Убойно. Тогда же в организацию вступил Николай Алексеев, стрелочник со станции Оболь, который снабжал партизан информацией о немецких перевозках; благодаря ему, в частности, вызванная партизанами авиация уничтожила состав с танками. После этого Алексеев начал подкладывать магнитные мины и, в частности, взорвал три состава с боеприпасами.
Летом 1943 г. подпольщики взорвали станционную водокачку с помощью мины, замаскированной под кусок угля и пронесённой Ниной Азолиной; поскольку это была единственная уцелевшая водокачка в округе, её уничтожение создало серьёзные помехи для железнодорожного движения. Была взорвана также электростанция, кирпичный завод, железнодорожный склад и мотовоз на торфяном заводе, сожжён льнозавод с 2 тысячами тонн льна, приготовленными к отправке в Германию. Был убит (взорвался на мине, заложенной Володей Езавитовым) немецкий офицер-каратель Карл Борман. Зина Портнова отравила посетителей офицерской столовой (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.
26 августа 1943 г. немцы по доносу предателя арестовали всех членов организации, кроме Ефросиньи Зеньковой, Зины Портновой и Аркадия Барбашова. Арестованные были подвергнуты пыткам и в начале октября расстреляны в Полоцке. В декабре, также в результате предательства, была арестована возвращавшаяся из разведки Зина Портнова (казнена 10 января 1944 г.).
Ещё в этот день:
Пермское ракетное училище
МиГ-19 сбил американского шпиона RB-47
Восстановление ордена Андрея Первозванного
Сегодня
21 января
четверг
2021
В этот день:
Слава инженерным войскам!
Слава инженерным войскам!
Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.
В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.
Памяти Паши Ангелиной
Памяти Паши Ангелиной
Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.
Подводный таран К-10
Подводный таран К-10
Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.
После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...