RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Слава Советской Пионерии!
19 мая 2018 г.

Слава Советской Пионерии!

19 мая 1922 года образована пионерская организация Страны Советов, главной задачей которой было патриотическое воспитание юных граждан.
Афганская угроза
12 октября 2013 г.

Афганская угроза

ЗУБР (Засечка угроз безопасности России) — обстановка на 12.10.2013
Праздник труда в стране безработных
1 мая 2018 г.

Праздник труда в стране безработных

Первомай в современной России, к сожалению, потерял свою изначальную суть
   Величайший защитник Руси
6 декабря 2017 г.

Величайший защитник Руси

6 декабря — день памяти Александра Невского
Освящение Иконы «Взыскание Погибших»
16 февраля 2018 г.

Освящение Иконы «Взыскание Погибших»

В Российский героический календарь поступило письмо из Комитета по сохранению памяти о героях подвига самопожертвования
Главная » Памятные даты » Март » 49 дней в океане без воды и еды

49 дней в океане без воды и еды

7 марта 1960 года в Тихом океане были подобраны четыре советских солдата, дрейфовавших на десантной барже без воды и еды 49 дней. Суденышко сорвало со швартовых тайфуном и унесло в океан. Четыре парня мужественно боролись и со стихией, и с голодом, и с жаждой. Они не потеряли человеческого достоинства и победили. Вот имена героев: Анатолий Крючковский, 21 год, Филипп Поплавский, 20 лет, Иван Федотов, 20 лет, Асхат Зиганшин, 21 год.

17 января 1960 года ураган совал со швартовов советскую баржу Т-36 и унёс её на сотни миль от берега.  Положение осложнялось тем, что ребята не были моряками — они служили в инженерно-строительных войсках, то есть в «стройбате». А на баржу были направлены для разгрузки грузового судно, которое должно было подойти к причалу. Но неожиданно налетел ураган, и советские военнослужащие оказались в практически безвыходной ситуации. На унесённой в океан барже не было топлива, отсутствовали средства связи с берегом, в трюме возникла течь, из продовольствия имелись: буханка хлеба, две банки тушёнки, банка жира и несколько ложек крупы. Были ещё два ведра картошки, которую во время шторма раскидало по машинному отделению, отчего она пропиталась мазутом. Опрокинуло и бачок с питьевой водой, которая частично перемешалась с морской. Ещё была на судне печка-буржуйка, спички и несколько пачек папирос «Беломор». К тому же мореходные качества баржи были такими, что по технике безопасности она даже в штилевую погоду не имела права отплывать от берега более, чем на 300 метров.
Проблему пресной воды ребята решили так: её брали
из системы охлаждения двигателей, хотя и ржавую, но относительно годную для употребления. Также собирали дождевую воду. В качестве еды варили похлёбку — немного тушёнки, пара пахнущих топливом картофелин, самая малость крупы. На таком рационе требовалось не только выживать самим, но и бороться за живучесть баржи: скалывать лёд с бортов, чтобы не допустить её переворота, выкачивать воду, собиравшуюся в трюме.

Когда еда совсем закончилась, сержант Зиганшин вспомнил рассказ школьной учительницы о матросах, потерпевших бедствие и страдавших от голода. Те моряки варили и ели кожаные вещи. Ремень сержанта был кожаным. Его сварили, покрошив в лапшу, потом употребили ремешок от разбитой и неработающей рации, потом стали есть сапоги, содрали и съели кожу с оказавшейся на борту гармошки…

Вскоре к мукам голода и жажды добавились слуховые галлюцинации. Ивана Федотова начали мучить приступы страха. Товарищи поддерживали его, как могли, успокаивали.

Поразительно то, что за всё время дрейфа в четвёрке не произошло ни одной ссоры, ни одного конфликта. Даже тогда, когда сил уже практически не осталось, ни один не попытался отобрать у товарища пищу или воду, чтобы выжить самому. Просто договорились: последний, кто останется в живых, перед тем как умереть, оставит на барже запись о том, как погибал экипаж Т-36…

2 марта они впервые увидели проходящее вдали судно, но, кажется, сами не поверили в то, что перед ними не мираж. 6 марта новый корабль показался на горизонте, но отчаянные сигналы о помощи, которые подавали солдаты, на нём не заметили.

7 марта 1960 года авиационная группа с американского авианосца «Кирсардж» обнаружила баржу Т-36 примерно в тысяче миль северо-западнее острова Мидуэй. Полузатопленная баржа, которая не должна удаляться от берега на расстояние больше 300 метров, прошла больше тысячи миль по Тихому океану, преодолев половину расстояния от Курил до Гавайев.

Американцы в первые минуты не понимали: что, собственно, за чудо-юдо перед ними и что за люди плывут на нём?

Но ещё большее недоумение моряки с авианосца пережили, когда доставленный с баржи вертолётом сержант Зиганшин заявил: у нас всё нормально, нужно топливо и продукты, и мы сами доплывём до дома. На самом деле, конечно, плыть солдаты уже никуда не могли. Как потом говорили врачи, жить четвёрке оставалось совсем немного: смерть от истощения могла наступить уже в ближайшие часы. А на Т-36 к тому времени оставался один сапог и три спички.

Американские медики дивились не только стойкости советских солдат, но и удивительной самодисциплине: когда экипаж авианосца стал предлагать им еду, они съели совсем чуть-чуть и остановились. Если бы съели больше, то сразу погибли бы, как гибли многие, пережившие долгий голод.

На борту авианосца, когда стало ясно, что они спасены, силы окончательно оставили солдат — Зиганшин попросил бритву, но упал в обморок около умывальника. Брить его и его товарищей пришлось морякам «Кирсарджа».
Когда солдаты отоспались, их начал мучить страх совсем иного рода — на дворе-то была холодная война, а помощь им оказал не кто-нибудь, а «вероятный противник». К тому же к американцам в руки попала советская баржа. Капитан «Кирсарджа», кстати, никак не мог взять в толк, отчего солдаты так рьяно требуют от него погрузить на борт авианосца это ржавое корыто? Чтобы успокоить их, он сообщил им: баржу в порт отбуксирует другое судно. На самом деле американцы потопили Т-36 — не из-за желания нанести вред СССР, а потому, что полузатопленная баржа представляла угрозу судоходству.

Когда в СССР узнали о спасении четверки героев, руководитель государства Никита Хрущёв послал им приветственную телеграмму.

Первая пресс-конференция героев состоялась ещё на авианосце, куда вертолётами доставили около полусотни журналистов. Закончить её пришлось раньше времени: у Асхата Зиганшина носом пошла кровь.

Позже ребята дали массу пресс-конференций, и практически везде им задавали один и тот же вопрос: как на вкус сапоги? «Кожа очень горькая, с неприятным запахом. Да разве тогда до вкуса было? Хотелось только одного: обмануть желудок. Но просто кожу не съешь: слишком жёсткая. Поэтому мы отрезали по маленькому кусочку и поджигали. Когда кирза сгорала, она превращалась в нечто похожее на древесный уголь и становилась мягкой. Этот «деликатес» мы намазывали солидолом, чтобы легче было глотать. Несколько таких «бутербродов» и составляли наш суточный рацион», — вспоминал потом Анатолий Крючковский.

К моменту прибытия авианосца в Сан-Франциско герои уникального плавания, продлившегося около 50 дней, уже немного окрепли. Америка встречала их восторженно — мэр Сан-Франциско вручил им «золотой ключ» от города.

Специалисты восхищались: молодые советские парни в критической ситуации не потеряли человеческий облик, не озверели, не вступили в конфликты, не скатились до каннибализма, как это случалось со многими из тех, кто попадал в аналогичные обстоятельства.

А простые жители США, глядя на фото, удивлялись: разве это враги? Милейшие ребята, немного стеснительные, что только добавляет им шарма. В общем, для имиджа СССР четверо солдат за время своего пребывания в США сделали больше, чем все дипломаты.

По возвращении в СССР героев ждал приём на высшем уровне — в их честь был организован митинг, солдат лично принимали Никита Хрущёв и министр обороны Родион Малиновский. Всех четверых наградили орденами Красной Звезды, про их плавание сняли фильм, написали несколько книг. Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Асхат Зиганшин по рекомендации командования поступили в Ленинградское военно-морское среднетехническое училище, которое окончили в 1964 году. Иван Федотов, парень с берегов Амура, вернулся домой и всю жизнь проработал речником. Его не стало в 2000 году. Филипп Поплавский, поселившийся под Ленинградом, после окончания училища работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Он скончался в 2001 году. Анатолий Крючковский живёт в Киеве, много лет проработал заместителем главного механика на киевском заводе «Ленинская кузница». Асхат Зиганшин после окончания училища поступил механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом, женился, воспитал двух прекрасных дочерей. Выйдя на пенсию, поселился в Петербурге.

.

Ещё в этот день:

Сталин стал Маршалом

7 марта 1943 года Президиум Верховного совета СССР присвоил Иосифу Виссарионовичу Сталину звание Маршала Советского Союза.

Первый в мире отряд космонавтов

7 марта 1960 года в СССР была сформирована первая группа космонавтов из 20-ти военных лётчиков: Павел Попович, Валерий Быковский, Иван Аникеев, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Герман Титов, Георгий Шонин, Алексей Леонов, Евгений Хрунов...

В мае 1958 года главный конструктор и организатор производства ракетно-космической техники С.П.Королев рассмотрел предложения проектного отдела, возглавляемого М.К.Тихонравовым, о создании тяжелого спутника для полета человека в космос. 5 января 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О медицинском отборе кандидатов в космонавты», а 22 мая 1959 года появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам».

По медицинским показателям, служебным характеристикам и по соответствию критериям отбора для собеседования отобрали всего 347 человек. К февралю 1960 года этап психофизиологического обследования успешно прошли лишь 29 человек, ставшие финалистами отбора. 3 марта 1960 года появился приказ МО СССР «Временное положение о космонавтах», на основании которого определялись статус и обязанности космонавта. В марте 1960 года в Центр прибыли первые двадцать будущих космонавтов из числа военных летчиков, а через год состоялся первый в мире полет в космос Юрия Гагарина.

 

Подробнее »
49 дней в океане без воды и еды

Сегодня
18 ноября
воскресенье
2018

В этот день:

Создание русской регулярной армии

18 ноября 1699 года Петр I подписал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Создание русской регулярной армии

18 ноября 1699 года Петр I подписал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Фактически это было началом создания русской регулярной армии и флота. Подавив стрелецкое восстание в Москве (1698), царь своим указом распустил стрелецкие полки и приступил к созданию армии по системе рекрутского набора. Новая армия строилась на добровольной основе — в нее записывались свободные люди, годные к воинской службе. Пожелавшим стать солдатами выдавалось годовое жалованье в 11 рублей и «хлебные и кормовые запасы».

Итогом первого набора «прямого регулярного войска» стало создание трех пехотных дивизий, которыми командовали генералы Головин, Вейде и Репнин. Первоначально полки назывались «новоприборными тысячными» и состояли из 1152 солдат. Одновременно шло формирование регулярной кавалерии — драгунских полков. Продолжив военные реформы своего отца — царя Алексея Михайловича, — Петр I стал основателем русской регулярной армии и флота. И хоть попытки создания такой армии в России предпринимались еще задолго до реформ Петра, именно при Петре I она превратилась в одну из самых мощных в Европе и оказалась способной наносить сокрушительные удары по самому сильному противнику.

Личная гвардия императоров

18 ноября 1796 года был сформирован лейб-гвардии Гусарский полк, который покрыл себя славой в боях, будучи личной гвардией русских императоров.

Личная гвардия императоров

18 ноября 1796 года был сформирован лейб-гвардии Гусарский полк, который покрыл себя славой в боях, будучи личной гвардией русских императоров.

В конце 1774 года императрица Екатерина II повелела князю Потёмкину сформировать для службы при Её Величестве гусарский эскадрон в составе 130 человек и две казачьи конвойные команды. Эскадрон был назван Лейб-Гусарским (лейб означает — состоящий при монархе), а казачьи команды: одна — Донской, другая — Чугуевской. И повелено им было состоять им при высочайшем дворе. В течение всего царствования Екатерины II эскадрон и конвойные команды несли охрану Её Величества.

В ноябре 1796 года из Лейб-Гусарского эскадрона, казачьих конвойных команд и находившихся в составе гатчинских войск гусарского полка и казачьего эскадрона был сформирован сводный Лейб-Гусарский казачий полк с правами и преимуществами старой гвардии. В полку было 2 гусарских и 2 казачьих эскадрона. 15 апреля 1797 года был сформирован 3 гусарский эскадрон. 24 января 1798 года Лейб-Гусарский казачий полк был разделён на 2 полка: гусарские эскадроны составили лейб-гвардии Гусарский полк, а казачьи — лейб-гвардии Казачьий полк.

Эти полки не раз отличались в боях. Например, 2 июня 1807 года в сражении под Фридландом. В истории конницы фридландская баталия интересна тем, что здесь на широком и ровном пространстве перед городом Фридландом, между Сортлакским и Домераусским лесом, произошла рукопашная схватка значительных отрядов русской и французской кавалерии (в общей сложности на поле действовало 85 эскадронов). Причем французскую армию представляли кирасиры и драгуны, то есть тяжелая конница, а русскую — гусары, уланы и казаки, то есть легкая конница. В ходе длительного боя, в котором пехота не участвовала, верх одержали русские всадники, показавшие отличную выучку, смелость и стойкость. Особенно отличился при этом лейб-эскадрон: четыре раза атаковал он и опрокидывал неприятеля. При встречной атаке дивизии генерала Латур-Мобура командующий эскадроном полковник Загряжский получил несколько ран и без чувств упал с лошади. В это время ротмистр князь Абамелек немедленно принял командование над оставшимися без начальника гусарами, личной неустрашимостью ободрил подчиненных и бросился с ними вперед, остановил неприятеля и вместе с штабс-ротмистрами Бороздиным и Забелиным увез три пушки, которые французы захватили ранее у Воронежского мушкетерского полка.

Полк потерял убитыми 52 нижних чина и 88 строевых лошадей. За смелость, проявленную в бою, орден Святого Георгия 4-й степени получили: полковники Тутолмин и Загряжский, ротмистры Трощинский и князь Абамелек, штабс-ротмистры князь Багратион и граф Салтыков.

26 августа 1812 года полк в составе 1-го кавалерийского корпуса генерала Ф. П. Уварова отличился в Бородинском сражении. В первой линии шли два полка: Елисаветградский гусарский и лейб-гвардии Казачий, во второй линии: лейб-гвардии Гусарский, лейб-гвардии Драгунский, лейб-гвардии Уланский и Нежинский драгунский полки. Кавкорпус перешел вброд реку Колочу при селе Малом, атаковал кавалерийскую дивизию генерала Орнано, опрокинул ее и стремительно прошел за ручей Войну почти до села Бородино. В этом боевом эпизоде особенно отличились офицеры лейб-гвардии Гусарского полка: полковник Трощинский (ранен пулею в грудь), ротмистр Андреевский (ранен картечью), ротмистр Бороздин (тяжело ранен пулями, впоследствии от ран умер), поручик Юшков (ранен пулею в грудь), штабс-ротмистр Дьяков 1-й (контужен ядром). Кроме того, было убито 2 унтер-офицера, 1 трубач и 21 рядовой, 43 строевые лошади. (А. Бегунова "Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I").

После Октябрьской революции 1917 года полк был расформирован. В июне 2003 года на территории Софийского собора в Царском Селе был установлен памятный знак полку.

 

Мичманы и прапорщики

18 ноября 1971 года в Советских Вооруженных силах учрежден институт мичманов и прапорщиков.

Мичманы и прапорщики

18 ноября 1971 года в Советских Вооруженных силах учрежден институт мичманов и прапорщиков.

В русской армии по указу царя Алексея Михайловича в 1649 году впервые прапорщиками стали называться знаменосцы, назначавшиеся из числа наиболее мужественных воинов, физически крепких и проверенных в боях. Пётр I в 1712 году ввёл воинское звание прапорщика как самый младший чин офицерского состава в пехоте и кавалерии.

В 1917−1946 гг. в Красной, затем до 1972 года в Советской Армии звания прапорщик или аналогичного ему не существовало.

В русском флоте (до 1917 года) мичман — первое офицерское звание — соответствовало поручику в армии. Звание мичмана присваивалось гардемаринам (воспитанники военно-морских училищ), успешно выдержавшим теоретический и практический экзамены. Мичманы назначались на должности командиров артиллерийских башен кораблей, штурманами малых боевых кораблей и так далее.

В советское время воинское звание мичмана впервые было введено Постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ. Это постановление действовало до 1972 года. В связи с введением в Вооружённых Силах СССР института прапорщиков и мичманов в 1972 году военнослужащие в звании мичмана стали представлять собой отдельную категорию личного состава ВМФ и морских частей пограничных войск. По своему служебному положению, обязанностям и правам они так же, как и прапорщики, имели статус, близкий к младшим офицерам, являлись их ближайшими помощниками и начальниками для матросов (солдат) и старшин (сержантов) одного с ними корабля (части).

В ходе сердюковских реформ институт мичманов и прапорщиков ликвидирован. Сейчас воссоздается снова.

 

Памяти супердиверсанта Ильи Старинова

18 ноября 2000 года скончался Илья Григорьевич Старинов (р. 1900), руководитель диверсионных групп в годы Великой Отечественной войны

Памяти супердиверсанта Ильи Старинова

18 ноября 2000 года скончался Илья Григорьевич Старинов (р. 1900), руководитель диверсионных групп в годы Великой Отечественной войны

Гитлер объявил этого человека врагом нации за то, что от сконструированных им мин пошли под откос около 12 тысяч составов с живой силой и боеприпасами. Сын простого железнодорожника из Орловской губернии, он поднялся на самую вершину военного дела, участвовал в четырех войнах, лично пустил под откос 18 вражеских эшелонов, взорвал около 400 мостов, в конце концов, стал одним из руководителей партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Илья Григорьевич был одним из наиболее талантливых конструкторов мин и взрывных устройств. На сконструированных им минах подорвано более 12 тысяч фашистских железнодорожных составов. Это самый выдающийся результат в истории войн! МПС (противопоездная мина Старинова) признана самым эффективным подрывным устройством Второй мировой войны. Его авторитет в минно - взрывном деле непререкаем, как в нашей стране, так и за рубежом.

 

Опасный дрейф матроса Щура

18 ноября 2000 года моряки российского танкера спасли в Беринговом море матроса Ивана Щура, который более 20 суток штормовал на дрейфующей барже.

Опасный дрейф матроса Щура

18 ноября 2000 года моряки российского танкера спасли в Беринговом море матроса Ивана Щура, который более 20 суток штормовал на дрейфующей барже.

28 октября баржу "Меридиан" порывом ветра оторвало от причала, расположенного недалеко от арктического поселка Энурмино. На ней находился матрос Иван Щур. 20 суток он дрейфовал на своей барже по Чукотскому и Беринговому морям. За время дрейфа "Меридиан" прошел около 500 км. Каждый день Иван Щур по судовой радиостанции, работавшей на ультракоротких волнах, выходил в эфир и сообщал о себе. Благодаря этому, пропавшую в море баржу запеленговали российские пограничники. По этим данным к "Меридиану" вышел российский танкер "Вентспилс".

Спасательная операция в Беринговом море проходила в сложных метеорологических условиях - при сильном ветре и метели. Танкер "Вентспилс", обнаруживший баржу в проливе Сенявина, не смог "по причине ледовой обстановки" подойти к ней ближе, чем на 150 метров. В этой ситуации старший помощник капитана "Вентспилса" Роман Боровой и второй помощник капитана Михаил Стародубцев в гидрокостюмах, рискуя жизнью, добрались до баржи по льду , применив в качестве страховки обычные доски. Им удалось снять матроса с борта "Меридиана" и доставить его на танкер.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии