RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

100 лет атомному первопроходцу
16 января 2017 г.

100 лет атомному первопроходцу

16 января 1917 года родился Евгений Иванович ЗАБАБАХИН, один из создателей ядерного щита СССР
Кто такой Герой Отечества
9 декабря 2017 г.

Кто такой Герой Отечества

9 декабря — праздник тех, кто проявляет образцы самоотверженности в бою и труде
Правда о Хатыни
22 марта 2016 г.

Правда о Хатыни

22 марта 1943 года фашистскими карателями (при активном участии украинских националистов) была сожжена белорусская деревня: заживо сгорели 149 человек, из них 75 детей
Победа Троице-Сергиевой лавры
25 января 2016 г.

Победа Троице-Сергиевой лавры

25 января (12 - по "старому стилю") 1610 года торжеством русского духа закончилась 16-месячная осада поляками главной твердыни Православия
Освящение Иконы «Взыскание Погибших»
16 февраля 2018 г.

Освящение Иконы «Взыскание Погибших»

В Российский героический календарь поступило письмо из Комитета по сохранению памяти о героях подвига самопожертвования
Главная » Памятные даты » Май » Первый полет АНТ-9

Первый полет АНТ-9

5 мая 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта АНТ-9.

 Он показал максимальную скорость 209 км/ч. Высоту 1000 м самолет набрал за 6,5 мин, его практический потолок составил 3810 м, а техническая дальность полета с пассажирами −1000 км.

10 июля 1929 года самолёт, получивший наименование «Крылья Советов», отправился в европейское турне. Трансевропейский перелет АНТ-9 проводился по специальному постановлению Правительства СССР с целью демонстрации достижений советского авиастроения. Пилотировать «Крылья Советов» было доверено М. Громову. На борту находились ведущий авиаконструктор туполевского КБ А. Архангельский, группа журналистов, в том числе Михаил Кольцов, художник-карикатурист Борис Ефимов. Маршрут самолёта был таким: Москва — Травемюнде — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Варшава — Москва. М. М. Громов пролетел 9037 км за 53 летных часа и со средней скоростью 117 км/ч.

Самолёты АНТ-9 принимали участие в Великой Отечественной войне.

 

Ещё в этот день:

День шифровальщика

5 мая — день криптографической службы России.

 В переводе с древнегреческого «криптография» означает «тайнопись». Как говорится в опубликованном сообщении ЦОС ФСБ, служба, созданная постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 5 мая 1921 года, обеспечивает с помощью шифровальных (криптографических) средств защиту информации в информационно-телекоммуникационных системах и системах специальной связи в РФ и ее учреждениях за рубежом, в том числе в системах, использующих современные информационные технологии.

 

Подробнее »

День водолаза

5 мая 1882 года по указу Императора Александра III в Кронштадте была создана первая в России школа водолазов.

За первые четыре года своего существования она подготовила около 200 квалифицированных водолазов из нижних чинов и 40 водолазных специалистов из офицерского состава.

Благодаря ходатайствам представителей различных организаций водолазов, с 2002 года правительство России официально утвердило 5 мая – профессиональным праздником водолазов.

 

Подробнее »

Родился гидрограф Седов

5 мая 1877 года родился Георгий Яковлевич Седов (умер в 1914), российский гидрограф, исследователь Арктики.

Он на собачьих упряжках пытался достичь Северного полюса, но умер в пути.

Подробнее »
Первый полет АНТ-9

Боевой штурман Александра Акимова

5 мая 1922 года родилась Александра Фёдоровна Акимова, советская военная лётчица, штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Российской Федераци.

В 1940 году поступила на исторический факультет Московского педагогического института. В то же время посещала курсы медсестёр. С началом войны пыталась попасть в Красную Армию, однако была отправлена строить оборонительные укрепления под Можайском. С началом занятий Акимова вернулась в институт, однако не бросала идею попасть в Красную Армию.

8 октября 1941 года Сталин издал указ НКО СССР № 0099 о формировании женских авиационных полков. Акимова была мобилизована на фронт. В городе Энгельс, где базировался её 588-й легкобомбардировочный женский авиационный полк, Александра Фёдоровна обучилась профессии авиационного техника. В феврале 1943 года полк за свои заслуги получил звание 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

В марте 1943 года Акимову назначили штурманом. С апреля 1943 года по май 1945 года Акимова совершила 715 боевых вылетов.

В апреле 1945 года была представлена к званию Героя Советского Союза, представление было поддержано генерал-полковником Вершининым и Маршалом Советского Союза Рокоссовским, однако затерялось в Москве.

После войны Акимова окончила Московский педагогический институт, а затем и аспирантуру, стала кандидатом исторических наук. С 1952 года преподавала в Московском авиационном институте. В 1992 году вышла на пенсию.

31 декабря 1994 года Акимовой Александре Фёдоровне было присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне.

 

Подробнее »

Сегодня
18 июля
четверг
2019

В этот день:

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

 В 16 центральных губерниях России и 4 губерниях Малороссии во исполнение манифеста были сформированы дружины народного ополчения. Их основной контингент сотавляли крепостные крестьяне, которых принимали только с ведома помещика. Всего было собрано около 400 000 ополченцев, которые сыграли значительную роль в разгроме наполеоновских войск.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

 Экипаж погиб. Таран завершился благополучно для советского летчика. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

Это был второй случай реактивного тарана в мировой практике. Впервые это сделал 28 ноября 1973 года капитан Геннадий Николаевич ЕЛИСЕЕВ.

 

28 ноября 1973 года системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский офицер Мохаммад Шокуния. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом применил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев решился на таран. Оба самолета взорвались. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота оказались более удачливыми. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. Генндию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валентин Куляпин, конечно, знал об этом случае. «Я учился на третьем курсе Высшего военного лётного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывал впоследствии Валентин Александрович. - Мы все, 19-летние, в те дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог ?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге ? Но про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолёте. Так когда-то Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный приём оружием в войне с врагом, и более 600 советских лётчиков - наследников Нестерова - насчитывает сегодня история авиации».

Нужно сказать, что у реактивного сверхзвукового самолёта нет разящего винта и мощных плоскостей - крыльев. Таран казался на нём технически невозможным, тем более после гибели лётчика Елисеева. И всё же через 8 лет капитан Валентин Куляпин на сверхзвуковом реактивном самолёте совершил второй такой таран, уничтожив самолёт, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

18 Июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший контрабандой партию оружия в Иран. На перехват были подняты 2 пары истребителей Су-15ТМ. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён Валентин Куляпин. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт - нарушитель на высоте 11000 метров, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда - "Нарушителя сбить !".
Су-15ТМ Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом - нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж погиб.

За этот подвиг Валентин Александрович был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но... получил орден Красного Знамени.

Больше никто во всем мире не решился повторить подвиг капитана Елисеева.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии