RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Бриг «Меркурий» против двух линкоров
26 мая 2014 г.

Бриг «Меркурий» против двух линкоров

185 лет назад 26 апреля 1829 года наш 18-пушечный корабль храбро сразился с турецкими 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем» - и победил их!
День спецназовца
29 августа 2016 г.

День спецназовца

29 августа — профессиональный праздник военнослужащих подразделений специального назначения
Государственный переворот -1991: ритуальная кровь
20 августа 2017 г.

Государственный переворот -1991: ритуальная кровь

В ночь с 20 на 21 августа 1991 года в районе пересечения Калининского проспекта с Садовым кольцом в Москве погибли Д.Комаров, И.Кричевский и В.Усов.
Патриарх Кирилл - на вершине планеты
18 февраля 2016 г.

Патриарх Кирилл - на вершине планеты

55 лет назад, 18 февраля 1961 года, в оазисе Ширмахера была открыта советская антарктическая станция — Новолазаревская.
Бессмертный марш панкратовцев
1 сентября 2016 г.

Бессмертный марш панкратовцев

Акция с таким названием в конце августа 2016 года прошла в Московском, Тверском и Новгородском регионах
Главная » Памятные даты » Май » Герой «Повести о настоящем человеке»

Герой «Повести о настоящем человеке»

20 мая 1916 года родился Алексей Петрович МАРЕСЬЕВ

Весной 1942 года в одном из боев самолет Маресьева был сбит, а сам он тяжело ранен. Восемнадцать суток летчик пробирался по территории, захваченной врагом, пока его не подобрали партизаны. В госпитале Маресьеву были ампутированы ступни обеих ног, но он сумел вернуться в строй и продолжал сражаться как летчик-истребитель. Представляя героя к награде, командир полка Н. П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов». Летчик-герой стал прообразом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» летчика Мересьева.

 

 

Ещё в этот день:

Подвиг капитана третьего ранга Семена Челюскина

20 мая 1742 года великий русский полярный исследователь Семен Иванович ЧЕЛЮСКИН достиг на собачьей упряжке самой северной точки материака Евразия.

Будучи корабельным штурманом капитан третьего ранга Семен Челюскин участвовал в ряди крупных исследовательских экспедиций, в 1733-1743 годах работал в отрядах Василия Прончищева и Харитона Лаптева, занимаясь исследованием Таймырского полуострова.

В начале декабря 1741 года Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым вновь отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы – до -50°С, провизии постоянно не хватало.

В апреле 1742 года группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. При этом Челюскин вел журнал наблюдений, который до сих пор хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин на собачьей упряжке достиг мыса, как впоследствии будет доказано – самой северной точки материка Евразии. Затем штурман направился на юго-запад к устью Нижней Таймыры. На карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра, где Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров.

В настоящее время на мысе Челюскина – самой северной точке полуострова Таймыр и материковой Азии (77°43' с. ш. и 104°18' в. д.) – находится полярная станция – радиометеорологический центр, где зимуют от 8 до 10 человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной России «Мыс Челюскин».

2 октября 2009 года из посёлка Хатанга на мыс Челюскина в сопровождении духовенства прибыл архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний для установки поклонного креста. По завершении церемонии водружения архипастырь сделал заявление: "Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это – наше православное государство".

Использованы данные сайта opoccuu.com

 

 

Подробнее »

Герой обороны Севастополя генерал Тотлебен

20 мая 1818 года родился Эдуард Иванович ТОТЛЕБЕН, один из героев Крымской войны.

В августе 1854 года военному инженеру Тотлебену было поручено подготовить к обороне не имеющий серьезных фортификационных сооружений Севастополь. В кратчайшие сроки здесь были построены мощные форты, бастионы и люнеты, надежно прикрывшие главную русскую военно-морскую базу на Черном море. За проявленное усердие, спасшее тысячи русских жизней, Эдуард Иванович был произведен в чин инженер-полковника и награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Великий русский адмирал Павел Степанович Нахимов не раз повторял: "А без Тотлебена мы пропали бы, непременно-с пропали бы". В марте 1855 года Эдуард Иванович получил эполеты генерал-майора. А 8 июня был ранен в ногу (навылет ниже колена), но остался еще на два месяца в Севастополе. Потом был направлен на укрепление Николаева, Кронштадта.

В 1858 году Эдуард Иванович назначен директором Инженерного департамента Военного министерства. Он принял активное участие в реформировании русской армии, начатой новым военным министром России Дмитрием Алексеевичем Милютиным.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Тотлебенбыл назначен начальником осадного отряда Плевны, он возглавил ведущиеся под этой крепостью осадные работы. 28 ноября 1877 года турки предприняли попытку прорваться, но, потеряв шесть тысяч убитыми, отступили и вскоре капитулировали. Узнав о сдаче противника, Эдуард Иванович не стал возвеличивать свои заслуги, скромно заметив: "Не я победил Османа, а голод".

В дальнейшем Тотлебен командовал Рущукским отрядом, а после окончания войны всей оставшейся в Болгарии русской армией.

Осенью 1882 года здоровье генерала пошатнулось и он получает отпуск для лечения за границей. Однако медицина оказалась не в состоянии спасти его жизнь. 19 июня 1884 года в местечке Зоден около Франкфурта-на-Майне Эдуард Иванович Тотлебен скончался. Останки его были доставлены в Севастополь и погребены на Братском кладбище, где во время войны хоронили павших защитников города.

 

Подробнее »

Выдающийся военный строитель Александр Комаровский

20 мая 1906 года родился Александр Николаевич КОМАРОВСКИЙ, Герой Социалистического Труда.

До войны работал на строительстве каналов (Москва — Волга и др.), Куйбышевского гидроузла, сооружении военно-морских баз. В войну строил оборонительные сооружения (Сталинград), командовал 5-й саперной армией, возглавлял Главпромстрой НВКД, потом МВД СССР. Под его руководством строилось все: от высоток МГУ до первых ядерных центров и атомных электростанций. Заслуги Комаровского отмечены 7 орденами Ленина

 

 

Подробнее »
Герой «Повести о настоящем человеке»

Памяти поэта-воина Николая Майорова

20 мая 1919 года родился Николай Петрович МАЙОРОВ (погиб 08.02.1942), русский поэт. Погиб на фронте, куда ушел добровольцем.

Основной истребитель в ВВС РФ

20 апреля 1977 года состоялся первый полёт советского истребителя четвертого поколения Су-27.

 Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев.

Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году, а в 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части. На текущий момент является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.

На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.

 

Подробнее »

Алексей Туполев: «Буран», «Белый лебедь», «Русский конкорд»

20 мая 1925 года родился авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев

Сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева сам стал выдающимся авиаконструктором, академиком Российской академии наук, Героем Социалистического Труда.

На его счету - сверхзвуковой пассажирский реактивный самолёт Ту-144, прозванный в народе «Русским конкордом», космолет «Буран», а также - гордость российских ВВС реактивный ракетоносец Ту-160 («Белый лебедь»).

Подробнее »

Сегодня
21 апреля
суббота
2018

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии