RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Побег из ада на
8 февраля 2015 г.

Побег из ада на "Хенкеле"

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с летчиком-истребителем Михаилом Девятаевым совершила побег из немецкого концлагеря Пенемюнде
Витязь победного духа России
27 июня 2014 г.

Витязь победного духа России

Выпущена медаль в честь 700- летия преподобного Сергия Радонежского
Хроники окаянных лет
14 ноября 2015 г.

Хроники окаянных лет

Вышли в свет два тома без всякого преувеличения уникальной книги писателя и военного журналиста Михаила Захарчука «Через Великий Миллениум, или 20 лет на изломе тысячелетий. Дневник очевидца»
Рисунок на черепе
9 октября 2017 г.

Рисунок на черепе

Экспедиция поискового объединения „Миус-Фронт” стала свидетелем трудно объяснимого чуда
Воин Христов
5 октября 2019 г.

Воин Христов

РГК открывает новую рубрику «Литературная гостиная поэта Игоря Гревцева»
Главная » Памятные даты » Май

Памятные события за май

Знамя Победы над рейхстагом

1 мая 1945 года в Берлине над рейхстагом водружено Знамя Победы.

Бойцы 1-го стрелкового батальона 756-го полка, которым командовал капитан С. А. НЕУСТРОЕВ, установили на крыше рейхстага красный флаг. В ночь на 1 мая по приказанию командира 756-го полка полковника Ф. М. ЗИНЧЕНКО были приняты меры по водружению на здание рейхстага знамени, врученного полку Военным советом 3-й ударной армии. Группу бойцов возглавил лейтенант А. П. БЕРЕСТ. Ранним утром 1 мая на скульптурной группе, венчающей фронтон здания, уже развевалось Знамя Победы: его водрузили разведчики сержанты Михаил ЕГОРОВ и Мелитон КАНТАРИЯ.

 

 

Подробнее »

История Первомая

1 мая — День солидарности трудящихся всего мира

Первомай в современном виде возник в конце XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибло шесть демонстрантов. В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции было убито восемь полицейских и минимум четверо рабочих (по некоторым данным, до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения. По обвинению в организации взрыва четверо рабочих-анархистов были приговорены к повешению (впоследствии установлено, что обвинение оказалось сфабрикованным). В память о невинно казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.

1 мая 1890 года впервые прошел международный первомайский праздник, организованный рабочими Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании. А 1 мая 1891 года — первая маёвка в Петербурге, организованная социал-демократической группой М. И. Бруснева.

 

Подробнее »

День рождения аэронавта

1 мая 1898 года родился Павел Федорович ФЕДОСЕЕНКО (умер 30.01.1934), военный пилот-аэронавт, командир экипажа стратостата «Осоавиахим-1».

Главный строитель Байконура

1 мая 1905 шлда родился Георгий Максимович ШУБНИКОВ (умер 31.07.1965), генерал-майор-инженер, заслуженный строитель России.

В 1955 году он возглавил строительство Полигона № 5 МО СССР в районе железнодорожной станции Тюра-Там, вскоре ставшего известного как космодром Байконур, под его же руководством там был заложен и возведен город Ленинск, освоена окружающая пустыня.

Подробнее »

Годовщина командира поющей эскадрильи

1 мая 1922 года родился Виталий Иванович ПОПКОВ

Летчик-истребитель (41 лично сбитый фашистский самолет и 1 в группе), генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза. Он стал прототипом героя фильма «В бой идут одни «старики»».

Подробнее »

Сбит самолет-шпион США

1 мая 1960 года в небе Свердловской области советской ракетой сбит самолет-шпион «У-2» с пилотом Фрэнсисом Гэри ПАУЭРСОМ.

 После этого американцы сразу же прекратили полеты разведывательных самолетов над территорией СССР.
В Центральном архиве ФСБ рассекречены судебно-следственные материалы по делу Фрэнсиса Пауэрса.
В России опубликованы также переведенные на русский язык его воспоминания.

Долгое время американцы безнаказанно летали на больших высотах над СССР с разведывательными целями, считая, что у нас нет средств ПВО, способных дотянуться до стратосферы. И вот первый прецедент, доказавший США, что у СССР появились такие средства. Пауэрса сбили над Уралом на «недосягаемой» высоте.

По данным Википедии, предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк Государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75 ракетного дивизиона, которым командовал, точнее исполнял обязанности командира, майор Михаил Воронов.

Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих - заблокировала автоматика, вследствие прохождения пусковой установкой, так называемого, "угла запрета" - когда расчетная начальная траектория полета ракеты проходит над кабиной наведения) ЗРК С-75 попала в U-2, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Это произошло в районе Верхне Сысертского озера. Самолёт Пауэрса упал рядом с с. Поварня. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате был случайно сбит один из двух советских истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевшие ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени (второму МиГ-19 удалось уйти от захвата на сопровождение ЗРК, благодаря интенсивному противорадилокационному маневру).

U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл сзади самолета. В результате хвостовая часть самолета разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пяти километрах привел в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино.

Как только стало известно об уничтожении самолета, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения. В качестве вещдоков на суде были представлены сделанные шпионом фотоснимки советских секретных объектов, шпионское оборудование, целый арсенал оружия и боеприпасов, ампулы с ядом на случай провала операции...

Из протокола заседания суда:

- Отсутствие опознавательных знаков имело целью скрыть национальную принадлежность самолета?

- Не помню.

- На вашем самолете имелась фототехника для ведения воздушной разведки. Какие указания вы получили?

- Никаких. Мне показали, как включать аппаратуру, и в нужный момент я обязан был это сделать.

- На вашем самолете обнаружено оборудование для радиоразведки, а также магнитофонные записи сигналов различных советских радиолокационных станций. Разве вы не понимали, что это шпионские принадлежности?

- Мне говорили, что там были магнитофоны, но сам я не в курсе дела.

- Вы не понимали, что ваш полет преследовал разведцели?

- Я не видел других причин для такого полета.

В воспоминаниях Пауэрс признался, что в суде просто валял дурака: "Я понимал, что полет на самолете без опознавательных знаков является нарушением международного права. Но я не намеревался признаться в этом... Короче говоря, я делал вид, что был не шпионом, а просто воздушным жокеем, которому платили за полеты по определенному маршруту и который включал и выключал аппаратуру, как было указано на карте, не имея понятия о последствиях своих действий и не испытывая при этом любопытства".

Из протокола заседания суда:

Обвинитель Руденко своей речи он заявил: "Подсудимый Пауэрс - не просто шпион, а особый и тщательно вымуштрованный преступник. И если бы его хозяева попытались разжечь новую мировую войну, именно пауэрсы, вскормленные и воспитанные ими в условиях так называемого свободного мира, были бы готовы первыми сбросить на мирную землю атомные и водородные бомбы, как это сделали подобные же пауэрсы в Хиросиме и Нагасаки".

Несмотря на очевидность преступления, Пауэрс по "расстрельной статье" получил минимальный срок - 10 лет лишения свободы.

Во время судебного разбирательства наше правительство разрешило приехать в Москву родителям, жене и сестре подсудимого. Они встречались. Пауэрс писал позже в своих воспоминаниях: "В комнате, куда меня ввели, уже находились мои мать, отец, сестра Джессика, Барбара и ее мать. Я не мог справиться с собой. Увидев их, я не выдержал и зарыдал... Посередине комнаты стоял накрытый стол: бутерброды, икра, свежие фрукты, содовая вода, чай... Большей частью это был обычный, ничего не значащий домашний разговор, но я уже целых три с половиной месяца так не разговаривал. Приветы от сестер, племянниц и племянников. Обсуждения: продавать ли машину? Арендовать или покупать дом? Переправлять ли мебель из Турции (там до этого жил шпион с женой. - С.Т.)?

...Мы пытались строить планы, но слишком многое еще оставалось неясным. В будущем, когда меня переведут в лагерь, жена могла бы поселиться неподалеку и навещать меня. Поэтому Барбара уже сейчас хотела остаться в Москве и устроиться на работу в американское посольство... Через родных я передал сообщение для прессы..."

"Моей первой реакцией на приговор, -писал в воспоминаниях Пауэрс, - было чувство безудержной радости. Будто бы я задыхался и вдруг смог глубоко вздохнуть. Меня не расстреляют!.. Я не слышал остального. Я искал глазами своих близких, но в смятении не мог разглядеть их... Лишь когда меня вывели из зала суда, я вдруг осознал всю тяжесть приговора. Десять долгих лет!"

Но Пауэрсу повезло. В 1962 году его обменяли на советского разведчика - полковника Рудольфа Абеля.

Интересно, что в мае 2011 года сын Пауэрса посетил Головное системное конструкторское бюро (ГСКБ) "Алмаз-Антей", где был создан зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-75, ракетой которого уничтожили разведывательный самолет США. Френсис Гэри Пауэрс

побывал в музее предприятия, встретился с его руководителями и создателями зенитного комплекса, который прервал полет его отца в небе Советского Союза. В частности, Пауэрс младший узнал о том, что в свое время было произведено свыше 1800 комплектов этого грозного зенитного оружия, принятого на вооружение армий СССР и многих стран мира. Сегодня известно, что свыше 800 комплектов ЗРК С-75 было поставлено в более чем 32 страны мира. Познакомился Пауэрс младший и с Карлом Альперовичем, одним из ведущих конструкторов первого отечественного зенитного комплекса С-75. Кроме этого комплекса, Альперович, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор, принимал непосредственное и самое активное участие в создании целого ряда систем зенитного управляемого оружия.

Подробнее »

День рождения Екатерины Великой

2 мая 1729 года родилась ЕКАТЕРИНА II (умерла 17.11.1796), российская императрица с 1762 года.

Будучи немецкой принцессой, она в 16 лет была выдана замуж за цесаревича Петра Федоровича. Когда муж взошел на престол под именем ПЕТРА III, он намеревался заключить супругу в монастырь. Но в результате заговора, во главе которого оказались братья Орловы, Петр был свергнут, вскоре скончался при неясных обстоятельствах, и началось блестящее правление Екатерины.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии). Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями.

Если соратников ПЕТРА I назвали «птенцы гнезда Петрова», то сподвижников императрицы - «стаей славной Екатерининских орлов»: это и упоминавшиеся уже пять братьев ОРЛОВЫХ, ПОТЁМКИН, полководцы РУМЯНЦЕВ и СУВОРОВ, адмиралы УШАКОВ и СПИРИДОВ, дипломаты БЕЗБОРОДКО, ПАНИН, деятели искусства и науки ДЕРЖАВИН, НОВИКОВ, ФОНВИЗИН, ЩЕРБАТОВ, КВАРЕНГИ, ФАЛЬКОНЕ, БОРТНЯНСКИЙ, ЭЙЛЕР, ПОЛЗУНОВ и КУЛИБИН. Не зря еще при жизни Екатерину назвали Великой.

 

Подробнее »

За спасение флота — смерть!

2 мая 1918 года завершен Ледовый поход Балтийского флота — операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.

Эта операция была проведена в тяжёлых ледовых условиях февраля — мая 1918 года. Командовал ей начальник Морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный. В результате Ледового похода были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.

После завершения похода, по приказу Троцкого, А. М. Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия». После суда его приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, по словам историка С. Мельгунова, было сформулировано тенденциозно и юридически необоснованно: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти»

 

Подробнее »

Строили быстрей, чем сейчас разрушают

2 мая 1930 года состоялась закладка Горьковского автомобильного завода.

Он был пущен в строй в первый день 1932 года. Всего через полтора года! Поражают поистине героические темпы, которые современным рыночникам и не снились, даже с точки зрения разрушения построенного в СССР.

Подробнее »

Капитуляция Берлина

2 мая 1945 года войска 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Георгия ЖУКОВА, при содействии войск 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Ивана КОНЕВА, после упорных уличных боев завершили разгром Берлинской группы немецких войск и полностью овладели столицей Германии — центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии. Командующий обороной Берлина подписал приказ о о безоговорочной капитуляции Берлина.
Страницы: 12345678910111213141516


Сегодня
8 июля
среда
2020

В этот день:

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии