RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Миллионы миль конструктора Миля
22 ноября 2014 г.

Миллионы миль конструктора Миля

22 ноября 2014 года - 105 лет создателю самого массового вертолета в мире
Экипаж Ил-76 из боя не вышел
4 июля 2016 г.

Экипаж Ил-76 из боя не вышел

4 июля 2016 года в Иркутской области - день траура, на всей её территории приспущены флаги, в православных храмах Приангарья прошли панихиды по погибшим при тушении лесных пожаров воздушным спасателям
Гильотина для поэта
15 февраля 2016 г.

Гильотина для поэта

110 лет назад 15 февраля 1906 года родился автор легендарной «Моабитской тетради» Герой Советского Союза Муса Джалиль
Подвиг русского богатыря Меркурия
7 декабря 2019 г.

Подвиг русского богатыря Меркурия

7 декабря 1239 года Меркурий Смоленский с небольшим отрядом обратил в бегство татаро-монгольскую рать
Путь к Богу Жанны Бичевской
12 февраля 2020 г.

Путь к Богу Жанны Бичевской

К 50-летию творческой деятельности выдающейся русской певицы
Главная » Памятные даты » Май

Памятные события за май

Суворов из боя не вышел

17 мая 1801 года на Марсовом поле в Санкт-Петербурге открыт памятник А. В. СУВОРОВУ

 Показательно, что работа над ним началась еще при жизни великого полководца, и в памятник как бы вошел победный дух Александра Васильевича. С самого момента открытия монумента сложилась традиция: выпускники военных учебных заведений приходят поклониться Суворову и получить духовное напутствие для самоотверженной службы Отечеству. В дни Великой Отечественной войны, чтобы уберечь от вражеских бомб и снарядов скульптурные памятники Ленинграда, большинство из них было снято с пьедесталов и зарыто в землю или укрыто мешками с песком и специальной обшивкой из досок. Но три памятника в городе намеренно были оставлены открытыми: М. И. Кутузову, М. Б. Барклаю де Толли и А. В. Суворову. Мимо них проходили войска. Приближаясь к памятнику, бойцы замедляли шаг, отдавали честь и, как бы осененные немеркнущей славой своих предков, шли дальше — на фронт.

Подробнее »

Гибель летчика Виктора Голубева

17 мая 1945 года погиб Виктор Максимович ГОЛУБЕВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза. Погиб при выполнении учебно-тренировочного полета.

Ложь Эйзенхауэра

17 мая 1960 года советская делегация покинула проходившую в Париже конференцию четырех держав по разоружению на высшем уровне.

Накануне Н. С. Хрущев в связи инцидентом с самолетом-шпионом U-2, сбитым 1 мая под Свердловском, потребовал, чтобы США прекратили шпионские полеты над территорией СССР и принесли извинения. Президент США Эйзенхауэр пошел на откровенную ложь, заявив, что ничем подобным США не занимаются, — и конференция завершилась, фактически так и не приступив к работе.

 

Подробнее »

День Балтфлота

18 мая 1703 года состоялась первая победа Балтийского флота России, в честь которой отчеканена необычная медаль.

Произошло это так. 12 мая 1703 года после недельной осады войска фельдмаршала Б. П. ШЕРЕМЕТЕВА взяли шведскую крепость Ниеншанц в устье Невы, и река на всем ее протяжении, а также выход в Балтийское море оказались в руках России. 16 мая, не зная о взятии русскими Ниеншанца, шведский адмирал Нумерс привел сюда эскадру и попытался войти в Неву, как к себе домой. 18 мая шведов неожиданно остановила флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I. Она одержала решительную боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных корабля - «Гедан» и «Астрильд». Этот победный день и принято считать Днем рождения Балтийского флота России. Все участники того боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает».

 

Военная победа, ставшая повивальной бабкой новорожденного флота, была подкреплена мощными организационными мерами. В 1703 году был построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт». В том же году заложили базу русского флота на Балтике — Кроншлот, а в Воронеже открыли Адмиралтейскую школу. В туже пору началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России. Уже к 1724 году Балтийский флот имел 141 парусный боевой корабль и несколько сот гребных судов. К концу 19 века в его составе было свыше 250 современных кораблей всех классов.

Балтийцы всегда доблестно и умело отстаивали интересы страны на морских военных театрах. После первой победы в 1703 году победный марш Балтфлота продолжился в Северной войне (1700—1721): при содействии балтийцев были взяты Выборг, Ревель, Рига, Моонзундские острова, Гельсингфорс, Або; на море были одержаны победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719), Гренгаме (1720).

Во время русско-шведских войн 18 века и Крымской войны 1853—1856 годов моряки Балтийского флота доблестно отстояли побережье Балтики, сорвали попытки шведов захватить Кронштадт, не допустили захвата Гангута, Свеаборга и Петербурга.

Во время русско-японской войны 1904—1905 годов 2-я Тихоокеанская, а затем и 3-я Тихоокеанская эскадры Балтийского флота совершили беспримерный в истории войн переход броненосных кораблей из Балтийского моря в Японское в сложнейших условиях. К сожалению, в Цусимском сражении (1905) они потерпели первое и единственное поражение, но действовали храбро и самоотверженно.

В годы Первой мировой войны (1914—1918), Балтийский флот выиграл у германских военно-морских сил битву за Балтику, уничтожив более 100 кораблей и вспомогательных судов противника.

В Великую Отечественную войну (1941—1945) Балтийский флот вступил в составе двух линкоров, двух крейсеров, 19 эсминцев, 65 подводных лодок, 656 самолётов и другого вооружения. Балтийцы под командованием адмирала Владимира Трибуца обороняли Моонзундские острова, Таллин и полуостров Ханко, принимали активное участие в обороне Ленинграда в 1941—1944 гг., в 1944—1945 гг. в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом, в Прибалтике, в Восточной Пруссии и Восточной Померании.

В общей сложности балтийцы потопили 1205 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов, уничтожили 2418 самолетов противника. Более 82 тысяч моряков были отмечены высокими государственными наградами, 173 балтийцам присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе четырём — дважды.

Велико значение Балтийского флота в научных экспедициях и географических открытиях. Балтийский флот стал родоначальником всех дальних и кругосветных плаваний русских — на карте мира сделаны 432 географических открытия, которые носят имена 98 адмиралов и офицеров Балтийского флота. Самые известные и значимые из них — описание северных берегов России, первое русское кругосветное плавание и обеспечение жизнедеятельности Русской Америки, открытие последнего из континентов планеты Антарктиды. Балтийцами себя считали великие флотоводцы, герои морских сражений адмиралы Фёдор Ушаков и Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Владимир Корнилов, Степан Макаров и Николай Эссен, первооткрыватели новых земель Витус Беринг, Фаддей Беллинсгаузен, Геннадий Невельской, композитор Николай Римский-Корсаков, писатели Анатолий Соболев и Сергей Колбасьев, изобретатель радио и радиолокации Александр Попов, физик Борис Якоби, собиратель русского слова Владимир Даль, кораблестроитель академик Алексей Крылов.

К сожалению, сейчас не лучшие времена для Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Шкурные, рваческие реформы обескровили флот. По сравнению с петровскими временами он сократился в десятки раз! Сегодня основу корабельного состава Балтийского флота составляют эскадренные миноносцы проекта 956 «Настойчивый» и «Беспокойный». Они были введены в строй в начале 1990-х годов. Правда, в 2000-х годах боевой состав флота пополнился современными кораблями, оснащенными новейшими вооружением и техническими средствами: это - сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», корветы «Стерегущий» и «Сообразительный», дизельная подводная лодка «Санкт-Петербург». В 2013 году в состав флота вошел серийный корвет «Бойкий». В ближайшее время ожидается пополнение флота корветом «Стойкий», а также фрегатом «Адмирал Горшков». Руководство страны обещает до 2021 года усилить и количественную и качественную составляющие флота.

 

 

 

Подробнее »

День Кронштадта

18 мая 1704 года основан Кроншлот (впоследствии Кронштадт) — в то время главная база Балтийского флота.

Сегодня поражают темпы строительства. Форт был построен за зиму, причем так, что шведы даже не заметили этого. Для возведения форта на льду из хвойных пород дерева сколачивались ряжи, вокруг них прорубались проруби (майны).Заполненные камнями ряжи опускались на дно, создавая основу для насыпи. Работа проходила в напряжённом темпе, и уже на следующую весну шведы, открывая навигацию, с удивлением обнаружили в заливе, который они ещё недавно считали своим, откуда ни возьмись появившуюся крепость, отныне закрывшую им подход к Невской губе.

18 мая 1704 года крепость была освящена. Этот день и считается датой основания города Кронштадта, расположение которого оказалось настолько удачным, что за всю его историю мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

Сегодня население Кронштадта составляет более 43 тыс. жителей. В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Города воинской славы.

 

 

Подробнее »

Трагедия жизни Николая Второго

18 мая 1868 года родился НИКОЛАЙ II (зверски убит вместе с семьей 17.07.1918), российский император.

Николай Александрович Романов родился в день, когда православная церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению царь придавал большое значение, испытывая всю жизнь «глубокую уверенность», что «обречен на страшные испытания».

Воспитанием Николая лично занимался его отец Александр III. Он преподавал не только науки, но и «русскую жизнь», традиции, практические навыки в простом труде, воинской службе, госуправлении. Отец передал сыну беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу.

Однако к началу двадцатого века российские основы и традиции становятся объектом отрицания со стороны "образованного" общества. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергает путь следования российским основам, традициям и идеалам, многие из которых они считают отжившими и невежественными. Не признается право России на собственный путь. Делается попытка навязать ей чуждую модель развития — либо западноевропейского либерализма, либо западноевропейского марксизма. И для тех, и для других главное — поломать самобытность России. Естественно, эти подонки относились к царю, как к врагу и мракобесу. У представителей «продвинутых» слоев такое отношение к императору до сих пор.

Но вот более или менее объективные оценки историков и даже врагов.

«Вера в Бога и в свой долг Царского служения, — отмечает историк С. С. Ольденбург, — были основой всех взглядов Императора Николая II. Он считал, что ответственность за судьбу России лежит на Нем, что Он отвечает за них перед престолом Всевышнего. Другие могут советовать, другие могут Ему мешать, но ответ за Россию перед Богом лежит на нем. Из этого вытекало и отношение к ограничению власти — которое Он считал переложением ответственности на других, не призванных, и к отдельным министрам, претендовавшим, по Его мнению, на слишком большое влияние в государстве. „Они напортят, — а отвечать мне“».

«Я в своей жизни не встречал человека более воспитанного, нежели ныне царствующий император Николай II», — писал граф Витте уже в ту пору, когда он по существу являлся личным врагом императора.

 

 

Подробнее »

Мирная конференция 1899 года

18 мая 1899 года в Гааге начала работу 1-я мирная конференция. Инициатором созыва конференции стал НИКОЛАЙ ВТОРОЙ.

От его имени министр иностранных дел России граф Михаил Николаевич МУРАВЬЁВ обратился к державам мира с нотой, содержавшей предложение о сокращении вооружений.

На конференцию собрались представители 26 стран. К сожалению, главная цель достигнута не была, но конференция способствовала заключению полезных договоров о мирном разрешении международных споров, о законах ведения сухопутных войн и применении Женевской конвенции 1864 г. к морской войне (о гуманном обращении с военнопленными и защите санитарных формирований). Кроме этого, были приняты три декларации: о запрете применения удушающих газов, о запрете разрывных пуль («дум-дум») и о запрете сбрасывания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.

Подробнее »

Родился Николай Пилюгин

18 мая 1908 года родился Николай Алексеевич ПИЛЮГИН (умер 02.08.1982), академик, дважды Герой Социалистического Труда, основоположник отечественных систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами, член легендарного Совета главных конструкторов ракетной и ракетно-космической техники, который возглавлял С. П. КОРОЛЁВ.

День рождения летчика Сухомлина

19 мая 1911 года родился Иван Моисеевич Сухомлин, заслуженный летчик–испытатель СССР, Герой Советского Союза.

В 1937 — 1943 годах провел государственные испытания гидросамолетов Че–2, МБР–7, АНТ–44, Бе–4, МДР–7. В 1954 — 1973 годах — военного самолета Ту–126, бомбардировщика Ту–95, пассажирского Ту–114 и их модификаций. Установил 42 мировых авиационных рекорда (из них 5 — вторым пилотом).

Подробнее »

Родился Николай Скоморохов

19 мая 1920 года родился Николай Михайлович СКОМОРОХОВ, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. Рядовым лётчиком Н. М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года, а уже в январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Всего сбил 46 фашистских самолетов (плюс 8 в группе)

Воевал в составе 5-й и 17-й воздушной армии на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.

В боях за город Будапешт капитан Скоморохов Н. М. сбил 2 самолёта из «бриллиантовой эскадры» гитлеровских военно-воздушных сил. Неоднократно сбивал по 2 и по 3 вражеских самолётов в одном бою.

Всего во время Великой Отечественной войны Н. М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боёв, сбил лично 46 фашистских самолётов и 8 самолётов в группе (7-й результат в списке советских асов-истребителей), а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит.

Подробнее »
Страницы: 12345678910111213141516


Сегодня
8 июля
среда
2020

В этот день:

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии