RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

«На сопках Маньчжурии»
24 апреля 2018 г.

«На сопках Маньчжурии»

24 апреля 1908 года в Самаре состоялось первое исполнение легендарного патриотического вальса духовым оркестром.
Герой Беслана
17 октября 2015 г.

Герой Беслана

17 октября 1955 года родился Герой Российской Федерации Вячеслав Алексеевич Бочаров, офицер Управления «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ.
Представляем писателя Александра Волковича
16 декабря 2017 г.

Представляем писателя Александра Волковича

Его новую повесть «Берёза белая» прислал в РГК поэт Александр Костенко
Поклон князю Владимиру
28 июля 2015 г.

Поклон князю Владимиру

28 июля 2015 года весь Русский Мир отмечает День памяти крестителя Руси
О Героях для героев
14 октября 2015 г.

О Героях для героев

Состоялся очередной этап выставки "Первые Герои Советского Союза и первые герои подвига самопожертвования".
Главная » Памятные даты » Июнь » Подвиг Николая Гастелло и его экипажа

Подвиг Николая Гастелло и его экипажа

26 июня 1941 года погиб Николай ГАСТЕЛЛО (род. 06.05.1907), летчик, капитан, Герой Советского Союза, направивший вместе с экипажем (лейтенанты А. А. БУРДЕНЮК, Г. Н. СКОРОБОГАТОВ, старший сержант А. А. КАЛИНИН) свой самолет на танковую колонну гитлеровцев.

Корреспонденты «Правды» П. Павленко, П. Крылов 10 июля опубликовали очерк «Капитан Гастелло».

Вот цитата из него: «В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.
Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.
Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу».

Ещё в этот день:

Линкор «Полтава»

26 июня 1712 года в присутствии ПЕТРА I на воду был спущен первый русский линейный корабль

Построенный исключительно отечественными мастерами, он обладал хорошими маневренными и другими мореходными качествами. Многие иностранные специалисты признали 54-пушечный линкор "Полтава" одним из лучших в мире кораблей данного класса.

Подробнее »

Первый танковый таран

26 июня 1941 года в районе города Дубно капитан Василий Гаврилович БОГАЧЕВ совершил первый танковый таран в Великой Отечественной войне.

Когда кончились боеприпасы, он направил свою машину на фашистский танк, который от удара вспыхнул. Наш экипаж не пострадал.

Василий Гаврилович Богачёв в Красную Армию был призван по спецнабору ЦК ВКП(Б) в 1936 году и направлен в Орловскую бронетанковую школу. После её окончанияон получил назначение в 35-ю легкотанковую бригаду в составе которой участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 годов. В боях с немецко-фашистскими захватчиками капитан В. Г. Богачёв с 22 июня 1941 года. В первый день войны 43-я танковая дивизия Юго-Западного фронта нанесла немцам существенный урон под Дубно, а капитан Богачёв совершил один из первых в истории Великой Отечественной войны одиночный танковый таран. В конце июня 1941 года Василий Гаврилович был тяжело ранен и более двух месяце лечился в госпитале в Змиёве. В середине сентября 1941 года он вернулся в свою часть уже комбатом. В течение 10 дней с 17 по 27 сентября подразделение стойко удерживало занимаемые рубежи в районе сел Параскеевка, Василевка и Войновка. В ходе боев батальон капитана В. Г. Богачёва уничтожил 22 противотанковых орудия противника с расчетами, 11 танков, 2 полковые пушки, 6 минометов, 12 автомашин с военными грузами и почти полтора батальона мотопехоты. Лично капитан Богачёв уничтожил один танк и одно противотанковое орудие. 27 сентября 1941 года капитан В. Г. Богачёв погиб. Похоронили комбата в селе Новофёдоровка Чутовского района Полтавской области Украины. 27 декабря 1941 года капитану Василию Гавриловичу Богачёву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Подробнее »
Подвиг Николая Гастелло и его экипажа

Сталин — Генералиссимус без формы

26 июня 1945 года в СССР учреждено звание Генералиссимус Советского Союза.

На следующий день первым и единственным обладателем его стал И. В. СТАЛИН.

По воспоминаниям современников, вопрос о присвоении звания Генералиссимуса обсуждался несколько раз, однако Сталин неизменно отклонял данное предложение. И только после вмешательства Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского дал своё согласие, когда последний заявил: «Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не сможете!»

Форма и знаки различия Генералиссимуса Советского Союза были разработаны службой тыла Красной Армии, но при жизни Сталина их не удалось даже утвердить официально, а после его смерти необходимость в этом отпала.

В своих воспоминаниях С.М.Штеменко писал: «Как-то прибыв на доклад в Кремль, мы с Антоновым встретили в приемной Сталина главного интенданта Красной Армии П. И. Драчева. Он был одет в пышную военную форму неизвестного нам покроя. Мундир был сшит по модели времен Кутузова с высоким стоячим воротником. Брюки же выглядели по-современному, но блистали позолоченными лампасам. Когда удивленные столь опереточным нарядом мы остановились и посмотрели на странный костюм, Драчев тихо сказал нам: «Новая форма для Генералиссимуса». В кабинете у Сталина находились члены Политбюро. Докладывал начальник тыла генерал армии Хрулёв. Закончив доклад, он попросил разрешения показать присутствующим новую военную форму. Сталин был в отличном настроении и сказал: «Давайте, вот и Генштаб посмотрит». Дали знак в приёмную. Вошел Драчев. Сталин окинул его беглым взглядом и помрачнел.

— Кого вы собираетесь так одевать? — спросил он, слегка кивнув головой в направлении главного интенданта.

— Это предлагаемая форма для Генералиссимуса, — ответил Хрулёв.

— Для кого? — переспросил Сталин.

— Для вас, товарищ Сталин.

Верховный Главнокомандующий велел Драчеву удалиться. Формы Генералиссимуса так и не было создано. Сталин до конца своих дней носил маршальскую форму».

По свидетельству В. М. Молотова, «Сталин жалел, что согласился на Генералиссимуса. Он всегда жалел. И правильно. Это перестарались Каганович, Берия… Ну и командующие настаивали».
После И. В. Сталина звание Генералиссимуса Советского Союза не присваивалось, однако числилось в уставах до 1993 года ..

 

Подробнее »

Подвиг капитана Юрия Двужильного

26 июня — день памяти Юрия Михайловича Двужильного (1919-1944), Героя Советского Союза, командира батальона, капитана.

Ю.М.Двужильный родился в посёлке Константиновка Донецкой области. В городе Кемерово окончил среднюю школу №12, учился в одном классе с известной впоследствии разведчицей Верой Волошиной, был её близким другом. После окончания школы поступил в Ленинградский институт ГВФ (Гражданский воздушный флот). В 1940 году был призван в Красную Армию, принимал участие в советско-финской войне. За мужество и героизм был награждён орденом Красного Знамени. В 1942 году после окончания Ленинградской военно-воздушной академии и курсов «Выстрел» был направлен в запасной авиационный полк.

В феврале 1943 года был отправлен на фронт в штрафное подразделение 49-й армии. Участвовал в освобождении Смоленской и Калужской областей, городов Рославль и Спас-Деменск. Осенью 1943 года в боях был ранен. После излечения был назначен командиром 3-го батальона 878-го стрелкового полка 290-ой стрелковой дивизии 49-й армии 2-го Белорусского фронта.

Капитан Двужильный отличился при освобождении Могилёвской области. 23 и 24 июня 1944 года батальон Двужильного севернее города Чаусы форсировал реки Проня и Бася, с боями взял позиции противника, освободил деревни Сусловка и Поповка. 25 июня батальон отразил 6 контратак противника.

26 июня 1944 года, во взаимодействии с взводом полковой разведки под командованием старшего лейтенанта Алексея Маякина батальон вступил в бой за деревню Хорошки. В деревне находилось несколько дзотов. Противник не собирался без боя сдавать деревню, так как она прикрывала проходящее в 1,5 километрах от неё шоссе из Могилёва, по которому отступали гитлеровские войска. Разведчики проникли в тыл противника и нанесли удар, захватив несколько огневых точек. Противник бросил против них самоходки и танки и им пришлось отойти, отвлекая на себя основные силы. Это позволило батальону Двужильного атаковать деревню и выбить из неё гитлеровцев. В критический момент боя капитан Двужильный повёл батальон в атаку. Преследуя отступающего противника, Двужильный попал под пулемётный огонь и погиб на берегу Днепра. Он был похоронен в братской могиле вместе с 32 бойцами своего батальона.

Подробнее »

Сегодня
20 июля
пятница
2018

В этот день:

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Произошло это в ходе очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов. 19 июля 1770 года между реками Ларга и Бабикул разведка обнаружила передовые отряды армии крымского хана Каплан-Гирея (65 тыс. татар, 15 тыс. турок, при 33 орудиях). 20 июля рано утром русские атаковали вдвое превосходившего по численности противника. С фронта в бой вступил корпус генерал-поручика П.Г. Племянникова. Другие русские корпуса переправились через Ларгу и нанесли удар по татарским флангам. Румянцев построил свои войска в дивизионные и полковые пехотные каре и между ними расположил артиллерию, огонь которой стал решающим. Русские сразу же потеснили противника и к полудню сражение окончилось нашей победой. Потеряв более 1000 человек убитыми и до 2000 человек пленными, а также всю артиллерию и обоз, крымский хан отошел на соединение с главной турецкой армией. Русские войска в этом сражении потеряли около 100 человек убитыми и ранеными. За победу при Ларге Румянцев был награжден орденом святого Георгия высшей, 1-й степени. Он стал первым кавалером высшей степени Военного ордена Российской империи.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

9 февраля 1904 года японцы блокировали порт Чемульпо, где находился крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Коерец», а также корабли «союзников» России - Англии и Франции. Командир «Варяга» решил прорываться в открытое море. На выходе из Чемульпо произошел героический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, состоявшей из 14 боевых единиц. Командир крейсера капитан первого ранга Всеволод Федорович РУДНЕВ умело руководил сражением, в результате был потоплен японский миноносец и повреждены два крейсера. Но на нашем корабле начался пожар. 37 человек экипажа погибли, 91 человек был ранен, включая командира корабля. Не допуская и мысли о сдаче врагу, Руднев принял решение взорвать «Кореец» и затопить крейсер (его взрыв мог повредить стоящие на рейде корабли «союзников», которые трусливо наблюдали за ходом боя, не вмешиваясь в него). Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге). В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Рекорд АНТ-25

20 июля 1936 года - начало беспосадочного перелета протяжённостью более 9 тыс.км экипажа АНТ-25 в составе В. П. ЧКАЛОВА, Г. Ф. БАЙДУКОВА и А. В. БЕЛЯКОВА. Он начался в Москве, проходил над заполярными районами, закончился на Дальнем Востоке. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о.Чкалов).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии