RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Бородинское поле: битва продолжается
21 октября 2013 г.

Бородинское поле: битва продолжается

19 октября 2013 года РОО «Бородино 2012-2045» провела поездку по Бородинскому полю с целью общественного инспектирования состояния великого памятника истории
Годовщина нашего сайта
1 апреля 2014 г.

Годовщина нашего сайта

"Российский героический календарь" поздравили известные политики, депутаты Государственной думы, ученые, писатели, актеры и многие читатели
Родился Михаил Захарчук
18 ноября 2016 г.

Родился Михаил Захарчук

Поздравляем писателя, публициста, военного журналиста Михаила Александровича Захарчука с днем рождения!
Обретение мощей Сергия Радонежского
18 июля 2016 г.

Обретение мощей Сергия Радонежского

18 июля 1422 года были найдены нетленные останки великого духовного защитника Земли Русской преподобного Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на победную Куликовскую битву
Жизнь за товарищей
4 декабря 2014 г.

Жизнь за товарищей

Региональная экспедиция по местам подвигов самопожертвования пополнила базу данных двумя героическими поступками, совершенными 3 декабря 1941 года и 4 декабря 1942 года
Главная » Памятные даты » Март » Командир «Малютки»

Командир «Малютки»

23 марта 1978 года скончался Ярослав Иосселиани.

Он родился 29 февраля 1912 г. в Лахири, Грузия. С 1934 г. служил в ВМФ СССР. В 1938 г. Иоселиани окончил Ленинградское военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, а в 1940 г. – Высшие курсы подводного плавания. Великую Отечественную войну старший лейтенант Иосселиани встретил старшим офицером новой ПЛ ЧФ Щ-203 «Камбала». В следующем году он назначен командиром подводной лодки «М-111» типа «Малютка». С ноября 1942 по декабрь 1943 гг. «М-111» совершила 11 боевых походов, торпедировала 12 судов, потопила 2 транспорта и лихтер врага (14 000 тонн). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 г. за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Ярославу Константиновичу Иосселиани присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». ПЛ «М-111» награждена орденом Красного Знамени. В апреле 1944 г. Иосселиани участвовал в приёме и переводе из Англии в СССР подводной лодки «В-4» (бывшая английская ПЛ «Урсула»), приобретённой на средства земляков-горцев из Сванетии, получившей наименование С-17 «Советская Сванетия». Командуя этой ПЛ в составе Северного флота, Иоселиани потопил вражеский танкер и 2 транспорта. После окончания войны Ярослав Константинович служил в ВМФ СССР, в 1966 г. ушел в отставку в звании капитана 1-го ранга. Среди его наград орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, ордена Нахимова, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медали. Я. К. Иоселиани умер в 1978 г. Похоронен в Пантеоне общественных деятелей в Сабуртало (Тбилиси). Именем Героя был назван рыболовный траулер.

Ещё в этот день:

Генерал-адъютант Фёдор Ростопчин

23 марта 1763 родился Федор РОСТОПЧИН

Во время Отечественной войны 1812 года Ростопчин занимал пост генерал-губернатора Москвы и проявил себя как организатор ополчения. Очевидцы вспоминают, что Наполеона начинало трясти, когда он слышал имя Ростопчина.

 

Подробнее »

Авиаконструктор Архип Люлька

23 марта 1908 года родился Архип ЛЮЛЬКА

Наиболее плодотворно работал в ОКБ Сухого, создал двигатели почти для всех модификаций «сушек», Герой Социалистического Труда.

Подробнее »

Снайпер-ас Василий Зайцев

23 марта 1915 года родился Василий Зайцев

Во время Сталинградской битвы между 10 ноября и 17 декабря 1942 уничтожил 225 солдат и офицеров германской армии и их союзников, включая 11 снайперов. Создал тактику снайперской охоты. Написал учебник для снайперов.

О жизни и судьбе Василия Зайцева, его собственные воспоминания о Сталинградской битве - в материале Солдатского храма: https://vk.com/ruvoin?w=wall-98877741_619

 

 

Подробнее »

Матрос Александр Марухов

23 марта 1919 года родился Александр МОРУХОВ

Командир отделения трюмных машинистов гвардейской подводной лодки "М-35" Черноморского флота участвовал в 34-х боевых походах и потоплении 8-и кораблей противника. Единственный моряк-подводник срочной службы, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.

Подробнее »

Гибель космонавта Валентина Бондаренко

23 марта 1961 года погиб Валентин БОНДАРЕНКО.

Он - представитель первого отряда космонавтов. Подробно: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/march/pogib-v-plameni-spirta

 

Подробнее »

Прототип героя "Судьбы человека"

23 марта 1996 года умер Григорий ДОЛЬНИКОВ

Он родился 8 мая 1923 г. в деревне Сахаровка Могилевской области в семье крестьянина. По окончании школы ФЗУ работал слесарем на заводе в Минске, окончил местный аэроклуб. В 1943 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны Дольников находился с июля 1943 г. Был летчиком, командиром звена, а затем помощником командира 100-го Гвардейского истребительного авиаполка. В августе 1943 г. в упорнейших боях над Донбассом летчик совершил 35 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета. 30 сентября 1943 г. в неравном воздушном бою Дольников сбил самолёт противника, а другой таранил. Раненый, он приземлился на парашюте на территории противника и попал в концлагерь. Только с четвертой попытки ему удалось бежать и добраться до партизанского отряда «За Родину», где он воевал. После освобождения города Николаева в апреле 1944 г. вернулся в свой полк. В конце мая 1944 г. в боях под Яссами группа из 12 самолетов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с пятью девятками Ju.87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолета. А за неделю напряженных боев одержал 5 побед. В начале 1945 года Ивана Бабака назначили командиром 16-го ГвИАП и его самолет принял Дольников. 16 марта самолет Бабака был подбит зенитками, обгоревший летчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го ГвИАП Герой Советского Союза Петр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолете надписи: справа – «За Петю Гучка», слева – «За Ваню Бабака». На этой машине, в мае 1945 г., Григорий Дольников и встретил день Победы. Войну Г.У.Дольников закончил в Праге. В общей сложности он совершил 160 успешных боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил лично 15 и в паре 1 самолет противника. После войны Григорий Устинович продолжил службу в ВВС. Окончил Военно-Воздушную Академию в 1955 г. и Высшие академические курсы при Военной Академии Генштаба в 1968 г., занимал различные командные должности, защитил кандидатскую диссертацию. В 1978 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1981 г. генерал-полковник авиации Г. У. Дольников был заместителем главнокомандующего ВВС по ВУЗам. Заслуженный военный летчик СССР Дольников написал книгу «Летит стальная эскадрилья». Он был награжден Орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й Степени, медалями и иностранными орденами.

Подробнее »
Командир «Малютки»

Подвиг Архипа Осипова

23 марта 1840 года погиб рядовой Осипов

 

Его именем назван поселок на берегу Черного моря, который сегодня широко известен как курорт Архипо-Осиповка.
Об Архипе Осиповиче Осипове известно следующее.
21 декабря 1820 года он был принят в военную службу рекрутом и 5 апреля 1821 года зачислен в Крымский пехотный полк. На втором году службы Осипов совершил побег, за который был наказан по суду шпицрутенами через 1000 человек один раз, но последующей службой успел загладить проступок молодых лет и в 1840 году имел уже нашивку на рукав и серебряные медали за персидскую и турецкую войны. В персидскую войну Осипов был участником многих сражений, в том числе при взятии Сардар-Абада. В турецкую войну среди прочих боев принял участие в штурме Карса.
По окончании войны Тенгинский полк был переведён на Кубань и нёс кордонную службу. Там Осипов неоднократно участвовал в стычках с горцами. В Тенгинский полк он прибыл в 1834 году вместе с 1-м батальоном Крымского полка и зачислен в 9-ю мушкетёрскую роту.
15 марта 1840 года, когда стало точно известно о намерении горцев преобладающими силами напасть на укрепление, он, по свидетельству очевидцев, с заложенными за спину руками долго шагал по казарме, что-то обдумывая. Затем, остановившись посреди казармы, сказал: «Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших подожгу пороховой погреб». Никто не сомневался, что Осипов сдержит слово, так как все знали его как человека серьёзного, набожного и смелого, исправного солдата. 23 марта 1840 года Осипов сдержал свое слово. Когда горцы ворвались в укрепление и выдавили из него горстку наших бойцов, он сказал: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните мое дело» и бросился к погребам. Вскоре они взорвались, а с ними и все укрепление. Неприятель понес потери до 3 тысяч человек.
Впоследствии около разрушенных валов бывшего Михайловского укрепления раскинулось русское селение Архипо-Осиповка.
По свидетельству сослуживцев, Осипов был бравый солдат, 38 лет, высок ростом, с продолговатым лицом, обрамленным темно-русыми волосами и с серыми глазами. Император Николай I для увековечения памяти о доблестном подвиге Архипа Осипова, который не имел семейства, повелел навсегда сохранить имя его в списках 1-й роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым и на всех перекличках при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском»».
На месте взорванного укрепления высится чугунный ажурной работы крест с надписью: «77-го пехотного Тенгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка рядовому Архипу Осипову, погибшему во славу русского оружия в укреплении Михайловском, на месте которого сооружен сей памятник». Памятник возник в 1876 году по инициативе главнокомандующего великого князя Михаила Николаевича, который повелел поставить его таких размеров и на таком месте, чтобы он был виден с судов, проходящих у берега. Другой памятник Осипову (и командиру Михайловского укрепления штабс-капитану Лико) воздвигнут во Владикавказе по инициативе генерала Гейдена.

 

Подробнее »

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии