RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Разгром турецкой армады у мыса Тендра
28 августа 2016 г.

Разгром турецкой армады у мыса Тендра

28 августа 1790 года началось знаменитое сражение эскадры Федора Ушакова с турецким флотом, который был разбит наголову
Военные полицаи
4 февраля 2014 г.

Военные полицаи

4 февраля 2014 года президент Владимир Путин подписал закон о военной полиции
Православный социализм
28 марта 2017 г.

Православный социализм

Этот термин, который стал использоваться в последнее время, вызвал многочисленные вопросы наших читателей
Подвиг русского богатыря Меркурия
7 декабря 2017 г.

Подвиг русского богатыря Меркурия

7 декабря 1239 года Меркурий Смоленский с небольшим отрядом обратил в бегство татаро-монгольскую рать
Забвению не подлежит!
4 июня 2016 г.

Забвению не подлежит!

2 июня 2016 года в Музее Героев СССР и РФ в Москве состоялась 1-я Конференция Комитета по сохранению памяти героев подвига самопожертвования.
Главная » Памятные даты » Май » Освобождение от фашистов Севастополя

Освобождение от фашистов Севастополя

9 мая 1944 года советские войска освободили от фашистов город русской славы Севастополь.

Это явилось заключительным этапом Крымской операции, которой предшествовали успешные Мелитопольская, Новороссийско-Таманская, Керченско-Эльтигенская операции, завершившиеся полной блокадой крымской группировки немецких и румынских войск.

Всю зиму 1943-1944 годов войска 4-го Украинского фронта в районе Сиваша и Перекопа, а отдельная Приморская армия в районе Керчи готовились к прорыву сильно укрепленной обороны противника. Черноморский флот должен был блокировать Крым с моря и нарушить морские сообщения противника с портами Румынии и Болгарии. Координация действий сухопутных и военно-морских сил была поручена представителю ставки Верховного Главнокомандования Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому.

9 мая в 8 часов утра начался общий штурм Севастополя. Части 13-го гвардейского стрелкового корпуса начали форсирование Северной бухты. Наступательный порыв был настолько высок, что при нехватке плавательных средств бойцы начали переправу через бухту на подручных средствах. В ход пошли даже гробы, щедро запасённые немецкими интендантами. 55-й и 51-й корпуса, обогнув бухту с северо-востока, за несколько часов очистили Корабельную сторону. 63-й, 10-й и 11-й стрелковые корпуса ворвались в город с юго-запада. К вечеру 9 мая Севастополь был полностью освобожден.

Остатки немецко-фашистских войск отошли к Камышовой и Казачьей бухтам и на мыс Херсонес, где соединениями 51-й армии и 19-го танкового корпуса были прижаты к морю. Попытки эвакуации противника были сорваны авиацией и кораблями Черноморского флота. 12 мая немецко-фашистские войска были сброшены в море.

Жители осажденного Севастополя вспоминали, какой ужас творился на мысе Херсонес – на 100 метров от берега не было видно воды – всё было завалено трупами солдат противника, лошадей, машинами, боевой техникой. Немцы, особенно эсэсовцы, а также предатели Родины (среди оказавшихся на Херсонесе войск противника было очень много власовцев, полицаев) предпочитали гибель в море неотвратимому возмездию за свои преступления. По воспоминаниям жителей города, переживших оккупацию, боялись они не НКВД, а простых солдат, горожан, так как знали: за их кровавые дела им пощады не будет (это урок для сегодняшних фашистов, захвативших Киев). В страшных снах не могло привидеться оккупантам и их прихвостням, что им придётся повторить трагическую судьбу защитников города в тяжёлом 1942 году. На мысе Херсонес погибло немало мирных жителей, которых немцы гнали с отступающими частями, надеясь прикрыться ими как живым щитом. Некоторых заложников нацисты гнали даже с Кубани...

До начала Крымской операции фашисты имели на полуострове 204 тысячи солдат и офицеров (7 румынских и 5 немецких дивизий), до 3600 орудий и минометов, более 200 танков и штурмовых орудий, 150 самолётов. За время освобождения Крыма и Севастополя 61 тысяча военнослужащих противника была взята в плен, около 50 тысяч вражеских солдат и офицеров было убито, только в Севастополе фашисты потеряли убитыми более 20 тысяч человек и 24 тысячи пленными. Всё оружие, боевая техника, снаряжение остались на мысе Херсонес. Более того, как свидетельствовал румынский главный морской штаб – тоннаж судов, потопленных и поврежденных за время эвакуации из Крыма, составил 82,8 % общего тоннажа немецких, румынских и венгерских судов, находившихся к тому времени на Черном море. С ними на дно моря ушло 42 тысячи человек.

Поражение в Крыму для гитлеровских войск было катастрофой, равной по масштабам Сталинградской. 17-й немецкой армии не стало.

Во время Крымской операции наши потеряли около 17 тыс. человек убитыми и непосредственно под Севастополем около 6 тыс. человек. Родина высоко оценила героический подвиг освободителей Севастополя. 126 воинам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Многие были награждены орденами и медалями Советского Союза. 118 частей и соединений армии и флота получили почетное наименование – Севастопольских, 51 часть и соединение были награждены орденами.

Ещё в этот день:

День Великой Победы

9 мая 1945 года советский народ победоносно завершил в Берлине Великую Отечественную войну против фашистской Германии и её европейских пособников, продолжавшуюся 1418 дней и ночей.

Всего для нападения на СССР 22 июня 1941 года было сосредоточено свыше 5,5 млн чел., 3 712 танков, 47 260 полевых орудий и миномётов, 4 950 боевых самолётов. За Гитлера против СССР сражалось два миллиона европейских добровольцев. Наши силы составляли 3 289 851 человек. За годы войны в СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов и 2890 МТС - общая стоимость этих разрушений 128 миллиардов долларов. Для сравнения, ущерб Второй мировой войны для Франции составил 21 миллиард, Польши - 20 миллиардов. За время Второй Мировой Войны в СССР было произведено около 870 тысяч единиц боевой техники: из них 120 тысяч самолетов, 90 тысяч - танков, 360 и 300 тысяч - пушек и минометов. Каждый пятый воевавший в ту войну отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.

Подробнее »

Тульский оружейный завод

9 мая 1712 года указом Петра I был основан Тульский оружейный завод. С самого начала он производил исключительно военное оружие для нужд Российской армии.

 Уже в 1720 году количество выпущенных здесь ружей достигло 22 тысяч. В 1812 году во время Отечественной войны правительство обязало тульских оружейников сдавать 13 000 ружей ежемесячно. Во время Второй мировой войны на заводе выпускались самозарядная винтовка Токарева, авиационная пушка «Швак», револьвер системы Нагана и пистолет ТТ.Сейчас здесь производятся высокоточные противотанковые ракеты с тандемной боевой частью 9М113М, предназначенные для поражения бронетанковой техники, оснащенной навесной динамической защитой, укрепленных огневых точек, низколетящих вертолетов; 40-мм подствольные гранатометы ГП-25 для комплексов с автоматами Калашникова, из которых можно вести настильную и навесную стрельбу со скорострельностью в 2-3 раза превышающей зарубежные аналоги; 9-мм малогабаритные автоматы СР-3, имеющие размеры пистолета-пулемета, но по дальности эффективной стрельбы значительно превосходящие его и поражающие живую силу и небронированную технику на расстоянии до 200м; 9-мм специальные автоматы АС и снайперские винтовки ВСС с прицельной дальностью 400м, предназначенные для ведения бесшумной и беспламенной стрельбы, поражающие живую силу противника, защищенную любым бронежилетом.

 

Подробнее »

Воздушный ас Александр Харчевский

9 мая 1950 года родился Александр Николаевич ХАРЧЕВСКИЙ, летчик-ас, генерал-майор, начальник Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации имени Чкалова.

 Свое летное мастерство он проявил в показательных воздушных боях с летчиками США (1992) и ЮАР (1995), одержав победы во всех поединках.

Подробнее »
Освобождение от фашистов Севастополя

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии