RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Геройская гибель матроса Кошки
25 февраля 2017 г.

Геройская гибель матроса Кошки

135 лет назад 25 февраля 1882 года не стало героя обороны Севастополя отставного матроса Петра Марковича Кошки
Калашников: автомат и человек
10 ноября 2013 г.

Калашников: автомат и человек

10 ноября 1919 года родился создатель знаменитого «Калаша» конструктор Михаил Тимофеевич Калашников.
Великий бас Советского Союза
4 января 2015 г.

Великий бас Советского Союза

6 января 2005 года ушел из жизни народный артист СССР Борис Тимофеевич Штоколов: как человек, он был всякий, как певец - выдающийся
Дивный праздник Рождества
7 января 2016 г.

Дивный праздник Рождества

7 января весь православный люд радуется приходу в наш мир Иисуса Христа, открывшему человечеству Путь к Богу Отцу
Алексей Очкин: трём смертям назло
2 июля 2017 г.

Алексей Очкин: трём смертям назло

1 июля 2017 года исполнилось 95 лет со дня рождения легендарного "Лейтенанта Огонь"
Главная » Памятные даты » Июнь » Полярный летчик Иван Нагурский

Полярный летчик Иван Нагурский

9 июня 1976 года умер Ян Иосифович НАГУРСКИЙ (род. 8.2.1888), русский полярный летчик — пионер полетов над льдами Арктики.

Поляк по национальности, он служил в русской армии под именем Иван Нагурский, стал одним из первых пилотов российского военно-морского флота. В 1914 участвовал в поисках пропавшей экспедиции Георгия СЕДОВА. Он первым из летчиков совершил «мертвую петлю» на гидроаэроплане.

После революции служил в Красной Армии. Когда Польша отделилась от России, отправился на историческую родину, где не смог продолжить службу из-за «красного» прошлого и влачил жалкое существование. В России его посчитали погибшим и даже увековечили память присвоением имени Нагурского метеостанции на Земле Франца-Иосифа. После Второй мировой войны он услышал лекцию о первых покорителях Арктики, в которой говорилось и о русском летчике Иване Нагурском, погибшем в 1917 году. Ян сумел доказать, что он жив. Побывал в СССР, написал две книжки о службе в Красной Армии.

 

Ещё в этот день:

Родился император России Петр-I

9 июня 1672 года родился ПЁТР I (умер 8.2.1725), первый российский император, основатель русского регулярного военного флота и Санкт-Петербурга.

Историк Н.М.Карамзин дал такую оценку Петру Первому: «Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящие победы над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопии, завел мануфактуры, училища, академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы.

...Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастию, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедноты и заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию Голландией.

...Но великий муж самими ошибками доказывает свое величие: как хорошее, так и худое он делает навеки. Сильною рукою дано новое движение России".

Подробнее »

Победа в Мачинском рукаве

9 июня 1828 года русский отряд из 16 канонерских лодок разгромил турецкую флотилию из 23 судов

Гребные лодки под командованием капитана 1-го ранга И. И. ЗАВАДОВСКОГО, пройдя под выстрелами крепости Браилов, атаковали стоявшую в Мачинском рукаве Дуная турецкую флотилию из 23 судов и после 3-часового боя разгромили ее, взяв в плен 12 турецких судов.

Подробнее »

Памяти конструктора Семена Лавочкина

9 июня 1960 года умер Семен Алексеевич ЛАВОЧКИН (род. 1.09.1900), известный советский авиаконструктор.

Он был одним из конструкторов советского самолёта-истребителя ЛаГГ-3, за что удостоен Сталинской премии первой степени в 1941 году вместе с Горбуновым В. П. и Гудковым М. И.

Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации, показали высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны. В 1943 году удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал Лауреатом Сталинской премии первой степени за создание истребителя Ла-5.

После войны Лавочкин работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301 были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители. Он также работал над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н. С. Черняков). Умер от острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подробнее »
Полярный летчик Иван Нагурский

Венский конгресс

9 июня 1815 года закончился международный форум, который подвёл итоги освобождения Европы Россией от Наполеона

Заключительный акт Венского конгресса состоял из 121 статьи, которые юридически закрепили новые границы государств, установленные в результате передела Европы. Помимо статей, в него вошли 17 приложений, в том числе договор о разделе Польши, декларация об отмене торговли неграми, правила судоходства по пограничным и международным рекам, положение о дипломатических агентах, акт о конституции Германского союза и другие.
Согласно решению Венского конгресса, большая часть герцогства Варшавского под наименованием Царства Польского вошла в состав Российской империи. Александр I получил титул Царя Польского. Отныне благодаря тому, что в 1809 году по Фридрихсгамскому миру под скипетр российского императора отошла Финляндия, отодвинувшая шведские владения от российских границ к Полярному кругу и Ботническому заливу, а в 1812 – Бессарабия, с мощными водными преградами в виде рек Прут и Днестр, на западе империи был создан своего рода пояс безопасности, исключавший прямое вторжение неприятеля на территорию России.
Кроме польского, камнем преткновения на переговорах в Вене был германский вопрос. Державы-победительницы боялись образования в самом сердце Европы монолитного немецкого государства, но были не против создания своего рода конфедерации, служившей форпостом у границ непредсказуемой Франции. После долгих споров в границах бывшей Священной Римской империи был создан Германский союз – конфедерация разновеликих немецких государств: королевств, герцогств, курфюршеств и княжеств, а также четырёх городов-республик (Франкфурта-на-Майне, Гамбурга, Бремена и Любека). Четыре страны – Австрия, Пруссия, Дания и Нидерланды – принадлежали к союзу только частью своих владений. Между этими суверенными государствами не существовало крепких экономических связей, единого законодательства, общих финансов или дипломатических служб. Единственным центральным органом власти был Союзный сейм, заседавший во Франкфурте-на-Майне и состоявший из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз. Председательствовал в Сейме австрийский император. Цель Союза также была весьма скромной: сохранение внешней и внутренней безопасности Германии, независимость и неприкосновенность отдельных немецких государств.
Главным итогом Венского конгресса стало то, что Россия обрела официальный статус государства, определяющего европейскую политику.

Подробнее »

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии