RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Девица - Георгиевский кавалер
13 марта 2018 г.

Девица - Георгиевский кавалер

13 марта 1898 года родилась Кира Александровна Башкирова, которая в возрасте 16 лет была награждена Георгиевским крестом
Адмирал госбезопасности Угрюмов
10 октября 2018 г.

Адмирал госбезопасности Угрюмов

10 октября 1948 года родился Герман Алексеевич Угрюмов, Герой России, заместитель директора ФСБ
Тайны Нюрнберга
20 ноября 2017 г.

Тайны Нюрнберга

20 ноября 1945 года начался судебный процесс над главными фашистскими преступниками, материалы которого до сих пор полностью не опубликованы
Пророчества Иоанна Кронштадского
14 июня 2015 г.

Пророчества Иоанна Кронштадского

14 июня 2015 года отмечается 25-летний юбилей со дня прославления святого праведного Иоанна Кронштадсткого
Полярный летчик Василий Молоков
14 февраля 2016 г.

Полярный летчик Василий Молоков

13 февраля 1895 года родился полярный лётчик, третий по счету Герой Советского Союза, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин»
Главная » Памятные даты » Май » Знамя Победы над рейхстагом

Знамя Победы над рейхстагом

1 мая 1945 года в Берлине над рейхстагом водружено Знамя Победы.

Бойцы 1-го стрелкового батальона 756-го полка, которым командовал капитан С. А. НЕУСТРОЕВ, установили на крыше рейхстага красный флаг. В ночь на 1 мая по приказанию командира 756-го полка полковника Ф. М. ЗИНЧЕНКО были приняты меры по водружению на здание рейхстага знамени, врученного полку Военным советом 3-й ударной армии. Группу бойцов возглавил лейтенант А. П. БЕРЕСТ. Ранним утром 1 мая на скульптурной группе, венчающей фронтон здания, уже развевалось Знамя Победы: его водрузили разведчики сержанты Михаил ЕГОРОВ и Мелитон КАНТАРИЯ.

 

 

Ещё в этот день:

Знамя Победы над рейхстагом

История Первомая

1 мая — День солидарности трудящихся всего мира

Первомай в современном виде возник в конце XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибло шесть демонстрантов. В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции было убито восемь полицейских и минимум четверо рабочих (по некоторым данным, до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения. По обвинению в организации взрыва четверо рабочих-анархистов были приговорены к повешению (впоследствии установлено, что обвинение оказалось сфабрикованным). В память о невинно казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.

1 мая 1890 года впервые прошел международный первомайский праздник, организованный рабочими Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании. А 1 мая 1891 года — первая маёвка в Петербурге, организованная социал-демократической группой М. И. Бруснева.

 

Подробнее »

День рождения аэронавта

1 мая 1898 года родился Павел Федорович ФЕДОСЕЕНКО (умер 30.01.1934), военный пилот-аэронавт, командир экипажа стратостата «Осоавиахим-1».

Главный строитель Байконура

1 мая 1905 шлда родился Георгий Максимович ШУБНИКОВ (умер 31.07.1965), генерал-майор-инженер, заслуженный строитель России.

В 1955 году он возглавил строительство Полигона № 5 МО СССР в районе железнодорожной станции Тюра-Там, вскоре ставшего известного как космодром Байконур, под его же руководством там был заложен и возведен город Ленинск, освоена окружающая пустыня.

Подробнее »

Годовщина командира поющей эскадрильи

1 мая 1922 года родился Виталий Иванович ПОПКОВ

Летчик-истребитель (41 лично сбитый фашистский самолет и 1 в группе), генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза. Он стал прототипом героя фильма «В бой идут одни «старики»».

Подробнее »

Сбит самолет-шпион США

1 мая 1960 года в небе Свердловской области советской ракетой сбит самолет-шпион «У-2» с пилотом Фрэнсисом Гэри ПАУЭРСОМ.

 После этого американцы сразу же прекратили полеты разведывательных самолетов над территорией СССР.
В Центральном архиве ФСБ рассекречены судебно-следственные материалы по делу Фрэнсиса Пауэрса.
В России опубликованы также переведенные на русский язык его воспоминания.

Долгое время американцы безнаказанно летали на больших высотах над СССР с разведывательными целями, считая, что у нас нет средств ПВО, способных дотянуться до стратосферы. И вот первый прецедент, доказавший США, что у СССР появились такие средства. Пауэрса сбили над Уралом на «недосягаемой» высоте.

По данным Википедии, предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк Государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75 ракетного дивизиона, которым командовал, точнее исполнял обязанности командира, майор Михаил Воронов.

Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих - заблокировала автоматика, вследствие прохождения пусковой установкой, так называемого, "угла запрета" - когда расчетная начальная траектория полета ракеты проходит над кабиной наведения) ЗРК С-75 попала в U-2, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Это произошло в районе Верхне Сысертского озера. Самолёт Пауэрса упал рядом с с. Поварня. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате был случайно сбит один из двух советских истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевшие ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени (второму МиГ-19 удалось уйти от захвата на сопровождение ЗРК, благодаря интенсивному противорадилокационному маневру).

U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл сзади самолета. В результате хвостовая часть самолета разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пяти километрах привел в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино.

Как только стало известно об уничтожении самолета, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения. В качестве вещдоков на суде были представлены сделанные шпионом фотоснимки советских секретных объектов, шпионское оборудование, целый арсенал оружия и боеприпасов, ампулы с ядом на случай провала операции...

Из протокола заседания суда:

- Отсутствие опознавательных знаков имело целью скрыть национальную принадлежность самолета?

- Не помню.

- На вашем самолете имелась фототехника для ведения воздушной разведки. Какие указания вы получили?

- Никаких. Мне показали, как включать аппаратуру, и в нужный момент я обязан был это сделать.

- На вашем самолете обнаружено оборудование для радиоразведки, а также магнитофонные записи сигналов различных советских радиолокационных станций. Разве вы не понимали, что это шпионские принадлежности?

- Мне говорили, что там были магнитофоны, но сам я не в курсе дела.

- Вы не понимали, что ваш полет преследовал разведцели?

- Я не видел других причин для такого полета.

В воспоминаниях Пауэрс признался, что в суде просто валял дурака: "Я понимал, что полет на самолете без опознавательных знаков является нарушением международного права. Но я не намеревался признаться в этом... Короче говоря, я делал вид, что был не шпионом, а просто воздушным жокеем, которому платили за полеты по определенному маршруту и который включал и выключал аппаратуру, как было указано на карте, не имея понятия о последствиях своих действий и не испытывая при этом любопытства".

Из протокола заседания суда:

Обвинитель Руденко своей речи он заявил: "Подсудимый Пауэрс - не просто шпион, а особый и тщательно вымуштрованный преступник. И если бы его хозяева попытались разжечь новую мировую войну, именно пауэрсы, вскормленные и воспитанные ими в условиях так называемого свободного мира, были бы готовы первыми сбросить на мирную землю атомные и водородные бомбы, как это сделали подобные же пауэрсы в Хиросиме и Нагасаки".

Несмотря на очевидность преступления, Пауэрс по "расстрельной статье" получил минимальный срок - 10 лет лишения свободы.

Во время судебного разбирательства наше правительство разрешило приехать в Москву родителям, жене и сестре подсудимого. Они встречались. Пауэрс писал позже в своих воспоминаниях: "В комнате, куда меня ввели, уже находились мои мать, отец, сестра Джессика, Барбара и ее мать. Я не мог справиться с собой. Увидев их, я не выдержал и зарыдал... Посередине комнаты стоял накрытый стол: бутерброды, икра, свежие фрукты, содовая вода, чай... Большей частью это был обычный, ничего не значащий домашний разговор, но я уже целых три с половиной месяца так не разговаривал. Приветы от сестер, племянниц и племянников. Обсуждения: продавать ли машину? Арендовать или покупать дом? Переправлять ли мебель из Турции (там до этого жил шпион с женой. - С.Т.)?

...Мы пытались строить планы, но слишком многое еще оставалось неясным. В будущем, когда меня переведут в лагерь, жена могла бы поселиться неподалеку и навещать меня. Поэтому Барбара уже сейчас хотела остаться в Москве и устроиться на работу в американское посольство... Через родных я передал сообщение для прессы..."

"Моей первой реакцией на приговор, -писал в воспоминаниях Пауэрс, - было чувство безудержной радости. Будто бы я задыхался и вдруг смог глубоко вздохнуть. Меня не расстреляют!.. Я не слышал остального. Я искал глазами своих близких, но в смятении не мог разглядеть их... Лишь когда меня вывели из зала суда, я вдруг осознал всю тяжесть приговора. Десять долгих лет!"

Но Пауэрсу повезло. В 1962 году его обменяли на советского разведчика - полковника Рудольфа Абеля.

Интересно, что в мае 2011 года сын Пауэрса посетил Головное системное конструкторское бюро (ГСКБ) "Алмаз-Антей", где был создан зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-75, ракетой которого уничтожили разведывательный самолет США. Френсис Гэри Пауэрс

побывал в музее предприятия, встретился с его руководителями и создателями зенитного комплекса, который прервал полет его отца в небе Советского Союза. В частности, Пауэрс младший узнал о том, что в свое время было произведено свыше 1800 комплектов этого грозного зенитного оружия, принятого на вооружение армий СССР и многих стран мира. Сегодня известно, что свыше 800 комплектов ЗРК С-75 было поставлено в более чем 32 страны мира. Познакомился Пауэрс младший и с Карлом Альперовичем, одним из ведущих конструкторов первого отечественного зенитного комплекса С-75. Кроме этого комплекса, Альперович, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор, принимал непосредственное и самое активное участие в создании целого ряда систем зенитного управляемого оружия.

Подробнее »

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии