RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Герой, оседлавший звук
20 февраля 2016 г.

Герой, оседлавший звук

20 февраля 1909 года родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи, выдающийся советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза
Атомоход «Верхотурье» напугал США
12 декабря 2015 г.

Атомоход «Верхотурье» напугал США

12 декабря 2015 года этот ракетный подводный крейсер стратегического назначения из Баренцева моря достал комплексом «Синева» до противоположного полушария планеты
Создатель «тридцатьчетвёрки»
25 сентября 2020 г.

Создатель «тридцатьчетвёрки»

Подвиг самопожертвования конструктора лучшего танка Второй мировой войны целых полвека находился в забвении
Первосвятитель Иов
18 апреля 2014 г.

Первосвятитель Иов

18 апреля православные люди и просто патриоты России празднуют память первого патриарха России
Губители русского языка
31 октября 2019 г.

Губители русского языка

Относительно недавно в РФ было создано «Общество русской словесности».
Главная » Памятные даты » Май » Преданный Горбачевым Наджибулла

Преданный Горбачевым Наджибулла

15 мая 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана.

14 апреля 1988 года после длительных переговоров в Женеве при посредничестве ООН министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписан пакет документов, позволявший положить конец афганской войне. СССР взял на себя обязательства вывести войска из Афганистана в девятимесячный срок, начиная с 15 мая 1988 года. Но лидеры вооруженной оппозиции, тайно поддерживаемые США, заявили, что подписанный в Женеве договор их не касается, и они продолжат вооруженную борьбу. В дальнейшем СССР и правительство Афганистана практически в одностороннем порядке выполняли Женевские соглашения.

Руководитель Афганистана Наджибулла забрасывал советское руководство посланиями с отчаянными просьбами задержать вывод советских войск или хотя бы оставить добровольцев для охраны стратегических объектов. Но горбачевское руководство молчало. Демократическая власть в Афганистане пала. Многие политологи считают, что если бы Москва не бросила Наджибуллу на произвол судьбы, скорее всего и сегодня власть в Кабуле и на значительной территории страны находилась бы в руках пророссийски ориентированных политиков.

Ещё в этот день:

Потускневший Красный Крест

15 мая 1867 года в России утвержден устав Общества попечения о раненых и больных воинах

Почетными членами Общества (с 1879 года — Российское общество Красного Креста) стали Император, все великие князья и княгини, многие высокопоставленные светские лица и представители высшего духовенства. Общество находилось под покровительством Императрицы, пользовалось содействием всех правительственных лиц и получило значительные права.

Во время Первой мировой войны на службе РОКК состояло 2.500 врачей, 20.000 сестер милосердия, свыше 50.000 санитаров. При РОКК функционировало Центральное справочное бюро о военнопленных. Когда в 1915 году немцы впервые применили химическое оружие, то РОКК оперативно освоило изготовление противогазов и только за три месяца произвело их около 6 млн штук.

Во время Великой Отечественной войны Советский Красный Крест занимался подготовкой медсестер и санитаров, организовывал донорство крови.

После «демократических» реформ государство отпустило Красный Крест в свободное плавание. Источниками финансирования его программ последних лет являются членские взносы и целевые пожертвования граждан России, российских организаций и предприятий, а также финансовая поддержка зарубежных организаций Красного Креста. В 1997—2000 гг миллионы нуждающихся из числа наиболее незащищенных слоев населения получили гуманитарную помощь, объём которой составил всего  78,5 млн долларов США.

 

Подробнее »

Летчик-испытатель Кочетков

15 мая 1908 года родился Андрей Григорьевич КОЧЕТКОВ

 Окончил Качинскую военную авиационную школу (1929), Военно-воздушную академию Рабоче-крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е. Жуковского (1938). Работал в научно-исследовательском институте ВВС и ОКБ С. А. Лавочкина и П. О. Сухого. Испытывал опытные самолёты МиГ-3, МнГ-9, Як-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-15, Ла-200, Ла-250, Су-7, а также проводил испытания других самолётов на прочность, штопор и флаттер.  Pаслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 й степени, орденом Отечественной войны 2 й степени, 2 орденами Красной Звезды.

 

Подробнее »

Химзащита оказалась на задворках

15 мая 1932 года была создана Военная академия химической защиты

Ее формирование обусловливалась интенсивной подготовкой государств фашистского блока к развязыванию мировой войны с использованием химического оружия. Это определило необходимость обеспечения надежной противохимической защиты Красной Армии и технического перевооружения химических войск. Для решения этих задач требовались специалисты — военные химики высшей квалификации. Подготовка их в академии считалась одним из важнейших мероприятий по укреплению обороноспособности нашей Родины в предвоенные годы.

За годы существования академии и войск радиационной, химической и биологической защиты для вооруженных сил подготовлено около 10 000 офицеров и свыше 5 000 специалистов химической промышленности. Свыше 30 выпускников академии удостоены звания Героя Советского Союза, 8 — Героя Социалистического Труда и 5 — Героя Российской Федерации.

Но наступили «демократические» времена. 1 августа 2006 года Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени маршала С. К. Тимошенко переведена из Москвы в Кострому. Естественно, квалифицированные кадры туда из Москвы ехать не пожелали. Уровень преподавания резко упал, так же как и количество готовящихся специалистов.

 

Подробнее »

Геройски погибшая бригада

15 мая 1940 года приказом наркома ВМФ Н. Г. КУЗНЕЦОВА № 238 отдельная специальная стрелковая бригада КБФ переформирована в 1-ю особую бригаду морской пехоты

Бригада насчитывала около 2500 человек. В ее составе имелось специальное подразделение боевых пловцов (легководолазов), численностью в 40 человек.

Боевое крещение бригада получила в связи с прорывом немецких войск в Эстонию 9-15 июля 1941 года: сводный отряд морской пехоты участвовал в ликвидации прорыва в районах Марьямаа; другой отряд вёл бои севернее Пярну, удерживая позиции до середины августа 1941 года.

27 августа 1941 года остатки бригады были эвакуированы из Таллина, и 29 августа 1941 года бригада прибыла в Кронштадт, насчитывая только 543 человека.

В начале сентября 1941 года бригада была направлена в Красное Село, с задачей разгромить войска противника, прорвашиеся сюда. Без подготовки бригада атаковала противника в Красном Селе, перешла в рукопашную и смогла выбить части противника из первой полосы обороны. Вместе с моряками в рукопашной участвовал и маршал Ворошилов, который в этой атаке получил ранение. В боях бригада понесла невосполнимые потери и 12 ноября 1941 года была расформирована.

 

Подробнее »

Первый летчик-реактивщик Григорий Бахчиванджи

15 мая 1942 года летчик Григорий БАХЧИВАНДЖИ совершил полет на первом советском реактивном самолете «БИ-1».

Бахчиванджи родился 20 февраля 1908 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. За великолепную технику пилотирования и глубокие знания самолета его направили в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу.

С началом Великой Отечественной войны лётчик добровольно ушел на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

В августе 1941 года лётчику присвоили воинское звание «капитан» и откомандировали на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург) для испытания первого реактивного истребителя БИ-1. 20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался и вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года легендарный лётчик выполнил первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Похоронен на кладбище посёлка Малый Исток недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

 

Подробнее »

Легендарная ракета «Р-7»

15 мая 1957 года запущена первая советская межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7», которая подняла в космос первый спутник, собаку Лайку, первого космонавта Земли.
Преданный Горбачевым Наджибулла

Сегодня
3 декабря
четверг
2020

В этот день:

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега. Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34-85)- состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

 

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в посёлке Венцы-Заря, ныне Гулькевичского района Краснодарского края. В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1956 году — Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В отряд космонавтов зачислен в 1960 году. В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1987 году стал начальником факультета этой академии.

Первый космический полёт совершил 12—17 октября 1969 года на космическом корабле «Союз-7» (продолжительность 4 суток 23 часа). Второй — в феврале 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5». Третий старт состоялся в июле 1980 года на космических кораблях «Союз-36», «Союз-37» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с гражданином Вьетнама Фам Туаном.

 

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час. Согласно Указу Президента № 1297от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии