RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

День полярника
20 мая 2016 г.

День полярника

21 мая 1937 года осуществлена первая в мире посадка самолета в районе Северного полюса, которую совершил флагман арктической воздушной экспедиции самолет АНТ-6.
Судьба испытателя
16 апреля 2016 г.

Судьба испытателя

16 апреля 1952 года родился Анатолий Николаевич Кво́чур, Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель СССР.
Мальта-1989: историческая клякса
2 декабря 2017 г.

Мальта-1989: историческая клякса

2 декабря 1989 года пьяный матрос крейсера «Слава» заблевал каюту, предназначенную для президента США, выразив таким образом отношение советского народа к встрече Буша с Горбачевым
Против посмертной травли Иоанна Грозного
29 июля 2016 г.

Против посмертной травли Иоанна Грозного

Профессор, академик Петровской академии наук и искусств Игорь Фроянов и профессор Парижского Университета Сорбонны Андрей Рачинский поддерживают установку памятника Великому Царю.
Мемориал погибшим в зарубежье
14 июля 2017 г.

Мемориал погибшим в зарубежье

В Московском Доме национальностей прошло заседание круглого стола по теме : "Создание мемориала героям подвига самопожертвования"
Главная » Памятные даты » Июнь » Венский конгресс

Венский конгресс

9 июня 1815 года закончился международный форум, который подвёл итоги освобождения Европы Россией от Наполеона

Заключительный акт Венского конгресса состоял из 121 статьи, которые юридически закрепили новые границы государств, установленные в результате передела Европы. Помимо статей, в него вошли 17 приложений, в том числе договор о разделе Польши, декларация об отмене торговли неграми, правила судоходства по пограничным и международным рекам, положение о дипломатических агентах, акт о конституции Германского союза и другие.
Согласно решению Венского конгресса, большая часть герцогства Варшавского под наименованием Царства Польского вошла в состав Российской империи. Александр I получил титул Царя Польского. Отныне благодаря тому, что в 1809 году по Фридрихсгамскому миру под скипетр российского императора отошла Финляндия, отодвинувшая шведские владения от российских границ к Полярному кругу и Ботническому заливу, а в 1812 – Бессарабия, с мощными водными преградами в виде рек Прут и Днестр, на западе империи был создан своего рода пояс безопасности, исключавший прямое вторжение неприятеля на территорию России.
Кроме польского, камнем преткновения на переговорах в Вене был германский вопрос. Державы-победительницы боялись образования в самом сердце Европы монолитного немецкого государства, но были не против создания своего рода конфедерации, служившей форпостом у границ непредсказуемой Франции. После долгих споров в границах бывшей Священной Римской империи был создан Германский союз – конфедерация разновеликих немецких государств: королевств, герцогств, курфюршеств и княжеств, а также четырёх городов-республик (Франкфурта-на-Майне, Гамбурга, Бремена и Любека). Четыре страны – Австрия, Пруссия, Дания и Нидерланды – принадлежали к союзу только частью своих владений. Между этими суверенными государствами не существовало крепких экономических связей, единого законодательства, общих финансов или дипломатических служб. Единственным центральным органом власти был Союзный сейм, заседавший во Франкфурте-на-Майне и состоявший из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз. Председательствовал в Сейме австрийский император. Цель Союза также была весьма скромной: сохранение внешней и внутренней безопасности Германии, независимость и неприкосновенность отдельных немецких государств.
Главным итогом Венского конгресса стало то, что Россия обрела официальный статус государства, определяющего европейскую политику.

Ещё в этот день:

Родился император России Петр-I

9 июня 1672 года родился ПЁТР I (умер 8.2.1725), первый российский император, основатель русского регулярного военного флота и Санкт-Петербурга.

Историк Н.М.Карамзин дал такую оценку Петру Первому: «Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящие победы над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопии, завел мануфактуры, училища, академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы.

...Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастию, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедноты и заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию Голландией.

...Но великий муж самими ошибками доказывает свое величие: как хорошее, так и худое он делает навеки. Сильною рукою дано новое движение России".

Подробнее »

Победа в Мачинском рукаве

9 июня 1828 года русский отряд из 16 канонерских лодок разгромил турецкую флотилию из 23 судов

Гребные лодки под командованием капитана 1-го ранга И. И. ЗАВАДОВСКОГО, пройдя под выстрелами крепости Браилов, атаковали стоявшую в Мачинском рукаве Дуная турецкую флотилию из 23 судов и после 3-часового боя разгромили ее, взяв в плен 12 турецких судов.

Подробнее »

Памяти конструктора Семена Лавочкина

9 июня 1960 года умер Семен Алексеевич ЛАВОЧКИН (род. 1.09.1900), известный советский авиаконструктор.

Он был одним из конструкторов советского самолёта-истребителя ЛаГГ-3, за что удостоен Сталинской премии первой степени в 1941 году вместе с Горбуновым В. П. и Гудковым М. И.

Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации, показали высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны. В 1943 году удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал Лауреатом Сталинской премии первой степени за создание истребителя Ла-5.

После войны Лавочкин работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301 были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители. Он также работал над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н. С. Черняков). Умер от острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подробнее »

Полярный летчик Иван Нагурский

9 июня 1976 года умер Ян Иосифович НАГУРСКИЙ (род. 8.2.1888), русский полярный летчик — пионер полетов над льдами Арктики.

Поляк по национальности, он служил в русской армии под именем Иван Нагурский, стал одним из первых пилотов российского военно-морского флота. В 1914 участвовал в поисках пропавшей экспедиции Георгия СЕДОВА. Он первым из летчиков совершил «мертвую петлю» на гидроаэроплане.

После революции служил в Красной Армии. Когда Польша отделилась от России, отправился на историческую родину, где не смог продолжить службу из-за «красного» прошлого и влачил жалкое существование. В России его посчитали погибшим и даже увековечили память присвоением имени Нагурского метеостанции на Земле Франца-Иосифа. После Второй мировой войны он услышал лекцию о первых покорителях Арктики, в которой говорилось и о русском летчике Иване Нагурском, погибшем в 1917 году. Ян сумел доказать, что он жив. Побывал в СССР, написал две книжки о службе в Красной Армии.

 

Подробнее »
Венский конгресс

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии