RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Во славу русского Флага
9 февраля 2020 г.

Во славу русского Флага

9 февраля 1904 года совершили легендарный подвиг экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»
Гибель космонавта № 0
23 марта 2016 г.

Гибель космонавта № 0

55 лет назад 23 марта 1961 года за 19 дней до полета Юрия Гагарина в Звездном городке произошла страшная трагедия
Допрос главного чекиста
8 июля 2016 г.

Допрос главного чекиста

8 июля 1918 года, по указанию Ленина, в собственном кабинете на Лубянке был задержан председатель ВЧК Феликс Дзержинский
Суд над Людой Есипенко отложен
16 июля 2016 г.

Суд над Людой Есипенко отложен

15 июля 2016 года Тверской Суд Москвы вернул в прокуратуру дело православной активистки Людмилы Есипенко, обвиняемой в защите от поругания образа Иисуса Христа
Русская душа
26 августа 2020 г.

Русская душа

Продолжаем знакомить читателей с творчеством молодого поэта из Калужской области Виктора Глущенко
Главная » Памятные даты » Июль » Полтавская битва

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Ещё в этот день:

Полтавская битва

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Подробнее »

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Подробнее »

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подробнее »

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Подробнее »

Сегодня
27 сентебря
воскресенье
2020

В этот день:

Праздник Воздвижения

27 сентября - Воздвижение Честно́го и Животворящего Креста Господня — праздник, отмечаемый православной, католической и древневосточными церквями, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен в память обретения Креста, на котором был распят Иисус Христос. Обретение произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Праздник Воздвижения

27 сентября - Воздвижение Честно́го и Животворящего Креста Господня — праздник, отмечаемый православной, католической и древневосточными церквями, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен в память обретения Креста, на котором был распят Иисус Христос. Обретение произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё - три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест). Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября (27 сентября по н.с.), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

«Триумф» конструктора Леманского

27 сентября 2007 года умер Александр Алексеевич Леманский (р. 1935), генеральный конструктор НПО «Алмаз», доктор технических наук, профессор, руководитель работ по созданию системы С-400 («Триумф»).

«Триумф» конструктора Леманского

27 сентября 2007 года умер Александр Алексеевич Леманский (р. 1935), генеральный конструктор НПО «Алмаз», доктор технических наук, профессор, руководитель работ по созданию системы С-400 («Триумф»).

Родился 24 мая 1935 года Москве. В 1953 году окончил школу № 144 (ныне № 1384 имени Леманского) с золотой медалью. Поступил в МФТИ, который окончил в 1959 году, получив диплом с отличием. С 1956 года работал в НПО «Алмаз».

 В НПО возглавлял работы по разработке антенных систем для ЗРК С-300ПМУ, С-200ДЭ, С-300ПМУ1, разработку комплексов ЗРК С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2. В 1986 году был назначен начальником ОКБ — главным конструктором систем. В 1998 году — генеральным конструктором НПО «Алмаз». Под его руководством была разработана новая ЗРК С-400 «Триумф». Родился 24 мая 1935 года Москве. В 1953 году окончил школу № 144 (ныне № 1384 имени Леманского) с золотой медалью. Поступил в МФТИ, который окончил в 1959 году, получив диплом с отличием. С 1956 года работал в НПО «Алмаз». В НПО возглавлял работы по разработке антенных систем для ЗРК С-300ПМУ, С-200ДЭ, С-300ПМУ1, разработку комплексов ЗРК С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2. В 1986 году был назначен начальником ОКБ — главным конструктором систем. В 1998 году — генеральным конструктором НПО «Алмаз». Под его руководством была разработана новая ЗРК С-400 «Триумф» - российская зенитная ракетная система большой и средней дальности,зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения. Предназначен для поражения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения — самолётов-разведчиков, самолётов стратегической и тактической авиации, тактических, оперативно-тактических баллистических ракет, баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых целей, постановщиков помех, самолётов радиолокационного дозора и наведения и прочих. Каждая ЗРС обеспечивает одновременный обстрел до 36 целей с наведением на них до 72 ракет. 28 апреля 2007 года постановлением правительства РФ ЗРС «Триумф» была принята на вооружение.

Александр Леманский скончался 27 сентября 2007 года от сердечной недостаточности на полигоне «Капустин Яр».

 

 

 

 

Киевское наместничество

27 сентября 1781 года на территории Российской империи по указу императрицы Екатерины ІІ образовано Киевское наместничество. C расформирмированием Войска Запорожского сотенно-полковое устройство на Днепре было упразднено. В состав наместничества была включенная территория Киевского, Переяславского, Лубенского и Миргородского полков.

Киевское наместничество

27 сентября 1781 года на территории Российской империи по указу императрицы Екатерины ІІ образовано Киевское наместничество. C расформирмированием Войска Запорожского сотенно-полковое устройство на Днепре было упразднено. В состав наместничества была включенная территория Киевского, Переяславского, Лубенского и Миргородского полков.

  В 1796 году к наместничеству были присоединены города Канев, Корсунь, Богуслав и Дымер, которые стали уездными (Каневский уезд, Корсунский уезд, Богуславский уезд, Дымерский уезд). Административным центром наместничества был Киев, в котором находилось наместническое правление во главе с наместником — высшим звеном императорской администрации на территории Киевского наместничества. Наместник назначался непосредственно императрицей. Киевское наместничество вместе с Черниговским и Новгород-Северским наместничествами составляло Малороссийское генерал-губернаторство, во главе которого был поставлен генерал-фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский.
В 1797 году Киевское наместничество вместе с другими наместничествами по указу императора Павла I от 12 декабря 1796 было упразднено. Подавляющая часть его территории вошла в состав воссозданных Киевской и Малороссийской губерний.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии