RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Взятие Рима адмиралом Ушаковым
23 октября 2014 г.

Взятие Рима адмиралом Ушаковым

215 лет назад в октябре 1799 года русский десант освободил «вечный город» от французских захватчиков
Продовольственная безопасность России
6 июля 2015 г.

Продовольственная безопасность России

Решение Запада о продлении экономических санкций против России до 31 января 2016 года открывает дополнительные возможности комплексного продовольственного импортозамещения в России.
Летописец русской песни
10 декабря 2014 г.

Летописец русской песни

Исполнилось 80 лет уникальному музыковеду и композитору Юрию Евгеньевичу Бирюкову
Поклон Ивану Сусанину
21 марта 2017 г.

Поклон Ивану Сусанину

21 марта Россия вспоминает подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенный им в 1613 году.
Тройное самопожертвование
29 января 2015 г.

Тройное самопожертвование

29 января 1942 года разведчики Иван Герасименко, Александр Красилов и Леонтий Черемнов в одном бою закрыли своими телами амбразуры дзотов
Главная » Памятные даты » Май » День рождения аэронавта

День рождения аэронавта

1 мая 1898 года родился Павел Федорович ФЕДОСЕЕНКО (умер 30.01.1934), военный пилот-аэронавт, командир экипажа стратостата «Осоавиахим-1».

Ещё в этот день:

Знамя Победы над рейхстагом

1 мая 1945 года в Берлине над рейхстагом водружено Знамя Победы.

Бойцы 1-го стрелкового батальона 756-го полка, которым командовал капитан С. А. НЕУСТРОЕВ, установили на крыше рейхстага красный флаг. В ночь на 1 мая по приказанию командира 756-го полка полковника Ф. М. ЗИНЧЕНКО были приняты меры по водружению на здание рейхстага знамени, врученного полку Военным советом 3-й ударной армии. Группу бойцов возглавил лейтенант А. П. БЕРЕСТ. Ранним утром 1 мая на скульптурной группе, венчающей фронтон здания, уже развевалось Знамя Победы: его водрузили разведчики сержанты Михаил ЕГОРОВ и Мелитон КАНТАРИЯ.

 

 

Подробнее »

История Первомая

1 мая — День солидарности трудящихся всего мира

Первомай в современном виде возник в конце XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибло шесть демонстрантов. В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции было убито восемь полицейских и минимум четверо рабочих (по некоторым данным, до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения. По обвинению в организации взрыва четверо рабочих-анархистов были приговорены к повешению (впоследствии установлено, что обвинение оказалось сфабрикованным). В память о невинно казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.

1 мая 1890 года впервые прошел международный первомайский праздник, организованный рабочими Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании. А 1 мая 1891 года — первая маёвка в Петербурге, организованная социал-демократической группой М. И. Бруснева.

 

Подробнее »
День рождения аэронавта

Главный строитель Байконура

1 мая 1905 шлда родился Георгий Максимович ШУБНИКОВ (умер 31.07.1965), генерал-майор-инженер, заслуженный строитель России.

В 1955 году он возглавил строительство Полигона № 5 МО СССР в районе железнодорожной станции Тюра-Там, вскоре ставшего известного как космодром Байконур, под его же руководством там был заложен и возведен город Ленинск, освоена окружающая пустыня.

Подробнее »

Годовщина командира поющей эскадрильи

1 мая 1922 года родился Виталий Иванович ПОПКОВ, летчик-истребитель (41 лично сбитый фашистский самолет и 1 в группе), генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза. Он стал прототипом героя фильма «В бой идут одни «старики»».

Сбит самолет-шпион США

1 мая 1960 года в небе Свердловской области советской ракетой сбит самолет-шпион «У-2» с пилотом Фрэнсисом Гэри ПАУЭРСОМ.

 После этого американцы сразу же прекратили полеты разведывательных самолетов над территорией СССР.
В Центральном архиве ФСБ рассекречены судебно-следственные материалы по делу Фрэнсиса Пауэрса.
В России опубликованы также переведенные на русский язык его воспоминания.

Долгое время американцы безнаказанно летали на больших высотах над СССР с разведывательными целями, считая, что у нас нет средств ПВО, способных дотянуться до стратосферы. И вот первый прецедент, доказавший США, что у СССР появились такие средства. Пауэрса сбили над Уралом на «недосягаемой» высоте.

По данным Википедии, предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк Государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75 ракетного дивизиона, которым командовал, точнее исполнял обязанности командира, майор Михаил Воронов.

Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих - заблокировала автоматика, вследствие прохождения пусковой установкой, так называемого, "угла запрета" - когда расчетная начальная траектория полета ракеты проходит над кабиной наведения) ЗРК С-75 попала в U-2, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Это произошло в районе Верхне Сысертского озера. Самолёт Пауэрса упал рядом с с. Поварня. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате был случайно сбит один из двух советских истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевшие ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени (второму МиГ-19 удалось уйти от захвата на сопровождение ЗРК, благодаря интенсивному противорадилокационному маневру).

U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл сзади самолета. В результате хвостовая часть самолета разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пяти километрах привел в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино.

Как только стало известно об уничтожении самолета, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения. В качестве вещдоков на суде были представлены сделанные шпионом фотоснимки советских секретных объектов, шпионское оборудование, целый арсенал оружия и боеприпасов, ампулы с ядом на случай провала операции...

Из протокола заседания суда:

- Отсутствие опознавательных знаков имело целью скрыть национальную принадлежность самолета?

- Не помню.

- На вашем самолете имелась фототехника для ведения воздушной разведки. Какие указания вы получили?

- Никаких. Мне показали, как включать аппаратуру, и в нужный момент я обязан был это сделать.

- На вашем самолете обнаружено оборудование для радиоразведки, а также магнитофонные записи сигналов различных советских радиолокационных станций. Разве вы не понимали, что это шпионские принадлежности?

- Мне говорили, что там были магнитофоны, но сам я не в курсе дела.

- Вы не понимали, что ваш полет преследовал разведцели?

- Я не видел других причин для такого полета.

В воспоминаниях Пауэрс признался, что в суде просто валял дурака: "Я понимал, что полет на самолете без опознавательных знаков является нарушением международного права. Но я не намеревался признаться в этом... Короче говоря, я делал вид, что был не шпионом, а просто воздушным жокеем, которому платили за полеты по определенному маршруту и который включал и выключал аппаратуру, как было указано на карте, не имея понятия о последствиях своих действий и не испытывая при этом любопытства".

Из протокола заседания суда:

Обвинитель Руденко своей речи он заявил: "Подсудимый Пауэрс - не просто шпион, а особый и тщательно вымуштрованный преступник. И если бы его хозяева попытались разжечь новую мировую войну, именно пауэрсы, вскормленные и воспитанные ими в условиях так называемого свободного мира, были бы готовы первыми сбросить на мирную землю атомные и водородные бомбы, как это сделали подобные же пауэрсы в Хиросиме и Нагасаки".

Несмотря на очевидность преступления, Пауэрс по "расстрельной статье" получил минимальный срок - 10 лет лишения свободы.

Во время судебного разбирательства наше правительство разрешило приехать в Москву родителям, жене и сестре подсудимого. Они встречались. Пауэрс писал позже в своих воспоминаниях: "В комнате, куда меня ввели, уже находились мои мать, отец, сестра Джессика, Барбара и ее мать. Я не мог справиться с собой. Увидев их, я не выдержал и зарыдал... Посередине комнаты стоял накрытый стол: бутерброды, икра, свежие фрукты, содовая вода, чай... Большей частью это был обычный, ничего не значащий домашний разговор, но я уже целых три с половиной месяца так не разговаривал. Приветы от сестер, племянниц и племянников. Обсуждения: продавать ли машину? Арендовать или покупать дом? Переправлять ли мебель из Турции (там до этого жил шпион с женой. - С.Т.)?

...Мы пытались строить планы, но слишком многое еще оставалось неясным. В будущем, когда меня переведут в лагерь, жена могла бы поселиться неподалеку и навещать меня. Поэтому Барбара уже сейчас хотела остаться в Москве и устроиться на работу в американское посольство... Через родных я передал сообщение для прессы..."

"Моей первой реакцией на приговор, -писал в воспоминаниях Пауэрс, - было чувство безудержной радости. Будто бы я задыхался и вдруг смог глубоко вздохнуть. Меня не расстреляют!.. Я не слышал остального. Я искал глазами своих близких, но в смятении не мог разглядеть их... Лишь когда меня вывели из зала суда, я вдруг осознал всю тяжесть приговора. Десять долгих лет!"

Но Пауэрсу повезло. В 1962 году его обменяли на советского разведчика - полковника Рудольфа Абеля.

Интересно, что в мае 2011 года сын Пауэрса посетил Головное системное конструкторское бюро (ГСКБ) "Алмаз-Антей", где был создан зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-75, ракетой которого уничтожили разведывательный самолет США. Френсис Гэри Пауэрс

побывал в музее предприятия, встретился с его руководителями и создателями зенитного комплекса, который прервал полет его отца в небе Советского Союза. В частности, Пауэрс младший узнал о том, что в свое время было произведено свыше 1800 комплектов этого грозного зенитного оружия, принятого на вооружение армий СССР и многих стран мира. Сегодня известно, что свыше 800 комплектов ЗРК С-75 было поставлено в более чем 32 страны мира. Познакомился Пауэрс младший и с Карлом Альперовичем, одним из ведущих конструкторов первого отечественного зенитного комплекса С-75. Кроме этого комплекса, Альперович, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор, принимал непосредственное и самое активное участие в создании целого ряда систем зенитного управляемого оружия.

Подробнее »

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии