RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Как убивали Александра II
13 марта 2019 г.

Как убивали Александра II

13 марта 1881 года погиб император, которого народ назвал Освободителем. Он был смертельно ранен террористами на набережной Екатерининского канала в Петербурге
«Плетка» для «Фантомов»
4 июля 2014 г.

«Плетка» для «Фантомов»

25 лет назад 4 июля 1989 года советский истребитель, способный нести до 2 тонн бомбового груза и несколько ракет средней и малой дальности, незаметно подлетел к штаб-квартире Североатлантического альянса
Слава нашему Военно-морскому флоту!
28 июля 2013 г.

Слава нашему Военно-морскому флоту!

28 июля - День ВМФ СССР и России
Святой Великий Князь Владимир
28 июля 2019 г.

Святой Великий Князь Владимир

28 июля Россия и другие славянские народы чтят память святого равноапостольного Великого Князя Владимира, которого подданные еще при жизни назвали Ясным Солнышком
Русское единство
3 ноября 2019 г.

Русское единство

Очередная подборка стихотворений русского поэта Игоря Дмитриевича Гревцева из книги «Дорога на Русь»
Главная » Памятные даты » Май

Памятные события за май

Образование Северного флота

11 мая 1937 года на базе Северной военной флотилии образован Северный флот.

 Фактически он зародился 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. А в 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот.

В то время на Севере активно строились базы и аэродромы, создавались береговая охрана и судостроительная база. В 1938 году подводная лодка «Д-1» провела в море 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль. В 1938 году подводная лодка «Д-3» впервые в истории Военно-морского флота осуществила подледное плавание, 30 минут шла подо льдами.

Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939—1940 гг. В результате занятия портов Лиинахамари и Петсамо силы флота лишили Финляндию возможности получать помощь по морю от западноевропейских стран и обеспечили перевозку личного состава и техники на приморском фланге, а также защитили свое побережье.

К началу Великой Отечественной Северный флот располагал 15 подводными лодками, восьмью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. Во время войны он утроил своё вооружение.

Силами Северного флота были уничтожены свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.

Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. На флоте базируется единственные в России тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и полк палубной авиации, а также на сегодняшний день единственные в мире надводные крейсера с атомной энергетической установкой.

Подробнее »

Подвиг пионера Марата Казея

11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области юный партизан был обнаружен фашистами. 14-летний патриот гранатой подорвал себя и окруживших его врагов.

Родился 10 октября 1929 года в деревне Станьково ныне Дзержинского района Минской области (Белоруссия) в крестьянской семье. Белорус. Пионер. Окончил 4 класса сельской школы.
В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, 12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября; затем он стал разведчиком штаба 200-й партизанской бригады имени К.К.Рокоссовского Минской области. В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд имени Д.Фурманова попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей. В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля – военные карты и планы гитлеровского командования.
11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельсовета Узденского района Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Подробнее »

Донское казачество

12 мая 1570 года считается официальной датой образования Донского казачества, первого по старшинству и самого многочисленного из казачьих войск Российской империи.

Оно размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть Луганской и Донецкой областей Малороссии, части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации.

Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря). Здесь и до 1570 года стояли казаки, но они назывались по-разному. А вот первой донской станицей считается станица Раздорская. Именно дата её возникновения и считается отправной точкой в истории Донского казачества (ннекоторые источники называют 3 января 1570 года).
На 1913 год численность донского казачества – 1 млн. 525 тыс., включая 30 тыс. казаков-калмыков, территория Донского казачьего войска занимала общую площадь 141 тыс. км². Административным центром войска являлся город Новочеркасск. На войсковой территории располагалось 135 казачьих станиц, включая и 13 калмыцких станиц казаков-калмыков, и 1728 казачьих хуторов. Во главе войска находился войсковой наказной атаман, обладавший большими правами генерал-губернатора по гражданской части и командующего войсками округа по военной. Он возглавлял военное управление, в которое входили Войсковой штаб, управление Донской казачьей артиллерии и гражданское областное управление Войска Донского.

 

Подробнее »

Завоевание Ниеншанца и основание Питера

12 мая 1703 года во время Северной войны 1700—21 гг. войска фельдмаршала Б. П. ШЕРЕМЕТЕВА (20 000 человек, 20 пушек, 12 мортир) после недельной осады взяли шведскую крепость Ниеншанц при впадении р. Охты в Неву.

Гарнизон шведов составлял 600 человек с 76 пушками и 3 мортирами. Нева на всем ее протяжении и выход в Балтийское море оказались в руках России.

Именно в это время становится главным вопрос о создании крепости для защиты новых рубежей. 27 мая 1703 года здесь и была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх, так же стал называться впоследствии и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. В 1720 году название Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург. Кроме официального названия в народе появляется также сокращённое, на русский манер «Питер-град» или просто «Питер».

Подробнее »

Похороны фельдмаршала Кутузова

12 мая 1813 года из прусского городка Бунцлау в Петербург отправился печальный кортеж с телом Михаила Илларионовича Кутузова, который почил здесь 28 апреля во время военного похода, как и подобает солдату.

Грандиозные всенародные похороны главнокомандующего русской армией продолжались полтора месяца. Жители сёл, мимо которых проезжал катафалк, впрягались в телегу вместо лошадей и везли её на себе, стараясь отдать дань человеку, спасшему Россию от наполеоновского нашествия. Погребли Кутузова в Казанском соборе.

 

Подробнее »

«Они сражались за Родину»

12 мая 1975 года на экраны вышел фильм Сергея БОНДАРЧУКА «Они сражались за Родину» по одноименному роману Михаила ШОЛОХОВА.

В фильме снимались Василий ШУКШИН, Вячеслав ТИХОНОВ, Сергей БОНДАРЧУК, Георгий БУРКОВ, Юрий НИКУЛИН, Иван ЛАПИКОВ, Николай ГУБЕНКО.

Этот фильм до сих пор остается одной из лучших художественных лент о Великой Отечественной войне. К сожалению, сегодня ничего подобного голливудо-российский кинематограф сделать не в состоянии по причине духовной деградации и общества, и представителей кино. Чего только стоят поделки сынка великого Сергея Бондарчука, которые лишь опошляют тему войны...

Подробнее »

Поход Петра I на Азов

13 мая 1696 года начался второй Азовский поход Петра I.

Построенный в Воронеже «морской караван», как тогда называли флот, взял курс к Азову. Впереди, начальствуя осьмью галерами, плыл капитан Петр Алексеев на галере Principium, которую сам строил. В июле второй Азовский поход ПЕТРА I завершился взятием Азова.

Подробнее »

В небе - «Русский витязь»

13 мая 1913 в Петербурге совершил первый полёт первый в мире 4-моторный самолёт «Русский витязь». Общая масса этого по тем временам гиганта составляла около 5 000 кг.

 Он был построен на Русско-Балтийском заводе по проекту авиаконструктора И. И. Сикорского. На его базе вскоре был создан более совершенный воздушный гигант «Илья Муромец», который использовался во время первой мировой войны.

Подробнее »

Кончина адмирала Горшкова

13 мая 1988 года скончался Сергей Георгиевич ГОРШКОВ, Адмирал Флота Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, бывший Главком ВМФ.

Смерть авиаконструктора Туполева

13 мая 2001 года ушел из жизни Алексей Андреевич Туполев, генеральный конструктор самолётов, доктор технических наук, профессор, академик РАН, Герой Социалистического Труда.
Страницы: 123456789101112131415


Сегодня
21 января
вторник
2020

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии