RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Освобожденный Севастополь
9 мая 2014 г.

Освобожденный Севастополь

9 мая 1944 год был освобожден от европейских захватчиков город русской военно-морской славы Севастополь
21 июля 2014 г.

"Боинг" завалили укры. Под контролем США

21 июля начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов сделал сенсационное заявление
Этот двуликий Райкин
24 октября 2016 г.

Этот двуликий Райкин

24 октября 2016 года – 105 лет А.И.Райкину
Святой благоверный князь Александр Невский
16 апреля 2013 г.

Святой благоверный князь Александр Невский

18 апреля 1242 года русские воины разбили немцев на Чудском озере
Подвиг связиста Анатолия Живова
4 апреля 2015 г.

Подвиг связиста Анатолия Живова

4 апреля 1944 года в боях за Тернополь, закрыв своим телом амбразуру, погиб смертью героя Анатолий Павлович Живов
Главная » Памятные даты » Июнь » Патриотическое общество

Патриотическое общество

28 июня 1765 года состоялось первое заседание Патриотического (впоследствии - Вольного экономического) общества

Задачи, методы, устав ВЭО были разработаны М. В. Ломоносовым в «Мнении об учреждении государственной коллегии (сельского) земского домостроительства» (1763 г.). В программу деятельности Общества входили пропаганда и распространение «общеполезных сведений и наставлений по части земледелия и домостроительства и вообще по всем ветвям экономии по Российской империи». Организатором ВЭО был общественный деятель и ученый А. А. Нартов. В работе Общества принимали участие помещики, промышленники, купцы, крестьяне, русская и иностранная интеллигенция, общественные и государственные деятели. По статусу Общество формально не зависело ни от какого государственного учреждения, отсюда его название «вольное». ВЭО на всем протяжении деятельности издавало «Труды Императорского Вольного Экономического Общества», 1766–1915гг. (280 тт.).
Неофициальным инициатором создания Общества была Екатерина II. Почти все первые члены ВЭО в количестве 15 чел. были ближайшими к императрице придворными лицами (графы Г. Г. Орлов и Р. И. Воронцов, А. В. Олсуфьев, гр. П. Г. Чернышов и др.).

Первое название ВЭО имело еще прибавление: «к прирощению (или для поощрения) в России земледелия и домостроительства». Общество принято было под непосредственное покровительство Императрицы и даже получило печать с личным ее девизом: в двуглавом орле пчела, в улей мед приносящая, с надписью: «полезное». (Прислал Игорь Чернозатонский)

Ещё в этот день:

Подвиг Семена Дежнева

28 июня 1648 года началась экспедиция под руководством казачьего атамана Семена Дежнева

Им был открыт и пройден пролив, названый впоследствии Беринговым (по сути дела — открыт Северный морской путь).

Однако пролив позже был назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга, который прошёл этим проливом только через 80 лет в 1728 году. Кстати, Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, он ограничился плаванием лишь в его южной части, тогда как Дежнёв одолел пролив с севера на юг, по всей его длине. Экспедиция Дежнева (всего около 100 человек) вышла из Нижнего Колымского зимовья на 6 кочах под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова. Позже к ним присоединился седьмой коч казака Герасима Анкудинова. (Коч — деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI—XIX веков. Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «коч» связано со словом «коца» — шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна. Длина коча от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов, грузоподъемность от 15 до 24 тонн).

Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. В августе пошёл ко дну еще один коч. Около 20 сентября Дежнёв и его спутники увидели оконечность азиатского материка. Вскоре судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья Анадырь. Экипаж Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель добирался до реки Анадырь (из 25 в живых осталось 12 человек), где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовье, названное потом Анадырским острогом. Только на третий год Дежнёв дождался помощи. Казак Семён Мотора со товарищи искали сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход. Они взяли с собой остатки дежневской экспедиции.

Подробнее »

Взятие Ташкента генералом Черняевым

28 июня 1865 года двухтысячный отряд генерал-майора Михаила Григорьевича ЧЕРНЯЕВА штурмом овладел городом Ташкент.

 В результате этой победы завоевание Россией среднеазиатских ханств пошло ускоренными темпами и в конечном итоге завершилось превращением всей тогдашней Средней Азии во владение российской короны.

Русский бросок в Среднюю Азию имел вполне определенные экономические мотивы (кроме, конечно, имперских). В XIX веке главным поставщиком хлопка-сырца для российской промышленности были США. Но там началась гражданская война (1861-1865) и поступление оттуда сырья прекратилось. Это вызвало острую необходимость поиска новых источников. Они были ближе, чем США. Ведь некоторые Туркестана, особенно Ферганская долина, обладали отличными возможностями для выращивания хлопка. К тому же Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства являлись привлекательными рынками сбыта для растущей российской промышленности, в борьбе за которые Россия конкурировала с Великобританией. Соперничество с ней являлось огромной частью российской внешней политики. И сделать здесь «козу» англосаксам — тоже было немалым мотивом русской экспансии в Среднюю Азию.

Ключом к Средней Азии традиционно был Ташкент. В течение многих столетий он являлся лакомым куском для соседних ханств. Город постоянно переходил из рук в руки. В 1808 году его завоевало Кокандское ханство, Бухарский эмир тоже предъявил на него свои права, и потом в течение полувека Коканд к Бухара непрерывно дрались за него. Московское государство еще в XVI веке установило с Ташкентом устойчивые торговые связи. А в 1739 году туда был отправлен первый крупный русский торговый караван. В конце XVIII века наметились дипломатические контакты. В городе сложилась своего рода «русская партия», состоявшая из крупных купцов, ориентированных на тесные связи с Россией. На эту партию и был расчет при планировании мероприятий по овладению Ташкентом, а затем и Средней Азией.

Общее руководство среднеазиатской миссией поручили полковнику Михаилу Григорьевичу Черняеву. Он был назначен начальником особого западносибирского отряда. И сразу же приступил к энергичным действиям. Летом 1864 года , когда отряд только формировался в городе Верный, Черняев решил проверить его в деле: неожиданно захватил крепость Аулие-Ата и взял штурмом Чимкент, считавшийся неприступным (русские воины проникли в крепость по водопроводу, и гарнизон был так деморализован их внезапным появлением внутри городской стены, что не оказал почти никакого сопротивления). Таким образом путь на Ташкент был открыт, и Черняев начал приготовления к походу.

Первая атака на Ташкент оказалась неудачной (1,5 - тысячный отряд получил мощный отпор). И вот весной 1865 года Черняев, к тому времени уже генерал-майор, отправился в свой второй ташкентский поход. Правда, в его распоряжении опять имелись слишком малые силы: отряд общей численностью около 2 тысяч человек и 12 пушек. Взяв штурмом крепость Ниязбек, отряд Черняева встал лагерем близ Ташкента. В ответ на русское вторжение по всем кокандским владениям был объявлен газават. Из Коканда двинулось 40-тысячное войско при 40 орудиях, состоявшее из кокандских сарбазов (солдат) и газиев (борцов за веру) во главе с правителем ханства муллою Алимкулом. 8 мая кокандцы, открыв огонь из всех орудий, атаковали русский лагерь, но после ожесточенного двухчасового боя были разбиты наголову, причем самого Алимкула смертельно ранили.

Почти полтора месяца Черняев готовился к штурму Ташкента. 26 июня темной ночью штурмовая партия скрытно подобралась к городской стене. Карауля проглядели приближение русских. Когда наши бросились в штыковую атаку, караульные бросились спасаться в крепость через замаскированные лазы в стене, чем и воспользовались черняевцы. Штурмовики проникли внутрь крепости, разобрали завалы у ворот и открыли их. Штурмовая партия ворвалась в город, сметая растерявшихся защитников. Однако вскоре русские отряды столкнулись с баррикадами, мгновенно выросшими на ташкентских улицах. «Сопротивление сделалось еще отчаяннее, - доносил позднее Черняев, - каждую саклю приходилось брать штыками, и только тогда она очищалась, когда засевшие в ней были переколоты».

И тем не менее к 28 июня дело было кончено. К Черняеву явились аксакалы, попросившие прекратить огонь и заявившие о своей готовности подчиниться российскому императору.

Со «взятием Ташкента», ставшего спустя некоторое время главным городом основного российского владения в этом регионе – Туркестанского генерал-губенаторства, - завоевание Россией среднеазиатских ханств пошло ускоренными темпами и в конечном итоге завершилось превращением всей тогдашней Средней Азии во владение российской короны. «С покорением Ташкента, - доносил императору Александру II генерал Черняев, - мы приобретаем положение в Средней Азии, сообразное с достоинством империи и мощью русского народа».

 

 

Подробнее »

Главный военный железнодорожник Иван Ковалев

28 июня 1901 года родился Иван Владимирович КОВАЛЁВ, легендарный нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48)

Воинское звание генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею, что планировалось некоторыми «западниками». После войны Ковалев преподавал в Военной академии Генерального штаба, стал профессором, защитив кандидатскую и докторскую диссертации.

Подробнее »
Патриотическое общество

Осада Бендер

28 июня 1770 года русские войска под командованием графа Панина окружили Бендеры.

Город защищался сильным турецким гарнизоном и непреступными твердынями, но после двухмесячной трудной осады, крепость с одиннадцатитысячным гарнизоном и 240 пушками сдалась. Панин получил Георгия 1-й степени. (Прислал Игорь Чернозатонский)

Подробнее »

Таран летчика Гаранина

28 июня 1943 года летчик гвардии капитан Алексей Дмитриевич Гаранин совершил огненный таран склада боеприпасов противника

Всего за два года войны он прошел путь от рядового летчика до командира полка бомбардировочной авиации, совершил 400 боевых вылетов, участвовал в первых бомбардировках Берлина, Кёнигсберга, Дацига, Тильзита
Алексей Гаранин родился в 1921 году в селе Верх-Ирмень (ныне Ордынский район Новосибирской области) в семье крестьянина. После окончания семи классов окончил ФЗУ и работал токарем на станции Монино, параллельно учась в филиале Ногинского аэроклуба в посёлке Чёрное. В сентябре 1938 года семнадцати лет Ногинским военкоматом Гаранин был призван на военную службу и направлен в Новосибирскую авиашколу. С июня 1941 года Гаранин поступил в действующую армию и участвовал в первых налётах советской авиации на города Германии в сентябре 1941 года, став одним из пионеров советской авиации дальнего действия. В 22 года он был назначен командиром авиационного полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитану Гаранину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 773).

Подробнее »

Сегодня
23 октября
понедельник
2017

В этот день:

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Родился в семье крестьянина. В Первую мировую войну добровольцем ушёл на фронт, дослужился до старшего унтер-офицера. Был ранен в 1916 году и взят в немецкий плен. Освобождён после окончания войны. С 1919 года в Красной армии, в Гражданскую войну с 1918 по 1920 год был командиром взвода, эскадрона, помощником командира полка. Вступил в ВКП (б) в 1919 году. Окончил 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна (1922), Военную академию им. М. В. Фрунзе (октябрь 1925 по июнь 1928) и академические курсы при Военно-технической академии (1931).

С 21 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта. После разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» 30 июня 1941 года отстранён от командования и 4 июля арестован. 22 июля 1941 года, решением военного трибунала "за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти", был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен на подмосковном полигоне НКВД. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в звании.

Маршал авиации Владимир Судец

23 октября 1904 года родился Владимир Александрович Судец (ум. 1981), маршал авиации, командующий Дальней авиацией (1955—1962), главнокомандующий войсками ПВО (1962—1966), Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, Герой МНР.

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых.

Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима, и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом.

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути о переходе на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка (летучая мышь) и свечи. 3 апреля 1938 года из Тикси вылетели самолёты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172» (летчики Г. К. Орлов, П. Г. Головин). Не пробыв и двух часов после посадки на льдах, отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло 1100 км. Для второго рейса была создана промежуточная база (замёрзшая лагуна острова Котельного). 18 апреля «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. 26 апреля в последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек. (33 во всём караване).

24 июня после осмотра водолазом Николаевым руля «Георгия Седова» было установлено, что тот повреждён одним из сжатий: судно потеряло возможность самостоятельно управляться. 28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак» (капитан М. Я. Сорокин). После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», он отправился в ледовою разведку, но вскоре потерял один из винтов (лопнул вал и вместе с движителем ушёл на дно). Руководством было принято решение «Ермаку» возвращаться вместе с «Садко» и «Малыгиным», оставив «Георгия Седова» на вторую зимовку. 30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября — и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжёлой ледовой обстановки (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) ледоколы остановись. 24 сентября их отозвали обратно.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда «Седову получил крен 18° на правый борт, под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Забортная вода стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°. В таком состоянии ледокол продолжал дрейф. Только в январе 1940 года уже в Гренландсом море (Северо-Западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу

подошёл ледокол «Иосиф Сталин» и вывел его на чистую воду.

Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене.

3 февраля 1940 года ледокол «Георгий Седов» награждён орденом Ленина. В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР: "1. За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Бадигину Константину Сергеевичу — капитану ледокольного парохода «Георгий Седов».

2. Трофимову Дмитрию Григорьевичу — помполиту ледокольного парохода «Георгий Седов».

3. Ефремову Андрею Георгиевичу — старшему помощнику капитана.

4. Буйницкому Виктору Харлампиевичу — гидрографу.

5. Токареву Сергею Дмитриевичу — второму механику.

6. Алферову Всеволоду Степановичу — третьему механику.

7. Полянскому Александру Александровичу — радисту.

8. Бекасову Николаю Михайловичу — радисту.

9. Буторину Дмитрию Прокопьевичу — боцману.

10. Недзвецкому Иосифу Марковичу — машинисту.

11. Шарыпову Николаю Сергеевичу — машинисту.

12. Соболевскому Александру Петровичу — врачу.

13. Гаманкову Ефрему Ивановичу — матросу.

14. Гетману Ивану Ивановичу — кочегару.

15. Мегеру Павлу Власовичу — повару.

2. Выдать единовременную денежную награду Бадигину К. С., Трофимову Д. Г., Ефремову А. Г., Буйницкому В. Х., Токареву С. Д., Алферову В. С., Полянскому А. А., Бекасову Н. М., Буторину Д. П., Недзвецкому И. М., Шарыпову Н. С., Соболевскому А. П., Гаманкову Е. И., Гетману И. И. и Мегеру П. В. по 25.000 рублей каждому".

 

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Подробно:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/october/podlost-i-geroizm-na-dubrovke

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии