RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Был ли у Сталина инсульт
5 марта 2014 г.

Был ли у Сталина инсульт

5 марта 1953 года умер вождь СССР. Официальная версия — от кровоизлияния в мозг
Не летайте на рухляди!
18 ноября 2013 г.

Не летайте на рухляди!

Разбившийся в Казани Boeing 737-500 приоткрыл завесу над «коммерческой тайной» российской авиации
«Служу Советскому Союзу!»
22 февраля 2017 г.

«Служу Советскому Союзу!»

23 февраля 2017 года – 50 лет лучшей в мире военно-патриотической телепрограмме
Подвиг ради мужа
6 февраля 2014 г.

Подвиг ради мужа

6 февраля Русская Православная Церковь отмечает День памяти Ксении Петербургской.
Памяти Прасковьи Щеголевой
1 сентября 2017 г.

Памяти Прасковьи Щеголевой

2 сентября 2017 года в Московском Доме кино состоится вечер в честь 75-летия подвига Просковьи Щеголевой
Главная » Памятные даты » Июнь » Кимберлитовая трубка «Мир»

Кимберлитовая трубка «Мир»

13 июня 1955 года советские геологи Екатерина Елагина, Владимир Авдеенко и Юрий Хабардин в ходе сложнейшей экспедиции в тайге в 850 километрах к северо-западу от Якутска открыли богатейшую алмазоносную кимберлитовую трубку, которой они, по ассоциации с трубкой мира американских индейцев, дали название «Мир».

После долгих скитаний по тайге Владимир Авдеенко на реке Ирелях, промывая шлихи, нашёл алмаз. Екатерина Елагина вспоминала: "На следующий день перенесли лагерь к месту Володиной находки и стали обшаривать этот участок реки. Вскоре с восторженными воплями начали находить алмазы, прятать их в бумажные пакетики, заносить находки в полевой дневник и прятать их на дно полевой сумки".

Во избежание огласки радиограмма, которую погонщик-якут отнес в соседний зверосовхоз, имевший связь с внешним миром, звучала так: «Закурили трубку мира зпт табак отличный тчк Авдеенко зпт Елагина зпт Хабардин тчк». Впоследствии на этом месте возникли крупнейший в мире алмазный карьер и город Мирный. Здесь в декабре 1980 года был найден алмаз весом 342,5 карата (68 граммов).

 

Ещё в этот день:

Памяти кораблестроителя Амосова

13 июня 1878 года скончался Иван Афанасьевич АМОСОВ (род. 24.11.1800), выдающийся русский кораблестроитель, инженер-генерал, руководивший постройкой первого в России винтового фрегата «Архимед».

Амосов сыграл большую роль в усилении боеспособности Балтийского флота, в улучшении мореходных качеств, вооружения и прочности кораблей. Многие из построенных Амосовым кораблей были образцом кораблестроительной техники того времени.

Умер в 1878 году, похоронен в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.

Подробнее »
Кимберлитовая трубка «Мир»

Взрыв на крейсере "Адмирал Сенявин"

13 июня 1978 года на флагмане Тихоокеанского флота советском крейсере «Адмирал Сенявин» во время артиллерийских стрельб произошёл взрыв в первой носовой башне главного калибра, погибли 37 человек. В тот день флагманской крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. На девятом залпе корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва. Из носовой башни повалил густой дым.

      Капитан 1 ранга запаса Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так вспоминал о своих тогдашних впечатлениях:
      - Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей - журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю: носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек - боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе (в том числе Леня Климченко) - погибли.
      Почему же боевая стрельба проходила при столь большом скоплении посторонних? Все дело в том, что вокруг крейсера тогда был поднят нездоровый ажиотаж. Незадолго до ЧП корабль посетил Леонид Брежнев, осуществлявший помпезную поездку по Дальнему Востоку.
      Генсек вышел в море. Присутствовал вместе с министром обороны Дмитрием Устиновым и главкомом ВМФ Сергеем Горшковым на артиллерийской стрельбе. За ее успешное выполнение командир крейсера капитан 2 ранга Владимир Плахов и замполит капитан 3-го ранга Игорь Спицын получили из рук генсека часы с лаконичной надписью: "От Л.И. Брежнева. 1978 г."
      По традициям тех лет, "осчастливливание" корабля генсеком требовало от экипажа включения в пропагандистскую игру под лозунгом "Идти все дальше и добиваться все большего". А значит, корабль с той минуты, как на него ступила нога Брежнева, был обречен на показуху, нездоровую шумиху, что способно в кратчайшие сроки расшатать в экипаже дисциплину, снизить самоконтроль. После того как Брежнев и его свита уехали, на крейсер одна за другой зачастили делегации. Морякам некогда стало по-настоящему заниматься боевой подготовкой. Снизилась требовательность к звездному "экипажу" и со стороны вышестоящего командования. И как итог - через два месяца и шесть дней после визита Брежнева на крейсере произошло тяжелейшее ЧП.
      В акте комиссии по расследованию его причина сформулирована так: "При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни ь 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе - части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля". В акте отмечалось, что накануне стрельбы уволились в запас многие опытные моряки из боевого расчета башни. Натренировать и обучить молодежь они в достаточной степени не успели. Вот та и растерялась в нештатной ситуации, допустила роковые ошибки.
      По итогам расследования многие должностные лица были наказаны в административном порядке. Приказом министра обороны командира и замполита сняли с должностей и назначили с понижением. Командир соединения контр-адмирал Варганов был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии.

 

Подробнее »

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии