RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Пророчества о России
20 октября 2020 г.

Пророчества о России

Святого праведного Иоанна Кронштадского
Угрозы безопасности - 2014
8 января 2014 г.

Угрозы безопасности - 2014

Мир стоит на краю саморазрушения
Гимн мужеству фронтовиков
29 мая 2020 г.

Гимн мужеству фронтовиков

Интервью с человеком, отстоявшим свою 75-дневную Вахту Памяти в честь Великой Победы
Пророчества Серафима Саровского
1 августа 2016 г.

Пророчества Серафима Саровского

1 августа 1754 года родился один из самых почитаемых русских святых
Обороне Москвы посвящается
11 декабря 2019 г.

Обороне Москвы посвящается

В дни годовщины великой битвы за советскую столицу публикуем цикл стихов нашего друга, московского поэта Игоря Гревцева.
Главная » Памятные даты » Март » Прототип героя "Судьбы человека"

Прототип героя "Судьбы человека"

23 марта 1996 года умер Григорий ДОЛЬНИКОВ

Он родился 8 мая 1923 г. в деревне Сахаровка Могилевской области в семье крестьянина. По окончании школы ФЗУ работал слесарем на заводе в Минске, окончил местный аэроклуб. В 1943 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны Дольников находился с июля 1943 г. Был летчиком, командиром звена, а затем помощником командира 100-го Гвардейского истребительного авиаполка. В августе 1943 г. в упорнейших боях над Донбассом летчик совершил 35 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета. 30 сентября 1943 г. в неравном воздушном бою Дольников сбил самолёт противника, а другой таранил. Раненый, он приземлился на парашюте на территории противника и попал в концлагерь. Только с четвертой попытки ему удалось бежать и добраться до партизанского отряда «За Родину», где он воевал. После освобождения города Николаева в апреле 1944 г. вернулся в свой полк. В конце мая 1944 г. в боях под Яссами группа из 12 самолетов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с пятью девятками Ju.87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолета. А за неделю напряженных боев одержал 5 побед. В начале 1945 года Ивана Бабака назначили командиром 16-го ГвИАП и его самолет принял Дольников. 16 марта самолет Бабака был подбит зенитками, обгоревший летчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го ГвИАП Герой Советского Союза Петр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолете надписи: справа – «За Петю Гучка», слева – «За Ваню Бабака». На этой машине, в мае 1945 г., Григорий Дольников и встретил день Победы. Войну Г.У.Дольников закончил в Праге. В общей сложности он совершил 160 успешных боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил лично 15 и в паре 1 самолет противника. После войны Григорий Устинович продолжил службу в ВВС. Окончил Военно-Воздушную Академию в 1955 г. и Высшие академические курсы при Военной Академии Генштаба в 1968 г., занимал различные командные должности, защитил кандидатскую диссертацию. В 1978 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1981 г. генерал-полковник авиации Г. У. Дольников был заместителем главнокомандующего ВВС по ВУЗам. Заслуженный военный летчик СССР Дольников написал книгу «Летит стальная эскадрилья». Он был награжден Орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й Степени, медалями и иностранными орденами.

Ещё в этот день:

Генерал-адъютант Фёдор Ростопчин

23 марта 1763 родился Федор РОСТОПЧИН

Во время Отечественной войны 1812 года Ростопчин занимал пост генерал-губернатора Москвы и проявил себя как организатор ополчения. Очевидцы вспоминают, что Наполеона начинало трясти, когда он слышал имя Ростопчина.

 

Подробнее »

Авиаконструктор Архип Люлька

23 марта 1908 года родился Архип ЛЮЛЬКА

Наиболее плодотворно работал в ОКБ Сухого, создал двигатели почти для всех модификаций «сушек», Герой Социалистического Труда.

Подробнее »

Снайпер-ас Василий Зайцев

23 марта 1915 года родился Василий Зайцев

Во время Сталинградской битвы между 10 ноября и 17 декабря 1942 уничтожил 225 солдат и офицеров германской армии и их союзников, включая 11 снайперов. Создал тактику снайперской охоты. Написал учебник для снайперов.

О жизни и судьбе Василия Зайцева, его собственные воспоминания о Сталинградской битве - в материале Солдатского храма: https://vk.com/ruvoin?w=wall-98877741_619

 

 

Подробнее »

Матрос Александр Морухов

23 марта 1919 года родился Александр МОРУХОВ

Командир отделения трюмных машинистов гвардейской подводной лодки "М-35" Черноморского флота участвовал в 34-х боевых походах и потоплении 8-и кораблей противника. Единственный моряк-подводник срочной службы, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.

Родился 23 марта 1919 года в деревне Митьково на Смоленщине. Русский. В 1931—1934 годах работал в колхозе. В 1937 году окончил 7 классов школы в селе Климово. С 1937 года жил в Москве. В 1937—1939 годах работал слесарем сантехнической конторы, с января 1939 года — слесарем-сантехником в конторе № 4 московского Метростроя.

 

В ВМФ с ноября 1939 года. До ноября 1940 года проходил обучение в учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова. Служил трюмным машинистом на подводной лодке.

 

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 — сентябре 1944 — трюмный машинист и командир отделения трюмных подводной лодки «М-35». Участник обороны Севастополя и Кавказа, освобождения Крыма. Всего участвовал в 34 боевых походах, в ходе которых было проведено 16 торпедных атак, потоплено 3 и повреждено 1 судно противника.

 

14 сентября 1942 года при срочном погружении для уклонения от самолёта противника подводная лодка «М-35» из-за попадания воды в дизельный отсек провалилась на глубину 100 метров. Благодаря своевременному вмешательству А. С. Морухова, продувшему по приказанию командира цистерну быстрого погружения и кормовую цистерну главного балласта, подводная лодка не достигла критической глубины.

 

В сентябре 1943 года выходил в боевой поход на подводной лодке «М-113». Находясь на позиции в надводном положении, 28 сентября 1943 года лодка подорвалась на плавающей мине, в результате чего носовая часть до 9-го шпангоута оказалась оторванной. А. С. Морухов своими грамотными действиями создал условия для успешной борьбы за живучесть «М-113», чем способствовал скорейшему устранению последствий аварии.

 

За мужество и героизм, проявленные в боях, указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии старшему краснофлотцу Морухову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 

После войны продолжал службу на подводных лодках. В июне 1946 года старшина 1-й статьи А. С. Морухов демобилизован.

 

В 1946—1948 годах работал начальником отдела кадров строительства № 33 в московском Метрострое. В 1950 году окончил индустриально-технические курсы Метростроя. В 1950—1954 — старший инженер-диспетчер отдела главного механика Управления Метростроя. В 1957 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Продолжал работать в Метрострое: прорабом по технике безопасности, начальником смены строительно-монтажного управления № 4, начальником шахтостроительного участка, участковым механиком, сменным инженером и механиком участка.

 

В 1986—1988 годах работал в Ленинградском райкоме партии города Москвы.

 

Жил в Москве. Умер 22 сентября 2001 года. Похоронен на Черкизовском кладбище в Москве.

 

 

Подробнее »

Гибель космонавта Валентина Бондаренко

23 марта 1961 года погиб Валентин БОНДАРЕНКО.

Он - представитель первого отряда космонавтов. Подробно: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/march/pogib-v-plameni-spirta

 

Подробнее »
Прототип героя "Судьбы человека"

Командир «Малютки»

23 марта 1978 года скончался Ярослав Иосселиани.

Он родился 29 февраля 1912 г. в Лахири, Грузия. С 1934 г. служил в ВМФ СССР. В 1938 г. Иоселиани окончил Ленинградское военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, а в 1940 г. – Высшие курсы подводного плавания. Великую Отечественную войну старший лейтенант Иосселиани встретил старшим офицером новой ПЛ ЧФ Щ-203 «Камбала». В следующем году он назначен командиром подводной лодки «М-111» типа «Малютка». С ноября 1942 по декабрь 1943 гг. «М-111» совершила 11 боевых походов, торпедировала 12 судов, потопила 2 транспорта и лихтер врага (14 000 тонн). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 г. за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Ярославу Константиновичу Иосселиани присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». ПЛ «М-111» награждена орденом Красного Знамени. В апреле 1944 г. Иосселиани участвовал в приёме и переводе из Англии в СССР подводной лодки «В-4» (бывшая английская ПЛ «Урсула»), приобретённой на средства земляков-горцев из Сванетии, получившей наименование С-17 «Советская Сванетия». Командуя этой ПЛ в составе Северного флота, Иоселиани потопил вражеский танкер и 2 транспорта. После окончания войны Ярослав Константинович служил в ВМФ СССР, в 1966 г. ушел в отставку в звании капитана 1-го ранга. Среди его наград орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, ордена Нахимова, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медали. Я. К. Иоселиани умер в 1978 г. Похоронен в Пантеоне общественных деятелей в Сабуртало (Тбилиси). Именем Героя был назван рыболовный траулер.

Подробнее »

Подвиг Архипа Осипова

23 марта 1840 года погиб рядовой Осипов

 

Его именем назван поселок на берегу Черного моря, который сегодня широко известен как курорт Архипо-Осиповка.
Об Архипе Осиповиче Осипове известно следующее.
21 декабря 1820 года он был принят в военную службу рекрутом и 5 апреля 1821 года зачислен в Крымский пехотный полк. На втором году службы Осипов совершил побег, за который был наказан по суду шпицрутенами через 1000 человек один раз, но последующей службой успел загладить проступок молодых лет и в 1840 году имел уже нашивку на рукав и серебряные медали за персидскую и турецкую войны. В персидскую войну Осипов был участником многих сражений, в том числе при взятии Сардар-Абада. В турецкую войну среди прочих боев принял участие в штурме Карса.
По окончании войны Тенгинский полк был переведён на Кубань и нёс кордонную службу. Там Осипов неоднократно участвовал в стычках с горцами. В Тенгинский полк он прибыл в 1834 году вместе с 1-м батальоном Крымского полка и зачислен в 9-ю мушкетёрскую роту.
15 марта 1840 года, когда стало точно известно о намерении горцев преобладающими силами напасть на укрепление, он, по свидетельству очевидцев, с заложенными за спину руками долго шагал по казарме, что-то обдумывая. Затем, остановившись посреди казармы, сказал: «Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших подожгу пороховой погреб». Никто не сомневался, что Осипов сдержит слово, так как все знали его как человека серьёзного, набожного и смелого, исправного солдата. 23 марта 1840 года Осипов сдержал свое слово. Когда горцы ворвались в укрепление и выдавили из него горстку наших бойцов, он сказал: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните мое дело» и бросился к погребам. Вскоре они взорвались, а с ними и все укрепление. Неприятель понес потери до 3 тысяч человек.
Впоследствии около разрушенных валов бывшего Михайловского укрепления раскинулось русское селение Архипо-Осиповка.
По свидетельству сослуживцев, Осипов был бравый солдат, 38 лет, высок ростом, с продолговатым лицом, обрамленным темно-русыми волосами и с серыми глазами. Император Николай I для увековечения памяти о доблестном подвиге Архипа Осипова, который не имел семейства, повелел навсегда сохранить имя его в списках 1-й роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым и на всех перекличках при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском»».
На месте взорванного укрепления высится чугунный ажурной работы крест с надписью: «77-го пехотного Тенгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка рядовому Архипу Осипову, погибшему во славу русского оружия в укреплении Михайловском, на месте которого сооружен сей памятник». Памятник возник в 1876 году по инициативе главнокомандующего великого князя Михаила Николаевича, который повелел поставить его таких размеров и на таком месте, чтобы он был виден с судов, проходящих у берега. Другой памятник Осипову (и командиру Михайловского укрепления штабс-капитану Лико) воздвигнут во Владикавказе по инициативе генерала Гейдена.

 

Подробнее »

Сегодня
3 декабря
четверг
2020

В этот день:

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега. Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34-85)- состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

 

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в посёлке Венцы-Заря, ныне Гулькевичского района Краснодарского края. В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1956 году — Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В отряд космонавтов зачислен в 1960 году. В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1987 году стал начальником факультета этой академии.

Первый космический полёт совершил 12—17 октября 1969 года на космическом корабле «Союз-7» (продолжительность 4 суток 23 часа). Второй — в феврале 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5». Третий старт состоялся в июле 1980 года на космических кораблях «Союз-36», «Союз-37» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с гражданином Вьетнама Фам Туаном.

 

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час. Согласно Указу Президента № 1297от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии