RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Тайна смерти И.В.Сталина
5 марта 2018 г.

Тайна смерти И.В.Сталина

5 марта 1953 года не стало выдающегося руководителя советского государства, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР генералиссимуса Победы Иосифа Виссарионовича Сталина.
Самодиагноз сенатора Маккейна: немотивированное самомнение
15 сентября 2013 г.

Самодиагноз сенатора Маккейна: немотивированное самомнение

Во всем мире идет обсуждение статьи Владимира Путина "Сирийская альтернатива" в американской газете «Нью-Йорк таймс».
Любимчик Фортуны
22 октября 2015 г.

Любимчик Фортуны

21 октября 2015 года исполнилось 70 лет Никите Михалкову
Архистратиг Александр Суворов
24 ноября 2018 г.

Архистратиг Александр Суворов

24 ноября 1730 года родился великий русский полководец Александр Васильевич Суворов
Русская душа
26 августа 2020 г.

Русская душа

Продолжаем знакомить читателей с творчеством молодого поэта из Калужской области Виктора Глущенко
Главная » Памятные даты » Май » Подвиг капитана третьего ранга Семена Челюскина

Подвиг капитана третьего ранга Семена Челюскина

20 мая 1742 года великий русский полярный исследователь Семен Иванович ЧЕЛЮСКИН достиг на собачьей упряжке самой северной точки материака Евразия.

Будучи корабельным штурманом капитан третьего ранга Семен Челюскин участвовал в ряди крупных исследовательских экспедиций, в 1733-1743 годах работал в отрядах Василия Прончищева и Харитона Лаптева, занимаясь исследованием Таймырского полуострова.

В начале декабря 1741 года Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым вновь отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы – до -50°С, провизии постоянно не хватало.

В апреле 1742 года группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. При этом Челюскин вел журнал наблюдений, который до сих пор хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин на собачьей упряжке достиг мыса, как впоследствии будет доказано – самой северной точки материка Евразии. Затем штурман направился на юго-запад к устью Нижней Таймыры. На карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра, где Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров.

В настоящее время на мысе Челюскина – самой северной точке полуострова Таймыр и материковой Азии (77°43' с. ш. и 104°18' в. д.) – находится полярная станция – радиометеорологический центр, где зимуют от 8 до 10 человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной России «Мыс Челюскин».

2 октября 2009 года из посёлка Хатанга на мыс Челюскина в сопровождении духовенства прибыл архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний для установки поклонного креста. По завершении церемонии водружения архипастырь сделал заявление: "Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это – наше православное государство".

Использованы данные сайта opoccuu.com

 

 

Ещё в этот день:

Подвиг капитана третьего ранга Семена Челюскина

Герой обороны Севастополя генерал Тотлебен

20 мая 1818 года родился Эдуард Иванович ТОТЛЕБЕН, один из героев Крымской войны.

В августе 1854 года военному инженеру Тотлебену было поручено подготовить к обороне не имеющий серьезных фортификационных сооружений Севастополь. В кратчайшие сроки здесь были построены мощные форты, бастионы и люнеты, надежно прикрывшие главную русскую военно-морскую базу на Черном море. За проявленное усердие, спасшее тысячи русских жизней, Эдуард Иванович был произведен в чин инженер-полковника и награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Великий русский адмирал Павел Степанович Нахимов не раз повторял: "А без Тотлебена мы пропали бы, непременно-с пропали бы". В марте 1855 года Эдуард Иванович получил эполеты генерал-майора. А 8 июня был ранен в ногу (навылет ниже колена), но остался еще на два месяца в Севастополе. Потом был направлен на укрепление Николаева, Кронштадта.

В 1858 году Эдуард Иванович назначен директором Инженерного департамента Военного министерства. Он принял активное участие в реформировании русской армии, начатой новым военным министром России Дмитрием Алексеевичем Милютиным.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Тотлебенбыл назначен начальником осадного отряда Плевны, он возглавил ведущиеся под этой крепостью осадные работы. 28 ноября 1877 года турки предприняли попытку прорваться, но, потеряв шесть тысяч убитыми, отступили и вскоре капитулировали. Узнав о сдаче противника, Эдуард Иванович не стал возвеличивать свои заслуги, скромно заметив: "Не я победил Османа, а голод".

В дальнейшем Тотлебен командовал Рущукским отрядом, а после окончания войны всей оставшейся в Болгарии русской армией.

Осенью 1882 года здоровье генерала пошатнулось и он получает отпуск для лечения за границей. Однако медицина оказалась не в состоянии спасти его жизнь. 19 июня 1884 года в местечке Зоден около Франкфурта-на-Майне Эдуард Иванович Тотлебен скончался. Останки его были доставлены в Севастополь и погребены на Братском кладбище, где во время войны хоронили павших защитников города.

 

Подробнее »

Выдающийся военный строитель Александр Комаровский

20 мая 1906 года родился Александр Николаевич КОМАРОВСКИЙ, Герой Социалистического Труда.

До войны работал на строительстве каналов (Москва — Волга и др.), Куйбышевского гидроузла, сооружении военно-морских баз. В войну строил оборонительные сооружения (Сталинград), командовал 5-й саперной армией, возглавлял Главпромстрой НВКД, потом МВД СССР. Под его руководством строилось все: от высоток МГУ до первых ядерных центров и атомных электростанций. Заслуги Комаровского отмечены 7 орденами Ленина

 

 

Подробнее »

Герой «Повести о настоящем человеке»

20 мая 1916 года родился Алексей Петрович МАРЕСЬЕВ

Весной 1942 года в одном из боев самолет Маресьева был сбит, а сам он тяжело ранен. Восемнадцать суток летчик пробирался по территории, захваченной врагом, пока его не подобрали партизаны. В госпитале Маресьеву были ампутированы ступни обеих ног, но он сумел вернуться в строй и продолжал сражаться как летчик-истребитель. Представляя героя к награде, командир полка Н. П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов». Летчик-герой стал прообразом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» летчика Мересьева.

 

 

Подробнее »

Памяти поэта-воина Николая Майорова

20 мая 1919 года родился Николай Петрович МАЙОРОВ (погиб 08.02.1942), русский поэт. Погиб на фронте, куда ушел добровольцем.

С десяти лет он жил с родными в городе Иваново. Учился в школе № 35, ныне — лицей № 33. В 1937 году поступил на исторический факультет Московского государственного университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького, занимался в поэтическом семинаре Павла Григорьевича Антокольского.

В октябре 1941 года, не доучившись, ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области.

В память о поэте-воине публикуем две выдержки из его стихотворений:

* * *

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

* * *

Есть в голосе моем звучание металла.

Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

Не все умрет. Не все войдет в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя пронесли.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

Мир, как окно, для воздуха распахнут,

Он нами пройден, пройден до конца,

И хорошо, что руки наши пахнут

Угрюмой песней верного свинца.

И как бы ни давили память годы,

Нас не забудут потому вовек,

Что, всей планете делая погоду,

Мы в плоть одели слово "Человек"!

 

Подробнее »

Алексей Туполев: «Буран», «Белый лебедь», «Русский конкорд»

20 мая 1925 года родился авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев

Сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева сам стал выдающимся авиаконструктором, академиком Российской академии наук, Героем Социалистического Труда.

На его счету - сверхзвуковой пассажирский реактивный самолёт Ту-144, прозванный в народе «Русским конкордом», космолет «Буран», а также - гордость российских ВВС реактивный ракетоносец Ту-160 («Белый лебедь»).

Подробнее »

Сегодня
20 января
среда
2021

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии