RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

«Коричневые» мечты чиновных  «чухонцев»
27 апреля 2013 г.

«Коричневые» мечты чиновных «чухонцев»

Что стало бы с прибалтами, если бы не подвиг советского солдата
Нападение на храм
16 августа 2015 г.

Нападение на храм

В ночь на 8 августа 2015 года неизвестные пытались поджечь Христорождественский собор города Хабаровска
Автор оперы «Иван Сусанин»
16 февраля 2017 г.

Автор оперы «Иван Сусанин»

16 февраля - день памяти великого русского композитора-патриота Михаила Ивановича Глинки
Гермоген ХХ века
26 октября 2017 г.

Гермоген ХХ века

9 октября 2017 года митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет
Награждение главы Липецка
28 февраля 2015 г.

Награждение главы Липецка

Медаль «В память о народном ополчении» Михаилу Гулевскому вручил руководитель Фонда содействия ВДВ и войскам специального назначения Герой России Александр Маргелов
Главная » Памятные даты » Ноябрь » Памяти адмирала Зубова

Памяти адмирала Зубова

11 ноября 1960 года скончался Николай Николаевич Зубов (р. 1885), русский и советский морской офицер, инженер-контр-адмирал, океанолог, полярный исследователь, профессор.

Один из немногих царских офицеров, воевавших против Красной Армии на стороне адмирала Колчака, который впоследствии успешно служил Советской России.

В 1901 году — поступил в Морской кадетский корпус. В 1905 году — участвовал в Цусимском сражении в должности вахтенного офицера эскадренного миноносца «Блестящий». Был ранен в ногу тем же снарядом, который убил командира миноносца капитана 2-го ранга А. С. Шамова. С октября 1914 года — командир эскадренного миноносца «Послушный». С июля 1916 года — флагманский штурман в штабе командующего флотом Балтийского моря. С 29 сентября 1916 года — командир эскадренного миноносца «Мощный». После Октябрьской революции служил в Русской армии адмирала Колчака в чине подполковника. С 1924 года — в ссылке (4 года) в городе Чердынь на Северном Урале.

В 1932 году — руководитель экспедиции на парусно-моторном боте «Н. Книпович», впервые в истории обогнувшей с Севера Землю Франца-Иосифа. С 1941 года —начальник штаба ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. В 1944—1948 годах — директор Океанографического института. В 1953 году основал кафедру океанологии Географического факультета Московского университета.

 

Ещё в этот день:

Стояние на Угре

11 ноября 1480 года — завершение Великого Стояния на Угре. Падение татаро-монгольского ига.

Окончились военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

Подробнее »

Родился адмирал Рождественский

11 ноября 1864 года родился Зиновий Петрович РОЖЕСТВЕНСКИЙ (умер 14.01.1909), вице-адмирал (1904), командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой, разгромленной в Цусимском сражении. Был тяжело ранен в бою, взят в плен, по возвращении предан военно-морскому суду, полностью оправдан.

В апреле 1904 года Рожественскому поручили командование Второй тихоокеанской эскадрой, состоявшей из 7 броненосцев, 8 крейсеров, 9 миноносцев и ряда вспомогательных судов. В задачи эскадры входил переход из Балтики в Тихий океан, помощь осаждённому Порт-Артуру и сражение с японским флотом. В октябре 1904 года Вторая тихоокеанская эскадра вышла в поход и 14 мая 1905 года подошла к Цусимскому проливу. За время похода, проходившего в условиях отсутствия надёжных баз снабжения, противодействия британского королевского флота, плохой выучки экипажей — не было потеряно ни одного корабля. Рожественский считал поставленную задачу практически невыполнимой, во время перехода обращался в Петербург с рапортом об отставке и намёками на необходимость вернуть эскадру.

14 мая 1905 года японский флот атаковал эскадру Рожественского в Цусимском проливе. В ходе сражения был выведен из строя и потоплен флагманский корабль «Князь Суворов», сам вице-адмирал получил тяжёлое ранение в голову. Управление эскадрой было потеряно через 20 минут после начала боя. К утру 15 мая Вторая тихоокеанская эскадра перестала существовать. Миноносец «Бедовый», на котором находился раненый Рожественский и другие раненые русские офицеры, был сдан японцам.

После подписания Портсмутского мира адмирал вернулся в Россию, где был восстановлен в своей прежней должности. В «Полном послужном списке» от 16 января 1906 года было

написано: « В службе сего адмирала не было обстоятельств, лишающих его права на получение знака отличия беспорочной службы…». Но вскоре в газетах началась «травля» адмирала. Первоначально Рожественский пытался оправдываться. Затем, в феврале 1906 года, он подал в отставку с поста начальника Главного морского штаба. Но волна критики не утихала, и адмирал настоял на привлечении себя к суду. Во время процесса Рожественский просил для себя смертной казни. Однако был полностью оправдан военно-морским судом.

После окончания процесса жил затворником, практически не выходил из своей квартиры и умер в Петербурге от болезни лёгких в ночь на Новый 1909 год. Погребён на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Могила не сохранилась.

Подробнее »
Памяти адмирала Зубова

Великий хирург Николай Бурденко

11 ноября 1946 года ушел из жизни Николай Нилович Бурденко, генерал-поковник медслужбы, главный хирург Красной Армии

Он - Герой Социалистического Труда, участник русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн. Был автором первого «Положения о военно-санитарной службе Красной армии». В 1929 году по инициативе Николая Бурденко была создана кафедра военно-полевой хирургии на медицинском факультете Московского университета. На основе своего боевого опыта и изучения материалов прошлого он выпустил инструкции и положения по отдельным вопросам хирургического обеспечения войск, что подготовило военную медицину к началу Великой Отечественной войны.
В 1939—1940 годах во время советско-финской войны 64-летний Бурденко выехал на фронт, проведя там весь период боевых действий, и руководил там организацией хирургической помощи в действующей армии. По опыту советско-финской войны он разработал положение о военно-полевой хирургии.
В 1941 году, с начала Великой Отечественной войны — главный хирург Красной Армии. Несмотря на свои 65 лет, он сразу же выехал в действующую армию, в дальнейшем пользовался всякой возможностью, чтобы побывать на фронте. Занимался организацией помощи раненым во время боёв под Ярцевом и Вязьмой. Для проведения сложных операций Бурденко добирался до полковых и дивизионных медсанбатов, лично провёл несколько тысяч операций. Организовал работу по сбору оперативной информации о ранениях.
В 1941 году академик Бурденко был контужен во время бомбардировки на переправе через Неву. В конце сентября 1941 года под Москвой, при осмотре прибывшего с фронта военно-санитарного поезда у Николая Бурденко произошёл инсульт. Он пролежал около двух месяцев в больнице, почти полностью лишился слуха, и был эвакуирован сначала в Куйбышев, затем в Омск. Ещё не оправившись от болезни, Бурденко в местных госпиталях занимался лечением поступивших с фронта раненых, обширной перепиской с фронтовыми хирургами передовых этапов. На основе своих наблюдений он написал ряд исследований, оформив их в виде девяти монографий по вопросам военно-полевой хирургии.
За полгода до смерти Бурденко выступил с большой программной статьёй о проблемах послевоенной медицины. Скончался от последствий кровоизлияния 11 ноября 1946 года в Москве. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище Москвы (участок 1, ряд 42, место 16). На могиле установлен памятник работы скульптора Г. Постникова.

Подробнее »

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии