RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Паралич сердца
31 октября 2015 г.

Паралич сердца

90 лет назад 31 октября 1925 года в Москве после операции на желудке умер нарком по военным и морским делам СССР Михаил Васильевич Фрунзе
Ту-154 улетел навсегда
30 октября 2020 г.

Ту-154 улетел навсегда

28 октября 2020 года последний из оставшихся в гражданской авиации лайнеров Ту-154 совершил свой заключительный рейс.
Попранные права
25 января 2014 г.

Попранные права

25 января 1918 года в Советской России была принята "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа"
В память о Страстном монастыре
16 ноября 2015 г.

В память о Страстном монастыре

Региональная общественная организация «Бородино-2012-2045» обратилась к Патриарху Кириллу с просьбой о благословении на возведение часовни преподобных Антония и Феодосия Печерских на Страстной (Пушкинской) площади в Москве …
Лекарство от страха
12 октября 2019 г.

Лекарство от страха

Почему с таким упорством Америка и Европа перекраивают историю Второй Мировой войны?
Главная » Памятные даты » Март » Матрос Александр Морухов

Матрос Александр Морухов

23 марта 1919 года родился Александр МОРУХОВ

Командир отделения трюмных машинистов гвардейской подводной лодки "М-35" Черноморского флота участвовал в 34-х боевых походах и потоплении 8-и кораблей противника. Единственный моряк-подводник срочной службы, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.

Родился 23 марта 1919 года в деревне Митьково на Смоленщине. Русский. В 1931—1934 годах работал в колхозе. В 1937 году окончил 7 классов школы в селе Климово. С 1937 года жил в Москве. В 1937—1939 годах работал слесарем сантехнической конторы, с января 1939 года — слесарем-сантехником в конторе № 4 московского Метростроя.

 

В ВМФ с ноября 1939 года. До ноября 1940 года проходил обучение в учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова. Служил трюмным машинистом на подводной лодке.

 

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 — сентябре 1944 — трюмный машинист и командир отделения трюмных подводной лодки «М-35». Участник обороны Севастополя и Кавказа, освобождения Крыма. Всего участвовал в 34 боевых походах, в ходе которых было проведено 16 торпедных атак, потоплено 3 и повреждено 1 судно противника.

 

14 сентября 1942 года при срочном погружении для уклонения от самолёта противника подводная лодка «М-35» из-за попадания воды в дизельный отсек провалилась на глубину 100 метров. Благодаря своевременному вмешательству А. С. Морухова, продувшему по приказанию командира цистерну быстрого погружения и кормовую цистерну главного балласта, подводная лодка не достигла критической глубины.

 

В сентябре 1943 года выходил в боевой поход на подводной лодке «М-113». Находясь на позиции в надводном положении, 28 сентября 1943 года лодка подорвалась на плавающей мине, в результате чего носовая часть до 9-го шпангоута оказалась оторванной. А. С. Морухов своими грамотными действиями создал условия для успешной борьбы за живучесть «М-113», чем способствовал скорейшему устранению последствий аварии.

 

За мужество и героизм, проявленные в боях, указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии старшему краснофлотцу Морухову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 

После войны продолжал службу на подводных лодках. В июне 1946 года старшина 1-й статьи А. С. Морухов демобилизован.

 

В 1946—1948 годах работал начальником отдела кадров строительства № 33 в московском Метрострое. В 1950 году окончил индустриально-технические курсы Метростроя. В 1950—1954 — старший инженер-диспетчер отдела главного механика Управления Метростроя. В 1957 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Продолжал работать в Метрострое: прорабом по технике безопасности, начальником смены строительно-монтажного управления № 4, начальником шахтостроительного участка, участковым механиком, сменным инженером и механиком участка.

 

В 1986—1988 годах работал в Ленинградском райкоме партии города Москвы.

 

Жил в Москве. Умер 22 сентября 2001 года. Похоронен на Черкизовском кладбище в Москве.

 

 

Ещё в этот день:

Генерал-адъютант Фёдор Ростопчин

23 марта 1763 родился Федор РОСТОПЧИН

Во время Отечественной войны 1812 года Ростопчин занимал пост генерал-губернатора Москвы и проявил себя как организатор ополчения. Очевидцы вспоминают, что Наполеона начинало трясти, когда он слышал имя Ростопчина.

 

Подробнее »

Авиаконструктор Архип Люлька

23 марта 1908 года родился Архип ЛЮЛЬКА

Наиболее плодотворно работал в ОКБ Сухого, создал двигатели почти для всех модификаций «сушек», Герой Социалистического Труда.

Подробнее »

Снайпер-ас Василий Зайцев

23 марта 1915 года родился Василий Зайцев

Во время Сталинградской битвы между 10 ноября и 17 декабря 1942 уничтожил 225 солдат и офицеров германской армии и их союзников, включая 11 снайперов. Создал тактику снайперской охоты. Написал учебник для снайперов.

О жизни и судьбе Василия Зайцева, его собственные воспоминания о Сталинградской битве - в материале Солдатского храма: https://vk.com/ruvoin?w=wall-98877741_619

 

 

Подробнее »
Матрос Александр Морухов

Гибель космонавта Валентина Бондаренко

23 марта 1961 года погиб Валентин БОНДАРЕНКО.

Он - представитель первого отряда космонавтов. Подробно: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/march/pogib-v-plameni-spirta

 

Подробнее »

Прототип героя "Судьбы человека"

23 марта 1996 года умер Григорий ДОЛЬНИКОВ

Он родился 8 мая 1923 г. в деревне Сахаровка Могилевской области в семье крестьянина. По окончании школы ФЗУ работал слесарем на заводе в Минске, окончил местный аэроклуб. В 1943 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны Дольников находился с июля 1943 г. Был летчиком, командиром звена, а затем помощником командира 100-го Гвардейского истребительного авиаполка. В августе 1943 г. в упорнейших боях над Донбассом летчик совершил 35 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета. 30 сентября 1943 г. в неравном воздушном бою Дольников сбил самолёт противника, а другой таранил. Раненый, он приземлился на парашюте на территории противника и попал в концлагерь. Только с четвертой попытки ему удалось бежать и добраться до партизанского отряда «За Родину», где он воевал. После освобождения города Николаева в апреле 1944 г. вернулся в свой полк. В конце мая 1944 г. в боях под Яссами группа из 12 самолетов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с пятью девятками Ju.87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолета. А за неделю напряженных боев одержал 5 побед. В начале 1945 года Ивана Бабака назначили командиром 16-го ГвИАП и его самолет принял Дольников. 16 марта самолет Бабака был подбит зенитками, обгоревший летчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го ГвИАП Герой Советского Союза Петр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолете надписи: справа – «За Петю Гучка», слева – «За Ваню Бабака». На этой машине, в мае 1945 г., Григорий Дольников и встретил день Победы. Войну Г.У.Дольников закончил в Праге. В общей сложности он совершил 160 успешных боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил лично 15 и в паре 1 самолет противника. После войны Григорий Устинович продолжил службу в ВВС. Окончил Военно-Воздушную Академию в 1955 г. и Высшие академические курсы при Военной Академии Генштаба в 1968 г., занимал различные командные должности, защитил кандидатскую диссертацию. В 1978 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1981 г. генерал-полковник авиации Г. У. Дольников был заместителем главнокомандующего ВВС по ВУЗам. Заслуженный военный летчик СССР Дольников написал книгу «Летит стальная эскадрилья». Он был награжден Орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й Степени, медалями и иностранными орденами.

Подробнее »

Командир «Малютки»

23 марта 1978 года скончался Ярослав Иосселиани.

Он родился 29 февраля 1912 г. в Лахири, Грузия. С 1934 г. служил в ВМФ СССР. В 1938 г. Иоселиани окончил Ленинградское военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, а в 1940 г. – Высшие курсы подводного плавания. Великую Отечественную войну старший лейтенант Иосселиани встретил старшим офицером новой ПЛ ЧФ Щ-203 «Камбала». В следующем году он назначен командиром подводной лодки «М-111» типа «Малютка». С ноября 1942 по декабрь 1943 гг. «М-111» совершила 11 боевых походов, торпедировала 12 судов, потопила 2 транспорта и лихтер врага (14 000 тонн). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 г. за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Ярославу Константиновичу Иосселиани присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». ПЛ «М-111» награждена орденом Красного Знамени. В апреле 1944 г. Иосселиани участвовал в приёме и переводе из Англии в СССР подводной лодки «В-4» (бывшая английская ПЛ «Урсула»), приобретённой на средства земляков-горцев из Сванетии, получившей наименование С-17 «Советская Сванетия». Командуя этой ПЛ в составе Северного флота, Иоселиани потопил вражеский танкер и 2 транспорта. После окончания войны Ярослав Константинович служил в ВМФ СССР, в 1966 г. ушел в отставку в звании капитана 1-го ранга. Среди его наград орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, ордена Нахимова, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медали. Я. К. Иоселиани умер в 1978 г. Похоронен в Пантеоне общественных деятелей в Сабуртало (Тбилиси). Именем Героя был назван рыболовный траулер.

Подробнее »

Подвиг Архипа Осипова

23 марта 1840 года погиб рядовой Осипов

 

Его именем назван поселок на берегу Черного моря, который сегодня широко известен как курорт Архипо-Осиповка.
Об Архипе Осиповиче Осипове известно следующее.
21 декабря 1820 года он был принят в военную службу рекрутом и 5 апреля 1821 года зачислен в Крымский пехотный полк. На втором году службы Осипов совершил побег, за который был наказан по суду шпицрутенами через 1000 человек один раз, но последующей службой успел загладить проступок молодых лет и в 1840 году имел уже нашивку на рукав и серебряные медали за персидскую и турецкую войны. В персидскую войну Осипов был участником многих сражений, в том числе при взятии Сардар-Абада. В турецкую войну среди прочих боев принял участие в штурме Карса.
По окончании войны Тенгинский полк был переведён на Кубань и нёс кордонную службу. Там Осипов неоднократно участвовал в стычках с горцами. В Тенгинский полк он прибыл в 1834 году вместе с 1-м батальоном Крымского полка и зачислен в 9-ю мушкетёрскую роту.
15 марта 1840 года, когда стало точно известно о намерении горцев преобладающими силами напасть на укрепление, он, по свидетельству очевидцев, с заложенными за спину руками долго шагал по казарме, что-то обдумывая. Затем, остановившись посреди казармы, сказал: «Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших подожгу пороховой погреб». Никто не сомневался, что Осипов сдержит слово, так как все знали его как человека серьёзного, набожного и смелого, исправного солдата. 23 марта 1840 года Осипов сдержал свое слово. Когда горцы ворвались в укрепление и выдавили из него горстку наших бойцов, он сказал: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните мое дело» и бросился к погребам. Вскоре они взорвались, а с ними и все укрепление. Неприятель понес потери до 3 тысяч человек.
Впоследствии около разрушенных валов бывшего Михайловского укрепления раскинулось русское селение Архипо-Осиповка.
По свидетельству сослуживцев, Осипов был бравый солдат, 38 лет, высок ростом, с продолговатым лицом, обрамленным темно-русыми волосами и с серыми глазами. Император Николай I для увековечения памяти о доблестном подвиге Архипа Осипова, который не имел семейства, повелел навсегда сохранить имя его в списках 1-й роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым и на всех перекличках при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском»».
На месте взорванного укрепления высится чугунный ажурной работы крест с надписью: «77-го пехотного Тенгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка рядовому Архипу Осипову, погибшему во славу русского оружия в укреплении Михайловском, на месте которого сооружен сей памятник». Памятник возник в 1876 году по инициативе главнокомандующего великого князя Михаила Николаевича, который повелел поставить его таких размеров и на таком месте, чтобы он был виден с судов, проходящих у берега. Другой памятник Осипову (и командиру Михайловского укрепления штабс-капитану Лико) воздвигнут во Владикавказе по инициативе генерала Гейдена.

 

Подробнее »

Сегодня
28 ноября
суббота
2020

В этот день:

Флотилия на Амуре

28 ноября 1908 года была сформирована Амурская речная военная флотилия.

Флотилия на Амуре

28 ноября 1908 года была сформирована Амурская речная военная флотилия.

Первые русские боевые суда появились на реке Амур еще летом 1644 года — это были струги казачьего атамана В. Д. Пояркова. Потом там побывал на боевых стругах атаман Е. П. Хабаров. После него на долгие десятилетия Амур был недосягаем для русских. Лишь 10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского низовья Амура стали вновь доступны для России. 8 мая 1854 года построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки.

Но это было эпизодическое появление боевых судов на Амуре. Первое соединение боевых кораблей появилось здесь в 1895 году. Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья военная флотилия. Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. на Амуре находились 6 вооруженных пароходов («Селенга», «Хилок» Военного ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Артур» и «Часовой», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орел», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крохаль»). Из них 2 апреля 1905 года был образован Отдельный отряд судов Сибирской флотилии.
По окончании неудачной для России войны значение военных кораблей на Амуре ещё более возросло. Для созданной в 1908 году Амурской флотилии было начато строительство 10 речных канонерских лодок с малым углублением («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Кроме того, в состав флотилии были включены 10 бронированных посыльных судов типа «Штык» — первые в мире бронекатера (хотя этого термина тогда ещё не существовало).

В декабре 1917 г. флотилия подняла красные флаги, войдя в состав флота Российской Советской Республики. В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. После интервенции и гражданской войны флотилия находилась в плачевном состоянии, потеряв более половины боевого состава, но в середине 1920-х гг. начала восстанавливаться.

27 июня 1931 года флотилия переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию. В предвоенные годы, с 1935—1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. К 1941 г. флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

В 1945 г. флотилия принимала участие в войне с Японией, находясь в оперативном подчинении 2-го Дальневосточного фронта — в Маньчжурской наступательной операции 9 — 20 августа 1945 г.

После войны развивалась и пополнялась новыми кораблями вплоть до начала «реформ» 1991 года. Из-за недофинансирования началось сокращение и резка на металлолм боевых кораблей и катеров. По состоянию на 2008 год от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль — малый артиллерийский корабль «Вьюга». Не надо врагов — достаточно «демократов». И все будет разрушено.

 

Тегеранская конференция

28 ноября 1943 года началась Тегеранская конференция глав правительств трёх союзных держав СССР (И. В. Сталин), США (Ф. Д. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль).

Тегеранская конференция

28 ноября 1943 года началась Тегеранская конференция глав правительств трёх союзных держав СССР (И. В. Сталин), США (Ф. Д. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль).

 Проходила до 1 декабря 1943 года. Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира: о постыдно запоздалом включении союзников в войну с Германией в Европе; о предоставлении независимости Ирану; о войне с Японией после разгрома нацистской Германии; о контурах послевоенного устройства мира.

Первый сверхзвуковой таран

28 ноября 1973 года советский лётчик капитан Геннадий Елисеев совершил первый в мире таран на сверхзвуковом самолёте. В тот день системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы СССР. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками.

Первый сверхзвуковой таран

28 ноября 1973 года советский лётчик капитан Геннадий Елисеев совершил первый в мире таран на сверхзвуковом самолёте. В тот день системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы СССР. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками.

Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский офицер Мохаммад Шокуния. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом применил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев решился на таран. Оба самолета взорвались. Катапультироваться Елисееву не удалось, а вражеские пилоты оказались более удачливыми. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. Генндию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии