RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

«Державная», помоги России!
15 марта 2019 г.

«Державная», помоги России!

15 марта - празднование одной из самых важных для России икон Божьей Матери
Против течения
24 апреля 2020 г.

Против течения

24 апреля 1961 года родился известный исследователь-первооткрыватель, ученый, путешественник Андрей Юрьевич Скляров
Герои и предатели
20 декабря 2014 г.

Герои и предатели

Почему государство самоустранилось от широкой публичной трактовки главных понятий гражданственности
Зверская казнь архиепископа Тихона
9 января 2019 г.

Зверская казнь архиепископа Тихона

9 января 1919 года владыка был повешен взбесившимися атеистами на Царских вратах Благовещенского храма
«Вирус», поражающий мозги
18 апреля 2020 г.

«Вирус», поражающий мозги

Забота о людях, или глобальная провокация против человечества?
Главная » Памятные даты » Май » Годовщина командира поющей эскадрильи

Годовщина командира поющей эскадрильи

1 мая 1922 года родился Виталий Иванович ПОПКОВ

Летчик-истребитель (41 лично сбитый фашистский самолет и 1 в группе), генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза. Он стал прототипом героя фильма «В бой идут одни «старики»».

Ещё в этот день:

Знамя Победы над рейхстагом

1 мая 1945 года в Берлине над рейхстагом водружено Знамя Победы.

Бойцы 1-го стрелкового батальона 756-го полка, которым командовал капитан С. А. НЕУСТРОЕВ, установили на крыше рейхстага красный флаг. В ночь на 1 мая по приказанию командира 756-го полка полковника Ф. М. ЗИНЧЕНКО были приняты меры по водружению на здание рейхстага знамени, врученного полку Военным советом 3-й ударной армии. Группу бойцов возглавил лейтенант А. П. БЕРЕСТ. Ранним утром 1 мая на скульптурной группе, венчающей фронтон здания, уже развевалось Знамя Победы: его водрузили разведчики сержанты Михаил ЕГОРОВ и Мелитон КАНТАРИЯ.

 

 

Подробнее »

История Первомая

1 мая — День солидарности трудящихся всего мира

Первомай в современном виде возник в конце XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибло шесть демонстрантов. В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции было убито восемь полицейских и минимум четверо рабочих (по некоторым данным, до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения. По обвинению в организации взрыва четверо рабочих-анархистов были приговорены к повешению (впоследствии установлено, что обвинение оказалось сфабрикованным). В память о невинно казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.

1 мая 1890 года впервые прошел международный первомайский праздник, организованный рабочими Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании. А 1 мая 1891 года — первая маёвка в Петербурге, организованная социал-демократической группой М. И. Бруснева.

 

Подробнее »

День рождения аэронавта

1 мая 1898 года родился Павел Федорович ФЕДОСЕЕНКО (умер 30.01.1934), военный пилот-аэронавт, командир экипажа стратостата «Осоавиахим-1».

Главный строитель Байконура

1 мая 1905 шлда родился Георгий Максимович ШУБНИКОВ (умер 31.07.1965), генерал-майор-инженер, заслуженный строитель России.

В 1955 году он возглавил строительство Полигона № 5 МО СССР в районе железнодорожной станции Тюра-Там, вскоре ставшего известного как космодром Байконур, под его же руководством там был заложен и возведен город Ленинск, освоена окружающая пустыня.

Подробнее »
Годовщина командира поющей эскадрильи

Сбит самолет-шпион США

1 мая 1960 года в небе Свердловской области советской ракетой сбит самолет-шпион «У-2» с пилотом Фрэнсисом Гэри ПАУЭРСОМ.

 После этого американцы сразу же прекратили полеты разведывательных самолетов над территорией СССР.
В Центральном архиве ФСБ рассекречены судебно-следственные материалы по делу Фрэнсиса Пауэрса.
В России опубликованы также переведенные на русский язык его воспоминания.

Долгое время американцы безнаказанно летали на больших высотах над СССР с разведывательными целями, считая, что у нас нет средств ПВО, способных дотянуться до стратосферы. И вот первый прецедент, доказавший США, что у СССР появились такие средства. Пауэрса сбили над Уралом на «недосягаемой» высоте.

По данным Википедии, предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк Государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75 ракетного дивизиона, которым командовал, точнее исполнял обязанности командира, майор Михаил Воронов.

Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих - заблокировала автоматика, вследствие прохождения пусковой установкой, так называемого, "угла запрета" - когда расчетная начальная траектория полета ракеты проходит над кабиной наведения) ЗРК С-75 попала в U-2, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Это произошло в районе Верхне Сысертского озера. Самолёт Пауэрса упал рядом с с. Поварня. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате был случайно сбит один из двух советских истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевшие ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени (второму МиГ-19 удалось уйти от захвата на сопровождение ЗРК, благодаря интенсивному противорадилокационному маневру).

U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл сзади самолета. В результате хвостовая часть самолета разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пяти километрах привел в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино.

Как только стало известно об уничтожении самолета, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения. В качестве вещдоков на суде были представлены сделанные шпионом фотоснимки советских секретных объектов, шпионское оборудование, целый арсенал оружия и боеприпасов, ампулы с ядом на случай провала операции...

Из протокола заседания суда:

- Отсутствие опознавательных знаков имело целью скрыть национальную принадлежность самолета?

- Не помню.

- На вашем самолете имелась фототехника для ведения воздушной разведки. Какие указания вы получили?

- Никаких. Мне показали, как включать аппаратуру, и в нужный момент я обязан был это сделать.

- На вашем самолете обнаружено оборудование для радиоразведки, а также магнитофонные записи сигналов различных советских радиолокационных станций. Разве вы не понимали, что это шпионские принадлежности?

- Мне говорили, что там были магнитофоны, но сам я не в курсе дела.

- Вы не понимали, что ваш полет преследовал разведцели?

- Я не видел других причин для такого полета.

В воспоминаниях Пауэрс признался, что в суде просто валял дурака: "Я понимал, что полет на самолете без опознавательных знаков является нарушением международного права. Но я не намеревался признаться в этом... Короче говоря, я делал вид, что был не шпионом, а просто воздушным жокеем, которому платили за полеты по определенному маршруту и который включал и выключал аппаратуру, как было указано на карте, не имея понятия о последствиях своих действий и не испытывая при этом любопытства".

Из протокола заседания суда:

Обвинитель Руденко своей речи он заявил: "Подсудимый Пауэрс - не просто шпион, а особый и тщательно вымуштрованный преступник. И если бы его хозяева попытались разжечь новую мировую войну, именно пауэрсы, вскормленные и воспитанные ими в условиях так называемого свободного мира, были бы готовы первыми сбросить на мирную землю атомные и водородные бомбы, как это сделали подобные же пауэрсы в Хиросиме и Нагасаки".

Несмотря на очевидность преступления, Пауэрс по "расстрельной статье" получил минимальный срок - 10 лет лишения свободы.

Во время судебного разбирательства наше правительство разрешило приехать в Москву родителям, жене и сестре подсудимого. Они встречались. Пауэрс писал позже в своих воспоминаниях: "В комнате, куда меня ввели, уже находились мои мать, отец, сестра Джессика, Барбара и ее мать. Я не мог справиться с собой. Увидев их, я не выдержал и зарыдал... Посередине комнаты стоял накрытый стол: бутерброды, икра, свежие фрукты, содовая вода, чай... Большей частью это был обычный, ничего не значащий домашний разговор, но я уже целых три с половиной месяца так не разговаривал. Приветы от сестер, племянниц и племянников. Обсуждения: продавать ли машину? Арендовать или покупать дом? Переправлять ли мебель из Турции (там до этого жил шпион с женой. - С.Т.)?

...Мы пытались строить планы, но слишком многое еще оставалось неясным. В будущем, когда меня переведут в лагерь, жена могла бы поселиться неподалеку и навещать меня. Поэтому Барбара уже сейчас хотела остаться в Москве и устроиться на работу в американское посольство... Через родных я передал сообщение для прессы..."

"Моей первой реакцией на приговор, -писал в воспоминаниях Пауэрс, - было чувство безудержной радости. Будто бы я задыхался и вдруг смог глубоко вздохнуть. Меня не расстреляют!.. Я не слышал остального. Я искал глазами своих близких, но в смятении не мог разглядеть их... Лишь когда меня вывели из зала суда, я вдруг осознал всю тяжесть приговора. Десять долгих лет!"

Но Пауэрсу повезло. В 1962 году его обменяли на советского разведчика - полковника Рудольфа Абеля.

Интересно, что в мае 2011 года сын Пауэрса посетил Головное системное конструкторское бюро (ГСКБ) "Алмаз-Антей", где был создан зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-75, ракетой которого уничтожили разведывательный самолет США. Френсис Гэри Пауэрс

побывал в музее предприятия, встретился с его руководителями и создателями зенитного комплекса, который прервал полет его отца в небе Советского Союза. В частности, Пауэрс младший узнал о том, что в свое время было произведено свыше 1800 комплектов этого грозного зенитного оружия, принятого на вооружение армий СССР и многих стран мира. Сегодня известно, что свыше 800 комплектов ЗРК С-75 было поставлено в более чем 32 страны мира. Познакомился Пауэрс младший и с Карлом Альперовичем, одним из ведущих конструкторов первого отечественного зенитного комплекса С-75. Кроме этого комплекса, Альперович, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор, принимал непосредственное и самое активное участие в создании целого ряда систем зенитного управляемого оружия.

Подробнее »

Сегодня
25 января
понедельник
2021

В этот день:

День штурмана ВМФ

25 января отмечается профессиональный праздник военных штурманов. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Пётр Великий издал Указ в соответствии с которым для подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов флота основана в Москве Школа математических и навигацких наук

День штурмана ВМФ

25 января отмечается профессиональный праздник военных штурманов. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Пётр Великий издал Указ в соответствии с которым для подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов флота основана в Москве Школа математических и навигацких наук

Это  — первое российское артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы военно-морского образования России.

Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. Школу возглавлял Яков Вилимович Брюс. В Навигацкой школе учились дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Сонцовы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметьевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и пр.

Срок обучения не был определён, но среднее время обучения (включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах «на выучку литейного дела» и различных мастерских в стране и за рубежом «для учения в тамошних местах инженерной и иным немецким наукам») составлял 10 — 15 лет. Причём каждый ученик «твердил» свою науку не ожидая других. Школьники, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и в другие приказы

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия, а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.

15 июля 1996 года Главнокомандующий ВМФРоссийской Федерации адмирал флота Феликс Громов издал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в соответствии с которым «День штурмана Военно-Морского Флота России» следовало (начиная с 1997 года) отмечать в день выхода Петровского Указа, который, де-факто, основал штурманскую службу ВМФ Российской империи.

 

Создание Генштаба

25 января 1763 года указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

Создание Генштаба

25 января 1763 года указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

Его прообразом стала квартирмейстерская часть, созданная в начале XVIII века Петром I в целях оказания практической помощи главнокомандующим действующих армий в решениях вопросов, связанных с управлением войсками.

Екатерина II сформировала структуру Генштаба, начальником которого был назначен вице-президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал З.Г. Чернышев. Этот относительно самостоятельный, постоянно действовавший орган военного управления подчинялся вице-президенту Военной коллегии. Положение о Генеральном штабе было утверждено 30 января 1772 года Екатериной II. Согласно ему, во главе штаба был поставлен руководитель — генерал-квартирмейстер, отвечавший не только за комплектование этого органа и специальную подготовку входивших в его состав генералов и офицеров (так называемых чинов Генерального штаба), но и за их чинопроизводство, и в целом за прохождение ими службы. Таким образом, все учреждение приобрело статус особого корпуса при высшем органе военного управления того времени — Военной коллегии.

 

Герой неба Владимир Каганов

25 января 1999 года Заслуженный военный летчик Российской Федерации, полковник Владимир Каганов был удостоен звания Героя России.

Герой неба Владимир Каганов

25 января 1999 года Заслуженный военный летчик Российской Федерации, полковник Владимир Каганов был удостоен звания Героя России.

Владимир Каганов родился 29 января 1953 года в Клайпеде. В 1970 году он окончил среднюю школу. В августе того же года был призван на службу в Советскую Армию. В 1974 году Каганов окончил Качинское военное авиационное училище, после чего остался там лётчиком-инструктором, затем командовал эскадрильей в учебном авиаполку.

В 1983 году Каганов окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске, после чего служил лётчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС. Занимался испытаниями самолёта «Су-35», в том числе на штопор. В 1995 году Каганов был назначен начальником службы лётных испытаний истребительной авиации 1-го Управления ГЛИЦ.

 

Последний Герой соцтруда

25 января 1991 года за выдающийся вклад в горнодобывающее дело Агошокову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя социалистического труда.

Последний Герой соцтруда

25 января 1991 года за выдающийся вклад в горнодобывающее дело Агошокову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя социалистического труда.

Он не смог пережить антисоветский, антинародный государственный переворот октября 1993 года: сердце остановилось 14 октября.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии