RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Война после войны
22 июня 2014 г.

Война после войны

22 июня 1941 года объединенные силы Европы во главе с Гитлером вероломно без объявления боевых действий напали на СССР
Нападение на храм
16 августа 2015 г.

Нападение на храм

В ночь на 8 августа 2015 года неизвестные пытались поджечь Христорождественский собор города Хабаровска
«Победа-70»: поэтесса Ляна Бирюкова
11 апреля 2015 г.

«Победа-70»: поэтесса Ляна Бирюкова

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Русский солдат Креста не снимает
23 мая 2016 г.

Русский солдат Креста не снимает

20 лет назад 23 мая 1996 года совершил высокий подвиг рядовой Евгений Родионов, предпочтя жестокую смерть унижению Веры и предательству Отечества
У Героев Родина одна
19 апреля 2016 г.

У Героев Родина одна

18 апреля 2016 года в Московском доме национальностей состоялся вечер, посвященный воинам, повторившим подвиг Александра Матросова
Главная » Памятные даты » Март » Авиаконструктор Архип Люлька

Авиаконструктор Архип Люлька

23 марта 1908 года родился Архип ЛЮЛЬКА

Наиболее плодотворно работал в ОКБ Сухого, создал двигатели почти для всех модификаций «сушек», Герой Социалистического Труда.

Ещё в этот день:

Генерал-адъютант Фёдор Ростопчин

23 марта 1763 родился Федор РОСТОПЧИН

Во время Отечественной войны 1812 года Ростопчин занимал пост генерал-губернатора Москвы и проявил себя как организатор ополчения. Очевидцы вспоминают, что Наполеона начинало трясти, когда он слышал имя Ростопчина.

 

Подробнее »
Авиаконструктор Архип Люлька

Снайпер-ас Василий Зайцев

23 марта 1915 года родился Василий Зайцев

Во время Сталинградской битвы между 10 ноября и 17 декабря 1942 уничтожил 225 солдат и офицеров германской армии и их союзников, включая 11 снайперов. Создал тактику снайперской охоты. Написал учебник для снайперов.

О жизни и судьбе Василия Зайцева, его собственные воспоминания о Сталинградской битве - в материале Солдатского храма: https://vk.com/ruvoin?w=wall-98877741_619

 

 

Подробнее »

Матрос Александр Марухов

23 марта 1919 года родился Александр МОРУХОВ

Командир отделения трюмных машинистов гвардейской подводной лодки "М-35" Черноморского флота участвовал в 34-х боевых походах и потоплении 8-и кораблей противника. Единственный моряк-подводник срочной службы, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.

Подробнее »

Гибель космонавта Валентина Бондаренко

23 марта 1961 года погиб Валентин БОНДАРЕНКО.

Он - представитель первого отряда космонавтов. Подробно: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/march/pogib-v-plameni-spirta

 

Подробнее »

Прототип героя "Судьбы человека"

23 марта 1996 года умер Григорий ДОЛЬНИКОВ

Он родился 8 мая 1923 г. в деревне Сахаровка Могилевской области в семье крестьянина. По окончании школы ФЗУ работал слесарем на заводе в Минске, окончил местный аэроклуб. В 1943 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны Дольников находился с июля 1943 г. Был летчиком, командиром звена, а затем помощником командира 100-го Гвардейского истребительного авиаполка. В августе 1943 г. в упорнейших боях над Донбассом летчик совершил 35 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета. 30 сентября 1943 г. в неравном воздушном бою Дольников сбил самолёт противника, а другой таранил. Раненый, он приземлился на парашюте на территории противника и попал в концлагерь. Только с четвертой попытки ему удалось бежать и добраться до партизанского отряда «За Родину», где он воевал. После освобождения города Николаева в апреле 1944 г. вернулся в свой полк. В конце мая 1944 г. в боях под Яссами группа из 12 самолетов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с пятью девятками Ju.87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолета. А за неделю напряженных боев одержал 5 побед. В начале 1945 года Ивана Бабака назначили командиром 16-го ГвИАП и его самолет принял Дольников. 16 марта самолет Бабака был подбит зенитками, обгоревший летчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го ГвИАП Герой Советского Союза Петр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолете надписи: справа – «За Петю Гучка», слева – «За Ваню Бабака». На этой машине, в мае 1945 г., Григорий Дольников и встретил день Победы. Войну Г.У.Дольников закончил в Праге. В общей сложности он совершил 160 успешных боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил лично 15 и в паре 1 самолет противника. После войны Григорий Устинович продолжил службу в ВВС. Окончил Военно-Воздушную Академию в 1955 г. и Высшие академические курсы при Военной Академии Генштаба в 1968 г., занимал различные командные должности, защитил кандидатскую диссертацию. В 1978 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1981 г. генерал-полковник авиации Г. У. Дольников был заместителем главнокомандующего ВВС по ВУЗам. Заслуженный военный летчик СССР Дольников написал книгу «Летит стальная эскадрилья». Он был награжден Орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й Степени, медалями и иностранными орденами.

Подробнее »

Командир «Малютки»

23 марта 1978 года скончался Ярослав Иосселиани.

Он родился 29 февраля 1912 г. в Лахири, Грузия. С 1934 г. служил в ВМФ СССР. В 1938 г. Иоселиани окончил Ленинградское военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, а в 1940 г. – Высшие курсы подводного плавания. Великую Отечественную войну старший лейтенант Иосселиани встретил старшим офицером новой ПЛ ЧФ Щ-203 «Камбала». В следующем году он назначен командиром подводной лодки «М-111» типа «Малютка». С ноября 1942 по декабрь 1943 гг. «М-111» совершила 11 боевых походов, торпедировала 12 судов, потопила 2 транспорта и лихтер врага (14 000 тонн). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 г. за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Ярославу Константиновичу Иосселиани присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». ПЛ «М-111» награждена орденом Красного Знамени. В апреле 1944 г. Иосселиани участвовал в приёме и переводе из Англии в СССР подводной лодки «В-4» (бывшая английская ПЛ «Урсула»), приобретённой на средства земляков-горцев из Сванетии, получившей наименование С-17 «Советская Сванетия». Командуя этой ПЛ в составе Северного флота, Иоселиани потопил вражеский танкер и 2 транспорта. После окончания войны Ярослав Константинович служил в ВМФ СССР, в 1966 г. ушел в отставку в звании капитана 1-го ранга. Среди его наград орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, ордена Нахимова, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медали. Я. К. Иоселиани умер в 1978 г. Похоронен в Пантеоне общественных деятелей в Сабуртало (Тбилиси). Именем Героя был назван рыболовный траулер.

Подробнее »

Подвиг Архипа Осипова

23 марта 1840 года погиб рядовой Осипов

 

Его именем назван поселок на берегу Черного моря, который сегодня широко известен как курорт Архипо-Осиповка.
Об Архипе Осиповиче Осипове известно следующее.
21 декабря 1820 года он был принят в военную службу рекрутом и 5 апреля 1821 года зачислен в Крымский пехотный полк. На втором году службы Осипов совершил побег, за который был наказан по суду шпицрутенами через 1000 человек один раз, но последующей службой успел загладить проступок молодых лет и в 1840 году имел уже нашивку на рукав и серебряные медали за персидскую и турецкую войны. В персидскую войну Осипов был участником многих сражений, в том числе при взятии Сардар-Абада. В турецкую войну среди прочих боев принял участие в штурме Карса.
По окончании войны Тенгинский полк был переведён на Кубань и нёс кордонную службу. Там Осипов неоднократно участвовал в стычках с горцами. В Тенгинский полк он прибыл в 1834 году вместе с 1-м батальоном Крымского полка и зачислен в 9-ю мушкетёрскую роту.
15 марта 1840 года, когда стало точно известно о намерении горцев преобладающими силами напасть на укрепление, он, по свидетельству очевидцев, с заложенными за спину руками долго шагал по казарме, что-то обдумывая. Затем, остановившись посреди казармы, сказал: «Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших подожгу пороховой погреб». Никто не сомневался, что Осипов сдержит слово, так как все знали его как человека серьёзного, набожного и смелого, исправного солдата. 23 марта 1840 года Осипов сдержал свое слово. Когда горцы ворвались в укрепление и выдавили из него горстку наших бойцов, он сказал: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните мое дело» и бросился к погребам. Вскоре они взорвались, а с ними и все укрепление. Неприятель понес потери до 3 тысяч человек.
Впоследствии около разрушенных валов бывшего Михайловского укрепления раскинулось русское селение Архипо-Осиповка.
По свидетельству сослуживцев, Осипов был бравый солдат, 38 лет, высок ростом, с продолговатым лицом, обрамленным темно-русыми волосами и с серыми глазами. Император Николай I для увековечения памяти о доблестном подвиге Архипа Осипова, который не имел семейства, повелел навсегда сохранить имя его в списках 1-й роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым и на всех перекличках при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском»».
На месте взорванного укрепления высится чугунный ажурной работы крест с надписью: «77-го пехотного Тенгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка рядовому Архипу Осипову, погибшему во славу русского оружия в укреплении Михайловском, на месте которого сооружен сей памятник». Памятник возник в 1876 году по инициативе главнокомандующего великого князя Михаила Николаевича, который повелел поставить его таких размеров и на таком месте, чтобы он был виден с судов, проходящих у берега. Другой памятник Осипову (и командиру Михайловского укрепления штабс-капитану Лико) воздвигнут во Владикавказе по инициативе генерала Гейдена.

 

Подробнее »

Сегодня
16 января
среда
2019

В этот день:

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна
IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».

Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

 

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.

С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.

Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии